Научная статья на тему 'Профессиональная культура учителя музыки в контексте актуальных проблем высшего образования'

Профессиональная культура учителя музыки в контексте актуальных проблем высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / MUSICAL TEACHER / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL EXPERIENCE / MUSICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / COMPLETENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбуллина Рашида Файзеловна

В статье профессиональная культура учителя музыки рассматривается как феномен полиаспектной интеграции педагогики и музыкального искусства. Приводится характеристика данного явления как содержательного контекста профессионального опыта в области музыкально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE OF THE MUSIC TEACHER IN THE CONTEXT OF BURNING PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION

In the article professional culture of the music teacher is considered as a phenomenon of polyaspectual integration of pedagogy and music art. The characteristic of this phenomenon as a meaningful context of professional experience in the field of musical and pedagogical activities is presented.

Текст научной работы на тему «Профессиональная культура учителя музыки в контексте актуальных проблем высшего образования»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хайбуллина Рашида Файзеловна

старший преподаватель

кафедры музыкальных инструментов и музыкально-компьютерных технологий Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,

PROFESSIONAL CULTURE OF THE MUSIC TEACHER IN THE CONTEXT OF BURNING PROBLEMS OF HIGHER EDUCATION

Haybullina Rashida

senior Lecturer of Musical Instruments and Musical Computer Technologies Chair, Bashkiria State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Russia, Ufa

В статье профессиональная культура учителя музыки рассматривается как феномен полиаспектной интеграции педагогики и музыкального искусства. Приводится характеристика данного явления как содержательного контекста профессионального опыта в области музыкально-педагогической деятельности.

In the article professional culture of the music teacher is considered as a phenomenon of polyaspectual integration of pedagogy and music art. The characteristic of this phenomenon as a meaningful context of professional experience in the field of musical and pedagogical activities is presented.

РФ, г. Уфа E-mail: rfh091049@mail.ru

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Хайбуллина Р.Ф. Профессиональная культура учителя музыки в контексте актуальных проблем высшего образования // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 1(12) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1857

Ключевые слова: учитель музыки, профессиональная культура,

профессиональный опыт, музыкально-педагогическая деятельность, целостность.

Keywords: musical teacher, professional culture, professional experience, musical and pedagogical activity, completeness.

В современных условиях стремительно развивающегося российского социума с особой остротой проявляется потребность в интеллектуально развитых и творчески ориентированных гражданах. В этой связи меняется роль высшего профессионального образования как социального института, обеспечивающего подготовку кадров для различных сфер жизни общества. На смену идее накопления знаний и умений действовать по образцу приходит идея универсальности образования и приобретения обучающимися профессионального опыта как целостного образа профессиональной деятельности.

Отметим, что в наиболее общем плане опыт — это единство знаний, навыков и умений, которыми обладает и которые может использовать человек в соответствии с целями и задачами своей жизни. С данной точки зрения профессиональный опыт интерпретируется как процесс практического воздействия человека средствами профессиональной деятельности на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний, навыков, умений, эмоционального переживания [6]. Объективируясь в предметных, языковых и деятельностных формах, опыт образует пласт профессиональной культуры. Таким образом, путь к профессиональному опыту индивида лежит в русле освоения профессиональной культуры.

Экстраполяция обозначенной проблемы в сферу высшего музыкальнопедагогического образования показала необходимость осмысления феномена профессиональной культуры учителя музыки как явления уникального в силу двойственности своего родства одновременно с педагогической и с музыкальной деятельностью.

Начало разработки отечественными учеными культурологических проблем музыкально-педагогического образования приходится на 80—90-е годы прошлого столетия. Одной из отправных точек исследований, проводимых в это время Л.Г. Арчажниковой, Р.А. Тельчаровой, Л.А. Рапацкой, стало положение о наличии двух начал в деятельности учителя музыки — педагогического и художественно-творческого. Позднее ученые

Н.Б. Волчегурская, О.В. Грибкова, А.М. Трудков и другие уже непосредственно обращались в своих трудах к категориям «педагогическая культура», «профессиональная культура» в связи с подготовкой педагога-музыканта. Для концепций названных авторов также характерна общность их исходных позиций в понимании музыкально-педагогической деятельности как интегративного явления. В то же время следует отметить выраженную в большей или меньшей степени изолированность изучения отдельных аспектов области профессиональной культуры педагога-музыканта в отношении к остальным.

Не претендуя в рамках статьи на полноту описания столь сложного явления, как профессиональная культура учителя музыки, охарактеризуем некоторые ключевые моменты в нашем ее понимании — как содержательного контекста профессионального опыта, относящегося к музыкальнопедагогической деятельности.

