УДК 378.147.026
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1 2 © 2016 Д. И. Костюков , В. А. Котельников
1 сотрудник е-таИ:ког.апхаг2000а,хтаИ.сот
2канд.пед.наук, сотрудник e-mail:kva374@mail. т
Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации
В статье рассматриваются научные подходы к содержанию понятия профессиональной направленности, ее составляющие - ценностные ориентации и система мотивов личности. Даются сущностные характеристики профессиональной направленности как интегративного показателя личности обучающегося в его ценностно-мотивационной сфере.
Ключевые слова: профессиональная направленность, ценностная ориентация, мотивация выбора профессии.
Существующий рынок труда в настоящее время по вполне объективным причинам не в состоянии обеспечить рабочими местами выпускников вузов в полном объеме, поэтому подавляющее большинство молодежи, поступая в вуз, вообще не имеет четко сформулированной цели и не задумывается о профессиональных перспективах.
Как показывает анализ результатов современных педагогических, социологических исследований, сегодня все чаще наблюдается преимущественная ориентация молодежи на получение в процессе труда максимального дохода при минимальных затратах, отмечается безразличное отношение к путям достижения этой цели, допустимость обогащения любым образом [Мякинин 2011].
Профессионализм, профессиональное самосовершенствование и профессиональная направленность в целом теряют былую значимость и вес в процессе становления личности профессионально-компетентного специалиста.
Проблема воспитания профессиональной направленности как оценочного показателя ценностно-мотивационной сферы личности будущего профессионала в процессе его обучения не перестает быть актуальной в педагогической теории и практике.
В современной педагогической и психологической литературе представлено достаточное количество содержательных определений категории профессиональной направленности. Многие исследователи обращают внимание на видовое разнообразие профессиональной направленности личности.
С точки зрения системного подхода профессиональная направленность представляется как системная характеристика мотивации профессиональной деятельности. Данная мотивация проявляется в жизненной позиции, помыслах, целенаправленных усилиях и определяется побуждениями в мотивационной сфере [Психологические основы... 2007].
С позиции структурного подхода предполагается, что составляющими профессиональной направленности являются интересы, увлечения, ценностные
ориентации, мотивы. В данном случае отмечается, что ценностные ориентации и мотивы наряду с личностными установками, интересами, профессиональной позицией, волей и т.д., являются основными компонентами профессиональной направленности [Иванова 2006].
Анализ существующих на сегодняшний день тематических подходов к раскрытию содержательной стороны понятия профессиональной направленности позволяет заключить, что профессиональная направленность чаще трактуется как совокупность в первую очередь профессиональных мотивов, потребностей в профессиональном самосовершенствовании личности, ценностных ориентаций в профессиональной сфере. Иными словами профессиональная направленность - это совокупность профессиональных мотивационных образований, основными компонентами которой являются ценностные ориентации и мотивы.
Некоторые исследователи - педагоги, психологи считают, что мотив как ситуативный побудитель конкретной деятельности не влияет на профессиональную направленность, так как действует в краткосрочной перспективе [Асмолов 2003].
Но если рассмотреть мотив как субстанцию, отражающуюся в сознании человека, которая служит побуждением к деятельности и направляет её на удовлетворение определённой потребности, то с этой точки зрения именно профессиональный мотив может лежать в основе формирования профессиональной направленности личности.
Профессионально мотивированный человек направляет на достижение своих целей наибольшее количество сил и времени, что на большом промежутке времени оказывает значимое влияние на профессиональную направленность. Система доминирующих профессиональных мотивов составляет мотивационную направленность, которая является ядром или основой профессиональной направленности личности. В свою очередь, в основе сформированного мотива лежат ценностные представления человека, именно ценностные ориентации личности выступают одним из важнейших источников мотивации.
Ценностные ориентации - это ценности, которые являются стратегическим ориентиром в жизни, в том числе и в профессии, каждого человека. Зачастую мы не наблюдаем у современных молодых людей аргументированных, осознанных ценностных ориентаций.
Совокупность ценностных ориентаций обусловливает содержательную грань направленности личности, является основой миропонимания человека, мотивации жизненной активности и выбора профессионального пути, играет значимую роль во взаимоотношениях с другими людьми, окружающим миром.
Ценностные ориентации представляют собой идеалы, мировоззрение и убеждения, которые формируются в течение жизни. Они участвуют в регуляции деятельности человека, его поведения, а цели и мотивы взаимообразно влияют на формирование ценностных ориентаций [Иванова 2006; Зеер и соавт. 2008].
Ценностная ориентация человека проявляется прежде всего в конкретной направленности сознания и поведения, обнаруживающегося в общественно значимых делах, в профессиональной деятельности, поступках.
Профессиональная целенаправленность, способствует воспитанию моральной зрелости, приводит в конечном итоге к формированию дополнительных талантов и возможностей, которые и определяют становление человека [Климов 2010].
Таким образом, профессиональная направленность может рассматриваться как интегративное, социально-ценностное образование и динамическое, ситуативно-изменчивое образование.
Костюков Д. И., Котельников В. А. Профессиональная направленность как интегральный показатель
ценностно-мотивационной сферы личности обучающегося
В передовых исследованиях в педагогике, психологии все чаще поднимают проблему оскудения профессиональной направленности, понимая ее как рассогласование между мотивационными и профессионально-ценностными компонентами личности обучающегося. Противоречие здесь кроется в неточности представлений обучающихся о будущей профессии и их низкой социально-психологической готовности к будущей трудовой деятельности [Клименко 2014].
Кризис в профессиональном самоопределении личности связывают чаще всего с воздействием на человека, с одной стороны, деформированных ценностей современного российского общества - общества потребления в условиях общей социальной апатии, падения престижа честного труда, с другой - целенаправленного воспитания и обучения [Колосова 2013].
Следовательно, можно заключить, что ценностные ориентации, прежде всего профессиональные, являются своеобразным идеальным пограничным состоянием, в котором находится человек на пороге выбора профессии и к моменту окончания учебного заведения. В дальнейшем, с началом трудовой деятельности, профессиональные ценностные ориентации под воздействием агентов вторичной социализации переходят в качественно новое состояние. При этом будут меняться и мотивы, которые зависят от возникающих перспектив [Зеер и соавт. 2008].
Профессиональная направленность личности - понятие, имеющее свою собственную структуру, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов, влияющих на действия, поступки и поведение человека.
Профессиональная направленность - важный фактор успешной жизнедеятельности и выполняет ответственную роль в подготовке специалиста, определяет его позицию, активность, адекватность поведения в коллективе на протяжении всей профессиональной карьеры. Поэтому ее становление является неотъемлемой частью обучения, что, в свою очередь, обусловливает всестороннее, непрерывное изучение новых, перспективных методов, подходов по развитию профессиональной направленности.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении 21 века: деятельность как существование // Мир психологии. 2003. № 2(34). С. 155-158.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высш. шк.. 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2008. 189 с.
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕР СЭ, 2006.
382 с.
Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 243 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
Колосова Г. И. Ценностные ориентации как детерминанты профессиональной социализации юношества // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Вып. 21. Т. 1. С. 15-20.
Мякинин Д.А. Социально-психологические факторы формирования рынка труда молодежи в условиях выхода из мирового финансового кризиса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. №2. С. 131-134.
Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.