3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд. Том. Ун.; М.: Барс, 2002. - 392 с.
5. Goleman D. Emotional intelligence. -N.Y.: Bantam Books, 1995.
6. Mayer J. D. Mayer - Salovey - Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). User's Manual. - Toronto: MHS, 2006. - 110 p.
7. McCown K.; Jensen A. L. & Freedman J. The Self-Science approach to social-emotional learning // Educating people to be emotionally intelligent. - Westport, CT: Praeger, 2007. -Pp. 109-121.
О. Н. Скоблик
УДК: 159.922
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ АКМЕОЛОГИИ
.А. кмеология как наука стремится изучать, развивать и оптимально содействовать целостному самовыражению социального субъекта, в том числе и субъекта профессиональной деятельности [11]. Акме - это социальные, духовные и профессиональные жизненные достижения человека, которые воспринимаются им как самореализация и воплощение своей уникальности, отличия от других людей. Понятие «акме» понимается исследовате-
лями в узком и широком смысле. В широком смысле «акме» - это такой уровень развития человека, который характеризуется наивысшей степенью зрелости физической и личностной. В узком понимании: это когда человек достигает пика в своем развитии, выраженного в максимальном уровне развития своего здоровья, наиболее яркими личностными достижениями. Наивысшая точка развития человека, вершина его зрелости -«акме» - показывает, как человек состоялся как человек, гражданин и профессионал [1, с. 292].
Суть акмеологии как науки состоит в изучении человека в единстве его личностного и профессионального развития, в раскрытии общих закономерностей достижения людьми наивысшей степени психологической зрелости. Предмет акмеологии - это закономерности, механизмы и условия творческой самореализации личности в течении жизни, достижения вершин личностного и профессионального развития. Таким образом, можно выделить «акме» личностного, профессионального и творческого развития человека.
Один из актуальных вопросов акмеоло-гии - это становление карьеры специалиста, который включает в себя акмеологические стратегии карьерного роста и профессионального развития, персональную стратегию управления процессом планирования и построения карьеры. Цель настоящей статьи -рассмотреть и проанализировать актуальные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблеме профессионального развития и карьерного роста.
Карьера относится к области развития и самореализации человека. Научный интерес к развитию и самореализации человека отмечается еще в работах философов, в частности немецкого философа И. Канта. Согласно его взглядам, философский аспект развития человека обусловлен последовательностью следующих вопросов: «Что такое человек? Что он может знать? Что он должен делать? На что он может надеяться?» [9]. Задавая себе эти вопросы, человек вынужден постоянно развиваться как личность, развивать свои способности, творческий потенциал и про-
фессионализм. Именно это возможно при реализации карьерных устремлений.
Карьера является сложным и многогранным явлением. Она имеет свои функции, цели, структуру. Карьеру в узком смысле можно рассматривать как процесс самореализации личности, который проявляется в достижении наиболее перспективного положения в обществе. Карьера может рассматриваться и как социальная технология по решению индивидуальных организационных и значимых задач.
Стремление сделать карьеру является неотъемлемым желанием человека, ориентированного на реализацию своего личностного потенциала, поэтому важно осознавать свое отношение к карьере и адекватно оценивать собственные желания, чтобы итоги профессионального самоопределения были продуктивными.
Интенсивные социально-экономические изменения, происходящие в стране, актуализировали задачу на поиск факторов стимулирования личностного роста специалистов в контексте проблемы карьерного продвижения. Такая постановка задачи предполагает рассмотрение карьерных устремлений с точки зрения соотношения внешнего (в основном должностное движение человека по иерархическим ступеням лестницы служебной карьеры) и внутреннего (интеллектуальное, личностное, нравственное, духовное развитие человека) планов движения человека к его «акме» [4, с. 169].
Проблематика карьеры появилась в фокусе внимания гуманитарных наук (психологии, педагогики, социологии, менеджмента) относительно недавно. Различные аспекты карьеры рассматривались такими зарубежными авторами как В. Берг, Э. М. Бэрри, Ф. Бет-тджер, П. Весткотт, Э. Геффрой, Дж. Гриф-фи, Г. Десслер, X. Маккей, Б. Швальбе и др.
