Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте'

Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Л. Г.

Рассматривается профессиональная компетентность филолога как система профессиональных задач по пониманию текста объекта профессиональной деятельности филолога, которая позволяет целенаправленно отбирать учебный материал для формирования компетенций и компетентностей в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence of the philologist; a functional aspect

The article views professional competence of the philologist as a system of professional aims of text understanding, as an object of professional activity, which helps to purposefully choose training material for competence and competency forming in the learning process.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте»

УДК 378.147

Л.Г. Борисова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ФИЛОЛОГА В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Рассматривается профессиональная компетентность филолога как система профессиональных задач по пониманию текста

- объекта профессиональной деятельности филолога, которая позволяет целенаправленно отбирать учебный материал для формирования компетенций и компетентностей в учебном процессе.

The article views professional competence of the philologist as a system of professional aims of text understanding, as an object of professional activity, which helps to purposefully choose training material for competence and competency forming in the learning process.

Современная образовательная ситуация характеризуется компе-тентностным подходом к образованию, согласно которому компетентность является новым видением результата образования, так как объединяет знания и готовность. Компетентность — «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [4, с. 34]. Согласно ГОСу ВПО выпускник вуза должен характеризоваться компетенциями: социально-личностными, общепрофессиональными, специальными [3, с. 188 — 194].

Стандарт деятельности специалиста заложен в профессиограмме, которая определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности» [7, с. 22]. При этом стандарт должен характеризоваться как система перечня типовых профессиональных задач, критериев оценок их решения; квалификационная характеристика выпускника должна включать: объекты, виды, задачи профессиональной деятельности [5, с. 25].

В этой связи следует отметить, что требования к выпускникам вузов (набор дисциплин и примерное их содержание) содержатся в ГОСе ВПО, однако в критериях оценки от 50 до 80 % занимают знаниевые характеристики; обобщенные задачи профессиональной деятельности не представлены [5, с. 17]. Анализ учебных программ по филологии выявил, что содержание образования (компетенции) по предметам не разработано; «деятельностная» методика применяется только в 4 % программ [1, с. 404 — 410].

Цель статьи — рассмотреть профессиональную компетентность филолога как систему филологических задач по пониманию текста и перечня требований к умениям (компетенциям) и способностям (компетентностям) к их решению, где компетентность выступает как система умений.

Что является объектом профессиональной деятельности филолога? Каковы виды его профессиональной деятельности? Каковы типы филологических задач по пониманию текста? Рассмотрим эти вопросы.

64

В словаре [6] филология определяется как «служба понимания», которая «помогает выполнению одной из главных человеческих задач — понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций». Филология оформляется как рефлексия над словом и речью. Классическая форма филологического труда — служебный «комментарий» к тексту, включающий всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного [6, с. 973].

Современное состояние филологии как методологической основы гуманитарных наук и одной из практических служб обеспечения полноценной коммуникации характеризуется дифференциацией лингвистических и литературоведческих дисциплин, хотя служебный «комментарий» к тексту — исходной реальности филолога во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей — требует интеграции лингвистического и литературоведческого подходов.

Текст — объект исследования филолога — содержит информацию: содержательно-фактуальную; содержательно-концептуальную; содер-жательно-подтекстовую [2, с. 18—50]. Деятельность филолога, направленная на извлечение информации, осуществляется в процедурах понимания: в семантизирующем, когнитивном, распредмечивающем понимании. Основными характеристиками понимания являются: целостность, полнота и адекватность, которые проявляются в интерпретации, где ценностный опыт филолога наряду с владением процедурами рефлексии обеспечивает глубину понимания текста. Таким образом, деятельность филолога по пониманию текста направлена на выявление духовных ценностей текста, их актуализацию и сохранение.

В Квалификационном справочнике от 22.11.2002 г., № 273-П дана характеристика профессии филолога: предмет исследования литературоведов

— литературный процесс, творчество отдельных писателей; цель литературоведа — рациональное толкование иррационального литературного творчества; предмет исследования языковедов (лингвистов) — процессы становления и развития языка, речи; цель лингвиста — расшифровка, прояснение и оживление опыта народа, запечатленного в языке.

Стратегические филологические задачи, содержащиеся в ГОСе ВПО, соответствуют целям филологического образования, и в учебном процессе они преобразуются в задачи тактические и оперативные, направленные на овладение опытом: 1) выявления духовных ценностей текста; 2) актуализации ценностей текста; 3) сохранения ценностей текста.

Проведенный в рамках нашего исследования анализ требований ГОСа ВПО к специалистам различных сфер деятельности филолога: документоведа, референта, составителя предисловия и комментария к тексту, литературного критика, библиографа, компаративиста, языковеда, литературоведа, журналиста, преподавателя языка и литературы и др.; анализ учебных программ филологических дисциплин и учебной литературы по соответствующим специальностям, анализ профес-сиограммы указанных специалистов выявил в профессиональной деятельности филолога следующие функции и соответствующие функциям профессиональные задачи (указаны в скобках).

1. Найти духовные ценности в тексте.

Функции: целеполагающая, информационная (сбор информации), информационно-аналитическая (фиксирование новой информации из процесса производства книги (документов), выявление актуальных культурных и ценностных конфликтов в произведении).

2. Актуализация ценностей.

Функции: информационно-аналитическая (обработка информации, систематизация литературоведческого материала; анализ сообщения на уровне содержания и формы; сопоставление мировоззренческих универсалий текста и ценностей современного общества); информационно-критическая (описание выявленной информации; определение места произведения в историко-культурном процессе); информационно-классификационная (сортировка информации на универсальную и специальную); информационно-оценочная (оценка сообщения); информационно-нормотворческая (преобразование информации в стандартные формы); образовательная (просвещение); культурно-просветительская (распространение идей и знаний).

3. Сохранение духовных ценностей.

Функции: информационная (выявленная информация в стандартной форме); просветительская (распространение идей и знаний); воздействующая, пропагандистская (влияние на аудиторию).

Все вышеназванное позволяет описать профессиональную компетентность филолога как систему перечня профессиональных задач по пониманию текста, которая включает: а) функции по выполнению задач понимания текста; б) виды работы (задачи); в) совокупность компетенций и компетентностей; и в рамках функционально единонаправленных и функционально полинаправленных учебных дисциплин производить отбор содержания по качественно-критериальному показателю.

Список литературы

1. Белая Г.И. Место и роль филологии в современном российском образовании / / Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России / Под ред. Л.Г. Ионина. М., 2003. 660 с.

2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2004.

3. ГОС ВПО: перспективы развития / Под ред. Я.И. Кузьминова и др. М., 2004.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34 — 42.

5. Казанович В. Г., Кошелева, В.Л. Анализ представленности компетенций в действующих ГОСах ВПО // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа, 2005.

6. Краткая литературная энциклопедия. М., 1972.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма М., 1996.

Об авторе

Л.Г. Борисова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта, е-шаП:Ъопво¥а@ gazinter.net.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.