Научная статья на тему 'Профессиональная направленность обучения учебным дисциплинам студентов средних профессиональных учебных заведений экономического и технического профилей'

Профессиональная направленность обучения учебным дисциплинам студентов средних профессиональных учебных заведений экономического и технического профилей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИ РО ВАННЫЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL-ORIENTED TASKS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / ECONOMIC PROFILE / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдикаримова А.Б.

В статье рассмотрена сущность понятия «профессиональная направленность» изучения учебных дисциплин; особенности осуществления этой направленности в средних профессиональных учебных заведениях; содержание и методы осуществления профессиональной направленности математического образования в средних профессиональных учебных заведениях, а также проблема внедрения обучения профессионально-ориентированной системы задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the concept of professional orientation in average professional educational institutions, the contents, methods of implementation of a professional orientation of mathematical education in average professional educational institutions and a problem of introduction of training of professionally focused system of tasks.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность обучения учебным дисциплинам студентов средних профессиональных учебных заведений экономического и технического профилей»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Н А.Б. Абдикаримова

106

Аннотация. В статье рассмотрена сущность понятия «профессиональная направленность» изучения учебных дисциплин; особенности осуществления этой направленности в средних профессиональных учебных заведениях; содержание и методы осуществления профессиональной направленности математического образования в средних профессиональных учебных заведениях, а также проблема внедрения обучения профессионально-ориентированной системы задач.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессионально-ориентированные задачи, профессиональное образование, экономический профиль, математическая модель.

Summary. The article examines the concept of professional orientation in average professional educational institutions, the contents, methods of implementation of a professional orientation of mathematical education in average professional educational institutions and a problem of introduction of training of professionally focused system of tasks.

Keywords: professional orientation, professional-oriented tasks, professional education, economic profile, mathematical model.

В данной статье мы преследуем следующие цели:

• выявить психолого-педагогические и методические основы понятия «профессиональная направленность» изучения учебных дисциплин в различных учебных заведениях, особенности обеспечения профессиональной направленности изучения учебных дисциплин в средних профессиональных учебных заведения, в том числе при изучении дисциплина математического цикла;

• рассмотреть математические задачи с техническим и экономическим содержанием, проанализировать теоретическую базу решения таких задач и создать систему профессионально ориентированных задач для средних профессиональных учебных заведений.

Проблема профессиональной направленности обучения не является новой. Ее психологические основы раскрыты в работах таких психологов, как М.Т. Громкова, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Л.А. Кандыбович, З.А. Ре-

Преподаватель XX

4 / 2013

шетова, А.М. Столяренко и др., а дидактические основы исследованы в работах Н.К. Беденко, А.А. Вербиц-кого,А.Я. Кудрявцева, А.О. Измайлова, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, А.П. Сейтешева и др. В них показано, что профессиональная деятельность имеет специфические особенности, которые нужно учитывать в процессе обучения студентов профессионального учебного заведения.

В работе М.И. Дьяченко и Л.А. Кан-дыбовича дается следующая трактовка понятия профессиональной направленности: «Личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности студента выражается положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды» [1].

Предложенная трактовка профессиональной направленности является достаточно убедительной и полной. Вместе с тем в этой трактовке составляющие профессиональной направленности еще предстоит расшифровать применительно к нашей теме.

Известный педагог М.И. Махмутов пишет, что принцип профессиональной направленности обучения заключается «в своеобразном использовании педагогических средств, при котором обеспечивается усвоение учащимися предусмотренных программа-

ми знании, умении, навыков и в то же время, успешно формируется интерес к данноИ профессии, ценностное отношение к неИ, профессиональные качества личности будущего рабочего. Педагогическими средствами, служащими для реализации профессиональ-нои направленности преподавания, являются как элементы содержания обучения, в частности характер иллюстративного материала для раскрытия программных тем, способы его структурирования, так и некоторые компоненты приемов, методов и форм обучения» [2, с. 18].

Опишем особенности профессио-нальнои направленности изучения учебных дисциплин в средних профессиональных учебных заведениях различного профиля. Сразу отметим очень высокии уровень противоречий, которые при этом возникают. С однои стороны, средние профессиональные учебные заведения - это те учебные заведения, в которых профессиональная направленность обучения должна занимать одно из главенствующих мест, так как именно в этих заведениях процессы обучения общеобразовательным и специальным предметам самым тесным образом переплетаются с овладением будущими профессиями. А с другой стороны, на практике, эта проблема исследована очень слабо.

В системе среднего профессионального образования проблема профессиональной направленности обучения изучалась в работах Н.Н. Анись-кина, А.А. Артемьевой, А.И. Власен-кова, Р.П. Жданова, Г.Н. Синельщи-кова, Ю.С. Тюнникова, В.Р. Шпалин-ского и др.