В отечественной науке проблематика карьеры представлена следующими аспектами:
- сущность карьеры, планирование и реализация карьеры (Ю. В. Астахов, И. В. Афа-насенко, Е. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников и др.);
- карьерные ориентации современной молодежи (Н. Н. Авраменко, А. В. Емельянен-кова, Н. Н. Доронина и др.);
- особенности профессиональной карьеры женщин (О. В. Котоманова, Л. Прокофьева, Е. М. Сокор, Е. Н. Жорникова, А. Е. Чири-кова и др.);
- управление карьерой педагога в системе образования (М. В. Александрова, Р. М. Шерайзина, Б. З. Вульфов, Л. М. Митина и др.);
- психологические основы профессиональной карьеры государственных служащих (Л. Г. Дмитриева, И. П. Лотова, А. В. Попов и др.).
Понятие «карьера» - одно из ключевых в психологии, педагогике, менеджменте и социологии. Наряду с ним в научной литературе фигурируют понятия «профессиональный рост», «профессиональная карьера», «профессиональное развитие», «карьерное развитие», «планирование карьеры», «управление карьерой» и т. д. В различных литературных источниках данное понятие встречается как в широком толковании понятия, так и в узком.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведо-вой понятие «карьера» рассматривается как «путь к успехам, выгодному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения» [14, с. 231].
Понятие «карьера» - это продвижение в профессиональной деятельности, сфера занятий, профессия. Карьеру определяют либо как процесс, либо как цель или как путь и как изменение. Если человек успешно строит свою карьеру, то он добивается признания неповторимости себя как личности для окружающих его людей и для всего общества. Карьера - это процесс успешного продвижения по профессиональной, административной и социальной лестнице, который носит непрерывный характер. В настоящее время существует большое количество трактовок понятия «карьера».
По мнению В. А. Толочек, развитие и карьера человека видится двусторонним процессом. С одной стороны, это активность человека как субъекта и как индивидуальности, с другой - общество предлагает каждому вступающему в мир профессий набор достаточно стереотипных условий, сценариев,
средств решения социальных и личностных задач. В начале карьеры сценарии выступают как прототипы поведения и деятельности и как требование согласования ценностей, задач и ресурсов общества с ценностями и ресурсами субъекта, а в срединных и в конечных фазах карьеры - как исторически выверенные и предложенные варианты выбора оптимальных стратегий и тактик профессионального поведения, поскольку само общество и организации не остаются неизменными [16, с. 49-51].
Исследователь М. В. Александрова полагает, что карьера - это не только профессиональный рост человека, но и рост его влияния на других людей, статуса в иерархии, рост его престижа. Процесс профессионального роста человека характеризуется осознанным отношением личности к своему движению по ступеням профессионализма [2, с. 13].
В настоящее время под карьерой понимают сбалансированное взаимодействие внутреннего и внешнего развития человека при освоении социального пространства, при этом зачастую термины «карьера», «карьерное развитие», «карьерный рост» употребляются в качестве синонимов [13, с.120]. Поэтому необходимо остановиться на более подробном их рассмотрении. Карьерный рост рядом исследователей (М. В. Александрова, Д. А. Аши-ров, Л. А. Резниченко, Б. З. Вульфов, Е. Г. Молл, С. Д. Резник, А. К. Маркова и др.) трактуется с различных позиций, но в обобщенном виде под ним понимаются субъективно осознаваемые суждения работника о своем профессиональном будущем, пути самовыражения, которые он ожидает.
Под карьерным ростом понимается достижение определенного успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а также результат достижения успеха в профессиональной деятельности. Карьерный рост предполагает продвижение по определенному карьерному маршруту, освоение определенной карьерной траектории:
- «горизонтальной» (при которой происходит освоение качественно новых обязанностей, расширяющих профессиональный кругозор, приобретается статус высококлассного специалиста);
- «вертикальной» (которая знаменуется переходами на следующие ступени карьер -ной лестницы, занятие более высоких ступеней в структурной иерархии);
- «центростремительной» (при которой происходит приближение сотрудника к принятию важных для организации решений, но при этом он продолжает находиться прежней должности без повышения).
