Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность педагога как приоритетное направление реформирования системы образования'

Профессиональная компетентность педагога как приоритетное направление реформирования системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TEACHER'S DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Татьяна Николаевна, Лисицинская Александра Викторовна

В статье рассматриваются подходы к проблеме профессиональной компетентности учителя, влияния системных изменений на профессиональное развитие учителя. Определены и проанализированы сходство и различие понятий «профессиональной компетентности и компетенции» в широком смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Татьяна Николаевна, Лисицинская Александра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A PRIORITY IN REFORMING THE EDUCATION SYSTEM

The article presents approaches to the problem of the teacher's professional competence, the impact of system-defined changes on the professional teacher's development. The similarity and difference between the concepts of "professional competence” and "competency" in the broad sense are defined and analysed.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность педагога как приоритетное направление реформирования системы образования»

Педагогика

УДК: 378.2

аспирант кафедры управления и экономики образования Акимова Татьяна Николаевна

ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия

постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург), директор

ГБОУ СОШ №79 (г. Санкт-Петербург);

аспирант кафедры управления и экономики образования Лисицинская Александра Викторовна

ГБУ ДПО Санкт - Петербургская академия

постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург),

заместитель директора

ГБОУ СОШ № 463 (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме профессиональной компетентности учителя, влияния системных изменений на профессиональное развитие учителя. Определены и проанализированы сходство и различие понятий «профессиональной компетентности и компетенции» в широком смысле.

Ключевые слова: компетенция, образование, управление профессиональным ростом учителя, профессиональная компетентность.

Annotation. The article presents approaches to the problem of the teacher's professional competence, the impact of system-defined changes on the professional teacher's development. The similarity and difference between the concepts of "professional competence" and "competency" in the broad sense are defined and analysed.

Keywords: competence, education, professional teacher's development, professional competence.

Введение. При рассмотрении особенностей влияния современных изменений в сфере образования на качество преподавания, на профессиональную компетентность педагога, необходимо остановиться на понятии «компетентность».

Мы разводим понятия компетенция и компетентность. Они широко используются в контексте оценки деятельности педагога или составления его профессиональной характеристики, вместе с тем значение данных терминов в науке трактуется неоднозначно.

Системно-структурные изменения, протекающие в российской образовательной системе, предъявляют новые требования к профессиональной компетентности педагогических работников, к управлению профессиональным образованием.

В последнее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников находится в центре внимания исследователей. Этот факт является признанием того, что профессиональная компетентность играет ведущую роль в педагогической деятельности.

Вопросами педагогической компетентности занимались такие исследователи как В.Н.Волков, С.Г.Вершловский, И.В.Гришина, Н.В.Кузьмина, А.В.Марков, Л.М.Митина, В.В.Сериков, А.В.Хуторской, О.Н.Ярыгин и др. В исследованиях и публикациях этих и других ученых рассматривается решение нашей проблемы.

Изложение основного материала статьи. Проблема при рассмотрении понятий компетентность и компетенции заключается в их множественных характеристиках и различиях общепринятого толкования. Рассмотрим различные формулировки, которые были высказаны исследователями, анализируя их с точки зрения отожествления и дифференциации.

Изначально термины «компетентность и компетенция» встречались в педагогике, в основном, при изучении иностранных языков, основ правильного произношения. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий «компетенцией» - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Competent (франц.) -компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Compelere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность.

О.Н. Ярыгин, сравнивая эти два понятия, говорит о проблемах, возникающих при переводе с других языков тех или иных толкований терминов. «Источниками неоднозначности таких переводов служат не только технические ошибки и различие в нюансах толкования и использования этих слов в американском и британском английском языке, например, различие в трактовке компетентностного подхода в американской и европейской психологии и педагогике». В английском языке речь идет о нюансах понимания слов -competency - competence, а в русском языке слова «компетентность» и «компетенция» [8, С. 33].

Изначально термин «компетенция» применил в научной дитературе преподаватель Массачусетского университета (США) Н.Хомский в 1965 году. Он сравнивал «знание языка», отличая его от «правильности произнесения». Под употреблением языка он понимал способность формулировать и выражать свои мысли средствами иностранного языка и считал, что компетенция далеко не всегда совпадает со способностью личности использовать имеющиеся знания в практике иноязычного общения.

По мнению многих психологов, занимающихся вопросами профессиональной пригодности, основы профкомпетентности закладываются при рождении ребенка и формируются на протяжении всей его жизни.

