Актуальные проблемы педагогики
А.В. Анатольев
Профессиональная мотивация учителя в реализации учебно-воспитательного процесса
Автор указывает на проблемы, с которыми сталкивается учитель современной школы. Их успешное решение возможно при наличии у него профессиональной мотивации. Это требует создания благоприятных условий включения учителя в инновационную деятельность.
Ключевые слова: проблемы современной школы, профессиональная мотивация учителя, условия включения учителя в инновационную деятельность.
Методологической основой ФГОС в средней школе является системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие умений самостоятельного поиска учащимся решения любой поставленной перед ним задачи, определения целей и анализа результатов, самооценки и самоконтроля. Это означает, что учитель может научить школьника учиться, а может даже и сам начать учиться. Для этого нужна его потребность в развитии у себя мотивации к самоучению. Однако не каждый учитель владеет сегодня профессиональной мотивацией и готов к ее развитию.
В процессе реализации ФГОС нового поколения в практике школьного образования учителя сталкиваются с рядом сложных проблем. Во-первых, им очень трудно овладеть огромным объемом понятийного аппарата системно-деятельностного подхода, представляющего совершенно новую предметную область для педагога. Однако без владения категориями деятельности, системы, логики и др. учитель не сможет организовать учебный процесс в соответствии с методологией ФгОС.
Во-вторых, учитель испытывает нехватку времени, которое сегодня уходит на заполнение отчетной документации для вышестоящих инстанций в системе образования, а не на взаимодействие со школьниками и самообразование. Самая часто встречающаяся фраза учителя «У меня на это нет времени!» выступает показателем низкого уровня его профессиональной мотивации.
В-третьих, учитель неактивно перестраивается на введение новых форм организации деятельности школьников на уроке, тем самым нагружает себя видами работ, которые могли бы выполнять ученики с пользой для себя. Так, например, учителю стоит не самому проверять во внеурочное время выполненную самостоятельную работу школьников, а организовать этап самоконтроля, самооценки и самокоррекции этой работы самими учениками после ее выполнения на уроке. В этом случае высвободившееся время можно будет потратить на самообразование.
Еще одной проблемой, требующей дополнительного времени от учителя, является разработка дидактических материалов. Поэтому можно привлекать учащихся к созданию этих материалов; готовить их не для однократного использования, а многократного применения и т.д.
И самое главное, учителю нужно формировать у каждого ученика (а не только у «сильных» учащихся) умение учиться. Научив школьников этому единожды, сформировав у них учебную самостоятельность, можно высвободить время, которое тратится учителем на дополнительную работу с учениками.
Решение обозначенных проблем возможно только при наличии профессиональной мотивации учителя. для этого администрации школы необходимо создать условия, побуждающие педагога к овладению педагогическими технологиями, направленными на развитие его профессиональных компетенций, а также к включению учителя в инновационную деятельность.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения: Науч-но-методич. пособие. Вып. 1. 2-е изд. М., 2011.
2. Коломиец О.М. Технология развития педагогической деятельности в образовательном учреждении // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 4. С. 15-18.
Педагогика и психология