УДК 377.031.3+371.3 ББК 74. 265.1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
| И.В. Гавриленкова
Аннотация. Проблема профессиональной ориентации, рассматриваемая автором статьи как «подготовка человека к осознанному выбору профессии» и активно решаемая в стране начиная с 20-х гг. прошлого столетия, как важная государственная задача, вновь актуальна. Социально-экономическая ситуация ориентирована на развитие тех отраслей промышленности, которые обеспечат, в первую очередь, конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике по наиболее перспективным направлениям. Для поддержания долгосрочного сценария инновационного подъема производства России важной задачей является подготовка затребованного уровня специалистов. В статье исследуются актуальные вопросы подготовки обучающихся к выбору профессии, обеспечивающей им социальную устойчивость и социальную успешность, в процессе обучения физике в системе непрерывного естественнонаучного образования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, историко-компара-тивный анализ, обучение физике, социальная устойчивость, социальная успешность, непрерывное естественнонаучное образование.
VOCATIONAL GUIDANCE IN THE PROCESS OF STUDYING PHYSICS
I I.V. Gavrilenkova
Abstract. The problem of vocational guidance viewed by us as "preparing a person for making a conscious choice of profession" and actively being solved in our country since 20-s years of the last century as an important governmental issue, is urgent again. Socio-economic situation is oriented at development of those industries, which will provide, in the first place, competitiveness of our country in world economy in the most prospective areas. Therefore for maintaining the long-term scenario of innovative upsurge of production in Russia the main task is preparation of specialists of required level. There are viewed approaches towards vocational guidance of students in the process of studying physics. The article investigates actual issues on preparation of students for making choice of their future profession, providing social stability and social success in the process of studying physics in the system of continual natural-scientific education.
Keywords: vocational guidance, historical-comparative analysis, on teaching physics, social stability, social success, continual natural-scientific education.
Проблема профессиональной ориентации при обучении физике всегда была актуальной и прошла в своем развитии несколько этапов. Это связано, прежде всего, с тем, что физика как наука, являясь фундаментом технического прогресса и источником научно-технической революции и сопутствующих ей новых профессий и специальностей, постоянно обновляется, оказывая влияние на развитие физически как дисциплины, которая постоянно должна обновлять свое содержание, «отряхиваясь» от устаревших понятий и теорий.
В данной работе автором использовался историко-компаративный анализ, который предполагает сравнительное изучение роли, места и свойств исследуемого объекта в разных исторических периодах и перспективы его изучения. Слово «анализ» образовано от греческого "analysis" и означает разложение, расчленение. Анализ — «мысленное структурированное исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения» [1, с. 24]. В философии термин «анализ» определяется как «метод научного познания, являющийся этапом гносеологического процесса формирования понятий, начальный этап научного исследования». Исто-рико-компаративный анализ является общенаучной основой данного исследования, применение которого позволит более точно оценить особенности объекта исследования в
различных исторических периодах и наметить стратегию его изучения в будущем. Понятие «компаративный» многозначное и определяется как «равное соотношение, соразмерность, сравнение, сличение, взаимное соглашение». Согласно трактовке философского словаря, понятие «компаративный» применяется в разных областях науки и имеет следующие определения:
• общее название совокупности сравнительных методов в различных областях гуманитарного знания;
• философская теория сравнения как базисной логической операции рассудка».
Компаративный анализ позволяет выявлять общее в изучаемых явлениях и заметить тенденции их стратегического развития. Термин «компаративизм» произошел от латинского слова "штрагайуш", что означает «сравнительный». На компаративный анализ, как на метод научного исследования объектов разной природы, опирались древнегреческие философы Платон и Аристотель, Ф. Бэкон, М. Вебер, И. Кант, Д. Локк и др. [там же, с. 621].
Таким образом, историко-компа-ративный анализ рассматривается как последовательное хронологическое изучение динамики зарождения, становления, развития проблемы профессиональной ориентации обучающихся при обучении физике в прошлых конкретных периодах на основе совокупности сравнительных методов, описывающих сходство и
177
различия условий с целью выявления предпосылок прогнозирования перспектив исследуемого объекта в будущем.
Эволюционно-генетическое объяснение содержания понятия «профессиональная ориентация». «Профессиональная ориентация» представляет собой словосочетание двух слов: «профессиональная» и «ориентация», каждое из которых вносит свой вклад в его содержание. Выявлению причин изменений в развитии данного понятия служит эволюцион-но-генетический подход, позволяющий утверждать, что «наличие одной или нескольких последовательностей событий, хронологически упорядоченных в рамках каждой последовательности, причем событие А, предшествующее событию В, является необходимым условием события В. При этом учитываются и законы следования во времени». Изучение научно-методической литературы показало, что изначально содержание термина «профессиональная ориентация» свя-пп зывалось с английским словом "vocational", которое в переводе на русский язык означало либо «профессиональный», либо «избранный по призванию», которое, по мнению экспертов Международной организации труда (МОТ), могло истолковываться, как «не охватывающий технические профессии и специалистов». Поэтому в дальнейшем его заменили на английское слово "occupational" — «зае нятие, род занятий, профессия», «призвание, занятие» [2, с. 327], «призвание, занятие» [3, с. 792]. Затем предпринимался ряд попыток использовать другие разнообразные словосочетания, например, такие как «выбор карьеры», «консультации по
вопросам выбора профессии», «профессиональное ориентирование», «консультации по профессиональным вопросам», «профессиональное самоопределение» и др. Однако трактовки каждого из них не давали четкого представления о содержании деятельности по профессиональной ориентации. Поэтому далее необходимо было выделить только те трактовки словосочетания «профессиональная ориентация», которые указывали и цель, и содержание деятельности. Для этого мы проанализировали имеющиеся трактовки этого словосочетания в разных словарях.
