ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Аксенова О.С.*
Педагогический колледж, г. Бузулук
В статье рассмотрена профессиональная коммуникация в системе понятий профессиональной компетентности и роль иностранного языка как одного из средств формирования и развития профессиональной коммуникации. На примере собственного методического опыта преподавания английского языка автор подчеркивает профессиональную направленность изучения иностранного языка и рассматривает роль интерактивных методов обучения в формировании профессиональной коммуникации у будущих педагогов.
Ключевые слова профессиональная компетентность, коммуникация, профессиональная коммуникация, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку.
В настоящее время конкурентоспособность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью самостоятельно решать поставленные задачи в условиях профессиональной, в том числе, и иноязычной коммуникации.
В этой связи закономерным итогом модернизации системы высшего и среднего профессионального образования становится предъявление к выпускникам учебных заведений новых требований относительно уровня, характера и качества развития их профессиональных компетентностей [3].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить профессиональную компетентность как степень квалификации специалиста, позволяющая ему успешно решать стоящие перед ним задачи, осуществлять продуктивную профессиональную деятельность и актуализировать свои личностные ресурсы [6]. Именно от профессиональной компетентности зависит успешность профессиональной карьеры молодого специалиста и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Необходимость повысить качество подготовки будущих специалистов педагогических колледжей в области профессиональной коммуникации, как одной из составляющих профессиональной компетентности, мотивирует на исследование процесса коммуникативного взаимодействия, рассмотрение его функций, выделение различных аспектов, изучение механизмов и разработку модели эффективного коммуникативного взаимодействия.
* Преподаватель.
Деятельность педагога немыслима без коммуникации, которая является одним из главных средств его деятельности при решении профессиональных задач. Учитель должен не только осуществлять преподавательскую деятельность, но и быть настроен на продуктивное установление и развитие профессиональных контактов, результативный обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, на восприятие и понимание собеседников [2].
Коммуникация представляет собой социально обусловленный процесс передачи информации и обмена мыслями, чувствами между людьми в различных сферах познавательно-трудовой и творческой деятельности, и нацелена на выполнение социально значимой задачи, на результат, на удовлетворение личностных потребностей [7]. Коммуникация - это не только процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором участники осмысливают информацию и соотносят свои смыслы со смыслами коммуникативных партнеров, создавая, таким образом, определенную степень взаимопонимания [5].
В свою очередь, профессиональную коммуникацию можно представить, как профессионально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества [2].
Профессиональная коммуникация включает в себя открытую систему знаний в области коммуникаций и информационных технологий, профессионально ориентированных информационных и коммуникационных умений, актуализация которых происходит в реальных профессионально ориентированных ситуациях [2].
Опираясь на работы И.Л. Плужник и И.Н. Розиной, [2] можно выделить следующие компоненты в структуре профессиональной коммуникации в сфере образования:
- мотивационно-потребностный проявляется в стремлении к профессиональной коммуникации, возникновении коммуникационных потребностей. Мотивация к активной профессиональной коммуникации с коллегами и участию в профессиональных сообществах включает в себя внешние (требования современного общества к профессиональной деятельности учителя) и внутренние мотивы (потребность в саморазвитии и личностной самореализации);
- когнитивный характеризует знание форм, видов, средств и способов коммуникации, ее роли в педагогической деятельности; знание коммуникативных кодов, стратегий, тактик, умение интерпретировать информацию и использовать ее различные виды, что позволяет
эффективно осуществлять профессиональную коммуникацию и достигать поставленной цели, то есть решать профессиональные задачи;
- деятельностный включает умения: поисково-ориентировочные, конструктивные (умение выбирать вид и средства коммуникации, умения вербальной и невербальной коммуникации), организаторские (умение организовать коммуникацию, в том числе и средствами новых коммуникационных технологий, умение варьировать коммуникативные средства), гностические (умение анализировать и прогнозировать, регулировать речевое поведение адекватно ситуации);
- рефлексивный заключается в способности осмысливать, анализировать и пересматривать свой опыт профессиональной коммуникации. Рефлексивный компонент является основой развития профессиональных рефлексивных качеств, таких как самооценка, самопознание, самоконтроль [2].
