2013. - 256 c.
3. http://psyjournals.ru/pj/2009-2/24626_full.shtml
4. http://www.tehnokadry.ru/podbor-personala-v-usloviyah-krizisa.html
Садриева А.Р. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ЖЕНЩИН
Аннотация. Статья посвящена извечному женскому вопросу: семья или карьера. Рассматриваются проблемы, связанные с выбором женщинами своей профессиональной карьеры, и препятствиями, которые встречаются на их творческом и профессиональном пути.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, женщина, карьера, семья, гендерное неравенство.
Специфика профессиональной карьеры женщин состоит в наличии полоролевых стереотипов, влияющих на степень проявления ими карьерной активности, а также личностных особенностей женщин, следствием которых выступают усилия, прилагаемые ими в процессе профессионального и карьерного роста. Причем эти усилия выступают главными составляющими готовности женщин к осуществлению карьеры [1. с. 218].
Современные реалии складываются таким образом, что женщина в обществе нередко стоит перед выбором: семья или карьера. Часто женщины работают потому, что им нужны деньги. Однако, как показывают социологические исследования, многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы ее, даже если вдруг перестали бы нуждаться в деньгах. Как пишет Дойл, «деньги имеют не только материальную ценность, они дают их владельцу вес в обществе и чувство собственного достоинства». Женщины открыли истину, которую мужчины знают уже давно: наше общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983). Другими словами, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно). К тому же статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране женщин с высшим и среднем специальным образованием гораздо больше, чем мужчин, а это значит, что, жены в среднем образованнее своих мужей. И, конечно, женщина получает высшее образование вовсе не для того, чтобы в последствие стать дипломированной домохозяйкой, она должна работать, дабы реализовать свои способности и возможности [2, с. 98-99].
Проблема профессиональной самореализации определяется ростом требований к профессиональной деятельности и ростом внимания человека к расширению своих возможностей. Профессиональная карьера для мужчин и женщин выстраивается по-разному, следовательно, нужно определить
конкурентные качества женщин, стиль их руководства коллективом, актуальные проблемы женщин-руководителей. В настоящее время женщина вправе выбирать наиболее импонирующую ей ориентацию на семью, профессиональную или общественную деятельность. Однако женское лидерство в реальном российском производстве продолжает оставаться на довольно низком уровне, что объясняется некоторыми проблемами. Во-первых, в российской экономике сложилась гендерная асимметрия, при гарантированных Конституцией РФ равных правах мужчин и женщин в сфере управления, женщины, к сожалению, не имеют равных возможностей с мужчинами заниматься руководящей деятельностью. С одной стороны, асимметрия связана с объективными трудностями управления предприятиями, с другой - обусловливается патриархальными стереотипами общества. Во-вторых - это укоренившийся патриархально-консервативный взгляд на профессию руководителя как на сугубо мужскую. Стоит обратить внимание на то, что все названия руководящих должностей мужского рода («директор», «начальник», «босс», «шеф», «руководитель» и т. п.) и становится понятно, почему женщине приходится преодолевать великое множество барьеров по пути карьерного роста, чтобы занять должность руководителя организации [3]
Успехи женщины в карьере почти всегда изменяют психологический микроклимат семьи, т.к. возрастает ее авторитет как матери и жены. В связи с этим изменяется и сам мужчина, с которым связана судьба преуспевающей жены; происходит изменение принципов на перераспределение обязанностей в домохозяйстве. Следовательно, можно сказать, что у женщин существуют большие трудности в продвижении по «служебной лестнице». А успешность карьеры во многом зависит от нее самой, от ее личностных качеств, от умения бороться со стереотипным мышлением общества. Действительность такова, что женщины достигают успехов в работе не в результате копирования мужского стиля управления, а благодаря использованию своих способностей, которые обеспечивают конкурентное преимущество руководителей-женщин перед мужчинами. Далее рассмотрим ряд преимуществ женщин по сравнению с мужчинами.
Женщину отличает масса отличительных положительных качеств. Первым и самым весомым преимуществом является высокий образовательный потенциал женщин. Также по сравнению с мужчинами женщин отличает большая организованность, целеустремленность и последовательность, которые предоставляют возможность женщинам-руководителям прекрасно подмечать и учитывать любые мелочи в работе. Трудолюбие женщин, способность доводить начатое дело до конца и брать на себя ответственность, что объясняется материнским инстинктом. Гибкость и дипломатичность женщин в сочетании с настойчивостью позволяет им эффективнее строить взаимоотношения с деловыми партнерами, находить у них взаимопонимание и поддержку. Женственность,
обаяние, логика, развитая интуиция (седьмое чувство) довольно часто используются женщинами-руководителями для решения самых сложных и перспективных направлений. Подробный и продуманный подход к решению проблем, внимание к мелочам, отличная дружба с цифрами - все эти качества помогают руководителям-женщинам прекрасно воспринимать и анализировать детали [4, с.243].
Мужчины и женщины по-разному воспринимают и оценивают успех. Женщины - как гармоничное сочетание благополучия в семье и на работе, а мужчины распространяют свой профессиональный успех на успешность жизни в целом. Кроме того, женская карьера начинается не сразу после окончания учебного заведения и приема на работу, а через несколько лет после начала работы в организации. Во многом это связано с созданием семьи, рождением и воспитанием детей. В создании карьеры женщины сознательно избегают построения неформальных, взаимно полезных отношений, а профессиональные и личные проблемы четко разграничивают, в случае конфликта однозначно выбирают компромиссный путь решения. И все же, несмотря на то, что женщины имеют все необходимые для профессиональной карьеры качества, им намного труднее стать руководителями. Технология становления женщин руководителями намного сложнее. Им приходится преодолевать препятствия, которые обусловлены тендерными стереотипными представлениями о статусах и ролях. Часто кандидатура женщины при заполнении вакансий руководящей или другой высокой должности не рассматривается вообще, хотя профессиональный уровень, интеллектуальные способности, опыт, квалификация значительно превосходят те же качества коллег-мужчин. Даже для элементарного продвижения по службе от женщины требуются, как правило, более высокая квалификация, уровень знаний. Очевидно, что профессиональная деятельность является одной из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом
[5, с.118]. Однако отсутствие равных возможностей для самореализации, профессиональной карьеры не позволяет состояться многим женщинам-специалистам.
Использованные источники:
1. Котоманова О.В. Особенности профессиональной карьеры женщины // Вестн. Бурят госун-та. Вып. 5: Психо-логия, социальная работа. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. - С. 218.
2. Игебаева Ф.А. Ролевые модели поведения в современных управленческих технологиях // Перспективы развития современной России (экономический, социальный, философский, правовой аспекты) Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. С. 98 - 100.
3. Серегина И.И. «Профессиональная карьера». -http://ecsocman.hse.ru/socis/msg/17054673.html
4. Котоманова О.В. Там же, - С. 243.
5. Игебаева Ф.А. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции, ТОМ 1, в 2-х томах. Курск, 2011. С.118 - 119.
Сайранова Ю. С. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Аннотация: Вербальная коммуникация является ключевым элементом человеческого общения. Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая делового человека.
Ключевые слова: вербальная коммуникация, речь, функции речи, устная речь, письменная речь, слушание, коммуникативная компетентность.
Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми - общение контактное, опосредованное или воображаемое.
Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления.
Выделяют два вида общения - вербальное и невербальное. Они тесно переплетены и дополняют друг друга.
Для передачи любой информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, дистанцирование, интонирование и т.д.). Поэтому тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. От взаимопонимания будут зависеть не только эффективность работы с другими людьми, но и карьера специалиста,