В Оксфордском словаре английского языка (The Oxford English Dictionary) имеются следующее определение понятия «ориентация» и четыре его значения:
Orientation — the action of orienting, or the condition of being oriented or orientated.
1. The placing or arranging of something so as to face the east; spec. the construction of a church with the longer axis east and west, and the chancel or chief altar at the eastern end; also, the burying of a corpse with the feet towards the east.
2. The action of turning to or facing the east, esp. in acts of worship, as at the recitation of the Creed or the celebration of the Eucharist; the eastward position.
3. The action or process of ascertaining, or fact of knowing, the position of anything or of oneself in relation to the points of the compass or to objects in general; determination of (one's) bearings or relative position [4, с. 201].
Согласно определения, которое дается в «Толковом словаре русского
языка» Ожегова, слово «ориентация» имеет два разных по виду деятельности значения:
• направить на достижение какой-нибудь цели;
• помочь кому-нибудь разобраться в чем-нибудь [5, с. 459].
Как можно заметить, первое значение термина отражает содержание деятельности — «направить», а вторая — «помочь». Далее необходимо было выяснить, какое из данных значений более всего соответствует современной деятельности по профессиональной ориентации обучающихся. Для этого мы проанализировали трактовки понятия «профессиональная ориентация» и установили зависимость содержания профориента-ционной деятельности от выдвигаемых в разные годы целей по профессиональной ориентации. Динамика эволюции содержания термина «профессиональная ориентация» связана с отражением мнения экспертов Международного Бюро Труда, которое они вкладывали в него в разные периоды. Так, например, в Рекомендациях № 87 МОТ 1949 года термин «профессиональное ориентирование» означал «оказанную отдельным лицам помощь в разрешении вопросов, связанных с выбором профессии или продвижением по службе с учетом наклонностей заинтересованного лица и соотношения между ними и возможностями занятости». Целью профориентации в этот период было «оказание помощи при выборе профессии или при изменении уже имеющейся профессии».
Профориентационная деятельность — «оказание помощи», то есть соответствует деятельности: «помочь кому-нибудь разобраться в
чем-нибудь». Как мы видим, в данном случае термин соответствует второму смысловому значению слова «ориентация».
С 1949 года по 1971 год Эли Гинзберг в своих исследованиях опирался на такую трактовку: «Профессиональная ориентация является процессом оформленного вмешательства, направленного на оказание помощи заинтересованным лицам в том, чтобы они воспользовались преимуществами имеющихся возможностей получения образования, подготовки к профессии». Цель профессиональной ориентации — «подготовка к профессии», а профориентационная деятельность рассматривалась как «процесс... оказания помощи», что также относится ко второму значению. Затем экспертами МОТ предлагалось рассматривать профессиональную ориентацию как «интенсивную кампанию в распространении информации с целью дать возможность детям, родителям и учителям осознать реальное положение в области занятости и изменить существующие искаженные понятия, приписываемые различным типам работы». Главная цель профессиональной ориентации в эти годы состояла в том, чтобы подыскать «подходящего человека для подходящей работы», которая сводилась к «процессу обеспечения соответствия между трудящимся и его работой, при котором работа была постоянной величиной, а трудящийся — приспосабливаемым к ней материалом». Целью профессиональной ориентации явилось «дать возможность .осознать реальное положение в области занятости.» [6, с. 6].
Профориентационная деятельность — «распространение инфор-
179
180
мации», что находиться в большем соответствии с первым значением слова «ориентация». Согласно трактовке Ю.П. Аверичева, «профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Цель профессиональной ориентации в эти годы: «подготовка молодежи к выбору профессии». Деятельность по профориентации: «оказание помощи» [7]. В.А. Толочек рассматривает профессиональную ориентацию как «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи человеку в выборе профессии». При этом цель профориентации, по его мнению, состоит в выборе профессии, а профориента-ционная деятельность заключалась в «оказании помощи».
Итак, анализ трактовок термина «профессиональная ориентация» позволяет констатировать, что содержание деятельности по профессиональной ориентации до настоящего времени состояло в том, чтобы «оказывать помощь» в выборе будущей профессии, а цель — «выбор будущей профессии». Данная цель определяет новое содержание профо-риентационной деятельности, которое соотносится с первым значением слова «ориентация»: «направить на достижение какой-нибудь цели». Учитывая, что Россия развивается в тесном контакте с мировым сообществом, полагаем, что те цели и задачи, которые ставит перед этим сооб-
ществом международные организации, являются ориентиром и для дальнесрочного развития России. Однако проведенный анализ профессиональной ориентации, как глобальной проблемы, позволил выделить новую стратегическую цель: обеспечение мировых интеграционных процессов рабочей силы. Конкретизируя содержание профориентаци-онной деятельности, можно сформулировать следующее определение термина «профессиональная ориентация»: деятельность, направленная на обеспечение мировых миграционных процессов рабочей силы. В Большой советской энциклопедии термин «профессиональная ориентация» определялся как «система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве...». Здесь же указывались следующие основные виды деятельности, которые включала профориентация молодежи:
• ознакомление с отраслями производства; формами профессиональной подготовки; потребностями народного хозяйства в кадрах и возможностями трудоустройства;
• пропаганда нужных народному хозяйству профессий;
• формирование определенной профессиональной направленности;
• непосредственную помощь в выборе профессии и трудоустройстве.
