Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность современного педагога: императив гуманитарных технологий в профессиональной деятельности'

Профессиональная компетентность современного педагога: императив гуманитарных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / QUALITY OF THE FORMATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / HUMANITARIAN TECHNOLOGIES / CATEGORIZATION HUMANITARIAN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажарова Елена Анатольевна

Предлагается один из вариантов решения проблем совершенствования высшего педагогического образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует профессиональную компетентность и новое качество профессиональной личности педагога, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества. Центральное место в статье занимает понятие «гуманитарные технологии», способствующие становлению и развитию профессиональной компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мажарова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL KOMPETENTNOSTI MODERN TEACHER: IMPERATIV HUMANITARIAN TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL ACTIVITY

One of the variant of the decision of the problems of the improvement of the high pedagogical formation on in principal other technological base is offered, which forms the professional competency and new quality to professional personality of the teacher, identical unceasing process changing world and society. The Central place in article occupies the notion «humanitarian technologies», promoting formation and developments to professional competency of the teacher.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность современного педагога: императив гуманитарных технологий в профессиональной деятельности»

УДК 371

Е. А. Мажарова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: ИМПЕРАТИВ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагается один из вариантов решения проблем совершенствования высшего педагогического образования на принципиально иной методолого-технологической основе, которая формирует профессиональную компетентность и новое качество профессиональной личности педагога, адекватные непрерышным процессам изменяющегося мира и общества. Центральное место в статье занимает понятие «гуманитарные технологии», способствующие становлению и развитию профессиональной компетентности педагога.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность педагога, гуманитарные технологии, классификация гуманитарных технологий.

Сегодня в большинстве стран для решения проблем качества образования обращается большое внимание на индивидуальный прогресс каждого ученика, развитие критичности мышления, участие учащихся в различных образовательных проектах, новые подходы к обучению естественных наук и языковой грамотности. При этом главными факторами в улучшении школьного образования признается работа педагогов, способных решать новые задачи обучения, принимать на себя позицию участника преобразований, включать в работу школы родителей, местное сообщество, бизнес-структуры.

В исследованиях профессионально-педагогической деятельности учителя выделяется определенная совокупность новых функций, обусловленных социокультурными факторами, среди которых ведущим является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условия для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования. Функцией профессиональной деятельности современного педагога является совместное со школьником проектирование индивидуального образовательного маршрута, что, безусловно, оказывается проявлением содействия образованию школьника в наиболее весомом для образования личности и значимом для конкретного учащегося направлении. В современных условиях полноценное содействие образованию ребенка возможно только в широком социокультурном контексте, следовательно, педагог привлекает к образовательному процессу различных социальных партнеров и сам занимает активную позицию, понимая собственную ответственность за реализацию улучшений в образовании. Реализация функции содействия возможна в том случае, если учитель осуществляет профессиональную педагогическую рефлексию.

Таким образом, представляется достаточно очевидной направленность профессиональной деятельности современного педагога на личность (школьника и самого себя), на группу (школьников, коллег, со-

циальных партнеров), на социум (через образовательные и социальные эффекты, обеспечиваемые реализацией новыгс функций профессиональной деятельности). В связи с этим мерилом компетентности современного педагога становится владение им гуманитарными технологиями - технологиями, направленными на содействие человеку в его самореализации и развитии.

Возможно, одной из самых сложных проблем в представлении, характеристике гуманитарных технологий является проблема понятийного аппарата описания. Чтобы целостно охарактеризовать ту или иную технологию, очевидно, необходимо общее понимание сущности гуманитарных технологий, контекста их использования в профессиональной деятельности педагога.

Что же означают для практики гуманитарные технологии образования? Как и все другие формы человеческого знания, дискурс образования может рассматриваться как некая коллекция метафор, наименований педагогически значимыгс концептов, находящихся в употреблении, в сопоставлении с обыденным языком. В дискурсе образования получил популярность термин «гуманитарные технологии», возможно, как обладающий широким спектром смыслов обозначения педагогических действий, конструктов содержания и методов образования.

