Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность специалиста агропромышленного комплекса: структура, содержание'

Профессиональная компетентность специалиста агропромышленного комплекса: структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1004
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АПК / КОМПЕТЕНЦИИ / АГРОЭКОНООСФЕРНЫЙ КОМПОНЕНТ / GRO-INDUSTRIAL COMPLEX EXPERT'S PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCES / AGROECONOOSPHERE COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирских Елена Сергеевна

В статье представлена модель профессиональной компетентности специа-листа агропромышленного комплекса (АПК), раскрыты структура и содержа-ние профессиональной компетентности специалиста АПК и составляющих ее компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competence of an Agro-Industrial Complex Expert: Structure and Contents

The article presents the professional competence model of an agro-industrial complex expert; reveals the structure and the content of an agro-industrial complex expert's professional competence and the constituents of its competences.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность специалиста агропромышленного комплекса: структура, содержание»

УДК 378:631.158 ББК 74.58

Симбирских Елена Сергеевна

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент г. Мичуринск Simbirskikh Elena Sergeevna Candidate of Agriculture,

Assistant Professor Michurinsk

Профессиональная компетентность специалиста агропромышленного комплекса: структура, содержание Professional Competence of an Agro-Industrial Complex Expert: Structure and Contents

В статье представлена модель профессиональной компетентности специалиста агропромышленного комплекса (АПК), раскрыты структура и содержание профессиональной компетентности специалиста АПК и составляющих ее компетенций.

The article presents the professional competence model of an agro-industrial complex expert; reveals the structure and the content of an agro-industrial complex expert’s professional competence and the constituents of its competences.

Ключевые слова: профессиональная компетентность специалиста АПК, компетенции, агроэконоосферный компонент.

Key words: gro-industrial complex expert’s professional competence, competences, agroeconoosphere component.

Анализ современного состояния агропромышленного комплекса (АПК) РФ

и значительного количества исследований в области сельскохозяйственного образования показал, что основная проблема эффективного обеспечения АПК современными квалифицированными кадрами, учитывая специфику отрасли, особенности развития постиндустриального общества, процессы глобализации и интеграции, охватившие все мировое сообщество, заключается в рассогласованности требований социальных заказчиков (предприятий АПК) к профессиональной подготовке специалистов и возможностей системы аграрного образования удовлетворять такой заказ. Основное требование, предъявляемое к специалистам АПК во всех странах с рыночной экономикой, - конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны[3]. Современная российская система аграрного образования этому главному требованию не отвечает. По-прежнему ведется подготовка специалистов по традиционным схемам и знаниевым технологиям обучения, в

то время, как вся мировая и отечественная педагогическая общественность подтвердила необходимость принятия компетентностного подхода в качестве ведущей стратегии профессионального образования [1]. Согласно новой образовательной политике основным результатом деятельности вуза выступает профессиональная компетентность выпускника. Данное понятие по отношению к кадрам АПК, в сферу педагогического традиционализма и консерватизма преподавательского состава сельскохозяйственных вузов, до сих пор не имеет четкого определения и содержания.

Возникшее противоречие между государственной стратегией модернизации содержания профессионального образования на основе компетентностного подхода и неразработанностью методологических и теоретико-технологических основ данного процесса в системе аграрного образования актуализировали проведение настоящего исследования.

Цель исследования - разработать модель специалиста АПК на основе ком-петентностного подхода.

Первый этап, анализ структуры личности специалиста АПК и структуры его профессиональной деятельности, включал изучение специальной литературы по подготовке кадров АПК (педагогической, психологической, экономической, исторической), государственных образовательных стандартов 1,2-го и 3го (проект) поколений, анкетирование и интервьюирование специалистов АПК и преподавателей выпускающих кафедр сельскохозяйственных вузов.

На втором этапе был проведен системный анализ полученных данных, выделены наиболее значимые для деятельности специалиста АПК профессионально-важные качества, умения, навыки и знания, определены и систематизированы компетенции в рамках профессиональной компетентности специалиста АПК, обоснована и спроектирована модель профессиональной компетентности специалиста АПК. Обобщенные результаты исследования представлены следующими положениями.