Педагоги и методисты физического образования руководствовались следующим определением термина «профессиональная ориентация» —
«система педагогических методов, направленных на формирование у ученика профессиональных интересов», отмечая, что профориентационная работа должна осуществляться дифференцированно с учетом индивидуальных особенностей учеников при наличии познавательного интереса к физике, склонности к практической деятельности и обоснованности в выборе профессии и путей ее получения. При этом профориентационная деятельность в процессе преподавания физики формировала у учащихся представления о физике как научной основе современного научного производства. Затем профессиональная ориентация школьников при обучении физике рассматривалась как «составная часть системы ... учебно-воспитательного процесса в школе», осуществляемая в процессе изучения основ наук» и «политехнического ... обучения». Поэтому следующим этапом исследования является разработка
Элементы содержания термина
нового содержания термина «профессиональная ориентация». Для того чтобы сформулировать новое содержание термина «профессиональная ориентация», выделим элементы, которые приводили к его модификации или к расширению в разные годы. Результаты анализа представили в виде таблицы (см. таблица 1). В первом столбце этой таблицы укажем термин, во втором — объекты профориентации, а в третьем — виды про-фориентационной деятельности.
Как видно из таблицы 1, наблюдается тенденция к увеличению объектов профориентации и изменению профориентационной деятельности в направлении персонального учета потребности личности. В таком понимании профессиональная ориентация в нашей стране получила свое развитие в начале XX века.
Динамика профессиональной ориентации как государственной задачи в России. Хронологически развитие
Таблица 1 «профессиональная ориентация
Термин Объекты профориентации Профориентационная деятельность
Ориентация дети и подростки родители,учителя Информация о сферах трудовой деятельности в целом
Ориентация население в целом группы населения трудящиеся определенных отраслей экономики, секторов или районов Цели национальной и другой деятельностинтересованных людей, направленной на развитие, ее влияния на заинтересованных людей и способы, посредством которых они могут принимать участие в процессе развития;
Более конкретная профессиональная ориентация подростки, когда они делают свой первый выбор в отношении своей будущей трудовой жизни Индивидуальный совет, дающий человеку информацию, которая поможет ему сделать свой выбор на реальной основе в свете его способностей и предполагаемых возможностей занятости
Ориентация и консультация взрослые на протяжении, если потребуется, всей их жизни При изменении их работы или профессии, направленные также на то, чтобы поощрять их полностью содействовать развитию общества, в котором они живут
181
профессиональной ориентации в нашей стране условно можно определить двумя периодами: до «перестройки» и после «перестройки», в результате которой произошли коренные социально-экономические изменения общества. В первом периоде мы выделили следующие этапы.
Первый этап (начало 1920-х - конец 1950-х годов) — зарождение и становление научных основ профессиональной ориентации обучающихся при обучении физике. На данном этапе происходило накопление анализ практического и экспериментального опыта осуществления профессиональной ориентации молодежи; поиск эффективных форм и методов профориентационной работы, разработка научных основ и построение системы профессиональной ориентации. В начале 20-х годов XX века в нашей стране зарождение и становление научных основ системы профессиональной ориентации связано с именами М.Я. Басова, А.П. Болту-нова, И.Н. Геллерштейна, К.Х. Кек-чеева, Н.А. Рыбникова, Н.Д. Леви-182 това, А.Н. Смирнова, М.Ю. Сыркина и др. Из зарубежных авторов первой половины XX столетия следует выде-л лить Г. Мюнстерберга, В. Штерна, И.Н. Шпильрейна и др. Зарождение проблемы профессиональной ориентации в России произошло в период, когда обучение и трудовое воспитание рассматривались в единстве, как части профотбора, профконсультации и профессионального просвещения. Цель профотбора состояла в выявлении пригодности человека к конкретному типу трудовой деятельности. Изучение профессий с точки зрения психологии, медицинская и профессиональная консультация подростков и разработка
психограмм осуществлялась сотрудниками лаборатории психотехники на базе опытно-показательного научно-практического учреждения при Пе-долого-педагогическом отделении Института им. А.И. Герцена. В этот же период в России при Ленинградской бирже труда и Институте по изучению мозга при содействии академика В.М. Бехтерева была создана сеть про-фконсультационных бюро, основной задачей которых являлась выдача заключений относительно выбора профессии в соответствии с выявленными склонностями, способностями и медицинскими противопоказаниями. Если у человека выявляли хотя бы одно качество несоответствующее профессиональным требованиям, то ему выдавали соответствующее заключение-рекомендацию. В условиях социализма такой подход к профессиональной ориентации оправдывал «подлинный гуманизм», заключающийся в ограждении молодого человека от нежелательных, а порой и трагических последствий стихийного выбора будущей профессии. Профотбор являлся частью профессиональной консультации, цель которой состояла в установлении соответствия между индивидуальными и психологическими особенностями и требованиями будущей профессиональной деятельности. В условиях советской школы развитие получили следующие формы профконсультации:
• диагностическая — по изучению интересов, склонностей и способностей личности учащегося к избираемой будущей профессии;
• формирующая — по длительному руководству и коррекции выбора будущей профессии учениками;
• справочно-информационная — содержащая сведения о возможно-
стях трудоустройства по выбранной профессии, сроках и условиях обучения, об оплате труда, требованиях работодателей и перспективах профессионального роста;
• медицинская — способствующая переориентации школьника на выбор той профессии, на которую у него не обнаружено противопоказаний по состоянию здоровья.