Таким образом, в современной профессионально-педагогической деятельности профессиональная коммуникация приобретает новое значение не только в силу того, что является одним из основных средств профессиональной деятельности и определяет ее успешность, но и потому, что открывает новые возможности для развития, и как следствие, представляет собой неотъемлемую часть обучения будущих учителей.
В современном мире трудно говорить о конкурентоспособности выпускника и без знания как минимум одного иностранного языка. Повышается роль иностранного языка не только как средства профессиональной коммуникации, но и как средства достижения социальных ролей. Иностранный язык рассматривается как неотъемлемый компонент подготовки будущего специалиста. Это связано с реформированием политических, экономических и культурных сфер деятельности, ориентацией их на совместное партнерство с зарубежными странами и международные стандарты. Удовлетворение социального заказа общества на специалиста, владеющего практическими навыками использования иностранного языка в своей профессиональной деятельности, выдвигает перед современным образованием новые требования к подготовке выпускников. Поэтому возникает потребность в поисках новых подходов в преподавании иностранного языка с целью подготовки «специалиста, профессиональная компетенция которого становится более глубокой благодаря владению иностранным языком» [1].
Традиционно в учебной практике преподавания иностранного языка в высших и среднепрофессиональных учебных заведениях преобладали тренировочные приемы, направленные на репродуктивную отработку лексики и грамматики, условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения. Современная тенденция заключается в более активном использовании проективных приемов на основе развития познавательной потребности, связанной с профессиональными мотивами, т.к. с помощью иностранного языка учащиеся расширяют свои профессиональные знания, умения и кругозор.
Для достижения основной цели профессионального образования - подготовки компетентного специалиста - необходимо соблюдать определенные условия в организации процесса обучения. Профессионально значимые вопросы и темы необходимо изучать с позиций интеграции разнопредмет-ных знаний. С первых же занятий английским языком в колледже проводится последовательная подготовка к этому: студенты знакомятся с терминологией, близкой к их будущей специальности. Отбор аутентичных текстов в качестве основного средства обучения осуществляется в соответствии с их специализацией и уровнем знаний, умений в профессиональной сфере, доступности для языкового уровня обучаемых, насыщенности терминологической лексикой, информативности, коммуникативной направленности.
В условиях профессионально ориентированного обучения на занятиях английского языка нами используются следующие методы интерактивного обучения: ролевые игры, проекты, диспуты, дискуссии, инсценировки, конференции. Они имитируют те проблемные ситуации, которые встречаются в профессиональной деятельности специалиста в реальных условиях. Динамичность событий и явлений, происходящих в игре, обеспечивает новизну, неожиданность ситуаций и действий, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу участников, способствует осознанию студентами собственной позиции в учении в связи с будущей трудовой деятельностью. В игре осуществляется также обратная связь как необходимый компонент самоконтроля и рефлексии. Например: на занятиях по теме «Педагогическая деятельность» в ходе дискуссии «Современный учитель - какой он?» студенты 4 курса, специальность «Преподавание в начальных классах», обсуждали какими качествами должен обладать учитель, какие умения и навыки необходимы современному педагогу, что должен и что не должен делать учитель. В ходе урока и организации дискуссии перед студентами ставятся задачи:
- научиться профессиональному общению на иностранном языке;
- вести дискуссию на заданную тему;
- находить самостоятельные решения в новых ситуациях общения.
Студенты 3 курса, специальность «Дошкольное образование», на занятиях
по теме «Организация игр» имели возможность режиссировать групповые, подвижные игры для дошкольников, продемонстрировать свои знания психологических особенностей детей дошкольного возраста, о роли игры в развитии дошкольника. Проведение ролевой игры-конференции после прохождения студентами 4 курса производственной практики в школе моделирует ситуацию общения и дает возможность студентам поделиться впечатлениями о производственной практике, способствует развитию речевых навыков и умений.
