Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникация / коммуникативная деятельность / система высшего образования / педагогического общение / профессионально-коммуникативная компетентность / communication / communicative activity / higher education system / pedagogical communication / professional communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Петровский Александр Михайлович

В статье рассматривается проблема развития профессионально-коммуникативной составляющий педагогической деятельности работников вуза. Обосновано понимание термина «профессиональная коммуникация» в условиях системы высшего образования. Выделены специфические особенности процесса формирования профессиональной коммуникации педагогов в вузе. Обозначены типы педагогической коммуникации в системе высшего образования. Проанализированы основные компоненты коммуникативной деятельности преподавателя в вузе. Рассмотрены значимые составляющие профессионально-коммуникативной деятельности педагога вуза. Разработаны основные характерные параметры профессиональной коммуникации педагогов в вузе. Выделены условия эффективной коммуникативной деятельности преподавателя вуза. Обоснованы необходимые профессионально важные качества личности педагога в контексте коммуникации. Рассмотрена значимость создания цифрового коммуникативного пространства в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Уракова Екатерина Андреевна, Петровский Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of developing the professional and communicative component of the teaching activities of university employees. The understanding of the term “professional communication” in the context of the higher education system is substantiated. The specific features of the process of formation of professional communication of teachers at the university are highlighted. The types of pedagogical communication in the higher education system are indicated. The main components of the communicative activity of a teacher at a university are analyzed. The significant components of the professional and communicative activity of a university teacher are considered. The main characteristic parameters of professional communication of teachers at the university have been developed. The conditions for effective communicative activity of a university teacher are highlighted. The necessary professionally important personality traits of a teacher in the context of communication are substantiated. The importance of creating a digital communication space in the higher education system is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В предметный модуль были включены основные разделы теории вероятностей и статистики. При изучении каждой темы было уделено внимание не только теоретическим и практическим аспектам, но также были освящены методические особенности изучения тем, выделены те моменты, на которые учитель должен особенно обратить внимание обучающихся.

Текущий контроль знаний осуществлялся в форме практического занятия, а также в форме контрольной работы. Слушателям в конце каждого практического занятия предлагалось проанализировать и решить четыре задания за 15 минут. Контрольную работу, состоящую из 7 задач, слушатели получали заранее, и по завершению курсов, должны предоставить методически грамотно оформленное решение предложенных задач. Более 90 % слушателей справились с контрольной работой. Итоговая аттестация осуществлялась по совокупности результатов всех видов контроля.

Выводы. Изучение элементов теории вероятностей и статистики не только позволяет формировать математическую культуру обучающегося, но и способствует расширению его кругозора, повышению общего уровня знаний, развитию функциональной грамотности. Учитель должен помочь обучающемуся увидеть красоту понятий, логичность суждений и привить любовь к предмету «Вероятность и статистика», а для этого он сам должен «погрузится» в него и развить собственное вероятностно-статистическое мышление.

Литература:

1. Шакирова, Л.Р. Курсы повышения квалификации как профессиональное образование педагогических работников в условиях современных трансформаций / Л.Р. Шакирова, A.M. Сафина // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. -2022.-№ 8.-С. 124-130

2. О теории вероятностей и статистике в школьном курсе / Е.А. Бунимович, Ю.Н. Тюрин, В.А. Булычев [и др.] // Математика в школе. - 2009. - № 7. - С. 3-14

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Дзержинский политехнический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени P.E. Алексеева» (г. Дзержинск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития профессионально-коммуникативной составляющий педагогической деятельности работников вуза. Обосновано понимание термина «профессиональная коммуникация» в условиях системы высшего образования. Выделены специфические особенности процесса формирования профессиональной коммуникации педагогов в вузе. Обозначены типы педагогической коммуникации в системе высшего образования. Проанализированы основные компоненты коммуникативной деятельности преподавателя в вузе. Рассмотрены значимые составляющие профессионально-коммуникативной деятельности педагога вуза. Разработаны основные характерные параметры профессиональной коммуникации педагогов в вузе. Выделены условия эффективной коммуникативной деятельности преподавателя вуза. Обоснованы необходимые профессионально важные качества личности педагога в контексте коммуникации. Рассмотрена значимость создания цифрового коммуникативного пространства в системе высшего образования.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная деятельность, система высшего образования, педагогического общение, профессионально-коммуникативная компетентность.