Профессиональная адаптация — процесс активного приспособления к новому социальному и производственному окружению человека в конкретной сфере производственной деятельности. Профессиональная и социальная адаптация выпускников школы рассматривались на этом этапе в единстве как главный критерий правильного и успешного выбора будущей профессии. Система профессиональной ориентации включала мощное профессиональное просвещение как компонент, определяющий знания учащихся о социально-экономических и психофизиологических особенностях будущей профессии и несущий воспитательный аспект профессионального самоопределения выпускников. Работа таких бюро приравнивалась к деятельности государственных учреждений, поэтому проблема профессиональной ориентации в этот период стала рассматриваться как государственная задача по рациональному распределению рабочей силы, однако следует отметить, что общеобразовательная школа не входила в созданную систему профориентации. В начале 30-х годов прошлого столетия критика психотехники привели к закрытию педологических учреждений и разрушению единой государственной службы по профориентации, а
задача по построению политехнической школы для подготовки более квалифицированных трудовых кадров изменили содержание деятельности по профориентации, создав возможности для переноса профессиональной ориентации в школьную структуру. Н.Н. Захаров выделял его как период «эпизодической» профориентации, характеризуемый отсутствием новых научных подходов к профориентации [8].
Второй этап (конец 1950-х - начало 1970-х годов) — активное развитие научных основ профессиональной ориентации и становление проблемы профориентации учащихся как важной государственной задачи. Средняя общеобразовательная школа в конце 1950-х годов впервые стала рассматриваться как центр профессиональной ориентации, сочетающий политехническое обучение и трудовое воспитание для подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. Научная база организации профориентационной работы, разрабатываемая в 1960-е годы, . _„ включала не только вопросы общего 183 и политехнического образования, но и разработку новых форм и методов профориентационной работы учителя. В результате в школьной практике стали появляться уроки, на которых большая доля отводилась выработке умений учащихся по работе с техническими приборами, инструментами и оборудованием и уроки-экскурсии на реальное производство.
Третий этап (конец 1970-х - конец 1980-х годов) — динамическое развитие системы профессиональной ориентации как государственной задачи по подготовке учащихся к сознательному выбору будущей про-
184
фессии. Исследования эффективности профориентационной работы Всесоюзным НИИ профессионально-технического образования, НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР и др. определяли вектор развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в нашей стране вплоть до периода «перестройки». На государственном уровне решение проблемы профориентации регламентировалось принимаемыми в эти годы постановлениями Министерства просвещения СССР, партийными и молодежными организациями, в которых указывались направления профориентационной деятельности на уровне района, города, области, страны. В структуру управления профориентации молодежи включали не только общеобразовательные школы и промышленные предприятия, но организации, созданные для целей изучения и распространения опыта профессиональной ориентации на выбор массовых рабочих профессий. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, начавшаяся в начале 1980-х гг., определила основные контуры государственной службы профориентации и направления для развития системы учебно-производственных комбинатов (УПК) и учебно-методических кабинетов, которые стали успешно решать вопросы соединения обучения с общественно полезным и производительным трудом с учетом возраста учащихся, требованиями учебных программ и производств. Все эти преобразования позволили увеличить число выпускников общеобразовательных школ, избравших рабочие профессии, для освоения которых они поступали в профтехучилища (СПТУ, ПТУ и др.).
Школы, как центры профориентации, успешно внедряли новые формы и методы для подготовки учащихся к выбору будущей профессии. Развитие технического творчества на базе станций юных техников, привлечение инженеров и рабочих высокой квалификации качественно повысили профо-риентационную работу и служили истоком зарождения отраслевой системы профориентации. Следует отметить, что в этот период получили новое развитие исследования социально-психологических проблем профессиональной ориентации.
Построение единой трудовой политехнической школы в 80-х гг. XX столетия в рамках реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы, ключевой идеей которой было формирование потребности социально-зрелой личности выпускника в труде, рассматривалось через усиление профессиональной ориентации и постепенный переход к всеобщему профессиональному образованию молодежи. В этот период среднее образование являлось обязательным требованием для профессиональной подготовки школьника к трудовой деятельности. Причем он (школьник) должен был владеть не только теоретическими и прикладными знаниями о промышленном производстве и сельском хозяйстве, но и понимать физические основы техники, и иметь практические умения по ее самостоятельному применению на предприятиях конкретного экономического района. Профессиональная ориентация неразрывно связывалась с политехническим образованием, где школьный курс физики — ведущий фактор превращения науки в научно-технический прогресс
(НТП) общественного производства. В России в годы расцвета политехнического принципа обучения физике в школе критериями эффективности профориентации были учет личных интересов ученика и потребностей экономики, а в содержание термина «профессиональная ориентация» вошло понятие «система», реализующая два компонента: профессиональное просвещение и профессиональную адаптацию школьников на всем протяжении процесса обучения. При этом подготовка учащихся к сознательному выбору профессии была одной из важных задач физического образования, а учителя физики — социально-значимая профессиональная ориентация на уроках и во внеурочной деятельности. Социальная значимость профориентации состояла в том, чтобы при выполнении практической части программ по физике на уроках, формируемые экспериментальные умения школьников, способствовали развитию интереса к профессиям, связанным с «работой руками», таким, как инженер, конструктор, рабочий, сельский механизатор и т.п., а во внеурочной профориентаци-онной работе — развитию профессиональных интересов учеников через осуществление ими практической деятельности. Например, деятельность по выполнению практического задания «Определение плотности жидкости (нефти, керосина, бензина) ареометром», которая способствовала развитию интереса к профессии нефтяника и определяла ведущий мотив изучения предмета физики для учащихся — «увидеть горизонты своей будущей профессии».