Понятие «гуманитарная технология» наполнена смыслами: «уважение личности», «ценность жизни», «существование, развитие человека», «качество жизни». Комплексно это направление исследуется и развивается в программах ЮНЕСКО по биоэтике. Педагогическое сообщество также продуцирует новый дискурс образования, наполненный вызовами и импульсами, которые продуцируются на определенные модели построения обучения на позициях толерантности, сохранения здоровья, признания прав и достоинств учащихся, разнообразия мнений, опыта и жиз-ненныгс позиций, языковой культуры и других факторов жизненного уклада, деятельности и отношений.

Гуманитарный дискурс образования в этом случае означает: «Мы должны научиться понимать технологию как систему образования, откликающуюся

на социальные и психологические запросы общества и ученика» [1, с. 57].

Гуманитарный дискурс образования также означает, что его технологические, конструктивные составляющие обращаются к школьной практике с учетом развития жизненных навыков и выборов ученика. Познание, учебная деятельность представляются как диалогическое отношение в широком смысле, выбор между множеством почти равнозначных истин, различных культур и позиций. Дискурсивно эти модели образования определяются в форме метафор - педагогика толерантности, здоровья, гражданства, права, гендера, проекта (творчества), партнерства (признание равноправности).

В плане компетенций педагога данные дискурсы определяют все его действия и способности достигать целей образования различными методами, т. е. они определяют его установки и позиции в педагогическом процессе, а также воздействуют на отбор содержания и организацию его усвоения, использования учебных ресурсов (контент образования).

В чем сущность термина «гуманитарные технологии»? Просматривая электронную версию книги одного из самых популярных российских экономистов Михаила Делягина «Практика глобализации: игры и правила новой эпохи», как отмечает Л. Левкович-Маслюк, он наткнулся на загадочный термин «high-hume» [1, с. 59]. Автор по аналогии с high-tech обозначил этим термином «высокие технологии» в гуманитарной сфере - методики, позволяющие эффективно и целенаправленно воздействовать на «общественное сознание» и, тем самым, на общественные процессы. В книге, к сожалению, содержались лишь весьма общие указания на природу и характер этих методик, однако говорилось, что именно владение ими в наступающую эпоху информационных технологий становится ключевым фактором могущества стран (или других сил) на глобальной арене.

Гуманитарные технологии, по мнению В. Грановского, В. Осипова, М. Карижского, есть совокупность технологий влияния [2, с. 11]. Это технологии мягкого человеческого влияния, технологии социальной инженерии. Они создают условия для конвенциальной социальной игры, которая занимает и охватывает все большее количество людей благодаря ее открытости к прошлому, к будущему и открытости людей навстречу друг другу. Это влияние нужно затем, чтобы преобразовать нынешнее общество в общество открытое - обращенное к своей истории и своему будущему, чтобы преобразовать это общество в образованное и увлеченное новой социальной игрой, где создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Это влияние создает новое пространство социальной игры, где «человек человеку человек».

Гуманитарная технология - разновидность социальных технологий, основанная на практическом ис-

пользовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Согласно В. В. Мацкевичу и Г. П. Щедровицкому, составляющими гуманитарных технологий являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда, квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право [3]. В гуманитарных технологиях материальные характеристики являются характеристиками продуктов и представляются как производные, полученные в результате гуманитарной деятельности, к которой невозможно применить вещественную мерность. Это приводит к тому, что причинно-следственные связи в гуманитарных технологиях являются неявно выраженными - для их установления и проектирования требуется проведение многофакторного и кластерного анализа. Гуманитарные технологии проектируются на основе системного и деятельностного подходов, мышление становится основным и центральным их звеном. Организация мышления как технической составляющей гуманитарных технологий осуществляется по «особым» гуманитарным законам и методам. Гуманитарные технологии - ресурсоемки. Под ресурсом в них понимается наличие:

- идей, концептов и их перевод в разряд деятельностных целей и задач, программ и проектов;

- людей, способных разрабатывать и реализовывать развивающие проекты и программы;

- финансов и требуемой материальной базы.

Основные направления гуманитарных технологий,

или так называемые тонкие инструменты - влияние, проектирование, консультирование, обучение, управление. Проектирование - инструмент дистанционного действия, где применяются такие инструменты, как стратегическое планирование и текущее планирование, логистика и проектный менеджмент, конвенцио-нализация и концептуализация. Именно на этом этапе вырабатывается некоторая концептуальная перспектива, детализированное структурирование которой плавно перетекает в продвижение перспективного проекта и текущее управление внутри этого проекта.