Мы в своем исследовании придерживаемся деятельностного подхода, в рамках которого при наличии различных вариантов понимания культуры фундаментальным является полагание ее как способа реализации, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни, социальной и индивидуальной. Данный подход позволяет рассмотреть интересующий нас феномен через призму интегративной музыкально-педагогической деятельности, что дает нам основание говорить об интегративном характере профессиональной культуры учителя музыки и подойти к ее анализу как целостности. При этом следует отметить, что при существовании разнящихся мнений по поводу определения категории «целостность» общим

является представление о ней как органическом единстве, свойства которого не сводимы к сумме свойств составляющих его элементов. Причем принципиально важным считается невозможность разделения целостных систем на взаимодействующие между собой части (подсистемы, элементы), они действуют как единый объект [10]. Придерживаясь данной точки зрения, мы считаем продуктивным исследование профессиональной культуры учителя музыки как интегративной целостности, обеспечивающей успешное выполнение музыкально-педагогической деятельности.

Полагая, что профессиональная культура учителя музыки не может быть полностью выражена только в терминах педагогики или музыкального искусства, мы сочли методологически корректным рассмотреть ее в социальном плане как систему, органически соединяющую свойства педагогической и музыкальной культур. При этом мы руководствовались принципом дополнительности, предполагающим описание целостных явлений с помощью совместного использования различных классов понятий.

Педагогическая культура, согласно одному из определений, «представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому» [1, с. 83]. С данным определением коррелирует понимание музыкальной культуры общества как единства музыки и ее социального функционирования [9]. Рассмотрение на основе заявленного принципа систем педагогической и музыкальной культур позволяет представить музыкально-педагогическую культуру как социальную систему. Достигнутое таким образом понимание данного феномена отражает таблица 1.

Таблица 1.

Полиструктурная организация системы музыкально-педагогической

культуры

Система педагогическо й культуры (на основе определения В. Л. Бенина) Система музыкальной культуры (на основе определения А. Н. Сохора) Система музыкально-педагогической культуры (авторская характеристика)

субъект культуры Люди, выполняющие педагогическую деятельность Все субъекты музыкальной деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех Учитель музыки как действующий субъект и непосредственный носитель профессиональной культуры, обладающий качествами, обеспечивающими ему определенный уровень выполнения интегративной и многовекторной музыкальнопедагогической деятельности

Содержание деятельности субъекта Передача накопленного социального опыта Все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей Создание, воспроизведение, распространение, использование музыкальных ценностей в педагогической и культурнопросветительской практике с целью передачи посредством музыки духовного социального опыта

Результаты деятельности субъекта Знания, умения, навыки Музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе Приобретение учащимися разностороннего музыкального опыта и приобщение к духовным ценностям, воплощенным в музыкальных произведениях

Социальные условия Специфические институты передачи накопленного социального опыта от одного поколения к другому Все учреждения и культурные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность Специфические социальные институты, регулирующие профессиональную деятельность учителя музыки, и совокупность материальных ресурсов, обеспечивающих ее выполнение

Для понимания профессиональной культуры учителя музыки как индивидуально-личностного явления необходимо учитывать ее обусловленность видовой принадлежностью соответствующей деятельности. Ее содержание отражает таблица 2.

Таблица 2.

Профессиональная деятельность учителя музыки

Вид деятельности Педагогическая Содержание деятельности

• преподавание в общеобразовательных школах, образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей и юношества в общеобразовательных учреждениях; • руководство учебными музыкально-исполнительскими коллективами в учреждениях среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, общеобразовательных школах; • осуществление различных форм методической работы; • воспитание учащихся и формирование общей культуры личности средствами музыки

R Я Л 5Й 1 а i S « н и в ■й со —^ £| с • осуществление различных форм лекционно-концертной деятельности (в том числе и исполнительской); • пропаганда музыкального искусства через средства массовой информации (в печатных изданиях, на радио, телевидении, в сети Интернет); • приобщение широкой аудитории к национальным, региональным музыкальным традициям; • организация музыкально-досуговой деятельности детей, внеклассной и внешкольной работы с использованием компетенций в области музыкального исполнительства

Из содержания таблиц 1 и 2 видно, что профессиональная деятельность учителя музыки является сферой приложения одновременно педагогических и музыкальных способностей личности. Поскольку педагог-музыкант не может обойтись без создания, воспроизведения и использования музыкальных ценностей, то ему необходимо для этого иметь соответствующие развитые способности. При этом он должен опираться на определенные культурные нормы и образцы, т. е. обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. В деятельности учителя музыки происходит претворение в педагогическую реальность определенных духовно-нравственных отношений, раскрывающихся в диалоговых взаимодействиях в системах «композитор-^исполнитель», «исполнитель^слушатель», «композитор^слушатель». В освоении этих отношений происходит развитие личности ученика и самого учителя.

