УДК 378.02 (14.35.07)
О. В. Манькова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СПОСОБЫ ЕЕ УСПЕШНОЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
Рассматривается концепция компетентности в общем и профессиональном аспектах на основе различных источников. Исследуется профессиональная компетентность и ее составляющие: классификация, компоненты профессионализма, способы повышения профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компетенция, профессиональная деятельность, преподаватель, личностные характеристики, знания, умения, навыки.
«Профессиональные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и представляют собой способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задач профессиональной деятельности» [1].
В результате анализа разнообразных качеств специалистов в различных сферах деятельности, характеризующих природу профессиональной компетенции, представляется возможным выявить следующие свойства:
- профессиональную подготовку;
- информированность в различных сферах жизнедеятельности;
- резистентность, умение переносить эмоциональные нагрузки;
- решимость и ответственность;
- тактичность и деликатность;
- терпимость и дружелюбие;
- общительность;
- харизматичность, умение поддерживать интерес других к своей деятельности.
Исходя из вышесказанного, профессиональная компетенция подразумевает наличие у специалиста комплекса личностных характеристик, благодаря которым он может качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, а также быть энергичным, мобильным и гибким для эффективного использования своих качеств в непрерывно меняющихся условиях.
Понятие профессиональной компетентности преподавателя рассматривается в справочной литературе следующим образом: «...владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [2].
Рассматривая профессионально-педагогическую компетентность, необходимо отметить, что авторы предлагают в качестве основополагающих следующие компетенции:
- персональную - способность к профессиональной самореализации, непрерывному развитию своего творческого потенциала;
- специальную - предполагающую наличие такого качества, как автономность (умение самостоятельно выполнять свою работу, достигать поставленных профессиональных целей, получать дополнительные навыки в своей области);
- социально-правовую - умение контактировать с людьми и социальными учреждениями, грамотно выстраивать линию поведения в своей профессиональной среде;
- экстремальную - умение реагировать на изменившуюся ситуацию;
- аутокомпетентность правильное понимание своих личностных и профессиональных качеств и умение препятствовать профессиональной деформации.
Существует и другая классификация компетенций:
- профессионально-информационная (мониторинговая культура);
- профессионально-техническая;
- когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);
- коммуникативная (культура общения и педагогический такт);
- психологическая (эмоциональная культура и знание психологии);
- риторическая (профессиональная культура речи).
Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности преподавателей различных учебных дисциплин будут иметь определенные акценты, что определяется спецификой предмета и методикой его преподавания. Профессиональное мастерство проявляется в самовыражении и оригинальной манере реализации деятельности педагога. Эта манера первоначально вырабатывается в процессе учебы в вузе, а затем в практической деятельности и представляет собой систему индивидуальных методов, способствующих успеху. Формирование педагогической компетентности преподавателя осуществляется следую-
щими способами:
- основной подготовкой (психолого-педагоги-ческие и профессиональные знания);
- методологией;
- педагогическим творчеством и креативностью.
Существенным элементом профессиональной
ориентации педагога является его культура, рассматриваемая педагогической наукой с разных ракурсов:
- коммуникативного (О. О. Киселева, А. В. Му-дрик, Т. Н. Левашова);
- нравственно-эстетического (Э. А. Гришин, Д. С. Яковлева);
- методологического (В. В. Краевский, В. А. Сла-стёнин и др.);
- технологического (М. М. Левина, Н. Е. Щур-кова) и других [3].
Независимо от специализации и рода профессиональной деятельности любой преподаватель должен обладать прочными знаниями, умениями и навыками в своей области. Центральное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеет опыт самостоятельной и исследовательской деятельности, позволяющий преподавателю определиться в том или ином профессиональном вопросе.
По мнению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ш. Ноулза, «производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни» является сегодня главной целью профессионального образования [4].
На результативность процесса образования в профессиональной сфере влияют расхождения между правилами новых образовательных стандартов и недостаточной способностью преподавателя разбираться в ситуации меняющихся учебных программ. Данные расхождения являются своего рода предпосылкой для рассмотрения самостоятельной работы преподавателя с новых позиций личностно ориентированного обучения, где используются системный и деятельностный подходы к обучению.
Личность преподавателя, избравшего для своей профессиональной деятельности личностно ориентированный подход, отличается креативностью, готовностью к сотрудничеству на равных как с коллегами, так и со студентами. Для сторонников данного направления характерны следующие особенности в их научно-педагогической деятельности и образовательной практике:
- целостность процесса преподавательской деятельности;
- широта кругозора, умение творчески преподносить знания сочетаются с базисной теоретической подготовкой;
- демократический стиль общения (отсутствие всякого давления на учащегося в процессе объяснения нового материала или проведения практических занятий, что позволяет эффективно применять авторские приемы обучения).
Что касается последнего пункта, то здесь особенно важным представляется создание благоприятной психологической атмосферы, заключающейся в умении преподавателя устанавливать и поддерживать контакт со студентами с целью реализации эффективной учебно-познавательной деятельности. При этом необходимо соблюдать шесть основополагающих принципов эффективной работы со студентами:
- доносить до студентов информацию на доступном им языке;
- уважать высказывания каждого студента по обсуждаемому вопросу, не позволяя себе критики;
- слушать, быть внимательным к высказываниям студентов;
- в спорных ситуациях убедительно отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы, или отказываться от нее, если позиция оказалось ошибочной;
- предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
- придерживаться общепринятых гуманистических ценностей в общении со студентами.