Профориентация на уроках физики различалась для городских и
сельских школ. В эти годы нашей стране перечень профессий и специальностей соответственно состоял из более 30 тысяч и 1000.
Профессиональная ориентация учащихся городских школ осуществлялась «прикрепленными» мастерами обучения (передовыми рабочими, специалистами) на профессии, востребованными на базовом предприятии. При этом некоторые специальности могли охватывать ряд профессий. Например, рабочий-станочник — шлифовщик, токарь, зуборезчик, сверловщик, расточник. На уроках физики учителю при изучении нового материала предлагалось приводить в качестве примера, применение законов физики для обработки на станочном оборудовании металлических деталей, имеющих различную твердость, а на уроках закрепления физических понятий и законов — решать задачи, составленные с учетом производственно-технического окружения школы. Например, такого типа: «Токарный станок ТК62 имеет максимальную мощность на шпиндале 8 кВт. Какова должна 185 быть выбрана частота вращения детали, чтобы при максимальной мощности обработать детали диаметром 100 и 20 мм. Сила резания равна 2000 Н». В педагогическую деятельность учителя физики входила и совместная работа с преподавателями профессионально-технических училищ (ПТУ) по профессиональной ориентации учеников на массовые рабочие профессии с привлечением родителей, руководителей конкретного экономического района и предприятий. Основными методами профессиональной ориентации учащихся школ в этот период были темати-
186
ческие вечера, например, такие как «Моя профессия — моя гордость»; встречи с представителями и выпускниками ПТУ, мастерами и специалистами разных профессий, передовиками производств, рационализаторами и изобретателями; экскурсии на заводы, фабрики и мастерские; учебные заведения (техникумы, вузы, училища), которые занимались подготовкой и обучением трудовых кадров; ознакомление с организацией труда, основанного на использовании машин, технического и технологического оборудования и механизмов, созданных благодаря физической науке.
Необходимо отметить эффективность профессиональной ориентации учащихся во внеурочной работе по физике, проводимой в физико-технических кружках, станциями юных техников, тематика которых способствовала развитию конструкторской деятельности, формированию творческих способностей и экспериментальных умений. Результативность про-фориентационной работы учителя физики во многом определялась возможностью показа успешного трудового становления видных людей страны, например, таких как С.П. Королев и Ю.А. Гагарин. Учитель физики сельской школы был нацелен в про-фориентационной работе с учащимися на оказание существенного влияния на выбор выпускниками профессий работников сельскохозяйственного производства, и, в первую очередь, механизатора широкого профиля. Для этого в кабинете физики имелось достаточное количество моделей, например, таких как бесклапанная автопоилка, модели узлов тракторов, доильная установка и др.
В сельской местности кружковая работа по физике с учащимися имела целью овладения сельскохозяйственными машинами, механизмами и установками. Поэтому профо-риентационная работа учителя физики строилась через физико-техническое моделирование и творческое конструирование. Для чего школьникам предлагались практические задания по изготовлению моделей, например, парника с электрообогревом почвы, ветродвигателя. Возможно, именно поэтому, в 80-е гг. XX века наибольшее число выпускников школ выбирали инженерно-конструкторские профессии. А.Т. Глазунов выделил следующие компоненты системы профессиональной ориентации учащихся школ:
1) предварительная профессиональная диагностика;
2) профессиональное просвещение;
3) профессиональная консультация;
4) профессиональный отбор;
5) профессиональная адаптация.
Таким образом, в советский («до
перестроечный») период основное содержание термина «профессиональная ориентация» в процессе обучения физике определяла социальная задача профориентации — формирование готовности и способности учащихся школы к участию в общественном производстве, которое реа-лизовывалось в разных формах: на уроках, во внеурочной деятельности, в процессе учебно-производственного обучения в УПК, учебных цехах заводов, фабрик, совхозов и других производств (см. схему).
В практике обучения физике в советской школе были реализованы только профессиональное просвеще-
Схема. Формы профессиональной ориентации советской школы при обучении физике
ние и адаптация. Ориентация школьников на сознательный выбор профессии — цель внеурочной работы по физике, наиболее эффективной формой которой стали физико-технические кружки, руководимые учителями физики школы и экскурсии.
Экскурсия — одна из форм профессиональной ориентации учащихся, реализующая принцип политехнизма при обучении физике. А.Т. Глазунов организацию экскурсий на производство связывал с политехническим образованием школьников. Он отмечал, что такая форма профориентации позволяла не только «расширить политехнический кругозор», но и повлиять на выбор учащимися будущей профессии. Экскурсии на объекты промышленного и сельскохозяйственного производства способствовали профориентации учащихся на массовые рабочие профессии. Считалось, что после окончания школы выпускники будут испытывать меньше психологических затруднений при переходе к трудовой деятельности [9].