Исследователи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев рассматривают педагогический профессионализм как усвоение определенного объема знаний и формирование личностного поведения, свойственного представителям данной профессии, мотивация к дальнейшему развитию профессионализма. Интересны взгляды западных психологов на вопросы профессиональной компетентности, например Ф. Парсон, один из основоположников дифференциально-диагностического направления в психологии, считает «каждого человека по своим профессиональным способностям пригодным к выполнению только одной профессии» [5, С. 158].

Попробуем различить понятия «компетентность и компетенция», сравним определения.

«Компетентность»:

- Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является весомым и авторитетным.

- Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.

- Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.

- Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

«Компетенция» - это:

- Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.

- Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.

- Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Различия между рассматриваемыми понятиями не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

К компетенции относят такие качества как самоорганизация, самоконтроль, самостоятельность, самоопределение, рефлексия, саморегуляция.

Под термином «компетенция» понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе обучения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что компетенция - готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях.

Под компетентностью понимают личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. Оно базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основу компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Неотъемлемой частью уместно назвать контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия, регулировать настроение.

Ведущими качествами компетентности педагога являются способность к постоянному саморазвитию, самообразованию и рефлексии. В ходе исследования мы выявили, что большинство педагогов согласны с тем, что будущая профессиональная компетентность закладывается еще в школе: формирование у ребенка умения самооценки, самоанализа и самообразования. Это же зафиксировано в новых образовательных стандартах, в частности во ФГОС НОО, вступившем в силу с 1 сентября 2011. ФГОС предусматривает формирование у обучаемых таких личностных качеств, как готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

«Компетентность» определяется И.А. Зимней как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». Объединяя определения, данные Н.Хомским и И.А.Зимней, мы можем определить компетентность в самом широком смысле как «способность практически реализовать свою компетенцию», то есть способность к осмыслению, анализу, синтезу и использованию имеющихся теоретических знаний в процессе практического осуществления педагогической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность - это знания, умения, навыки, которые можно получить во время учебы или на практике, то есть - это уровень владения учителем преподаваемым языком, его педагогическая, психологическая и методическая грамотность, наличие практического опыта работы; между тем, как компетенция - это наличие врожденных или приобретенных качеств, необходимых для профессии педагога: умение работать с различными возрастными категориями, способность к изучению иностранных языков, толерантность, эмпатия, способность к психологическому наблюдению и анализу и т.д.

В.И. Байденко, рассматривая компетенции выпускников педагогических вузов, отмечает, что «...отдельные из этих качеств можно воспитать в себе, но опыт работы студентов и молодых учителей позволяет прийти к заключению, что большинство компонентов педагогической компетенции учителя действительной является либо врожденными, либо заложенными в ребенке с детства»[3]. Нами было проведено анкетирование 70 студентов старших курсов педагогических вузов Санкт-Петербурга по вопросу развития, совершенствования компетентности. Анализ материалов подтвердил положения, выдвинутые В.И. Байденко.

В самом общем смысле, под профессиональной компетентностью мы понимаем профессионализм личности, то есть совокупность его теоретического и практического опыта в той или иной сфере. Между тем, как компетенция, это, скорее, наличие способностей личности к реализации той или иной деятельности и степень развития данных способностей.

Компетентностный подход в школьном образовании подробно рассматривался в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», законодательно закреплен в «Законе об образовании в Российской Федерации» в 2012 году.

В условиях реализации профессионального стандарта педагога назревает много противоречий и проблем.

Проблемы реформирования образования и внедрение в деятельность образовательных учреждений профессиональных стандартов весьма актуальны. Они обсуждаются учеными, педагогами, представителями власти, общественностью, в том числе родительской в разных странах.

С начала 90-х годов российское общество находится в условиях перехода от одной социально-экономической системы к другой. Этот переход тесно связан с изменением образа жизни россиян, переоценкой ими устоявшихся норм и ценностей, в том числе и в системе образования. Результатом современного образования «должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуального интеллектуального усилия и самостоятельного, компетентного и ответственного за действия в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, который уважает себя и других, терпимый к представителям других культур и национальностей, независимый в мыслях и открыт для другой точки зрения и неожиданной мысли». Педагогическая компетентность учителя предусматривает усилия, направленные на развитие профессионализма, раскрытие своего потенциала, что ведет к дальнейшему самосовершенствованию,

направляет духовную активность педагога на достижение эффективного результата в профессиональной деятельности.

