персонала, с другой стороны, содержание труда в наукоемком производстве кардинально меняется по всем параметрам. Возникает комплексная проблема подготовки персонала, заключающаяся в подборе новых методов и методик подготовки, способных обеспечить ощутимый рост эффективности наукоемкого производства и производительности труда в тесной взаимосвязи с изменением содержания труда.
• Все факторы, обусловливающие необходимость подготовки персонала, а также мотивация персонала к обучению;
• разнообразные внутрисистемные события, возникающие в процессе производственной деятельности (новые технологии; новое оборудование;
• новые материалы; новая информация; новый персонал);
• различные внешние воздействия (планируемые и случайные);
• планируемые изменения, связанные с организационным развитием
Управление процессом функционирования системы определяется
совокупностью процессов подготовки и связей между ними и заключается в систематическом осуществлении диагностики состояния и оценки результатов деятельности персонала, оперативного корректирования уровень компетентности персонала в связи с изменениями требований технологического пространства предприятия.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что проблема обеспечения предприятий высококвалифицированными специалистами в условиях нарастания сложности производства и быстрой смены технологий может быть решена посредством создания системы подготовки персонала с учетом особенностей наукоемкого сектора экономики.
Использованные источники:
1. Экономика труда: (социально-экономические отношения): Учебник /Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006 - 736 с.
2.Тарасов В.К. Персонал - отбор и подготовка менеджеров, 2007, с. 590
3.Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2008 - 797 с.
Синагулова Р.Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ЖЕНЩИНЫ И СЕМЬЯ
Аннотация: В статье рассматривается проблема выбора женщиной между построением успешной профессиональной карьеры и посвящением себя семье и детям. Автор подчеркивает необходимость формирования в обществе более адекватного восприятия женщин, желающих одновременно реализовываться и в семейном, и в профессиональном плане.
Ключевые слова: женщина, профессиональная карьера,
профессиональный цикл, семья.
За сравнительно короткий исторический период женщина вышла за рамки своей традиционной роли хозяйки, матери, жены. Женщина стала стремиться к реализации своего потенциала за пределами дома и очень часто становится хозяйкой своего собственного дела. Однако расширение границ социальной активности современных женщин неизменно сопровождается конфликтом между семейными и профессиональными ролями.
Современные реалии складываются таким образом, что женщина в обществе нередко стоит перед выбором: семья или карьера. Часто женщины работают потому, что им нужны деньги. Однако, как показывают социологические исследования, многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы ее, даже если вдруг перестали бы нуждаться в деньгах. Как пишет Дойл, «деньги имеют не только материальную ценность, они дают их владельцу вес в обществе и чувство собственного достоинства. Женщины открыли истину, которую мужчины знают уже давно: наше общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983). Другими словами, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно). К тому же статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране женщин с высшим и среднем специальным образованием гораздо больше, чем мужчин, а это значит, что, жены в среднем образованнее своих мужей. И, конечно, женщина получает высшее образование вовсе не для того, чтобы впоследствии стать дипломированной домохозяйкой, она должна работать, дабы реализовать свои способности и возможности [1, с. 98-99].
Вопрос выбора жизненной стратегии для многих женщин равноценен вопросу выбора между семьей и карьерой. Так ли это на самом деле? Предполагает ли удачно сложившаяся карьера неустроенность в семейной жизни, и наоборот, счастливая семейная жизнь оставляет ли возможность для такой же успешной профессиональной реализации? Степень влияния семейного статуса женщины на ее профессиональную карьеру - это вопрос о шансах, которые имеют ориентированные на профессиональный рост замужние женщины, имеющие детей.