Анализируя различные аспекты этого понятия, А.И. Власенков выде-

107

108

ляет и характеризует познавательный, нравственно-этический и мировоззренческий аспекты профессиональной направленности. Он так описывает профессиональную направленность: «Под профессиональной направленностью преподавания общеобразовательных предметов в средних профессионально-технических училищах мы понимаем такое использование дидактических средств, которые, обеспечивая усвоение учащимся предусмотренного программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствует развитию у них ценностного отношения к избранной профессии, формированию качеств личности будущего рабочего» [3].

Р.П. Жданов [4] пишет о необходимости привития учащимся устойчивого интереса к избранной профессии с первого дня их пребывания в учебном заведении. Эта работа должна проводиться как в учебном процессе, так и во внеклассной работе. Он считает, что ранняя специализация оправдывает себя и положительно влияет на формирование профессиональной направленности.

Ю.С. Тюнников и Л.А. Артамьева [5], рассматривая проблему профессиональной направленности обучения в средних профессиональных учебных заведениях, отмечают, что необходимо углублять многосторонние межпредметные связи, чтобы не было «предметного эгоизма. Они пишут, что учащихся надо включать в активную самостоятельную деятельность по усвоению новых знаний и способов действия.

Далее мы попытаемся выделить особенности профессиональной направленности обучения математиче-

ским дисциплинам в средних профессиональных учебных заведениях.

Проблема профессиональной направленности математической подготовки в средних профессиональных учебных заведениях специалистов различных профилей является предметом исследования в работах Т.М. Алиева, Т.Н. Алешина, Л.Ю. Бегениной, Н.Н. Грушевая, И.Ю. Гаранина, Н.В. Кузиной, Н.Н. Лемешко, В.В. Миронюк, Н.С. Николаевой, Л.Н. Чирковой. В этих работах изучены основные аспекты профессиональной направленности обучения математике в учреждениях среднего профессионального образования. Все авторы отмечают важное значение профессиональной направленности обучения математике, показывают возможности математических методов и их использование при обучении различным специальностям.

И.Ю. Гаранина отмечает, что «содержание профессионально-направленной составляющей курса математики должно включать:

1) тексты с профессионально-ориентированным содержанием, содержащие термины из области профессиональной деятельности, являющиеся синонимами изучаемым математическим терминам;

2) вопросы (темы, разделы), общепрофессиональных и специальных дисциплин, при изложении которых используются изучаемые математические понятия, их свойства и способы действий;

3) описание фрагментов профессиональной деятельности, при осуществлении которых востребован изучаемый материал курса математики;

4) профессионально-ориентированные задания, содержащие сведения из области профессиональной де-

Преподаватель ^

4 / 2013

ятельности, при выполнении которых используются изучаемые в курсе математики свойства, формулы, методы решения» [2].

4. В нашем исследовании за основу взяты два профиля: технический и экономический. Мы рассматриваем классификацию профессионально-ориентированных задач. Приведем частично основы этой классификации. Нами выделены следующие виды таких задач:

• математические задачи, в тексте которых используется профессиональная терминология, а для решения - известная математическая формула;

• математические задачи с профессиональным содержанием, для решения которых необходимо использовать известные математические методы;

• задачи с профессиональным содержанием, решаемые с помощью самостоятельно выбранного метода.

Кроме этого существует много других требований в системе таких профессиональных задач:

1) описываемая в задаче практическая ситуация должна быть студентам понятна, в содержание задач не должно вводиться большое число незнакомых терминов, а вводимые термины должны быть легко объяснимы или интуитивно понятны;

2) профессионально прикладная задача должна быть подобрана с таким расчетом, чтобы ее решение со-

ответствовало уровню математических знаний студента;

3) профессионально-прикладные задачи должны соответствовать программе курса математики учреждений среднего профессионального образования; содержащееся в задаче профессионально значимое содержание должно вводиться в процесс обучения как необходимый компонент, логическое продолжение курса математики и служить достижению цели обучения.

Рассмотрим пример задачи для подготовки будущих финансистов, которая в целом по своей фабуле достаточно понятна студенту и может вызвать определенный профессиональный интерес.

Задача 1. Обувная фабрика специализируется по выпуску изделий трех типов: сапог, кроссовок и ботинок, при этом используется сырье трех видов: 5Ь 32, . Нормы расхода каждого из них на одну пару обуви и объем расхода сырья на один день заданы таблицей (табл. 1). Найдите ежедневный объём выпуска каждого вида обуви, обеспечивающий использование всего сырья.

Решение: 109

1 этап. Предмет исследования составляет функционирование экономической системы - обувная фабрика. Цель исследования заключается в определении плана производства, обеспечивающего использование всего сырья.

Таблица 1

^"^-^Типы продукции Виды сырья Нормы расхода сырья на одну пару обуви, усл.ед. Расход сырья на один день, усл.ед.