Исследователь Э. Ф. Зер выделил несколько этапов развития карьеры человека: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, профессиональное мастерство [7, с. 123]. Эти этапы являются общими для большинства людей, но отдельно взятый человек выстраивает индивидуальный карьерный путь из-за собственных карьерных амбиций, потребностей, уровня мотивации и личност-но-профессиональных качеств.
Известный ученый Е. А. Климов выделил шесть фаз развития профессионала, которые дают представление об общем жизненном пути развития человека без выделения временных границ, так как каждая личность развивается самостоятельно и только с присущими ей особенностями [11, с. 40-45].
Рассмотрим эти фазы. Первая фаза - это фаза оптанта. Это период, когда у человека происходит выбор профессии, на основании задатков, способностей и интересов. Следующая фаза - фаза адепта, когда происходит освоение профессии на начальном уровне и человек считается «молодым специалистом». Третья фаза - фаза интернала - это период, когда человек справляется со своими профессиональными обязанностями на высоком уровне. Четвертая фаза - фаза мастера, на которой профессионал характеризуется какими-то индивидуальными, только ему присущими особенностями. Следующая фаза - фаза авторитета - наступает тогда, когда человек имеет определенный вес и известность в своей профессиональной среде. И наконец, завершающая стадия - это фаза наставника, когда человек имеет учеников, которым передает свое мастерство. При овладении новой профессией человек заново проходит все перечисленные выше фазы.
20/у/.3 -
(Ш\
В теоретико-эмпирическом исследовании Л. М. Митиной, выполненном в русле системного личностно развивающего подхода, показано, что необходимо целенаправленное личностное, профессиональное и карьерное развитие человека на основе принципа саморазвития. Только этот принцип позволит человеку использовать в своей жизни инновационную деятельность [12]. Автором описаны периоды и этапы профессиональной и карьерной эволюции человека от момента поступления ребенка в школу до творческой самореализации в профессии. Л. М. Митина утверждает, что системный подход к личностному развитию позволяет целостно изучать профессиональную жизнь людей в единстве как личностного, профессионального развития (самоопределение, самовыражение, самореализация), так и профессионального регресса (стагнация, профессиональные деформации, отклонения, выгорание и т. д.); в единстве как положительной карьеры (рост, продвижение по службе), так и отрицательной (потеря перспектив роста, состояние безработного и т. д.); в целостности как явных (периоды активной профессиональной деятельности), так и латентных фаз (обучение, переподготовка и т. д.) профессионального развития личности; в единстве как профессионального развития без карьерного роста, так и значительного карьерного роста без высокого уровня профессионализма; как успешное взаимное влияние профессионального развития и карьеры, так и снижение эффективности обоих процессов.
Большое значение в профессиональном развитии личности имеет долгосрочное планирование карьерного роста. В работах некоторых российских исследователей, например, Е. Б. Черновой [17], А. В. Рогожкина [15], утверждается, что индивидуальные долгосрочные планы карьерного роста являются стабилизирующим фактором труда и позволяют добиться удовлетворения потребностей работника в развитии своего мотивационного потенциала, в том числе и профессионального роста; уверенности в собственных силах; повышения конкурентоспособности лич-
ности на рынке труда; стабильности поведения работников за счет создания системы планового их перемещения внутри организации; возможности планирования профессионального развития служащих с учетом как их личных интересов, так и перспектив развития организации; возможности целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности; позитивной стабилизации кадрового состава, сохранения в нем социально значимых традиций, опыта и преемственности.
Долгосрочное планирование карьерного роста ограничено индивидуальным человеческим потенциалом. Субъективно каждый специалист имеет «потолок» компетенции, т. е. предел своих профессиональных возможностей. Мотивация - очень подвижная категория и существенно меняется в зависимости от занимаемой должности, возраста, семейных обстоятельств, состояния здоровья, материального благополучия, жизненных планов и приоритетов и иных факторов. Меняющиеся мотивации обязательно потребуют новых траекторий карьеры, а значит, постоянных корректировок долгосрочных индивидуальных планов.
В экспериментальных работах, посвященных проблемам карьерного роста, рассматриваются различные вопросы, связанные с профессиональным развитием личности. Рассмотрим наиболее интересные из этих работ.