Совершенствование уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательных учебных заведений - одно из основных направлений реформирования современной системы образования. Мы видим, как кардинально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно растут и требования к его профессиональной компетентности, уровня его профессионализма. Показателями значимости профессиональной компетентности являются изменения, происходящие в сфере общественного сознания в разные периоды истории. А именно профессиональной компетентности и педагогической культуре присущи большие возможности развития и стабильности общества, поскольку они являются, например, гарантом для решения проблемных вопросов между старшим и младшим поколениями, способствуют адаптации к новым условиям, более эффективному процессу социализации личности и тому подобное.

Современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость всестороннего изучения «профессиональной компетентности учителя».

Профстандарт «Педагога» предполагает, что каждый учитель должен обладать 18 навыками: владеть «методами организации походов», «музейной педагогики», уметь выстроить учебный и воспитательный процесс в учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной сферах с учетом их индивидуальностей и уметь развивать «эмоционально-ценностную сферу» ребенка [10].

В настоящее время проводятся многочисленные конференции, посвященные внедрению профессиональных стандартов в образовании. Так в марте 2017 года на Петербургском международном образовательном форуме одна из секций «Профессиональные стандарты как новые инструменты управления в системе образования» была посвящена исследованиям по данной теме. Этот факт указывает на перспективность изучения данной проблемы в современной педагогике, на её существенное значение в решении вопросов модернизации отечественного образования, а также на необходимость его дальнейшей разработки.

Системно-структурные изменения, протекающие в российской системе образования требуют повышения профессиональной компетентности педагогических работников. Данные изменения весьма многочисленны, однако есть те из них, которые напрямую воздействуют на формирование набора педагогических компетенций, а именно:

- аккредитационные и аттестационные требования, предъявляется к образовательным организациям и педагогам соответственно;

- общее усложнение методического обеспечения;

- необходимость активизации научной деятельности;

- трансформация вертикальных и горизонтальных связей между образовательными организациями;

- развитие инклюзивного образовательного пространства;

- общая эволюция педагогико-методической мысли в сторону применения системно-деятельностного подхода [6, С. 123].

Следовательно, профессиональная компетенция отнюдь не является абстрактным понятием, ее содержание должно быть максимально конкретизировано.

С.С. Савельева предлагает поэтапно формировать профессиональную компетентность учителя в педагогических вузах и колледжах, а также в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров [7, С. 9].

Выводы. Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности должен носить целенаправленный характер и осуществляться на всех этапах педагогической деятельности.

Анализ последних публикаций, исследование показали, что в настоящее время проблема профессиональной компетентности педагогических работников и управления профессиональным ростом педагога находится в центре внимания исследователей.

Литература:

1. Стандарты второго поколения: ФГОС: Начальное общее образование. - М., Просвещение, 2010. - 52 с.

2. Акимова Т.Н. Проблемы формирования профессиональных компетентностей педагогов в условиях системных изменений / Т.Н. Акимова // Успехи современной науки. - 2017. - №3. - С. 160-162.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования гос впо нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2006. - 72 с.

4. Байкова И.Г., И.В. Гришина Профессиональный стандарт педагога как основа формирования кадровой политики школы // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - Изд-во: СПБ - 2016. - вып. 1-2. - С. 23-28

5. Кондаков И.М., Сухарев А.В.. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития. - Вопросы психологии, 1989, № 5. - С. 158-164

6. Трифонова Т. А., Полякова Е. Ю., Кабанова Н. В., Мигунова И. В., Курашинова С. Г., Шалота Н. А. Из опыта развития системы подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в Белгородской области // Казанский педагогический журнал. - 2015. № 6-1. - С. 119-124.

7. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. - Воскресенск, 2012. - 205 с.

8. Хуторской А. В. Инновационный аспект компетентностного подхода в образовании // Научное наследие Т. И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: сб. ст.: в 2 т. Т. 1. - М., 2011. - С. 79-83.