Исследования показывают, что профессиональный цикл женщины строится иначе, чем профессиональный цикл мужчины [2, с.90]. У мужчин наиболее интенсивный профессиональный рост наблюдается в первые 5 лет после вступления в брак. У женщин более высокие темпы профессионального роста приходятся на второе десятилетие после вступления в брак. Эта разница напрямую связана с наличием маленьких детей в семье. Один из способов, которым советское общество, семья и сама женщина пытались разрешить этот конфликт, был связан с возникновением особого типа «женщины-работника», которая существует в условиях заниженных профессиональных критериев и не ориентирована на
профессионализм, достижения и успех, в то время как желание делать карьеру связывалось с «мужским» самоутверждением в обществе и «допускалось» для незамужних женщин, как бы оправданное тем, что они не достигли «главного» в своей жизни. При этом, по мнению многих работодателей, женщина, не имеющая мужа, не в состоянии сконцентрировать свои интересы на работе, так как главной ее целью является создание семьи, а интересы производства приносятся в жертву этой цели.
Таким образом, как замужним, так и незамужним женщинам, ориентированным на профессию и карьеру, приходится преодолевать сопротивление общества идее личной карьеры вообще и женской карьеры в частности. Статус незамужней женщины является при этом «отягчающим обстоятельством». Профессиональная ориентация незамужних женщин близка к мужской установке на карьеру, но это не столько сознательный личный выбор, сколько «вынужденная» ориентация. Она усиливается тем, что сам тип профессионально ориентированной женщины еще только формируется в российском обществе. Он столь же мало известен, как и тип домашней хозяйки, который рождается из компромисса «работающей женщины и матери» [3, с.57].
Внутренняя картина жизненной реализации у карьерных женщин говорит о присущей им адекватности в оценивании собственных возможностей и достижений. Картина жизненной реализованности у женщин группы «работа - семья», напротив, свидетельствует о недостаточно адекватном самостоятельном определении степени своей жизненной реализованности. Женщины группы «работа - семья» уделяют мало внимания анализу собственных возможностей и достижений. Современное российское общество все еще полно стереотипов, большая часть которых оказывает влияние на девочек уже на ранних этапах их социализации. Именно поэтому многие женщины видят свою роль только в служении мужу и детям, полностью исключая из своего жизненного плана удовлетворение собственных интересов.
Таким образом, необходимо формирование в обществе более адекватного восприятия женщин, желающих одновременно реализовываться и в семейном, и в профессиональном плане. На сегодняшний день отсутствие подобного восприятия приводит, в частности, к сознательной бездетности женщин с высокой карьерной ориентацией.
Массовое распространение стереотипов в обществе приводит к тому, что «даже если женщина и способна к карьере, отличной от той, которая задана стереотипом, ее мысль о карьере созревает относительно поздно и потому она упускает много времени, а любые притязания на карьеру с ее стороны воспринимаются как вызывающие и мешающие выполнению той ее функции, которая считается основной, - функции продолжения рода и поддержания домашнего очага» [4, с.138]. Материнство и заботу о семье
часто представляют как препятствие для женщин в тех областях, для которых характерна конкурентная борьба.
Безусловно, профессиональная деятельность - это одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом [5, с.118]. Неготовность женщины пойти на определенные жертвы ради карьеры, несомненно, создает препятствия ее карьерному продвижению. Но, несмотря на влияние гендерных паттернов, существующих в обществе, женщина в конечном итоге сама принимает решение о выборе того или иного пути самореализации.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях // Перспективы развития современной России (экономический, социальный, философский, правовой аспекты) Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. С. 98 - 100.
2. Попова Л.В. Проблемы самореализации одарённых женщин // Вопросы психологии, 1996, № 2. - С.87 - 96.
3. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний//Социс, 2003, №1 - С.56 - 60.
4. Бондаренко Л.Ю. Роль женщины от прошлого к настоящему // Общественные науки и современность. 1996, № 6. - С.133 - 140.
5. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции, ТОМ 1, в 2-х томах. Курск, 2011. С.118 -119.
Сичко Н.Н. студент 4 курса факультет экономики и менеджмента Шумаева Е.А., к.гос.упр.
доцент
кафедра менеджмента и хозяйственного права Донецкий национальный технический университет
Украина, г. Донецк ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В статье проанализированы инновационные методы управления конфликтами, исследована методологическая основа конфликта, рассмотрены причины возникновения конфликтов, связанные с системными расстановками индивидуумов.