Производственные экскурсии имели важное значение в советской школе для профессиональной ориентации учащихся и систематически проводились в соответствии нормативными государственными документами по программе, продолжительностью 2 часа для каждого класса. Учитель физики составлял тематический план производственных экскурсий так, чтобы теоретический материал по физике был уже пройден.
Программная экскурсия рассматривалась как урок, проведенный не в кабинете физики, а в производственных условиях. Экскурсия не являлась дополнительным или внеурочным занятием, поэтому она входила в программный минимум экскурсий для каждой ступени обучения. Учителю разрешалось самостоятельно определять количество и продолжительность производственных экскурсий в каждом классе. Организация экскурсии на производство, подбор экскурсовода и специалистов, способных ознакомить
187
учеников с техникой и технологическим процессом, возлагались на учителя, в помощь которому определялись государственные и общественные организации. Приведем пример такой программы производственных экскурсий для 6-го средней школы (см. таблица 2):
Покажем качественную динамику профориентационных объектов при обучении школьников 6—8-х классов средней школы (см. таблица 3):
Рассмотрим качественную динамику профориентационных объектов при обучении школьников 9-10-х классов средней школы (см. таблица 4):
Как можно заметить из данных таблиц 1—4, профориентационные объекты отличались масштабами производств, техники и технологий.
Приведем пример экскурсии для школьников 9-го класса в гальванический цех завода на тему: «Некоторые применения электролиза в технике».
Таблица 2
Программа производственных экскурсий для 6-го средней школы
Класс Раздел программы Экскурсионные объекты
VI Введение. Первоначальные сведения о строении вещества. Строительная площадка
Движение и силы Погрузочно-разгрузочная площадка
Давление жидкостей и газов Авторемонтная мастерская, кузнечно-прессовый цех завода, водопровод.
Работа и мощность. Энергия Строительная площадка, гидроэлектростанция, ветроэлектростанция
Таблица 3
Качественная динамика профориентационных объектов при обучении физике школьников 6-8-х классов средней школы
188
6 класс 7 класс 8 класс
1. Строительная площадка Отопительная котельная и система водяного (парового) отопления и горячего водоснабжения Дорожно- строительный участок
2. Погрузочно-разгрузочная площадка ТЭЦ Пожарное депо
Авторемонтная мастерская Литейный цех завода Судостроительный завод
Кузнечно-прессовый цех завода Газосворочный пост Ремонтный завод
Водопровод Локомотивное депо Подъемный кран
Ветроэлектростанция ТЭС Аэродром
Гидроэлектростанция Осветительная и силовая электроустановки промышленного предприятия Элеваторы
Мастерская по ремонту бытовых электроприборов Строительная площадка
Мастерская по ремонту электродвигателей Цех механической обработки металлов
Телефонная станция
Телеграфная станция
Таблица 4
Качественная динамика профориентационных объектов при обучении физике школьников 9-10-х классов средней школы
9 класс 10 класс
1. Холодильное предприятие Электрическая станция и трансформаторная подстанция
2. Метеорологическая станция Радиостанция
3. Цех термической обработки металлов Телевизионный центр
4. Лаборатория механических испытаний Мастерская по ремонту теле- и радиоаппаратуры
5. Гальванический цех завода Физиотерапевтический кабинет больницы
6. Металлообрабатывающий цех завода Рентгеновский кабинет
7. Авторемонтная мастерская Лаборатория спектрального анализа
8. Астрономическая обсерватория
9. Атомная электростанция
Профориентационная цель экскурсии — ознакомить учащихся с работой технологов и рабочих гальванического цеха. Продолжительность экскурсии — 1,5-2 часа. Учитель физики предварительно осуществлял осмотр гальванического цеха, электрооборудования, гальванических ванн, устройства вентиляции. Затем на вводной части занятия повторял с учениками законы Фарадея, технические применения электролиза. Экскурсия в диспетчерскую железнодорожного вокзала перед изучением темы «Скорость, координата и перемещение в равноускоренном движении», где учащимся показывали и рассказывали о различных методах описания механического движения, о профессии диспетчера и его работе по составлению различными способами графиков движения поездов, имела важное значение для соединения физических знаний с практической деятельностью людей. Для школьников 8-го класса учителю рекомендовалось организовать экскурсию на станкостроительный завод после изучения темы «Закон сохранения энергии», которая не только знакоми-
ла с массовой рабочей профессий — станочника, которая считалась наиболее высоко квалифицированной специальностью по сравнению с другими рабочими профессиями, требующая среднее или среднее специальное образование, но и формировала новые практические умения по работе с измерительными приборами высокой точности. Постепенное усиление различий в профессиональной деятельности людей умственного и физического труда также оказывало влияние на профессиональную ориентацию учащихся. На уроках физики возможность профессиональной ориентации на профессии интеллектуального труда реализовывалось через формирование умений работать с научной литературой, каталогами и справочниками при составлении рефератов, докладов на предлагаемые учителем темы, например, «Наука в твоей будущей профессии».
Для учителя физики создавалось большое число методических пособий, книг и журналов, в которых имелась информация о различных профессиях, рассказывалось про совре-
189
менное техническое оснащение промышленности и сельского хозяйства. Например, методические рекомендации «Профориентационная работа в процессе преподавания физики», разработанные на базе Московского городского института усовершенствования учителей, указывали на необходимость улучшения «подготовки молодежи к труду в сфере материального производства, к обоснованному выбору профессии».