Для всех вовлеченных в участие в этом проекте используются такие инструменты, как консультация и обучение. Разница между ними не только в том, что обучение - это системное изложение некоторых знаний, а консультирование - это эпизодическое предоставление некоторых знаний, умений и некоторого опыта как услуги. Разница между ними еще и в том, что обучение - это вооружение теорией, в то время как консультирование касается практического применения знания, которое обретает в таком применении прикладной характер.

Наконец, самым тонким инструментом является управление поведением. В этом случае происходит не властное принуждение к некоторому выбору, а

создание такой ситуации, при которой выбор происходит естественно, но внутри самого пространства перспективы, а действия управляемого могут варьироваться и выбираться им самостоятельно. Управление поведением - это работа на опережение в условиях конкуренции инициатив. Поведение следует за инициативой в пространстве перспективы и делает это тем легче и свободнее, чем более перспективным ощущает это следование и приносимые им выгоды и преимущества.

Каков смысл использования гуманитарных технологий в педагогической деятельности? Возможно, при размышлении о сущности гуманитарных технологий возникает представление о их манипулятив-ной основе, которое может получить подтверждение в некоторый источниках, характеризующих гуманитарные технологии именно как технологии манипуляции людьми. Возникает вполне резонный вопрос: корректно ли рассуждать о гуманитарных технологиях в педагогическом процессе, в профессиональной деятельности педагога? Очевидно, данный вопрос стоит рассмотреть отдельно.

Интересны рассуждения Е. Л. Доценко об образовании и о манипуляции в образовании. В принципе, учитывая, что цель образования - социализация человека и в процессе образования происходит распаковка ресурсов человека и их трансформация в нужную обществу сторону, можно утверждать, что не деформировать ребенка в процессе образования невозможно. Однако Е. Л. Доценко утверждает, что манипуляция (а не жесткое давление, например, или ограничение) нужна именно для того, чтобы пощадить достоинство и самолюбие ребенка [4].

Как это происходит в практике образования, в профессиональной деятельности учителя? Во-первых, формирующее воздействие может быть минимально манипулятивным, если оно соответствует личности в целом, а не одной ее части. Причем это соответствие может почувствовать только сам ребенок, и делает он это не на языке слов, который понятен педагогу, а на языке мимики, жестов, вазомоторных реакций. Задача педагога - заметить признаки защитных тенденций в ответ на воздействие.

Во-вторыгс, опасность насильственного нормирования жизнедеятельности ребенка можно снизить путем воспитания у него способности становиться в рефлексивную позицию по отношению к предлагаемым для усвоения нормам. От педагога требуется умение ставить ребенка в рефлексивную и диалогическую позицию по отношению к самому себе.

В-третьих, нормирование и стандартизация могут быть заметно смягчены, если не требовать безусловного принятия. Воспитание в этом смысле есть обучение условностям. Педагог в любой момент может выйти за пределы ситуации и предложить воспитаннику: «Правила помогают людям взаимодействовать друг с другом определенным образом - это удобно. Ты можешь не соблюдать эти правила, но за это нарушение тебе придется чем-то платить: терпеть упреки людей, потерять доброе отношение к себе, ухудшить здоровье». Ребенок получает возможность критически отнестись к предлагаемым нормам, и если выбирает их, то они становятся его ценностями.

Как можно типологизировать гуманитарные технологии профессиональной деятельности педагога? Совершенно очевидно, что оснований для классификации гуманитарных технологий даже при существующей нечеткости определений может быггь множество. В частности, можно выделять группы технологий по сферам применения - в политике, в искусстве, в СМИ; по степени жесткости - например, влияние на поведение и управление поведением. Нам представляется обоснованным, рассуждая о гуманитарных технологиях, используемых в профессиональной деятельности педагогов, выбрать в качестве основания для выделения групп гуманитарных технологий их общую направленность на человека. Профессиональная педагогическая деятельность реализуется в педагогическом процессе, который носит субъект-субъектный характер, причем в современной социокультурной ситуации количество субъектов, вовлеченных в педагогический процесс, возрастает (это коллеги, родители, социальные партнеры).

Субъект-субъектный характер педагогического процесса можно схематично представить следующим образом (см. рисунок).