9. Ярыгин О.Н. Педагогические издания / ж-л Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития / Выпуск №4 -2010 / О. Н. Ярыгин. Метаморфозы понятий «компетентность» и «компетенция» в русскоязычной терминологии компетентностного подхода. Текст URL: magazine_pedagogical_science_vypuski_n4_2010_st_3

10. Ввод профстандарта для учителей перенесли на 2019 год. РБК: URL: http://www.rbc.ru/politics/21/12/2016/585a92279a79479adbb32990. Раздел / Политика, 21 дек, 2016 19:02

11. Профессиональная компетентность педагога. - URL: https://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga

Педагогика

УДК: 378.172 УДК: 37.042

кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Аксенова Анна Николаевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук, начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Варинов Владислав Владимирович

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Кузбасский институт федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Новокузнецк)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы применения инновационных технологий при организации занятий по физической культуре курсантов и их самостоятельной подготовке. Сущность предлагаемого индивидуально-дифференцированного подхода заключается в применении различных технологий, которые ориентированы на дальнейшее развитие и сохранение индивидуальности курсанта, его потенциальных способностей. Это позволяет курсанту работать в оптимальном для него режиме, контролировать затраты сил, что ведет к высокому результату обучения и совершенствованию двигательных качеств.

Ключевые слова: курсанты, дифференциация, индивидуализация, инновационные педагогические технологии, физическая подготовка.

Annotation. In the article the problems and prospects of application of innovative technologies in the organization of physical training of cadets and their independent training. The essence of the proposed individual-differentiated approach is the use of different technologies that are designed to further the development and preservation of the individuality of the student, his potential abilities. This allows the student to work in the optimal mode, to control the expenditure of energy, which leads to a high learning outcome and improvement of motor skills.

Keywords: students, differentiation, individualization, innovative pedagogical technologies, physical training.

Введение. Основой стратегии развития высшего образования на современном этапе становится концепция гуманизма, суть которой заключается в признании человека как высшей ценности, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов. Данная стратегия предусматривает перерастание традиционной нормативно-функциональной модели высшего образования в личностно-ориентированную модель, при которой предполагается направленность на социально-нравственное и профессиональное развитие студента. При этом, как отмечают авторы, в совокупности средств, обеспечивающих формирование личностной и профессиональной подготовленности студента, существенная роль принадлежит физическому воспитанию. Особенно это становится актуально там, где физическое воспитание одно из приоритетных направлений в организации образовательного процесса - в профессиональной подготовке будущих офицеров [4, 8, 10].

Формулировка цели статьи. Теоретически обосновать необходимость внедрения в процесс физической подготовки курсантов инновационных педагогических технологий, позволяющих сохранить и в дальнейшем значительно развить физические способности.

Изложение основного материала статьи. Физическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов занимает ведущее место, т.к. определяет способности к ведению будущей профессиональной деятельности и реализации индивидуальных возможностей и жизненных потребностей. Это находит выражение в формировании такого уровня здоровья и развития психофизических и двигательных качеств, которые будут являться фундаментом активной социальной и профессиональной деятельности. Такой фундамент позволит курсанту успешно реализоваться в выбранной профессии, в социально-общественной деятельности, увеличить адаптационные возможности организма в процессе обучения и в последующей трудовой деятельности и наиболее полно реализовать свои способности в сфере физической культуры. Процесс формирования личностной потребности в саморазвитии средствами физической культуры курсантов должен осуществляться через овладение ими системы знаний, научных представлений о путях и средствах организации здорового образа жизни, о сущности и закономерностях физической культуры, об образцах и примерах профессиональных спортсменов и выдающихся людей ФСИН России [8, 9].

Внедрение инновационных технологий в использовании оптимальных способов обучения предполагает создание проблемных ситуаций, ситуаций успеха на достижение высшего результата в осуществлении физкультурно-спортивной деятельности курсантов. При этом необходима реализация научных требований к процессу физкультурного образования, адекватная оценка результатов образовательного процесса и внедрение современных форм организации двигательной деятельности. Именно поэтому использование индивидуально-дифференцированного подхода, как одного из направлений личностно-ориентированного подхода, является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания при подготовке будущих офицеров. По мнению ряда ученых следует отметить, что зная о значимости интенсивного внедрения инновационных педагогических технологий в процессы обучения и воспитания, технологические инновации личностно-ориентированного содержания в системе физического воспитания курсантов военных вузов не получили широкого распространения. Как отмечает Е.Г. Матвеев с соавт. (2016): «Проблемой является то, что в погоне за количественными показателями выпал из поля зрения сам субъект физкультурной деятельности, с его потребностями и чувствами. Это привело к противоречию между используемыми в военных вузах средствами и методами физического воспитания курсантов и потребностями саморазвивающейся личности» [8, 9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.