Таким образом, существенными характеристиками профессиональной культуры учителя музыки в личностном плане выступают педагогическая направленность и музыкальное сознание, а в деятельностном — собственно

интегративная музыкально-педагогическая деятельность. В кратком изложении их содержание представляется следующим.

Педагогическая направленность профессиональной культуры учителя музыки базируется на его осознанном желании заниматься музыкальнопедагогической деятельностью, стремлении к самоактуализации в ней, интересе к развитию личности ученика средствами музыкального искусства.

Музыкальное сознание (как личностный аспект профессиональной культуры учителя музыки) включает развитое музыкальное восприятие и мышление, сформированность музыкальных вкусов и интересов, систему ценностных отношений к различным музыкальным явлениям, потребность в музыкальной деятельности, в том числе исполнительской.

При этом деятельность учителя в сфере общего музыкального образования отличает ее объединительный характер, то есть музыка и педагогика в ней сливаются. Поэтому в профессиональную культуру учителя музыки входят как знания, умения, навыки, способности, необходимые для музыкальной деятельности, так и навыки и умения, отражающие особенности педагогического труда; интегративные навыки, позволяющие строить музыкально-образовательный процесс на основе единства конструктивной, музыкальной (в первую очередь — исполнительской) и организаторской деятельностей; опыт творческой музыкально-педагогической деятельности; навыки художественной коммуникации. Обусловленность музыкальнопедагогической деятельности спецификой музыкального искусства определяет ее зависимость от комплекса соответствующих личностных качеств учителя (артистизма, эмоциональности и т. д.).

Такая сложность и своеобразие феномена «профессиональная культура учителя музыки» определяют особенности ее функционирования в образовательном процессе одновременно на трех уровнях: общекультурном, где она выступает механизмом, обусловливающим культуротворческую деятельность учителя и его учеников; общепедагогическом, детерминированном требованиями профессии; художественном, отражающем

специфику профессиональной деятельности учителя-музыканта. В современных условиях подготовка учителей музыки ведется в вузах по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование», степень (квалификация) — бакалавр. Профессиональная готовность выпускника данного профиля характеризуется набором компетенций, конкретизированных ФГОС ВПО в виде требований к результатам освоения основных образовательных программ. Различают общекультурные компетенции, общие для всех обучающихся и специалистов; профессиональные, относящиеся к определенному направлению деятельности; специальные, отражающие специфику предметной сферы. Таким образом, каждому из уровней функционирования ПКУМ соответствует определенная группа компетенций, что отражено в таблице 3.

Таблица 3.

Взаимное соответствие групп компетенций и уровней функционирования профессиональной культуры учителя музыки

Г руппы компетенций, которыми должен обладать выпускник бакалавриата по профилю «Музыкальное образование» Уровни функционирования профессиональной культуры учителя музыки

Специальные (СК) Художественный

Профессиональные (ПК) Общепедагогический (профессиональный)

Общекультурные (ОК) Общекультурный

Однако при этом характер взаимосвязи понятий «профессиональная культура» и «профессиональная компетентность» остается неопределенным, что актуализирует задачу его прояснения.

Наше обращение к работам, связанным с интересующей нас проблемой, показало существование определенных различий во взглядах на соотношение данных понятий. Так, О.Е. Иванова, сравнивая культурологический и компетентностный подходы в образовании, видит точку их пересечения в опыте, который приобретает человек в процессе обучения [5]. Б.С. Гершунский считает понятия «профессиональная компетентность» и «профессиональная культура» взаимозависимыми и взаимодополняющими [3]. И.А. Зимняя рассматривает социально-профессиональную

компетентность человека как проекцию его общей культуры на определенную сферу деятельности [4]. Г.И. Гайсина указывает на существование не только взаимосвязи, но и различий между профессионально-педагогической культурой и профессиональной компетентностью. Суть этих различий заключается в том, что круг явлений, охватываемых на уровне личности понятием «профессиональная культура», шире обозначаемого понятием «профессиональная компетентность» [2].

Рассмотрев и обобщив данные точки зрения, мы пришли к заключению, что взаимосвязь рассматриваемых в связи с музыкально-педагогической деятельностью понятий имеет диалектический характер. Профессиональная компетентность и профессиональная культура связываются через опыт. Однако в первом случае опыт выступает как закрепленный результат практики. Опыт в контексте профессиональной культуры предполагает не только овладение деятельностью, но и актуализацию способностей к творческому саморазвитию личности. Понятие «профессиональная компетентность» может считаться основополагающим по отношению к понятию «профессиональная культура», поскольку бессмысленно говорить о ней, игнорируя необходимость овладения соответствующими знаниями и умениями их применять. Понятие «профессиональная культура», в свою очередь, указывает на такой уровень владения операционально-технологическими аспектами деятельности, который в качестве необходимой базы обеспечивает свободное проявление творчества и возможность творческой самореализации учителя музыки в профессиональной сфере.