Основываясь на определении понятия «компетентность», представленному в словаре по образованию и педагогике В.М. Полонского [2, с.67], под профес-

сиональной компетентностью специалиста АПК мы будем понимать совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в области устойчивого развития агропромышленного комплекса. Структура профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты (рис.1). Наполнение данных составляющих в рамках компетенций, профессиональной компетентности осуществляется с помощью категорий - знания, умения, навыки, способности и качества личности, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональной компетентности специалиста АПК с позиции их проявления у личности в процессе решения профессиональных задач. При этом степень готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается как степень сформированности комплекса его профессиональных компетенций.

В настоящее время в соответствии с рекомендациями макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2007г.) выделяют два кластера компетенций универсальные и профессиональные. Универсальные компетенции структуируются на общенаучные, инструментальные и социально-личностные и общекультурные. Профессиональные компетенции объединены нами в четыре группы: научноисследовательские, проектные, производственно-технологические и организационно-управленческие. Наполнение кластеров и групп в их составе зависит от квалификационной степени («бакалавр» или «магистр»).

Нами выделены и обоснованы совокупность компетенций работников АПК, дана их характеристика с позиций мотивационно-ценностной, когнитивной, деятельностной и личностной составляющих, выделены поведенческие индикаторы, соответствующие определенному уровню развития, и критерии его оценки (рис. 2).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА АПК

Мотивационно- Когнитивная Деятельностная Личностная

ценностная составляющая составляющая составляющая составляющая

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

КОМПЕТЕНЦИИ кластеры

—► ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

V

ГРУППЫ

•Общенаучные •Инструментальные •Социально-личностные •Общекультурные •Научно-исследовательские •Проектные •Производственно-технологические •Организационно-управленческие

Рис. 1 Модель профессиональной компетентности специалиста АПК

Специфика объекта деятельности специалиста АПК и профессиональной среды предопределяют целесообразность выделения в структуре профессиональной компетентности специалиста АПК особого компонента - агроэконоо-сферного, сформированность которого позволит оценить успешность и эффективность решения задач, связанных с обеспечением безопасного устойчивого коэволюционного развития цивилизации в процессе интенсификации агросферы. На схеме (рис.2) явно прослеживается системно- синергетический характер агроэконоосферного компонента, проявляющийся прежде всего в том, что он

охватывает все сферы профессиональной деятельности специалиста АПК, создавая эффект устойчивого развития личности. При этом не исключается приоритетная значимость всех остальных составляющих на разных этапах и уровнях деятельности. Например, для агронома приоритетной является способность к антропоэкологической деятельности в рамках специальной компетентности, для руководителя хозяйства - конвенциальность (соблюдение экологоправовых норм) и гармоничность во взаимоотношениях, как с коллективом, так и со всей социоприродной средой; для ученого - это способность к коэволюци-онному саморазвитию, умению системно и прогностично мыслить.

В ходе исследования нами обоснованы и введены категории «агроэконоо-сферная компетенция» и «агроэконоосферная компетентность, раскрыто их содержание. Даны следующие определения: агроэконоосферная компетенция -межкультурные и межотраслевые знания, умения, навыки и способности, необходимые для экобезопасной интенсификации агросферы, приобретенные в результате обучения; агроэконоосферная компетентность - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы экобезопасной интенсификации агросферы.

Таким образом, агроэконоосферная компетенция как специфический способ деятельности работников АПК в исследовании рассматривается в качестве адаптационно-регулятивного механизма, который позволяет соблюдать баланс между профессиональными интересами личности, общества, государства и безопасностью природной среды. Специфика данного механизма выражается в его системно-синергетическом характере, проявляющегося во взаимном влиянии антропогенного и природного воздействия в процессе сельскохозяйственной деятельности и создании синергетического эффекта безопасной устойчивости сферы АПК. Агроэконоосферная компетенция как результат учебной сельскохозяйственной деятельности предстает в качестве развивающерегулятивного механизма, позволяющего подготовить высококвалифицированные кадры АПК.

с

<

га

к

о

Е

с;

й

г

3"

ф

ІГ

х

ф

ш

А

I

И

5

I

о

5

О

о

ф

-8-

о

о_

ф

:=

и

ЛІ

1 СЦ

о ф

X \—

т 03

> ш

(В О

3= сС Ф и и X

Способность к планированию, организации и проведению научных исследований, к научной аргументации предлагаемых исследований

Готовность использовать агрофизические, агрохимические, биологические методы анализа почв и растений

I отовность к нахождению оптимальных решении многокритериальных задач|-

Способность обобщать, систематизировать и делать выводы на основе полученных экспериментальных данных

Способность к работе над научными проектами и диссертациями

£

ф

о

о.