В исследовании Н. В. Антоновой показано, что в целом динамика профессионального развития имеет взаимосвязь с возрастом, стажем и карьерным развитием человека. Внутренняя мотивация выше на стадии интернала, на стадии наставника она существенно ниже (этапы профессионального развития выделены в соответствии с классификацией Е. А. Климова). В самом начале профессионального развития у человека преобладают ценности самоутверждения [4].
В работе Т. В. Есиковой и А. И. Сорокиной раскрывается сущность личностно-про-фессионального развития молодого специалиста. Результаты эмпирического исследования показали, что движущей силой личност-
но-профессионального развития молодого специалиста является творческая самореализация личности. Молодые специалисты имеют тенденцию развития правового сознания в процессе профессиональной деятельности. Человек более конкурентоспособен на рынке труда, если у него развиты такие качества и способности, как гибкость к динамичной профессиональной и социальной среде, профессиональная компетентность, способность к быстрому усвоению новых знаний и выработке новых навыков, быстрая переключае-мость от одной деятельности к другой, способность совмещать различные профессиональные функции [6].
О. А. Анисимова в своем экспериментальном исследовании выделила основные этапы становления профессиональной карьеры у женщин, занимающихся продвижением по карьерной лестнице, уточнила проблемы карьерного роста и карьерной успешности, определила социально-психологические особенности женщин, осуществляющих профессиональную карьеру [3].
Целью данного исследования стало изучение особенностей женщин, осуществляющих профессиональную карьеру. Выборка составила 25 женщин - руководителей подразделений, карьерно преуспевающих и 25 женщин, работающих, но не стремящихся к карьерному росту. Возраст респондентов - от 30 до 50 лет. О. А. Анисимова полагала, что у карьерно преуспевающих женщин преобладают качества, которые традиционно считаются мужскими: активность, настойчивость, целеустремленность, жесткость, уверенность в себе.
В исследовании использовались 16-фак-торный личностный опросник Р. Б. Кеттелла и анкета «Ваша карьера», адаптированная М. В. Сафоновой. В результате обработки результатов исследования по личностному опроснику были выявлены различия в особенностях черт личности, характера, склонностей и интересов женщин, стремящихся создать профессиональную карьеру, и женщин, которые не стремятся к карьерному росту. Группы работающих и карьерно преуспеваю-
щих женщин обладают хорошими интеллектуальными способностями, аналитичностью мышления, стремятся к самостоятельности, независимости в мышлении и поступках, но в то же время умеют устанавливать взаимоотношения в группе.
Группу карьерно преуспевающих женщин отличают характеристики, описывающие деловую направленность в структуре их личности: они более целенаправленны, организованны и ответственны, умеют четко планировать свои действия и выполнять намеченное, уверены в себе, хорошо контролируют эмоции и поведение, обладают реальным взглядом на вещи, умеют не только полагаться на собственные силы, но и доверять другим людям, без чего невозможна успешная профессиональная деятельность, что способствует успешному служебному продвижению карьер-но преуспевающих женщин, позволяя им выдерживать конкуренцию сотрудников-женщин и сотрудников-мужчин. Отличительной чертой карьерно преуспевающих женщин, позволяющей им добиваться успеха в профессиональной среде, является деловая направленность, высокая социальная активность и сформированная мотивация достижения.
В экспериментальном исследовании Е. В. Балакшиной и А. В. Антоновского изучались психологические факторы, способствующие профессиональному росту лиц пожилого возраста. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. Лица пенсионного возраста, которые продолжают рабочую деятельность, более ориентированы на самостоятельность, так как у них присутствует осмысленность жизни, они более свободны в выборе решений, оценивают пройденный этап жизни, четко планируют временную перспективу на будущие достижения, в которые они вложат все силы. Эта категория людей уделяет большое значение своему физическому и психологическому состоянию. У пенсионеров в процессе длительной трудовой деятельности вырабатывается определенная схема работы в организациях, которая помогает им легче адаптироваться практически к трудовым условиям [5].
Экспериментальные исследования посвящены в основном следующим проблемам: особенностям профессиональной самореализации, динамике профессионального развития, этапам становления молодого специалиста, специфике женской карьеры, карьерной готовности студентов и др.
