УДК 378:631.158 ББК 74.58
Симбирских Елена Сергеевна
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент г. Мичуринск Simbirskikh Elena Sergeevna Candidate of Agriculture,
Assistant Professor Michurinsk
Профессиональная компетентность специалиста агропромышленного комплекса: структура, содержание Professional Competence of an Agro-Industrial Complex Expert: Structure and Contents
В статье представлена модель профессиональной компетентности специалиста агропромышленного комплекса (АПК), раскрыты структура и содержание профессиональной компетентности специалиста АПК и составляющих ее компетенций.
The article presents the professional competence model of an agro-industrial complex expert; reveals the structure and the content of an agro-industrial complex expert’s professional competence and the constituents of its competences.
Ключевые слова: профессиональная компетентность специалиста АПК, компетенции, агроэконоосферный компонент.
Key words: gro-industrial complex expert’s professional competence, competences, agroeconoosphere component.
Анализ современного состояния агропромышленного комплекса (АПК) РФ
и значительного количества исследований в области сельскохозяйственного образования показал, что основная проблема эффективного обеспечения АПК современными квалифицированными кадрами, учитывая специфику отрасли, особенности развития постиндустриального общества, процессы глобализации и интеграции, охватившие все мировое сообщество, заключается в рассогласованности требований социальных заказчиков (предприятий АПК) к профессиональной подготовке специалистов и возможностей системы аграрного образования удовлетворять такой заказ. Основное требование, предъявляемое к специалистам АПК во всех странах с рыночной экономикой, - конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны[3]. Современная российская система аграрного образования этому главному требованию не отвечает. По-прежнему ведется подготовка специалистов по традиционным схемам и знаниевым технологиям обучения, в
то время, как вся мировая и отечественная педагогическая общественность подтвердила необходимость принятия компетентностного подхода в качестве ведущей стратегии профессионального образования [1]. Согласно новой образовательной политике основным результатом деятельности вуза выступает профессиональная компетентность выпускника. Данное понятие по отношению к кадрам АПК, в сферу педагогического традиционализма и консерватизма преподавательского состава сельскохозяйственных вузов, до сих пор не имеет четкого определения и содержания.
Возникшее противоречие между государственной стратегией модернизации содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода и неразработанностью методологических и теоретико-технологических основ данного процесса в системе аграрного образования актуализировали проведение настоящего исследования.
Цель исследования - разработать модель специалиста АПК на основе ком-петентностного подхода.
Первый этап, анализ структуры личности специалиста АПК и структуры его профессиональной деятельности, включал изучение специальной литературы по подготовке кадров АПК (педагогической, психологической, экономической, исторической), государственных образовательных стандартов 1,2-го и 3го (проект) поколений, анкетирование и интервьюирование специалистов АПК и преподавателей выпускающих кафедр сельскохозяйственных вузов.
На втором этапе был проведен системный анализ полученных данных, выделены наиболее значимые для деятельности специалиста АПК профессионально-важные качества, умения, навыки и знания, определены и систематизированы компетенции в рамках профессиональной компетентности специалиста АПК, обоснована и спроектирована модель профессиональной компетентности специалиста АПК. Обобщенные результаты исследования представлены следующими положениями.
Основываясь на определении понятия «компетентность», представленному в словаре по образованию и педагогике В.М. Полонского [2, с.67], под профес-
сиональной компетентностью специалиста АПК мы будем понимать совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в области устойчивого развития агропромышленного комплекса. Структура профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты (рис.1). Наполнение данных составляющих в рамках компетенций, профессиональной компетентности осуществляется с помощью категорий - знания, умения, навыки, способности и качества личности, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональной компетентности специалиста АПК с позиции их проявления у личности в процессе решения профессиональных задач. При этом степень готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается как степень сформированности комплекса его профессиональных компетенций.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2007г.) выделяют два кластера компетенций универсальные и профессиональные. Универсальные компетенции структуируются на общенаучные, инструментальные и социально-личностные и общекультурные. Профессиональные компетенции объединены нами в четыре группы: научноисследовательские, проектные, производственно-технологические и организационно-управленческие. Наполнение кластеров и групп в их составе зависит от квалификационной степени («бакалавр» или «магистр»).