1

Субъект (82) - Объект (О) - Субъект (81) -

учитель: содержание ученик:

рефлексирующий, образования: активным,

занимающийся предметное самостоятельный,

самообразованием содержание; ответственно

учитель; информационные конструирующий

группа учителей ► потоки учителя и ► процесс обучения

(82 - 82); учащихся; ученик;

социальные партнеры скрытый жизненный группа учащихся

учителя опыт учащихся (81, 81, 81, ...)

(82, 82, 82, ...)

а ь

Схема субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе

Рассмотрим как в современной социокультурной ситуации изменяется характер выделенных связей между субъектами педагогического процесса. Характеристики взаимосвязей между ними раскрывают функции профессионально-педагогической деятельности, отражающие системные изменения профессионально-педагогической деятельности как феномена, детерминированного действием социокультурных факторов.

Б2 - О: ориентация содержания образования на потребности учащегося, в том числе через использование открытых информационных потоков, апеллирование к опыту ребенка, связанная с установкой учителя на развитие ученика средствами учебного предмета проявляется в осуществлении функции содействия образованию школьника.

Б2 - Б1: ориентация педагогических целей на самоопределение и самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника проявляется в осуществлении учителем функции проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Б2, Б2, Б2, ... - Б1: реализация данных связей требует организации командной работы учителей и привлечения партнеров (родителей, представителей науки и культуры, зарубежных партнеров), выступающих субъектами образования ребенка, что выражается в осуществлении учителем управленческой функции, которая прорастает в активной профессиональной позиции учителя, проявляющейся не только в самостоятельном отборе содержания, выборе технологий обучения и оценки достижений, но и в определе-

нии образовательной политики как на уровне собственной деятельности в связи с ориентацией на новые цели, на уровне школы при проектировании образовательных программ разного целевого назначения и программы развития школы, так и на государственном уровне - при определении целей государственной политики в области образования через участие в общественно-педагогических движениях, дискуссиях, профессиональных объединениях.

Б2 - Б2: готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности и сотрудничества с коллегами и социальными партнерами для решения общих задач, в основе которой лежит профессионально-педагогическая рефлексия и деятельность по самообразованию проявляется в функциях рефлексии и самообразования.

Таким образом, в попытке типологизировать используемые в профессиональной деятельности педагога гуманитарные технологии, выбирая в качестве основания для классификации их общую направленность на человека и понимая, что гуманитарные технологии представляют собой инструмент влияния, но не грубого, не жесткого, а влияния, воздействующего через создание условий выбора и принятия решения, можно выделить следующие группы гуманитарных технологий профессиональной деятельности педагога:

- направленные на себя;

- направленные на другого (учащегося);

- направленные на группу (класс учащихся, родители, коллеги);

- направленные на социум (родители, социальные партнеры).

Список литературы

1. Компетентностная модель современного педагога: учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева и др. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 158 с.

2. Гуманитарные образовательные технологии в вузе: метод. пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова, И. Ю. Гутник,

А. В. Бахмутский и др. / под ред. С. А. Гончарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с.

3. Щедровицкий П. Г. Типологический метод и гуманитарное знание // Сб. докл. Второго Методологического конгресса, 28-29 марта 1995.

С. 81-94.

4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ, 1996. 234 с.

Мажарова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент.

Оренбургский филиал образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений».

Ул. Туркестанская, 14, г. Оренбург, Оренбургская область, Россия, 460024.

E-mail: turaida@mail.ru

Материал поступил в редакцию 17.09.2009

E. A. Mazharova

PROFESSIONAL KOMPETENTNOSTI MODERN TEACHER: IMPERATIV HUMANITARIAN TECHNOLOGY

IN PROFESSIONAL ACTIVITY

One of the variant of the decision of the problems of the improvement of the high pedagogical formation on in principal other technological base is offered, which forms the professional competency and new quality to professional personality of the teacher, identical unceasing process changing world and society. The Central place in article occupies the notion «humanitarian technologies», promoting formation and developments to professional competency of the teacher.

Key words: quality of theformation, professional competence of the teacher, humanitarian technologies, categorization humanitarian technology.

Orenburgskiy Branch of the Educational Institution Trade Union «Academy of the Labour and Social Relations».

Ul. Turkestanskaya, 14, Orenburg, Orenburgskaya oblast, Russia, 460024.

E-mail: turaida@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.