Эти интерактивные методы обучения формируют профессиональные качества, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенным к реальным. При этом каждый компонент структуры профессиональной коммуникации находит свое отражение и получает развитие.
Поиск более эффективных методов профессионально ориентированного обучения иностранным языкам вызывает определенный интерес к использованию межпредметных связей. Межпредметные связи - один из важных факторов повышения мотивации учебной деятельности студентов. Когда студенты опираются на имеющийся у них запас профессиональных знаний, процесс усвоения ими материала на иностранном языке становится более успешным. На занятиях по иностранному языку коммуникативные способности студентов могут развиваться при условии создания разнообразных учебных ситуаций для иноязычного интерактивного общения на профессиональные темы. Необходимую для общения профессионально ориентированную информацию студенты извлекают из иноязычных текстов, которые преподаватель предлагает им в соответствии с тематикой учебного плана. Развитие важных профессиональных качеств специалиста зависит от моделирования иноязычного общения в различных ситуациях будущей педагогической деятельности. Определяющая роль в формировании коммуникативных способностей принадлежит диалогу, поскольку диалогические отношения, в которые вступают партнеры по общению, побуждают к взаимодействию в процессе речевой иноязычной деятельности, носящей личностный характер. Решение профессиональных задач в ситуациях иноязычного общения способствует становлению профессионального мышления студентов [4].
Таким образом, профессиональное моделирование в системе практических занятий по английскому языку строится на межпредметных знаниях и умениях, которые повышают возможности иностранного языка в плане профессионально ориентированного преподавания, а наиболее эффективными формами моделирования профессиональной деятельности являются ситуации, ролевые и деловые игры. При таком подходе иностранный язык становится одним из важных средств приобретения специальности, формирования и развития профессиональной коммуникации, активизации познавательной деятельности студентов, готовности целенаправленно использовать полученные знания и умения в сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, компетентное владение иностранным языком, наличие навыков профессиональной и межкультурной коммуникации в конкретных профессиональных и деловых ситуациях рассматриваются как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки студентов педагогической специальности. Поэтому обучение иностранному языку с учетом будущей профессии, профессионально ориентированное обучение приобретает приоритетное значение в повышении качества подготовки будущих специалистов в области профессиональной коммуникации.
Список литературы:
1. Булатова Д.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов // Профессиональное образование. -1996. - № 1. - С. 78-83.
2. Воробьева Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.emissia.org/ оШше/2009/1314.htm (дата обращения: 3.01.2015).
3. Галакова М.В. К вопросу о формировании позитивной коммуникативной установки в процессе профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. - Режим доступа: www.science-education.ru/107-8158 (дата обращения: 03.01.2015).
4. Дрозд А.Ф., Лаптева Н.Е. Интегрирование иностранного языка в систему профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/ 3952/1/Foreign_Languages.
5. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. -2002. - № 6. - С. 37-47.
6. Остроумова Е.Н., Ширяева Е.А. Технология формирования профессиональной коммуникативной компетентности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2009/ped21.html (дата обращения: 03.01.2015).
7. Плужник И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: дисс. ... доктора пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / И.Л. Плужник. - Тюмень, 2003. - Режим доступа: http://rusnauka.com (дата обращения: 13.01.2014).
8. Черкас В.В. Формирование профессионально-языковой компетенции у студентов неязыкового ВУЗа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3952/1/Foreign_Languages (дата обращения: 03.01.2015).
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КГБОУ СПО «КРАСНОЯРСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
© Виниченко Т.Н.*
Красноярский хореографический колледж, г. Красноярск
В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала учащихся в образовательном пространстве КГБОУ СПО «Красноярский хореографический колледж».
Ключевые слова: творческий потенциал, «общая и специальная» одарённость, личность.
* Преподаватель общеобразовательных дисциплин.