§ ф

1 5

2 & О. 1= о >■

Готовность применять разнообразные методологические подходы к решению современных проблем в АПК

:пособность к владению инновационными процессами в АПК и использованию ______их при проектировании технологий производства продукции АПК____

Способность к прогнозированию и моделированию явлений в АПКЬ

і |Готовность к разработке проектов нормативно-технической документации в АПК|-

Готовность к организации работы коллектива в АПК

Способность к принятию управленческих решений в системе АПК

Готовность и способность к организации агропромышленного производства

Способность к нахождению компромисса и готовность к принятию оптимального решения

1 О ф

X

X

ф и

т ф

н т

о

1=1 о ш го о СЦ о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X X

о УК

о. 1= ф н

:пособность к оценке пригодности агросферы в для соответствующих производственных технологий и рационального использования

Готовность к контролю за технологией производства в АПК [

Готовность к разработке и реализации мероприятий по повышению _____________эффективности аграрного производства_____________

Готовность к оценке качества сырья и продукции в АПК

Готовность к решению проблемных технологических ситуаций в АПК

Готовность к оценке и обеспечению безопасности труда в АПК |-

Готовность и способность использовать знания о наиболее общих закономерностях явлений природы, строении, ________свойствах материи и законах ее движения_________

Готовность применять информационные технологии в АПК, использовать Мегпй технологии в науке и образовании

Ф

А

X

А

0

о_

ф

ш

г

1 >»

ф

0)

? _и

л _и

и

1 > т

_|_ н

ч| Способность к моделированию и проектированию в АПК |-----------------

"¡Готовность к использованию математических методов обработки данных |-

Готовность к работе с информацией, в том числе на компьютере I

Способность к профессиональному общению, в том числе на иностранном языке, в письменной и устной Форме

ф

Л1 ф

X

1— _0

и X

о О-

X >.

т н

X _0

с с >

о

X ф

Л1 з-

т ю

03 X о

=г о и X

:пособность использовать полученные знания в общении и воспитательной работе

Готовность использовать основные положения развития природы. общества и научного познания в профессиональной деятельности

Способность осмыслить закономерности функционирования экономики __________и возможные последствия экономической политики___________

Способность к творчеству

Способность соблюдать нормы здорового образа жизни

Рис. 2 Модель компетенций специалиста АПК

Агроэконоосферная компетенция

Представленная в статье модель профессиональной компетентности специалиста АПК в совокупности составляющих ее компетенций выступает базисом построения содержания аграрного образования, соответствующей учебнопрограммной документации. Это, в свою очередь, ставит перед исследователями необходимым решение следующих задач: определение последовательности формирования универсальных и профессиональных компетенций, агроэконоо-сферной компоненты в процессе обучения; определение технологии их развития и соответствующего диагностического инструментария; анализ содержания образовательной программы с позиций последовательного и уровневого формирования компетенций; установление связей между компетенциями и содержанием учебных дисциплин; определение возможностей использования образовательного потенциала сельскохозяйственных образовательных учреждений в формировании компетенций будущего специалиста; распределение функций структурных подразделений сельскохозяйственных образовательных учреждений по достижению поставленной цели - формирование профессиональной компетентности специалиста АПК.

Библиографический список

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [электронный ресурс]// Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. -http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.

2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [текст]/В.М. Полонский. -М.: Высш. шк., 2004. - 512с.

3. Ушачев, И.Г. О проекте доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [электронный ресурс]/ И.Г. Ушачев//Доклад на коллегии министерства сельского хозяйства РФ, 19ноября 2008 года. - http://www.mcx.ru/documents.

Bibliography

Bermus, A.G. Problems and Future Trends of Realization of Competence Approach in Education [Electronic Resource]//Internet-Journal “Eidos”.-2005/-10 September. Access Mode: http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

1. Polonski, V.M. Dictionary for Education and Pedagogics [Text]. V.M. Polonski.-Moscow: Higher School, 2004.-512 p.

2. Ushachev, I.G. About the Problem of Food Security of the Russian Federation (Electronic Resource]/ I.G. Ushachev//Report on the Meeting of the Board of the Agricultural Ministry of the Russian Federation, 19 November, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.