Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики'

Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
717
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / практическая подготовка / процесс обучения физике / Professional orientation / practical preparation / training to physics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко Александр Александрович

Статья посвящена решению актуальной методической и социальной проблемы ориентации учащихся школы пенитенциарного учреждения на рабочие профессии и развитие необходимых профессиональных умений при обучении физике. В статье приводится модель профессиональной ориентации и практической подготовки на уроках физики и результаты ее применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solution orientation the pupil of penitentiary establishment for works professions and developing professions skills on process teaching physics. At this article has the model professional orientation training to physics and results.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация на рабочие профессии учащихся вечерней общеобразовательной школы на уроках физики»

УДК 373.1.02. 372. 8

А. А. Ефименко

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ ВЕЧЕРНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Статья посвящена решению актуальной методической и социальной проблемы - ориентации учащихся школы пенитенциарного учреждения на рабочие профессии и развитие необходимых профессиональных умений при обучении физике. В статье приводится модель профессиональной ориентации и практической подготовки на уроках физики и результаты ее применения.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, практическая подготовка, процесс обучения физике.

Прогресс любого государства, в том числе и России, во многом определяется научной и трудовой подготовкой выпускников школы, способных после ее окончания работать в промышленности, сельском хозяйстве.

Как выяснила компания Manpower в результате исследования в настоящее время 44 % компаний, работающих в России, испытывают нехватку рабочих специалистов. Россия занимает 11-е место в мире по дефициту квалифицированных рабочих кадров. Это не только российская проблема.

Во всем мире за первую половину 2011 г. порядка 40 тыс. предприятий в 39 странах испытывают кадровый голод.

«Дефицит квалифицированных кадров в России связан, прежде всего, с отсутствием системы профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и мотивацией персонала для работы на той или иной позиции. Рыночные условия привели к беспорядку в системе образования», - констатирует Заринэ Карапетян, руководитель проектов Consulting Group [1, с. 3].

В Томской области сегодня дефицит квалифицированных рабочих кадров составляет в машиностроении - 83 %, в легкой промышленности -75 %, в строительстве — 53 % [2].

Как одну из причин сложившейся ситуации президент России Д. А. Медведев отмечает, что в стране заметно снизилась профессиональная подготовка выпускников школы, которая ощущается в острой нехватке кадров рабочих профессий [3].

Разрешить в какой-то мере ситуацию возможно через профессиональную ориентацию и практическую подготовку в процессе обучения физике выпускников вечерней школы пенитенциарных учреждений, которые в большей степени, чем выпускники общеобразовательной школы, могут быть настроены на получение рабочих профессий.

В настоящее время в Томской области находятся восемь пенитенциарных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), из них две колонии для несовершеннолетних, количество осужденных составляет 5 200 человек, из них

обучаются в вечерних школах около 1 100, что составляет 23 % общего числа осужденных [4].

Однако при обучении физике учащихся вечерней школы возникают свои проблемы. Это проблемы самих учащихся: частые пропуски, крайне разнородный по предметной подготовке и возрасту состав обучающихся, низкая мотивация к обучению, несформированность коммуникативных умений, необходимых в обучении.

Проблемой обучения физике в вечерней школе пенитенциарного учреждения для учителя физики является недостаток учебного и дидактического материала для вечерних школ; недостаточная оснащенность приборами и физическим оборудованием, недостаточность методических разработок для обучения учащихся вечерней школы по профориентации и профобучению, отсутствие компьютерной грамотности обучающихся, вследствие запрета по режимным соображениям предмета информатика в пенитенциарных учреждениях.

Выявленные проблемы в какой-то степени решались и решаются в настоящее время педагогами и методистами на основе идеи политехнического образования. Идеи о ведущей роли политехнического образования в свое время были выдвинуты в работах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. И. Калинина. В частности, Н. К. Крупской были определены пути осуществления политехнического обучения: через отдельные учебные предметы и через обучение в мастерских и на производстве.

Большой вклад в разработку теории политехнического образования и внедрение политехнического принципа в школьное образование, в частности физическое, в период 70-80-х гг. прошлого века внес П. Р. Атутов [5]. Он считал, что соединение обучения с производительным трудом, как определяющее звено политехнического образования, способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей качествами: профессиональная мобильность, глубокие знания основ наук, творческий подход к любому виду деятельности, активное участие в общественно-политической жизни коллектива, разумные потребности, активная жизненная позиция.

В 90-х гг. прошлого столетия А. В. Усова и

В. П. Орехов считали, что технические сведения, доступные для усвоения учащимися, должны быть органически связаны с программным материалом. Они должны углублять и конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса физики. Технические сведения должны знакомить учащихся с главными отраслями современной техники, тенденциями ее развития, с сущностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок. Соответствующее место должен находить материал, знакомящий учащихся с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками [6].

В исследованиях, посвященных развитию принципа политехнизма на современном этапе (В. Родионова, М. Новак, Т. И. Ильина, В. Косоногов, Е. Сухарева, Р. Симоняна и др.) определены основные требования к общеобразовательной школе. Выявлены его возможности в плане развития индивидуальных способностей учащихся, их ориентации на конкретную профессию [7].

