Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД '

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оптимизационная модель / карьера / профессиональная карьера / методический инструментарии / optimization model / career / professional career / methodological tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Смирнова, И.А. Межова

Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача -дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решение поставленных перед ними задач, чтобы обеспечить карьерное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CAREER: COMPETENT APPROACH

The predominant factor in career growth is education. Higher educational institutions have a colossal task to give students the necessary knowledge and skills that they will use to solve their tasks in order to ensure career development.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД »

УДК 331.108.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Т. В. Смирнова Научный руководитель - И. А. Межова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatka_9406@mail.ru

Преобладающим фактором в карьерном росте является образование. Перед высшими учебными заведениями стоит колоссальная задача -дать студентам необходимые знания и умения, которыми они воспользуются при решение поставленных перед ними задач, чтобы обеспечить карьерное развитие.

Ключевые слова: оптимизационная модель, карьера, профессиональная карьера, методический инструментарии.

PROFESSIONAL CAREER: COMPETENT APPROACH

T. V. Smirnova Scientific supervisor - I. A. Mejova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: tatka_9406@mail.ru

The predominant factor in career growth is education. Higher educational institutions have a colossal task - to give students the necessary knowledge and skills that they will use to solve their tasks in order to ensure career development.

Keywords: optimization model, career, professional career, methodological tools

Карьера - одно из базовых понятий современной экономики труда. Выявление и использование основных закономерностей выбора и построения карьеры, управление карьерой, рассматриваются как необходимые элементы нормального функционирования организации. Проблема связанна с карьерой актуальна при любых экономических, социальных и политических условиях, формах собственности и уровнях развития предприятия. От успеха в карьере во многом зависят результаты трудовой деятельности работника и как следствие производственные показатели предприятия, развитие отросли, благополучие и стабильность региона, страны. Управление карьерой, как предмет исследования представляет собой интерес, потому что планирование и контроль карьерой является одной из важнейших задач управления персоналом. Условимся под карьерой понимать поступательный процесс продвижения по должностным этапам профессионального развития. Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Целесообразно выделить два вида деловой карьера:

Профессиональная карьера характерно преобладает в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»

Отличия компетенций от других результатов образовательного процесса состоят в том, что они являются интегрированным результатом, позволяют решать целый класс задач, а также существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о способах деятельности.

Все компетенции выражаются через действия. Они подразумевают, что студент будет приобретать необходимые навыки и знания в практике, а не только теоретически, то есть через анализ, оценивание, планирование, конструирование и т.д. В формирование ключевых качеств и умений очень хорошо помогает компетентностный подход в системе образования. Поэтому очень важно усилить практическую направленность своевременного образования. Результат профессиональной готовности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода будет рассматриваться как «способность к деятельности», которая предполагает способность ставить цель и достигать ее в деятельности, решать проблемы, уметь анализировать, оценивать свою деятельность, способность к рефлексии.

Целесообразно компетенции разграничивать на 3 группы: базовые; специальные; универсальные.

Базовые компетенции - набор знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления простых трудовых функций. Получение таких навыков подтверждается официальными документами (диплом, сертификат, свидетельство и т.д.), которые требуют работодатели при приеме на работу. Базовые навыки тесно связаны с особенностями психики и социальными навыками. Они помогают добиться успеха в карьере.

Специальные компетенции - набор необходимых для осуществления профессиональной деятельности. К специальным компетенциям можно отнести знания, умения, навыки работника, например, знание иностранных языков, навыки работы на компьютере и другие приобретенные способности.

Универсальные компетенции представляют собой совокупность знаний, умений, навыков необходимых для осуществления своего профессионального и карьерного роста. Так же к универсальным компетенциям можно отнести качества личности, например, коммуникабельность, лидерские качества, аналитические способности, умение создавать и осуществлять проекты, способность ставить цели и достигать их и т.д. В данном контексте особое внимание заслуживает универсальные компетенции, как набор качеств, необходимых для карьерного роста.

Зачастую в вузах не уделяют должного внимания целенаправленному формированию у студентов данной группы компетенций. Универсальная компетентность позволяет молодому специалисту периодически фокусировать в своем восприятии собственные карьерные наработки, а затем правильно рассчитать и вовремя сделать карьерный рывок, выводящий его на ожидаемый уровень в карьере. Это делает его успешным на карьерном поприще по сравнению с теми, у кого уровень универсальной компетентности ниже, и они не знают, когда концентрироваться и когда надо быть решительными и стремительными в карьере. Сочетание имеющихся у человека универсальной компетенций определяет его дальнейший путь развития, в том числе и определенный карьерный сценарий. Рассматривая возможность развития универсальных компетенций у студентов старших курсов и молодых специалистов, которые в дальнейшем складываются в карьерную компетентность, необходимо на первом этапе определить:

1) к какой профессиональной сфере относится получаемая специальность;

2) наличие деловых и личностных характеристик, которые позволили бы реализовать выбранный карьерный сценарий и раскрыться в выбранной сфере деятельности;

3) уровень сформированное™ мотивации к обучению недостающим навыкам и необходимым техникам.

Современный вуз имеет возможность создать условия для формирования системы развития универсальной компетентности у студентов уже в процессе обучения, начиная с

первого курса. Для реализации этой задачи развитие универсальной компетентности у студентов должно войти в цели и задачи обучения. Для этого необходимо выполнить следующие условия:

1) перестроить учебные планы специальностей в соответствии с программами развития и наработки профессиональных компетенций;

2) в процессе обучения с целью оценки уровня сформированное™ профессиональных и универсальных компетенций можно ввести ряд контрольных точек;

3) внедрить в учебный процесс в качестве дополнительных образовательных программ тренинги по наработке необходимых психологических качеств, другими словами, создать комплексную программу психологического сопровождения карьеры молодого специалиста на основе дифференцированного подхода;

4) создать условия в вузе для непосредственного делового контакта студентов и добившихся значительных карьерных успехов профессионалов;

5) обеспечить возможность накопления карьерного портфолио студента-набора документов, подтверждающих достижения в различных сферах деятельности. Такое студенческое карьерное портфолио должно перерастать в портфолио профессионала.

Библиографические ссылки

1. Вырупаева, Т.В. Формирование профессиональной карьеры государственных гражданских и муниципальных служащих: дис. к. э. н.: 08.00.05 Иркутск, 2008 -154с.

2. Дятлов В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов / В.А. Дятлов, А.Я.Кибанов, В.Т. Пихало. -М.: Приор, 2008. -235 с.

3. Кибанов А.Я. Управление деловой карьерой персонала // Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 298-307.7.Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: дис. канд, психол. наук: 19.00.07/0.П.Терн0вская.-М.:2006-155с.

4. Миляева, Л.Г. Анализ развития профессиональной карьеры специалистов, базирующийся на составлении карьерограмм / Л.Г. Миляева, E.H. Бавыкина // Кадровик. -2014. -No 1. -С.60-62.

5. Миляева, Л.Г. Диагностика и управление уровнем развития профессиональной карьеры как важнейшим мотивом труда персонала организации / Л.Г. Миляева, E.H. Бавыкина // Мотивация и оплата труда. - 2013. - No 4. - С. 270-277.

© Смирнова Т. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.