сапоги кроссовки ботинки

5 3 4 2700

2 1 1 900

3 2 2 1600

110

2 этап. Структурные элементы рассматриваемой экономической системы:

- типы выпускаемой продукции -

сапоги, кроссовки, ботинки;

- виды используемого сырья - 5Ь > .

Известны нормы расхода сырья на одну пару обуви и объем расхода сырья на один день.

3 этап. При решении поставленной задачи необходимо построить экономико-математическую модель балансового типа, предполагающую равенство между запасами сырья и их использованием.

4 этап. В соответствии с требованием задачи (определение объёма выпуска продукции) вводим переменные. Пусть

х (пар) - количество сапог;

у (пар) - количество кроссовок;

z (пар) - количество ботинок, которые должно выпустить предприятие.

Расход сырья при этом составляет 5х+3у+4г усл. ед., что по условию равно его запасу, то есть 5х + 3у+ 4г = 2700.

Записывая аналогичные уравнения для других видов сырья, имеем систему:

(5х+3у+4г = 2700

.

5 этап. Решая систему уравнений методом Гаусса, получаем:

х = 200, у = 300, г = 200.

6 этап. Итак, обувная фабрика при сбалансированном плане должна выпускать 200 пар сапог, 300 пар кроссовок, 200 пар ботинок.

Основной чертой рассмотренной задачи является ее балансовый характер, хотя согласно классификации эко-

Преподаватель

номико-математических моделей, задача является к тому же микроэкономической, прикладной, статической, детерминированной. Указанная модель используется на начальных этапах освоения студентами технологической цепочки моделирования и обладает следующими особенностями:

• позволяет представлять данные задачи в табличной форме, что значительно упрощает процесс выделения структурных элементов, соответствующих цели, и их наиболее важных характеристик;

• содержит одну четко поставленную цель исследования - планирование производственной деятельности в рамках соответствия затрат выпуску;

• использует систему уравнений в качестве математической модели для исследования экономического процесса;

• готовит студентов к пониманию значимости балансовых соотношений в будущей профессиональной деятельности, в частности, для составления бухгалтерской и финансовой отчетности.

Рассмотрим профессионально ориентированные задачи с техническим содержанием. Математических задач связанных с техническими специальностями очень много, вместе с тем, в этих задачах отсутствует описание соответствия содержания этих задач будущей профессией студента. Приведем пример решения такой задачи:

Задача 2. По нефтепроводу диаметром й = 1 м нефть прокачивается со скоростью V = 25 см/с. Сколько тонн нефти пройдет по нефтепроводу за £ = 1 час, за сутки, за год (при непрерывной работе), если плотность нефти р = 0,8 г/см3? Какова стоимость этой нефти, если ее цена на рынке сырья С1 = 2,5 рубля за 1 литр?

-4 / 2013

Решение состоит в том, чтобы узнать в ней математическую задачу на

нахождение объема цилиндра: V = Б - к, где = - площадь основания; с? - диаметр трубы; Л = VI - высота. Тогда:

Для вычисления массы и цены прокачиваемой нефти за определенное время необходимо свести ее к стандартной математической задаче:

и определить возможные потери нефтедобытчиков, если относительная погрешность измерения объема рав-

ДС = Сх■ДУ =

CjKV

С учетом того, что V =

CjRnj^vt

100

vtiid2

- получа-

ем: ДС =

Решение задачи от студентов требует знаний по математике (вычисление объемов тел), сведений по гидромеханике жидкостей и единицам измерениям (гидравлика и метрология). Профессиональная направленность этой задачи с регионально-экономическим содержанием может быть усилена, если ввести дополнительные условия: Каковы возможные потери нефтедобытчиков, если относительная погрешность в определении объе-

ма нефти равна К = 0,5 %?

Здесь от учащихся требуются определенные профессиональные знания об относительной и абсолютной погрешности измерений.

В целом это задача соответствует нашим требованиям. Она показывает студентам сущность их будущей специальности. Недостатком решения этой задачи является недостаточное внимание к описанию сущности и особенности будущей профессии студента, но эта проблема требует дополнительной разработки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Н.А. Кандыбович. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

2. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. - Челябинск: ЧПУ, 1985.

3. Власенков А.И. Общеобразовательным предметам - профессиональную направленность // проф.-тех. Образование. -1981. - № 8. - С. 10-11.

4. ЖдановР.П. Воспитание профессиональ- Ц] ной направленности у учащихся техникума // Исследования по педагогике и психологии. - Красноярск, 1972. - Вып. 4. -

С. 47-55.

5. Тюников Ю.С., Артемьева Л.А. Банк идей: модернизация учебного процесса // Среднее специальное образование. - 1991. -№ 12. - С. 17-19.

6. Гаранина И.Ю. Личностно-ориентирован-ный подход к профессионально-направленному обучению математике студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2010. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.