Annotation. The article examines the problem of developing the professional and communicative component of the teaching activities of university employees. The understanding of the term "professional communication" in the context of the higher education system is substantiated. The specific features of the process of formation of professional communication of teachers at the university are highlighted. The types of pedagogical communication in the higher education system are indicated. The main components of the communicative activity of a teacher at a university are analyzed. The significant components of the professional and communicative activity of a university teacher are considered. The main characteristic parameters of professional communication of teachers at the university have been developed. The conditions for effective communicative activity of a university teacher are highlighted. The necessary professionally important personality traits of a teacher in the context of communication are substantiated. The importance of creating a digital communication space in the higher education system is considered.

Key words: communication, communicative activity, higher education system, pedagogical communication, professional communicative competence.

Введение. Современная профессионально-образовательная ситуация в вузе гарантирует значимость педагогической профессии через сформированность коммуникативной компетентности педагогических работников.

В образовательной практической деятельности педагогов вуза достаточное количество времени уделяется внимание владению навыками профессионально-педагогической коммуникацией, что обуславливает повышение уровня профессионализма.

Сфера профессионально-педагогического общения выдвигает на первое место межличностные равноправные субъект-субъектные отношения; создание комфортного коммуникативно-социального пространства взаимодействия; владение инновационными технологиями коммуникации и техниками гуманистического делового взаимодействия.

Коммуникативная деятельность педагога в современных реалиях высшего образования превращается в технический цифровой процесс передачи и приема информации. Владение профессионально-коммуникативными умениями, освоение различных практических способов коммуникации, готовность к равноправному доверительному сотрудничеству - основные приоритетные направления формирования эффективной профессиональной коммуникативной деятельности.

Система коммуникативного взаимодействия в образовании призвана осуществлять взаимопонимание в общении и развитии продуктивных взаимоотношений.

Формирование успешной коммуникативной деятельности педагогов в вузе зависит от адекватной самокритичности к себе; способности к рефлексии и желании совершенствоваться.

Изложение основного материала статьи. Исследования в области коммуникативного межличностного взаимодействия рассматривались повсеместно в ряде таких ученых, как: A.B. Дмитриев. В.А. Кан-Калик, C.B. Кондратьев, A.B. Коржуев, Г.Н. Мальковская, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.А. Сонин и др. Практически у всех авторов прослеживается тенденция владения техниками партнерского сотрудничества, равноправного диалога между субъектами образовательного процесса и осуществление процесса воспитания в контексте коммуникации. Кроме этого, делается акцент на наличие у преподавателя специфических коммуникативно-личностных качеств: креативность, инициативность, коммуникабельность, энергичность.

В нашем исследовании под термином «профессиональная коммуникация» мы понимаем профессионально-личностную характеристику педагога в вузе, организующая процесс передачи информации между представителями профессионально-трудовой деятельности в условиях созданного профессионального сообщества, определяющееся нормами, правилами поведения и взаимодействия в ходе их познавательно-профессионального развития.

Анализ различных источников современной литературы позволяет нам выделить специфические особенности процесса профессиональной коммуникации:

• обязательная установка взаимопонимания в конкретной профессионально-трудовой области;

• необходимость обмена информацией специализированными терминами;

• способ повышения квалификации специалистов определённого профиля подготовки;

• создание реальных профессионально-коммуникационных и информационных ситуациях в контексте электронно-цифровых технологий;

• диалогичное взаимодействие в команде и создание партнерских отношений в ситуации деловых переговоров;

• адаптация в профессионально-коммуникативной среде через саморазвитие и самосовершенствование профессионально-педагогической деятельности.

