Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильность / профессиональная мобильность / педагогика / педагог / обучение / образование / воспитание / mobility / professional mobility / pedagogy / teacher / training / education / upbringing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Васильевна Варфоломеева

В научной литературе всесторонне исследован феномен профессиональной мобильности с позиции ее конечной реализации адресата, что объяснимо ее функцией: научить человека быстро ориентироваться в меняющейся профессиональной сфере, в то же время личность того, кто собственно формирует профессиональную мобильность: педагога часто остается вне поля зрения. Рассматриваются характеристики, которыми должен обладать педагог, чтобы не только самому отвечать требованиям к педагогической мобильности, но и суметь сформировать ее у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional mobility of a teacher as an indicator of his effectiveness

The phenomenon of professional mobility has been comprehensively studied in the scientific literature from the point of view of its direct realization by the addressee, which is explained by its function: to teach a person to quickly navigate a changing professional field, at the same time, the personality of the one who actually forms profes sional mobility: the teacher often remains out of sight. The characteristics that a teacher must possess are considered in order not only to meet the requirements for pedagogical mobility himself, but also to be able to form it in students.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-140-144

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

© Светлана Васильевна Варфоломеева

Российский государственный университет правосудия (Северо-Кавказский филиал), г. Краснодар, Россия varph2000@mail. ru

Аннотация. В научной литературе всесторонне исследован феномен профессиональной мобильности с позиции ее конечной реализации адресата, что объяснимо ее функцией: научить человека быстро ориентироваться в меняющейся профессиональной сфере, в то же время личность того, кто собственно формирует профессиональную мобильность: педагога часто остается вне поля зрения. Рассматриваются характеристики, которыми должен обладать педагог, чтобы не только самому отвечать требованиям к педагогической мобильности, но и суметь сформировать ее у обучающихся.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, педагогика, педагог, обучение, образование, воспитание.

Для цитирования: Варфоломеева С.В. Профессиональная мобильность педагога как показатель его эффективности // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 102. № 1. С. 140-144. doi: 10.18522/2070-1403-2024102-1-140-144

PEDAGOGY

(specialty: 13.00.08)

Original article

Professional mobility of a teacher as an indicator of his effectiveness © Svetlana V. Varfolomeeva

Russian State University of Justice (North Caucasus Branch), Krasnodar, Russian Federation varph2000@mail.ru

Abstract. The phenomenon of professional mobility has been comprehensively studied in the scientific literature from the point of view of its direct realization by the addressee, which is explained by its function: to teach a person to quickly navigate a changing professional field, at the same time, the personality of the one who actually forms profes -sional mobility: the teacher often remains out of sight. The characteristics that a teacher must possess are considered in order not only to meet the requirements for pedagogical mobility himself, but also to be able to form it in students. Key words: mobility, professional mobility, pedagogy, teacher, training, education, upbringing. For citation: Varfolomeeva S.V. Professional mobility of a teacher as an indicator of his effectiveness. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 102. No 1. P. . 140-144. doi: 10.18522/2070-1403-2024-102-1-140-144

Введение

Современные процессы, происходящие в социуме: глобализация, интеграция, требуют от человека умения быстро подстраиваться под ситуацию, молниеносно реагировать на события, меняться в зависимости от реалий, быть гибким и мобильным. Мобильность в обобщенном понимании является подвижностью, способностью перемещаться. В более узких трактовках мобильность может быть сведена к социальным, физическим, психологическим, профессиональным навыкам, которые позволяют человеку стать таким, каким требует ситуация в данный момент.

Само понятие «мобильность» появилось в науке более ста лет назад, и касалось такого аспекта, как социальная мобильность, в рамках которой позже была выделена профессиональная мобильность как самозначащая составляющая, отдельное направление [1; 3; 6].

Значение профессиональной мобильности с позиции сегодняшнего дня трудно недооценить: на работе в течение жизни человеку приходится многократно повышать свои знания, овладевать новыми стратегиями и механизмами, то есть профессиональный успех во многом зависит от того, насколько мобилен человек, а личностный рост коррелирует с умением быстро меняться и не бояться перемен. Отметим, что мобильность как личностная характеристика часто отсутствует у людей, следовательно, ее необходимо целенаправленно развивать.

Понятие «мобильность» пришло в педагогику из социологии в 80 гг. XX в. и тогда касалось быстрого овладения какой-либо педагогической технологией. Сегодня под мобильностью педагога понимается целый спектр навыков, умений, квалификаций [14]. Обсуждение

Развитию профессиональной мобильности человека посвящен целый ряд исследований, например, А.И. Архангельского, Э.А. Морылевой, Е.Г. Неделько, Н.В. Сидоровой, О.И. Ид-рисовой, И.А. Степановой, Б.М. Игошева, Л.В. Горюновой и других, что, безусловно, является важным и актуальным. Мы предлагаем рассмотреть эту проблему с другой стороны: с позиции личности педагога, его качеств, так как формирование профессиональной мобильности начинается не с адресата, а адресанта. Фундаментальным в этом процессе мы считаем педагога и его профессиональные навыки.