Брошюра содержала рекомендации по ознакомлению учащихся с производственно-техническим содержанием рабочих профессий в процессе обучения физике, которое включало:
• название профессии;
• основные технические устройства и технологические процессы, обслуживаемые специалистами данных профессий;
• теоретические и практические сведения, требуемые рабочим этих профессий.
Школьники могли получить информацию о содержании профессий по следующим двум компонентам: I9U «что должен знать рабочий» и «что должен уметь рабочий».
Приведем в качестве примера фрагмент такой таблицы (см. таблица 5):
С целью успеха в реализации задач профориентации учителю физики рекомендовалось внести в кален-дарно-тематическое планирование следующие виды деятельности: ознакомление учащихся с профессиями в процессе изучения учебного материала; изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся в процессе обучения на уроке; в ходе выполнения лаборатор-но-практических работ, способствующих выявлению интересов учащихся в данной области деятельности; включение профориентационную тематику в оформление кабинета. Покажем, как они реализовывались в физическом образовании. Учащиеся с 6 по 10 класс могли ознакомиться с профессиями и специальностями, как на уроках физики, так и на экскурсиях. В кабинете физики на стендах вывешивались специально подготовленные карточки о профессиях, где содержалась ее характеристика и информация о видах трудовой деятельности. Приведем пример содержания некоторых таких карточек, используемых и учителем физики на уроках.
Перечень, на которые рекомендовалось ориентировать учащихся в системе физического образования,
Таблица 5
Производственно-техническое содержание рабочих профессий
Профессии
Что должен знать Что должен уметь
Законы и явления физики, лежащие в основе технических устройств и логических процессов Устройство и принцип действия, работу машин, агрегатов, механизмов, технологию производства. Пользоваться механизмами, выбирать необходимые контрольно- измерительные приборы и пользоваться ими Вычислять, снимать показания, разбираться в схемах и чертежах Управлять механизмами, машинами, регулировать работу агрегатов, аппаратов
АППАРАТЧИК ПО КРИСТАЛЛИЗАЦИИ
Рабочий этой профессии производит выращивание водорастворимых кристаллов в баках, термостатах и специальных установках. Он приготовляет и фильтрует насыщенные растворы солей, производит очистку и кипячение кристаллоносцев (затравок). Аппаратчик по кристаллизации должен знать:
- устройство, принцип действия обслуживаемого оборудования;
- основные физические, химические свойства водорастворимых кристаллов;
- форму и расположение граней кристаллов и кристаллографических осей;
- состав, физические и химические свойства растворов;
- методы определения плотности растворов;
- способы подшлифовки затравок;
- зависимость растворимости различных солей водорастворимых кристаллов от температуры;
- причины появления дефектных кристаллов и способы их отбраковки
Рис. 1. Карточка о профессии
содержал следующие массовые рабочие профессии:
1) аппаратчик по кристаллизации,
2) водитель троллейбуса,
3) газосварщик,
4) испытатель деталей и приборов электронной техники,
5) лаборант по механическим испытаниям,
6) машинист двигателей внутреннего сгорания,
7) машинист кранов автомобильных,
8) машинист компрессорных и насосных установок,
9) машинист холодильных установок,
10) модельщик,
11) монтажник радиоаппаратуры,
12) монтер связи,
13) монтажник радиоаппаратуры и приборов,
14) намотчик и подгонщик катушек,
15) обмотчик элементов электрических машин,
16) оператор диффузионных процессов,
17) оператор технологических установок,
18) пекарь,
19) продавец,
20) слесарь-авторемонтник,
21) слесарь-сантехник,
22) слесарь-сборщик электрических машин и аппаратов,
23) слесарь-механик измерительных электроприборов,
24) слесарь-ремонтник по ремонту электрооборудования электровозов-электропоездов,
25) слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике,
26) стеклодув,
27) телеграфист,
28) токарь,
29) шофер III класса с квалифис кацией слесаря,
30) электромонтер по эксплуатации электрической сети,
31) электромонтер-ремонтник,
32) электромонтер по ремонту осветительного оборудования,
33) электросварщик,
34) электромеханик по лифтам,
35) электромонтер станционного оборудования городской телефонной связи.
Фронтальные лабораторные работы исследовательского характера, решение задач физико-технического содержания на уроках физики спо-
191
192
собствовали творческому развитию учащихся и формированию будущих изобретателей и рационализаторов.
Следующее изменение целей в области профессиональной ориентации, произошедшее в конце 90-х годов прошлого столетия, связано с обеспечением равновесия трудовых ресурсов между городом и деревней, расширением объектов профориентации. Переход к рыночным механизмам экономики вновь изменил содержание профессиональной ориентации, которая стала рассматриваться как «подготовка подрастающего поколения к активному участию в трудовой деятельности». В нашей стране в этот период профессиональная ориентация учащихся ограничивалась лишь вопросами воспитания «подрастающего поколения к сознательному творческому труду в соответствии со способностями, склонностями личности и потребностями народного хозяйства». Современный этап развития профессиональной ориентации связан с решением задач, поставленных в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2010 «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее», где была представлена политика правительства России в области образования, а также целевые показатели прогресса в достижении третьей Цели развития тысячелетия (ЦРТ). В соответствии с разработанной «Концепцией социально-экономического развития страны до 2020 года» были выделены пять приоритетов инновационного развития Российской экономики:
• энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива;
• ядерные технологии;
• космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура);
• медицинские технологии;
• стратегические информационные технологии, включая создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.