Нами выделены и обоснованы совокупность компетенций работников АПК, дана их характеристика с позиций мотивационно-ценностной, когнитивной, деятельностной и личностной составляющих, выделены поведенческие индикаторы, соответствующие определенному уровню развития, и критерии его оценки (рис. 2).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АПК
Мотивационно- Когнитивная Деятельностная Личностная
ценностная составляющая составляющая составляющая составляющая
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ кластеры
—► ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
V
ГРУППЫ
•Общенаучные •Инструментальные •Социально-личностные •Общекультурные •Научно-исследовательские •Проектные •Производственно-технологические •Организационно-управленческие
Рис. 1 Модель профессиональной компетентности специалиста АПК
Специфика объекта деятельности специалиста АПК и профессиональной среды предопределяют целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности специалиста АПК особого компонента - агроэконоо-сферного, сформированность которого позволит оценить успешность и эффективность решения задач, связанных с обеспечением безопасного устойчивого коэволюционного развития цивилизации в процессе интенсификации агросферы. На схеме (рис.2) явно прослеживается системно- синергетический характер агроэконоосферного компонента, проявляющийся прежде всего в том, что он
охватывает все сферы профессиональной деятельности специалиста АПК, создавая эффект устойчивого развития личности. При этом не исключается приоритетная значимость всех остальных составляющих на разных этапах и уровнях деятельности. Например, для агронома приоритетной является способность к антропоэкологической деятельности в рамках специальной компетентности, для руководителя хозяйства - конвенциальность (соблюдение экологоправовых норм) и гармоничность во взаимоотношениях, как с коллективом, так и со всей социоприродной средой; для ученого - это способность к коэволюци-онному саморазвитию, умению системно и прогностично мыслить.
В ходе исследования нами обоснованы и введены категории «агроэконоо-сферная компетенция» и «агроэконоосферная компетентность, раскрыто их содержание. Даны следующие определения: агроэконоосферная компетенция -межкультурные и межотраслевые знания, умения, навыки и способности, необходимые для экобезопасной интенсификации агросферы, приобретенные в результате обучения; агроэконоосферная компетентность - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы экобезопасной интенсификации агросферы.
Таким образом, агроэконоосферная компетенция как специфический способ деятельности работников АПК в исследовании рассматривается в качестве адаптационно-регулятивного механизма, который позволяет соблюдать баланс между профессиональными интересами личности, общества, государства и безопасностью природной среды. Специфика данного механизма выражается в его системно-синергетическом характере, проявляющегося во взаимном влиянии антропогенного и природного воздействия в процессе сельскохозяйственной деятельности и создании синергетического эффекта безопасной устойчивости сферы АПК. Агроэконоосферная компетенция как результат учебной сельскохозяйственной деятельности предстает в качестве развивающерегулятивного механизма, позволяющего подготовить высококвалифицированные кадры АПК.
с
<
га
к
о
Е
с;
й
г
3"
ф
ІГ
х
ф
ш
А
I
И
5
I
о
5
О
о
ф
-8-
о
о_
ф
:=
и
ЛІ
1 СЦ
о ф
X \—
т 03
> ш
(В О
3= сС Ф и и X
Способность к планированию, организации и проведению научных исследований, к научной аргументации предлагаемых исследований
Готовность использовать агрофизические, агрохимические, биологические методы анализа почв и растений
I отовность к нахождению оптимальных решении многокритериальных задач|-
Способность обобщать, систематизировать и делать выводы на основе полученных экспериментальных данных
Способность к работе над научными проектами и диссертациями
£
ф
о
о.