Для того чтобы «вырастить» профессионально мобильного индивида, сам педагог должен обладать некими характеристиками. Рассмотрим их. Изучение понятия «профессиональная мобильность» в современной науке движется в двух направлениях: в вертикальном (внешнем) - готовности к смене работы, должности, статуса и в горизонтальном (внутреннем) - готовности к личностному росту, овладению новыми навыками и умениями, то есть без смены статуса, но с изучением ее сущность с различных сторон: социальной, психологической, философской [8, с. 154].

В педагогических трудах выделяет несколько значимых подходов, которые позволяют педагогу быть более эффективным в своем труде. Эти подходы в совокупности являются основополагающими для формирования мобильности педагога:

1. Аксиологический подход анализирует процессы с точки зрения их ориентированности на ценности, которые передаются от одного поколения к другому, от педагога к обучающемуся.

2. Личностный подход рассматривает личность как продукт социально-исторических процессов, то есть не сводит ее к набору только физических данностей, подразумевая, что формирование личности - сложный и многомерный процесс.

3. Деятельностный подход подразумевает, что именно деятельность является основой для развития личности, таким образом, правильно выстроенный педагогический процесс позволит личности и педагога, и обучающегося раскрыться с максимальной силой [5; 10; 12]. В рамках этих подходов можно вычленить ряд компетенций, обладание которыми позволит педагогу быть более эффективным в своей профессиональной деятельности. Для успешного формирования профессиональной мобильности у обучающегося сам педагог должен обладать следующими компетенциями:

1. Образовательной, позволяющей педагогу учится новому как в рамках своей дисциплины, так и в смежных областях знаний.

2. Социальной, то есть умением эффективно контактировать с людьми: коллегами, студентами, руководством.

3. Ценностной, позволяющей иметь ценностные ориентиры в различных аспектах: гражданском, социальном, правовом, этическом и др.

4. Межкультурной, то есть умением взаимодействовать с людьми другой культуры, национальности, расы.

5. Методической - набором умений, навыков, которые позволяют эффективно работать [7; 11; 13].

Проблема подготовки таких педагогических кадров, которые могут отвечать всем современным требованиям к педагогу, существует во всех странах, поскольку педагогическая мобильность подразумевает большое количество разноплановых характеристик. Реализация максимальной эффективности педагога в процессе его деятельности является трудной, но достижимой целью. Для этого необходимо учитывать четыре основных аспекта, которые формируют высокую профессиональную мобильность педагога:

1. Знания педагога, которые заключаются в глубоком понимании не только преподаваемого предмета, но и межпредметных дисциплин, широту научных познаний, которая, в свою очередь, позволит педагогу проводить параллели, выходить за рамки дисциплины, находить интересные аналогии, смещать фокус. Владение знаниями в разных областях науки позволяет педагогу двигаться от своего предмета к смежным и наоборот, в зависимости от сложности темы и уровня подготовки учащихся, их интересов. То есть обширные познания, которые, безусловно, в первую очередь должны опираться на глубокие знания своего предмета, позволят педагогу найти максимально эффективную форму подачи материала.

2. Профессиональные умения, или способность выполнять действия, направленные на достижение качественного результата. Под умением мы понимаем, прежде всего, владение педагогическими техниками и приемами, позволяющими расширить арсенал инструментов преподавания, раздвинуть границы методики, выбрать определенные способы и условия организации педагогического процесса, найти более эффективные пути подачи информации, ориентироваться на инновационную деятельность, владеть современными техническими средствами.

3. Опыт подразумевает наличие жизненной и профессиональной фиксации информации, которая используется во благо педагогического процесса. Безусловно, это очень субъективный критерий, так как оценить опыт, а точнее, его применение в процессе обучения, или воспитания, или образования очень сложно. Тем не менее именно опыт позволяет максимально эффективно выстроить педагогический процесс, так как мастерство педагога в этом случае направлено не только на достижение высокого результата, но и на применение нового и лучшего.

4. Личностные качества - многоаспектная характеристика, которая реализуется в следующих понятиях: открытость людям и миру, доверие другим индивидам, оперативность в принятии решения, гибкость мышления, толерантность по отношению к различиям (любого характера), умение рефлексировать, анализировать, креативность, самостоятельность при анализе и принятии решения, ценностное отношение к личности, стремление к саморазвитию, обладание познавательными потребностями и т.д. [2; 4; 9]. Другими словами, личностные качества являются эффективным инструментом воздействия на обучающегося, поскольку в процессе обучения мы отталкиваемся от своего отношения к человеку как индивиду, с его неповторимым набором особенностей, и только затем учитываем его знания, опыт, умения. Очевидно, что все характеристики не изолированы: они расширяют и углубляют друг друга. Таким образом, только совокупность описанных выше признаков позволяет говорить о высоком уровне педагога, который, прежде всего, сам должен иметь сформированную профессиональную мобильность, что, в свою очередь, позволит сформировать профессиональную мобильность у обучающегося посредством личностно-профессиональных качеств педагога.