Для развития выделенных направлений экономики России, распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р г. Москва, определен перечень профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, а также направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и специальностей научных работников. Данный перечень включает 38 специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицу степени «бакалавр», «магистр», и 33 направления подготовки с присвоением лицу квалификации «специалист». Контроль за освоением требований образовательного стандарта осуществляется посредством проведения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), но не менее важна оценка содержания знаний и умений учащихся. В рамках ЦРТ+ для России была поставлена задача по обновлению «содержания образования в направлении развития ... практического применения знаний». Однако анализ результатов Международного исследования PISA, посвященного оценке результатов обучения учащихся 15-летнего возраста
по применению знании в реальных жизненных ситуациях, позволяет утверждать, что «разрыв между результатами российских учащихся и их сверстников в странах ОЭСР значимо увеличился».
Поэтому сегодня подготовку обучающихся образовательных организаций разного типа к выбору будущей профессиональной деятельности необходимо рассматривать как комплексную государственную задачу, решение которой тесно связано с инновационными процессами в новом информационно-техническом пространстве адаптивной личности. В современном социуме возникла потребность в разработке новой концепции профессиональной ориентации, реализация которой при обучении физике в образовательных организациях разного типа, обеспечит решение данной проблемы в долгосрочной перспективе, что стало объектом нашего дальнейшего исследования [10].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Научно-редакционный совет:
A.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков и др. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
2. Англо-русский словарь: 20 000 слов [Текст] / Сост. Г.И. Бункин, О.В. Буренко-ва, Т.П. Горбунова и др.; под ред. О.С. Ах-мановой, Е.А.М. Уилсон. — 30-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 572 с.
3. Англо-русский словарь [Текст] / Сост.
B.К. Мюллер, С.К. Боянус. — Киев: Кан-нон, 1996. — 688 с.
4. The Oxford English Dictionary. Being A Corrected Re-Issue With An Introduction, Supplement, And Bibliography Of A New English Dictionary On Historical Principles Founded Mainly On The Materials Collected
By The Philological Society, Volume VII: N-Poy, Printed In Great Britain At The University press, Oxford By Vivian Ridler Printed To The University, First Published 1933, Reprinted 1964, 1970, 1978.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.
6. Развитие людских ресурсов: профессиональная ориентация и профессиональная подготовка. Доклад МОТ [Текст]. — Женева, 1974.
7. Аверичев, Ю.П. Большая советская энциклопедия [Текст] / Ю.П. Аверичев. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
8. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов-слушателей фак. обществ. профессий [Текст] / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988.
9. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе [Текст] / А.Т. Глазунов, Ю.И. Дик, Б.М. Игошев и др., под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. — М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
10. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) от 21 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2012. — 404 с.
REFERENCES
1. Anglo-russkij slovar, Sostaviteli V.K. Mjuller, S.K. Bojanus, Kiev, Kannon, 1996, 688 p. (in Russian)
2. Anglo-russkij slovar: 20 000 slov, Sostaviteli G.I. Bunkin, O.V. Burenkova, T.P. Gorbuno-va, ed. O.S. Ahmanovoj, E.A. M. Uilson, 30nd., stereotip., Moscow, Russkii jazik, 1985, 572 p. (in Russian)
3. Averichev Ju.P., Bolshaja sovetskaja jencik-lopedija, Moscow, Sovetskaja jenciklopedi-ja, 1969-1978. (in Russian)
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju., Tolkovyj slovar russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeo-logicheskih vyrazhenij, 4nd. rev. ed., Moscow, Azbukovnik, 1999. (in Russian)
193
5. Politehnicheskoe obrazovanie i proforient-acija uchashhihsja v processe prepodavanija fiziki v srednej shkole, A.T. Glazunov, Ju.I. Dik, B.M. Igoshev, ed. A.T. Glazunova, V.A. Fabrikanta, Moscow, Prosveshhenie, 1985, 159 p. (in Russian)
6. Razvitie Ijudskih resursov: professionalnaja orientacija i professionalnaja podgotovka. Doklad MOT, Zheneva, 1974. (in Russian)
7. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar, Na-uchno-redakcionnyj sovet A.M. Prohorov, M.S. Giljarov, E.M. Zhukov, Moscow, Sovet-skaja jenciklopedija, 1980, 1600 p. (in Russian)
8. The Oxford English Dictionary. Being a Corrected Re-Issue with an Introduction, Supplement, And Bibliography of A New English Dictionary on Historical Principles
Founded Mainly on the Materials Collected by The Philological Society, Volume VII: N-Poy, Printed in Great Britain at the University press, Oxford by Vivian Ridler Printed to the University, First Published, Reprinted 1964, 1970, 1978.
9. Zaharov N.N., Professionalnaja orientacija Shkolnikov: uchebnoe posobie dlja stu-dentov-slushatelej fakultetov obshhestven-nih professij, Moscow, Prosveshhenie, 1988. (in Russian)
10. Zakon Rossiiskoi Federatsii "Ob obrazova-nii v Rossiiskoi Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.05.2014) ot 21 dekabrja 2012 g., No. 273FZ, Ministerstvo obra-zovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii, 2012, 404 p. (in Russian)
Гавриленкова Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра нормальной физиологии и медицинской физики, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова; докторант, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Gavrilenkova I.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Physiology and Medical Physics, Evdokimov Moscow State Medical and Dental University; Doctoral Student, Moscow State University of Education, [email protected]
194