УДК 331.108.4
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Т. В. Смирнова Научный руководитель - И. А. Межова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: tatka_9406@mail.ru
Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача -дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решение поставленных перед ними задач, чтобы обеспечить карьерное развитие.
Ключевые слова: оптимизационная модель, карьера, профессиональная карьера, методический инструментарии.
PROFESSIONAL CAREER: COMPETENT APPROACH
T. V. Smirnova Scientific supervisor - I. A. Mejova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: tatka_9406@mail.ru
The predominant factor in career growth is education. Higher educational institutions have a colossal task - to give students the necessary knowledge and skills that they will use to solve their tasks in order to ensure career development.
Keywords: optimization model, career, professional career, methodological tools
Карьера - одно из базовых понятий современной экономики труда. Выявление и использование основных закономерностей выбора и построения карьеры, управление карьерой, рассматриваются как необходимые элементы нормального функционирования организации. Проблема связанна с карьерой актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития предприятия. От успеха в карьере во многом зависят результаты трудовой деятельности работника и как следствие производственные показатели предприятия, развитие отросли, благополучие и стабильность региона, страны. Управление карьерой, как предмет исследования представляет собой интерес, потому что планирование и контроль карьерой является одной из важнейших задач управления персоналом. Условимся под карьерой понимать поступательный процесс продвижения по должностным этапам профессионального развития. Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Целесообразно выделить два вида деловой карьера:
Профессиональная карьера характерно преобладает в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
Отличия компетенций от других результатов образовательного процесса состоят в том, что они являются интегрированным результатом, позволяют решать целый класс задач, а также существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.
Все компетенции выражаются через действия. Они подразумевают, что студент будет приобретать необходимые навыки и знания в практике, а не только теоретически, то есть через анализ, оценивание, планирование, конструирование и т.д. В формирование ключевых качеств и умений очень хорошо помогает компетентностный подход в системе образования. Поэтому очень важно усилить практическую направленность своевременного образования. Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.
Целесообразно компетенции разграничивать на 3 группы: базовые; специальные; универсальные.
Базовые компетенции - набор знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления простых трудовых функций. Получение таких навыков подтверждается официальными документами (диплом, сертификат, свидетельство и т.д.), которые требуют работодатели при приеме на работу. Базовые навыки тесно связаны с особенностями психики и социальными навыками. Они помогают добиться успеха в карьере.
Специальные компетенции - набор необходимых для осуществления профессиональной деятельности. К специальным компетенциям можно отнести знания, умения, навыки работника, например, знание иностранных языков, навыки работы на компьютере и другие приобретенные способности.
Универсальные компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, навыков необходимых для осуществления своего профессионального и карьерного роста. Так же к универсальным компетенциям можно отнести качества личности, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитические способности, умение создавать и осуществлять проекты, способность ставить цели и достигать их и т.д. В данном контексте особое внимание заслуживает универсальные компетенции, как набор качеств, необходимых для карьерного роста.
Зачастую в вузах не уделяют должного внимания целенаправленному формированию у студентов данной группы компетенций. Универсальная компетентность позволяет молодому специалисту периодически фокусировать в своем восприятии собственные карьерные наработки, а затем правильно рассчитать и вовремя сделать карьерный рывок, выводящий его на ожидаемый уровень в карьере. Это делает его успешным на карьерном поприще по сравнению с теми, у кого уровень универсальной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда надо быть решительными и стремительными в карьере. Сочетание имеющихся у человека универсальной компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и определенный карьерный сценарий. Рассматривая возможность развития универсальных компетенций у студентов старших курсов и молодых специалистов, которые в дальнейшем складываются в карьерную компетентность, необходимо на первом этапе определить:
1) к какой профессиональной сфере относится получаемая специальность;
2) наличие деловых и личностных характеристик, которые позволили бы реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыться в выбранной сфере деятельности;
3) уровень сформированное™ мотивации к обучению недостающим навыкам и необходимым техникам.
Современный вуз имеет возможность создать условия для формирования системы развития универсальной компетентности у студентов уже в процессе обучения, начиная с
первого курса. Для реализации этой задачи развитие универсальной компетентности у студентов должно войти в цели и задачи обучения. Для этого необходимо выполнить следующие условия:
1) перестроить учебные планы специальностей в соответствии с программами развития и наработки профессиональных компетенций;
2) в процессе обучения с целью оценки уровня сформированное™ профессиональных и универсальных компетенций можно ввести ряд контрольных точек;
3) внедрить в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных программ тренинги по наработке необходимых психологических качеств, другими словами, создать комплексную программу психологического сопровождения карьеры молодого специалиста на основе дифференцированного подхода;
4) создать условия в вузе для непосредственного делового контакта студентов и добившихся значительных карьерных успехов профессионалов;
5) обеспечить возможность накопления карьерного портфолио студента-набора документов, подтверждающих достижения в различных сферах деятельности. Такое студенческое карьерное портфолио должно перерастать в портфолио профессионала.
Библиографические ссылки
1. Вырупаева, Т.В. Формирование профессиональной карьеры государственных гражданских и муниципальных служащих: дис. к. э. н.: 08.00.05 Иркутск, 2008 -154с.
2. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я.Кибанов, В.Т. Пихало. -М.: Приор, 2008. -235 с.
3. Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 298-307.7.Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. канд, психол. наук: 19.00.07/0.П.Терн0вская.-М.:2006-155с.
4. Миляева, Л.Г. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьерограмм / Л.Г. Миляева, E.H. Бавыкина // Кадровик. -2014. -No 1. -С.60-62.
5. Миляева, Л.Г. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации / Л.Г. Миляева, E.H. Бавыкина // Мотивация и оплата труда. - 2013. - No 4. - С. 270-277.
© Смирнова Т. В., 2020