Однако разработанные до настоящего времени формы и методы политехнизации процесса обучения в полной мере неприменимы, при обучении учащихся вечерней школы они не решают проблемы профессиональной ориентации и практической подготовки учащихся с учетом специфики обучения.

Автором высказано предположение о том, что профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка учащихся вечерней школы пенитенциарного учреждения может осуществляться в случае:

- усиления практической направленности в преподавании физики с помощью специально разработанных заданий и упражнений прикладного характера;

- управляемой организации учебно-познавательной деятельности, поскольку обучающиеся пенитенциарных учреждений не имеют умений и навыков самостоятельного обучения;

- применения групповых методик обучения физике с помощью персонального компьютера, позволяющих формировать первичные умения пользователя и коммуникативные умения, необходимые в современной профессиональной деятельности;

- усиления наглядности в обучении физике как наиболее эффективного способа обучения данной категории учащихся с помощью традиционных способов и компьютерных технологий.

Для реализации данного предположения разработана профориентационная и практико-ориенти-рованная модель построения учебного процесса по физике в вечерней пенитенциарной школе (схема).

Рассмотрим подробно возможности процесса обучения учащихся вечерней школы пенитенциарного учреждения на основе предложенной модели.

Изучение теоретического материала с использованием компьютерных презентаций позволяет включать материал, способствующий подробному рассмотрению сложных технических процессов и устройств.

Разработка планирования учебного материала с учетом профориентации и профессиональной подготовки на рабочие профессии - автослесарь, слесарь механосборочных машин, электрик - позволяет включить профессиональные знания в процесс обучения физике, а физическими знаниями дополнить профессиональную подготовку.

Увеличение объема практических знаний на основе заданий и упражнений, предлагаемых в рабочей тетради, активизирует познавательную деятельность учащихся и ориентирует на овладение определенными профессиями [8].

Усиление практической составляющей курса физики на основе компьютерных лабораторных работ, симуляторов физических процессов и явлений, которые за счет имитации на экране монитора физические процессы и явления, позволяет, включая учащихся в совместную учебную деятельность, развивать у них коммуникативные умения и первичные умения пользования компьютера, необходимые в современной профессиональной деятельности [9].

Применение данной модели позволило получить следующие результаты:

- на основе анкет выявлено, что у учащихся появился интерес к изучению физики, значительно уменьшились пропуски занятий предмета физики (в среднем на 26 %);

- проведенные контрольные срезы показали, что повысилась качественная успеваемость (в среднем на 17 %);

- повысилось число учащихся, выбравших конкретную профессию (выбор 2010 г. - 23 человека; выбор 2011 г. - 40 человек);

- получена первичная компьютерная грамотность, учащиеся овладели знаниями, позволяющими им работать с физическими лабораторными программами (количество учащихся, получивших первичные умения пользования персональным компьютером, увеличилось в среднем на 80 %).

Таким образом, предложенная модель построения учебного процесса по физике в вечерней пенитенциарной школе, показала свою состоятельность и может быть использована преподавателями вечерних и общеобразовательных школ, осуществляющих профессиональную и практическую подготовку учащихся на уроках физики.

Способы и методы

Изучение теоретического материала с использованием компьютерных презентаци й

Разработка планирования учебного материала с учетом профориентации и профессиональной подготовки на профессии: автослесарь, слесарь механосборочных машин, электрик

Увеличение объема практических знаний на основе использования рабочих тетрадей, организующих учебную деятельность

^ Л

Усил ение практической составляющей курса физики на основе компьютерных лабораторных работ, симуляторов физических процессов и явлений

Повышение показателя, выбор профессии и профобучения

Получение

первоначальной

компьютерной

грамотности.

Появление коммуникативных умений

Модель построения учебного процесса по физике в вечерней пенитенциарной школе

Список литературы

1. Лапин Д., Григоренко Д. // «Российская газета» - Федеральный выпуск. № 175 (5551).

2. URL: http://tomsknews.com

3. Medvedev-da/ru.

4. Щёголев А. А. // «Российская газета» - Федеральный выпуск. № 4922 (98).

5. Атутов П. Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. С. 312.

6. Косононов В. Выбор жизненного пути // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Издат. дома «Первое сентября». 2010. № 10. С. 27-29.

7. Усова А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: курс лекций. СПб., 2002. С. 202.

8. Ефименко А. А., Румбешта Е. А. Особенности обучения физике учащихся вечерней школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 10 (88). С. 129-133.

9. Пушкина О. В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Там же. Вып. 1. С. 29-32.

Ефименко А. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: AAE13@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 23.08.2011.

A. A. Efimenko

VOCATIONAL COUNSELING ON WORKING TRADES OF STUDENTS OF EVENING COMPREHENSIVE SCHOOL

AT PHYSICS LESSONS

The article is devoted to solution - orientation the pupil of penitentiary establishment for works professions and developing professions skills on process teaching physics. At this article has the model professional orientation training to physics and results.

Key words: professional orientation, practical preparation, training to physics.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: AAE13@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.