§ ф
1 5
2 & О. 1= о >■
Готовность применять разнообразные методологические подходы к решению современных проблем в АПК
:пособность к владению инновационными процессами в АПК и использованию ______их при проектировании технологий производства продукции АПК____
Способность к прогнозированию и моделированию явлений в АПКЬ
і |Готовность к разработке проектов нормативно-технической документации в АПК|-
Готовность к организации работы коллектива в АПК
Способность к принятию управленческих решений в системе АПК
Готовность и способность к организации агропромышленного производства
Способность к нахождению компромисса и готовность к принятию оптимального решения
1 О ф
X
X
ф и
т ф
н т
о
1=1 о ш го о СЦ о
X X
о УК
о. 1= ф н
:пособность к оценке пригодности агросферы в для соответствующих производственных технологий и рационального использования
Готовность к контролю за технологией производства в АПК [
Готовность к разработке и реализации мероприятий по повышению _____________эффективности аграрного производства_____________
Готовность к оценке качества сырья и продукции в АПК
Готовность к решению проблемных технологических ситуаций в АПК
Готовность к оценке и обеспечению безопасности труда в АПК |-
Готовность и способность использовать знания о наиболее общих закономерностях явлений природы, строении, ________свойствах материи и законах ее движения_________
Готовность применять информационные технологии в АПК, использовать Мегпй технологии в науке и образовании
Ф
А
X
А
!з
0
о_
ф
ш
г
1 >»
ф
0)
? _и
л _и
и
1 > т
_|_ н
ч| Способность к моделированию и проектированию в АПК |-----------------
"¡Готовность к использованию математических методов обработки данных |-
Готовность к работе с информацией, в том числе на компьютере I
Способность к профессиональному общению, в том числе на иностранном языке, в письменной и устной Форме
ф
Л1 ф
X
1— _0
и X
о О-
X >.
т н
X _0
с с >
о
X ф
Л1 з-
т ю
03 X о
=г о и X
:пособность использовать полученные знания в общении и воспитательной работе
Готовность использовать основные положения развития природы. общества и научного познания в профессиональной деятельности
Способность осмыслить закономерности функционирования экономики __________и возможные последствия экономической политики___________
Способность к творчеству
Способность соблюдать нормы здорового образа жизни
Рис. 2 Модель компетенций специалиста АПК
Агроэконоосферная компетенция
Представленная в статье модель профессиональной компетентности специалиста АПК в совокупности составляющих ее компетенций выступает базисом построения содержания аграрного образования, соответствующей учебнопрограммной документации. Это, в свою очередь, ставит перед исследователями необходимым решение следующих задач: определение последовательности формирования универсальных и профессиональных компетенций, агроэконоо-сферной компоненты в процессе обучения; определение технологии их развития и соответствующего диагностического инструментария; анализ содержания образовательной программы с позиций последовательного и уровневого формирования компетенций; установление связей между компетенциями и содержанием учебных дисциплин; определение возможностей использования образовательного потенциала сельскохозяйственных образовательных учреждений в формировании компетенций будущего специалиста; распределение функций структурных подразделений сельскохозяйственных образовательных учреждений по достижению поставленной цели - формирование профессиональной компетентности специалиста АПК.
Библиографический список
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [электронный ресурс]// Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. -http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.
2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [текст]/В.М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. - 512с.
3. Ушачев, И.Г. О проекте доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [электронный ресурс]/ И.Г. Ушачев//Доклад на коллегии министерства сельского хозяйства РФ, 19ноября 2008 года. - http://www.mcx.ru/documents.
Bibliography
Bermus, A.G. Problems and Future Trends of Realization of Competence Approach in Education [Electronic Resource]//Internet-Journal “Eidos”.-2005/-10 September. Access Mode: http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
1. Polonski, V.M. Dictionary for Education and Pedagogics [Text]. V.M. Polonski.-Moscow: Higher School, 2004.-512 p.
2. Ushachev, I.G. About the Problem of Food Security of the Russian Federation (Electronic Resource]/ I.G. Ushachev//Report on the Meeting of the Board of the Agricultural Ministry of the Russian Federation, 19 November, 2008.