Коммуникативная деятельность педагога в вузе определяется различными типажами взаимодействия субъектов образовательного процесса. Выбор типа педагогического взаимодействия зависит от коммуникативной ситуации собеседников и внутренней включенности в процесс общения.

Типы педагогической коммуникации в системе высшего образования:

S коммуникативное воздействие - направлено на становление личности обучающегося через осознанное целеполагание преподавателя, что предусматривает профилактику и коррекцию отставания в развитии личности как индивидуальности;

■S коммуникативное взаимодействие - направлено на создание условий для совместной профессионально-коммуникативной деятельности, на формирование коммуникативной компетентности через постоянное преобразование реальных ситуаций общения в коллективе;

■S коммуникативная поддержка - направлена на оказание помощи обучающимся, на формирование продуктивных взаимозависимых отношений, носящих диалоговый равноправный характер.

Применение техник профессиональной коммуникации в вузе обеспечивает не только полноценную ценность совместной деятельности, но становится средством передачи актуализированной информации.

Структурированный аспект коммуникативной деятельности педагога в вузе обеспечивает способ самореализации личности-профессионала, а, следовательно, формирование коммуникативной культурности.

Компоненты коммуникативной деятельности педагога в вузе:

• мотивационный компонент - обеспечивает направленность и потребность в коммуникации, стойкий познавательный интерес к содержательной стороне общения; стремление к постоянному и длительному обмену информацией;

• знаниевый компонент - реализуется через коммуникативную готовность вступления в контакт; коммуникативные знания актуальной доступной информации, предполагающей руководство к действию к ней;

• практический компонент - направлен на реализацию осознанных коммуникативных действий, формирующих автоматические коммуникативные навыки общения;

• личностный компонент - организует развитие профессионально-коммуникативных качеств личности педагога, способствующие адаптивности успешности педагогического общения.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования коммуникативной стороны общения в системе высшего образования, мы пришли к выводу, что профессиональная коммуникация педагогов - это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. В связи с этим было выявлено две составляющие этого процесса, определяющие высокий уровень педагогического общения в вузе.

Интерактивная составляющая профессиональной коммуникации обеспечивает не только содержательный обмен информацией, но и поддерживает организацию совместной деятельности между субъектами образования; осуществляет планирование и прогнозирование общей коммуникативно-педагогической деятельности в вузе. Необходимым условием эффективности коммуникации является контрольно-управляющий потенциал педагогов, т.е. успех профессиональной коммуникации зависит от регулятивных механизмов взаимодействия.

Перцептивная составляющая профессиональной коммуникации реализуется через установление взаимопонимания в общении. В этом случае обязательно происходит эмоциональное оценивание друг друга и выстраивание стратегии взаимодействия, что обеспечивает проявление активности педагогов и учитывается потребности, мотивы, установки в коммуникативном акте.

Профессионально-коммуникативная деятельность является практически основным инструментом педагогической деятельности современного педагога в вузе. Она определяет половину успеха формирования профессионализма преподавателя и качественное предоставление образовательных услуг в вузе.

Основными характерными параметрами профессиональной коммуникации педагогов в системе высшего образования являются:

S организованность и упорядоченность - коммуникация подчиняется четки правилам и ограничивается конкретными границами; взаимодействие в общение не выходит за рамки определённой профессионально-педагогической ситуации;

S продуктивность и ответственность - профессионально-педагогическое общение в вузе опирается на целеполагание, результативность и учет интересов и потребностей партнеров коммуникации; выражается в диалогичности и аргументированности информации в образовании;

■S ограниченность речевых оборотов - использование в коммуникации педагога вуза только некоторые речевые средства общения; не допустимо употребление нецензурной, жаргонной лексики, просторечия и диалектов;

■S профессионализм речи - применение профессиональных терминов, понятий и категорий в рамках профессионального языка педагогической деятельности; использование специализированных коммуникативных слов и

■S рациональность и краткость - коммуникативный диалог между субъектами образовательной деятельности должен быть кратким (по существу) и оптимальным по объему информации; в связи с этим снижается уровень неоднозначности выражений в разговоре.