Одним из успешных направлений новой формы самостоятельной подготовки преподавателя является внедрение в учебный процесс информационных технологий. Преобразования в обществе и подключение к активному коммуникационному процессу информатизации формируют тенденцию к разработке информационно-коммуникативной формы самостоятельной работы. Данная тенденция предусматривает большую самостоятельность преподавателей и более частое использование индивидуальных заданий.
Эффективность использования средств информационных технологий в работе преподавателя в большой степени зависит от успешности решения методических задач, связанных с информационным наполнением и способом использования автоматизированных систем обучения.
Комбинирование традиционных и современных компьютерных методов обучения в работе преподавателя позволит сделать более успешным качество самостоятельной работы студентов, а также и всего учебного процесса.
Технический и технологический процессы, способствующие появлению новых видов информационных мультимедийных продуктов, а также новых
видов информационных услуг, облегчают формирование профессиональных компетенций педагога.
Использование современных информационных технологий в сфере образования дает возможность по-новому получать, обобщать, распространять и использовать знания в самостоятельной, учебнометодической и научно-исследовательской деятельности педагога.
Исследование, проводимое среди преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации на базе ГОУ ВПО Национального исследовательского Томского политехнического университета по программе «Информатизация образования. Система управления электронным обучением -среда МооШе» в 2012 г., доказало достоверность данных утверждений и показало, что достижение подобных результатов возможно. По окончании курсов преподавателями были разработаны и представлены обучающие курсы на компьютерной платформе МооШе, которые в последствии были успешно внедрены в процесс обучения, разнообразили традиционные методы обучения и повысили качество последнего.
Для повышения профессиональной компетентности преподавателя необходимо непрерывно расти в профессиональном плане, соответствовать постоянно меняющимся факторам в области обучения и преподавания. Не стоит отказываться от самокритики, так как именно она может способствовать конструктивному взаимодействию между преподавателем и студентами. Нужно быть пунктуальными и оперативными, так как именно эти качества приводят к систематической работе и хорошим конечным результатам.
Необходимо быть изобретательными и оригинальными, творчески подходить к процессу преподавания иностранного языка. План каждого занятия должен быть информативным, четким и целенаправленным.
Преподаватель должен грамотно планировать и организовывать свою деятельность, поскольку
только в этом случае можно рассчитывать на успех в развитии организаторских способностей ваших студентов. Нужно подбирать задания для студентов в соответствии с дифференцированным подходом и учетом их индивидуальных способностей и уровня владения языком.
Необходимо быть активными, избегать безразличия, поскольку это приводит к пассивности студентов на занятии. Отсутствие ответа со стороны ваших студентов свидетельствует об отсутствии интереса.
Для плодотворной работы необходима доброжелательная атмосфера на занятии. Преподаватель должен объективно оценивать достижения своих студентов.
Необходимо обращать внимание на то, чего добились студенты, а не на то, чего они не смогли достичь.
Для повышения профессиональной компетенции преподавателя необходимо овладение как минимум тремя группами компетенций: ключевыми, предметными и специальными.
Ключевые компетенции характерны для деятельности любого преподавателя независимо от преподаваемого им предмета. Так, любому преподавателю важно формировать знания, проектировать достижение педагогических целей и контролировать результаты обучения. Важно также умение пользоваться различными источниками информации и компьютерными технологиями, обладание теоретическими и практическими знаниями. Необходимо сотрудничество во взаимоотношениях со студентами. Все это - ключи к успешному осуществлению преподавательской деятельности.
Таким образом, нами были рассмотрены такие ключевые понятия, как «компетентность», «профессиональная компетентность», «компетенция», «профессиональная деятельность», «преподаватель», «личностные характеристики», «знания», «умения», «навыки», без которых изучение проблемы профессиональной компетентности преподавателя не представляется возможным.
Список литературы
1. Киндяшова А. С., Жигинас Н. В. Формирование предметных компетенций будущих педагогов средствами электронного учебно-методического комплекса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С.140-145.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издат. центр «Академия», 2000. С. 62.
3. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. об-во России, 2002. 224 с.
4. Змеёв С. И. Основы андрагогики: учеб. пос. для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999. 151 с.
Манькова О. В., ст. преподаватель.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: omankova@mail.tpu.ru
Материал поступил в редакцию 01.04.2013.
O. V Mankova
TEACHER’S PROFESSIONAL CAPACITY AND THE WAYS OF ITS SUCCESSFUL IMPLEMENTATION
The article deals with the problem of competence and competency. It considers concepts of these notions as general and professional issues on the basis of different sources. Professional competence and its constituent parts: classification, professionalism components, ways of improving professional competence is being analyzed.
Key words: competency, professional competency, competence, professional activity, teacher, personal characteristics, knowledge, abilities, skills.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: omankova@mail.tpu.ru