Творчество является непреложным атрибутом культуры. В творческом акте воплощается специфическая способность человека к изменению существующей реальности и самого себя в интересах общества и в своих собственных интересах. Соответственно, формой проявления музыкальнопедагогического творчества будут выступать многоаспектные преобразования педагогической действительности с целью создания условий, способствующих духовному развитию учащихся в процессе освоения музыкальных ценностей.

Термин «условия» в данном случае используется нами в общепринятом в педагогике понимании как совокупность внешних и внутренних обстоятельств, благоприятствующих действию факторов развития [8]. В единстве с целями педагогического процесса условия образуют педагогические системы, элементами которых выступают педагогические задачи и содержание, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания, сами педагоги и обучающиеся [7].

В свете сказанного, музыкально-педагогическая деятельность представляется как процесс создания и обеспечения функционирования педагогических систем, ядром которых выступает музыкальное искусство. Учитывая, что подлинное бытие музыки обусловлено триединством деятельности композитора, исполнителя и слушателя, одним из элементов подобных систем является музыкально-исполнительская деятельность педагога в различных ее формах. Порождаемая при этом художественная реальность становится частью реальности педагогической и начинает влиять на подрастающего человека в той же мере, как воздействуют на него те или иные факторы окружающей действительности. Логично, что достижение

педагогических целей в таких системах напрямую будет зависеть от достигаемого художественного результата.

Возможность такого рода деятельности обусловливается реализацией функций профессиональной культуры учителя музыки, вытекающих из главной функции культуры — человекотворческой. Эти функции мы отразили в таблице 4.

Таблица 4.

Многофункциональность профессиональной культуры

учителя музыки

Функции Реализация функций

Ценностно- ориентационная обеспечивает ориентацию учителя в мире музыкальных ценностей и определяет направление его деятельности на их использование в педагогической практике с целью достижения высшей ценности — духовного развития личности

Нормативная устанавливает связь между требованиями современных образовательных стандартов как формы общественного соглашения и деятельностью учителя музыки, что позволяет определить степень регламентированности и свободы педагогического творчества

Информационная обеспечивает создание, закрепление и передачу педагогически ориентированной духовной информации музыкальнохудожественного свойства

Адаптивная соединяет собственное приспособление педагога-музыканта к условиям профессиональной среды в ситуации динамично развивающегося социума и изменение этих условий в соответствии со своими потребностями в целях достижения запланированных результатов деятельности

Акмеологическая обусловливает согласование системы профессионально-личностных качеств учителя музыки с целями его саморазвития в профессиональной деятельности, неотъемлемой частью которой выступает музыкальное исполнительство

Творческая определяет возможность преобразований существующей реальности средствами музыкального искусства

Итак, мы предлагаем рассматривать профессиональную культуру учителя музыки с позиции единства педагогики (как искусства обучения и воспитания) и музыкального искусства (как специфической формы отношения человека к миру). Мы считаем, что она представляет собой качественно новое образование по отношению к исходным элементам, не сводимое к сумме их свойств. Таким образом, данный феномен раскрывается как социально обусловленная система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций, реализуемых в способах решения профессиональных задач общего музыкального образования. Соответственно, рассмотрение профессиональной культуры учителя музыки как интегративной целостности позволяет непосредственно связать ее с профессиональным опытом в области музыкально-педагогической деятельности, что, в свою очередь, согласуется

с идеей подготовки специалистов, сочетающих владение разнообразными

знаниями, умениями и навыками со способностью к их многофункциональному

применению, развитию и приумножению сообразно требованиям практики.

Список литературы:

1. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: Курс лекций. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.

2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в педагогическом исследовании: монография. — Уфа: Вагант, 2007. — 304 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0504.htm (дата обращения: 19.07.2014).

5. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-

ориентированным и культурологическим / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://webcashe.googlecontent.com/search?q=cashe:4Vpz2oWQyQ4J:

www.eidos.ru/ (дата обращения: 13.10.2010).

6. Национальная энциклопедическая служба / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/850/word/professionalnyi (дата обращения: 10.08.2014).

7. Новиков А.М. Методология образования. — М.: Эгвес, 2006. — 448 с.

8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.

9. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки: сб. ст. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отд., 1980. — С. 10—119.

10. Тугай М.В., Тягунова О.А. Целое и целостность // Инновационные методы и средства оценки качества образования: тез. докл. 4-й науч.-методической конф. — М., 2006. — С. 299—303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.