Необходимо отметить субординационное взаимодействие в контексте профессионально-коммуникативной деятельности педагогов. По-другому еще такое взаимодействие называют официальным или деловым общением, при котором обозначается статус собеседников и ступени общественного положения. В этом случае профессиональная коммуникация педагога в вузе осуществляет деловой характер общения.

Современное российское образование в контексте цифровой трансформации обучения расширяет границы профессионально-коммуникативных задач. В результате чего формируется новое цифровое профессионально-коммуникативное пространство в системе высшего образования, которое реализует подготовку высокопрофессиональных педагогов-коммуникаторов.

Выводы. Процесс формирования профессиональной коммуникации педагогов в системе высшего образования является необходимым условием педагогической деятельности и реализуется на основе системно-компетентстного и личностно-деятельностного подходов.

Приоритетными направлениями повышения уровня коммуникативной деятельности педагога в вузе является активность речи, принцип диалогичности, доверие, стиль педагогического взаимодействия и высокий уровень организационно-управленческого потенциала.

К важным инструментам эффективности профессионально-коммуникативного акта в образовании относятся обмен опытом и знаниями, способность к профессиональной самореализации в общении; наличие социокультурных и нравственных ценностей; форма передачи содержательной информации.

Педагогическая деятельность в системе высшего образования невозможна без эффективных механизмов коммуникации и общения. Такая деятельность оказывает значительное влияние на профессионально-личностное развитие обучающихся, их культурное восприятие жизни, а также социально-экономические процессы.

Современные условия образования требуют внедрение интерактивных технологий в деятельность педагога, поэтому профессиональная коммуникация является практически единственным средством решения профессионально-коммуникативных педагогических задач.

Литература:

1. Ерохина, Е.Л. Инновационная модель формирования коммуникативной компетенции будущего педагога / Е.Л. Ерохина // КПЖ. - 2020. - №4 (141). - С. 86-92

2. Захарова, С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С.Н. Захарова // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1 (137.1). - С. 8-10. - URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/

3. Козилова, Л.В. Роль студенческо-преподавательских коммуникаций в обогащении профессионально-ориентирующего потенциала вуза / Л.В. Козилова // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10. - № ЗА. - С. 494-504. DOI: 10.34670/AR.2020.13.43.104

4. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации [Текст]: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. -М.: Издательство Юрайт, 2012. -415 с.

5. Краева, A.A. Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью / A.A. Краева, С.Е. Привалова // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2 - С. 117-124

6. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-2

7. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 4. -https://doi. org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-4

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных особенностей и педагогических условий формирования проектных компетенций у студентов высшего учебного заведения. Определяется понятие и состав проектных компетенций и студентов вуза. Выделяется общее значение проектных компетенций в структуре профессиональной деятельности специалиста. Подчеркивается, что сформированные проектные компетенции: обуславливают интеграцию и прикладное воспроизводство теории и практики; способствуют формированию творчества, креативности, возникновению новых продуктов и инноваций; стимулируют развитие командного мышления, способностей принимать решения и работать в команде; обогащают личностно-профессиональный опыт и, как правило, фокусируются на практических аспектах деятельности; поддерживают личностную активность специалиста, способствуя его погружению в образовательный процесс По итогам исследования уточняется состав общих условий формирования проектных компетенций у студентов вуза.

Ключевые слова: проектная деятельность, высшее образование, формирование проектных компетенций, состав проектных компетенций, педагогические условия формирования проектных компетенций.

Annotation. The article is devoted to the study of modem features and pedagogical conditions for the formation of project competencies among students of a higher educational institution. The concept and composition of project competencies and university students are determined. The général significance of project competencies in the structure of a specialist's professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.