Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных детей и подростков'

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение одаренных детей и подростков»

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

Е. Н. Иващенко МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области», г. Калининск, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Специальность - это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного им труда необходимые средства существования и развития.

Профессия - официально указанное занятие, это группа родственных специальностей.

Специальностей - тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. По признакам предмета, целей, средств и условий труда выделяются пять типов профессий: «человек - природа», «человек -техника», «человек - человек», «человек - знак», «человек -художественный образ».

Для того, чтобы ситуация выбора не оказывалась стрессовой в школе должна проводиться работа в этом направлении. Ребенок уже с раннего детства должен думать о выборе профессии. Личным примером для него в выборе профессии могут стать родители или близкие люди. Профориентационную работу в школе с учениками младших классов можно уже строить с 3-го класса, с учениками 8-11 классов уже можно использовать методику «Особенности характера и выбор профессии. Определение типа будущей профессии» Е.А. Климова, которая помогает ученикам определить какой тип профессии им больше всего подходит. Для профориентационной работы с учениками 8-х классов используется методика «Готов ли ты к выбору профессии» О. Ягодиной, которая

2017, №2

«Профессиональная ориентация»

научный журнал

Электронный

ученикам помогает понять, находятся ли они на правильном пути в выборе профессии.

В нашей школе работа по профориентации построена таким образом, с учениками 5-6 класса ведется кружок, который называется «Путь к выбору профессии» и тематическое планирование построено таким образом, что одаренные ученики не только знакомятся с профессиями устно, но и сами дети становятся участниками различных конкурсов рисунков, фотографий, сочинений на тему: «Я, и моя будущая профессия». С учениками 7-8 классов ежегодно проводится конкурс презентаций на тему: «Профессии моих родителей», где ученики участвуют с большим удовольствием, они делают интересные презентации, где узнают много нового и интересного о родителях и выбранных ими профессиях, а победители конкурса приглашаются с выступлениями на классные часы в 5-6 классы. Для учеников 9-10 классов проводится конкурс проектов на тему: «Мир профессий» и «Профессии моих родителей», победители этих проектов принимают участие в районном конкурсе проектов «Я в мире, мир во мне», где занимают призовые места. С учащимися 8-11 классов проводится тестирование в Он-лайн режиме по профориентации, в котором нам помогает школа Фоксфорд. Это тестирование не только помогает выбрать профессию, но и закрепляет в подростке, то чувство правильного выбора профессии, если он уже выбрал свой профессиональный путь. Дает полную информацию о виде деятельности в той или иной профессии.

Когда подросток сделал выбор в профессии и четко поставил перед собой цель, он более успешен в школьной и общественной жизни, у него есть чувство самоуважения к себе, это очень важно для него.

Профориентационная работа в школе должна быть систематической и проводится всеми участниками образовательного процесса.

Выбор профессии является лишь стартом для школьника, качественным скачком в будущее. После этого непростого шага придётся сделать ещё множество дел. Само собой ничего не происходит, и уже студенту или только начинающему работнику той или иной сферы деятельности необходимо будет повышать свой профессиональный уровень знаниями, навыками, умениями. Поэтому в выбранной старшеклассниками профессии должно быть комфортно на протяжении многих лет, а школа является первым и важным шагом, который должен определить правильный выбор в будущей профессии.

1. Фурсов А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.