Выводы

Учет всех описанных выше характеристик позволит увидеть направления, по которым должен двигаться педагог, формируя свою профессиональную мобильность. Рассмотренные характеристики, формирующие компетенции педагога, в совокупности позволяют максимально усилить состав педагогических работников профессионалами такого уровня, которые в дальнейшем могут готовить более приспособленных к реалиям профессиональной деятельности будущих или действующих сотрудников.

Роль педагога в этом процессе не просто большая, она огромная, так как нельзя научить тому, чем не владеешь сам. Исследования в этой области не только обучают профессиональной мобильности человека в профессии, но и формируют такие навыки и умения педагога, которые позволят ему быть максимально эффективным в своей профессии.

Список источников

1. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной зрелости учителя // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. С. 62-68.

2. Архангельский А.И. Формирование профессиональной мобильности у студентов в процессе обучения в технических вузах // Дис. канд. пед. наук. М., 2003. 146 с.

3. Биктуганов Ю.И. Профессиональная мобильность педагога: Учебное пособие. Екатеринбург, 2016. 120 с.

4. Варфоломеева С.В. Особенности современной педагогики // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1. С. 117-126.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая компетентность подхода в образовании: Труды методического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с.

6. Идрисова О.И. Ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» // ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8). С. 7-16. - URL: http:// www.cyberleninka.ru (дата обращения 19.10.2023).

7. Исхаков Р.Х. Профессиональная мобильность педагога как основа успешного решения социально-педагогических проблем // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 4. С. 1469-1475.

8. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона // Дис. докт. пед. наук. СПб., 2001. 470 с.

9. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та РОУ, 1994. 140 с.

10. Литвинов Л.А. Педагогические условия проектирования направленности на будущую профессиональную деятельность студентов колледжа // Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 25 с.

11. Миронова Л.И., Игошев Б.М., Шамало Т.Н. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 142-149.

12. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза // Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 18 с.

13. Сергеева Т.Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 81-96.

14. Степанова И.А. Профессиональная мобильность педагога как научно-педагогический феномен // Образование и наука. 2009. № 5 (62). С. 37-45.

References

1. Andrienko E.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of professional maturity of a teacher // Pedagogical education and science. 2002. No. 4. P. 62-68.

2. Arkhangelsky A.I. Formation of professional mobility among students in the process of studying at technical universities // PhD of Pedagogy dissertation. M., 2003. 146 p.

3. Biktuganov Yu.I. Professional mobility of a teacher: textbook. allowance. Ekaterinburg, 2016. 120 p.

4. Varfolomeeva S.V. Features of modern pedagogy // Humanities and social sciences. 2021. No. 1. P. 117-126.

5. Zimnyaya I.A. Key competencies as a result-target competence approach in education: Tr. methodological seminar "Russia in the Bologna process: problems, tasks, prospects". M.: Research Center for Problems of Quality of Training of Specialists, 2004. 38 p.

6. Idrisova O.I. Retrospective analysis of the concept of "professional mobility of a teacher" // INSIGHT. 2021. No. 5 (8). P. 7-16. - URL: http:// www.cyberleninka.ru (accessed 19/10/2023).

7. Iskhakov R.Kh. Professional mobility of a teacher as the basis for the successful solution of social and pedagogical problems // Professional education in the modern world. 2017. T. 7. No. 4. P. 1469-1475.

8. Kalinovsky Yu.I. Development of socio-professional mobility of androgog in the context of socio-cultural educational policy of the region: // PhD of Pedagogy dissertation. St. Petersburg, 2001. 470 p.

9. Kornetov G.B. World history of pedagogy: Textbook. M.: Publishing house Ros. Open University ROU, 1994. 140 p.

10. Litvinov L.A. Pedagogical conditions for designing orientation towards future professional activities of college students: abstract of thesis // PhD of Pedagogy dissertation. Ekaterinburg, 2006. 25 p.

11. Mironova L.I., Igoshev B.M., Shamalo T.N. The readiness of the future teacher for professional activity and the method of assessing it // Pedagogical education in Russia. 2019. No. 9. P. 142-149.

12. Nedelko E.G. Formation of motivational readiness for professional mobility among university students: abstract of thesis // PhD of Pedagogy dissertation. Magnitogorsk, 2007. 18 p.

13. Sergeeva T.B. Personal and professional mobility: the problem of conjugation // Education and Science. 2015. No. 8 (127). P. 81-96.

14. Stepanova I.A. Professional mobility of a teacher as a scientific and pedagogical phenomenon // Education and Science. 2009. No. 5 (62). P. 37-45.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 12.11.2023; принята к публикации 12.11.2023.

The article was submitted 20.10.2023; approved after reviewing 12.11.2023; accepted for publication 12.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.