Таким образом, один из актуальных вопросов акмеологии - это становление карьеры специалиста. В своих теоретических и экспериментальных работах современные исследователи обращаются к всестороннему анализу особенностей профессионального развития личности. Именно с помощью такого подхода можно решить актуальные проблемы карьерного и личностно-профессиональ-ного развития человека. Это позволяет изучать факторы, как способствующие личностному и профессиональному развитию человека, так и тормозящие творческую самореализацию в профессии.
Понятие «карьера» имеет междисциплинарный характер, поэтому существуют трудности в определении его психологического содержания. В исследованиях понятие «карьера» рассматривается в узком смысле (вертикальная карьера) и в широком смысле (горизонтальная карьера). Понятие «карьера» в научной литературе рассматривается как синоним понятий «профессиональный рост», «профессиональная карьера», «профессиональное развитие», «карьерное развитие», «планирование карьеры», «управление карьерой» и т. д. Исследователи в психологическое содержание понятия «карьера» включают планы, цели, задачи, мотивы, стратегии, этапы карьеры.
В настоящее время недостаточно эмпирических работ по изучению специфики карьеры различных профессиональных групп, более детального исследования отдельных аспектов карьеры (карьерной успешности, мотивации, планирования карьеры и т. д.). Актуальна проблема развития консультирования по стратегиям развития карьеры на основе современных теоретических и эмпирических исследований в данной области.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается термин «профессиональная карьера» не просто как долж-
ностной и социальный рост, а как процесс достижения высшего уровня самореализации (акме профессионального развития человека). Профессиональная карьера рассматривается как одна из проблем акмеологии. В статье раскрывается современное определение понятия «карьера», дается определение данного термина в исследованиях отечественных ученых. Показано, что существует пересечение понятий «карьера», «карьерный рост», раскрываются этапы (фазы) профессионального развития личности. Рассмотрены актуальные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблеме профессионального развития и карьерного роста.
Ключевые слова; акме, карьера, карьерный рост, профессиональный рост, планирование карьеры, управление карьерой, этапы развития карьеры, фазы профессионального развития, динамика профессионального развития.
SUMMARY
The study deals with the term "the professional career" not only as the official and the social growth, but also as a process of achieving the highest level of self-realization (the acme of the professional development). The study reveals the modern definition of the concept of "the career" and gives the definition of the term in the studies of the domestic scientists. There is an intersection of the concepts of "the career" and "the career growth". The author reveals the stages (phases) of the professional development of the individual and considers the actual theoretical and experimental researches devoted to the problem of the professional development and the career growth.
Key words: the acme, the career, the career growth, the professional growth, the career planning, the career management, the stages of the career development, the phases of the profess-sional development, the dynamics of the profess-sional development.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. -424 с.
2. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2007. - 44 с.
3. Анисимова О. А. Социально-психологические особенности женщин, осуществляющих профессиональную карьеру в современных условиях // Личностно-профессио-нальное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - 2018. - С. 273-281.
4. Антонова Н. В. особенности профессионального развития в современном мире // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. -2018. - С. 281-284.
5. Балакшина Е. В., Антоновский А. В. Исследование психологических факторов, способствующих профессиональному росту у лиц более позднего возраста // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - 2018. - С. 284-286.
6. Есикова Т. В., Сорокина А. И. Лично-стно-профессиональное развитие молодого специалиста // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - 2018. - С. 306-308.
7. Зеер Э. Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. - № 5. - 2012. - С. 122-127.
8. Калинин И. В., Соломатина А. Д. Особенности мотивации выбора профессии и карьерных установок у студентов МГУДТ // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации: сб. матер. Всерос. науч. форума молодых исследователей. - М.: МГУДТ, 2016. - С. 168171.
9. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. - М.: Эксмо, 2007. -736 с.
10. Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
12. Митина Л. М. профессиональная эволюция и карьерный рост современного человека: системный личностно-развивающий подход // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. статей XIV Международной. науч.-практ. конф. / под ред. Л. М. Митиной. - 2018. - С. 3-6.
13. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Российская академия наук, 2009. - 944 с.
15. Рогожкин А. В. Государственные служащие: особо ответственный труд - особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). - 2012. -№ 11. - С. 98-106.
16. Толочек В. А. Сопряженная профессиональная карьера субъекта: контексты и измерения // Человек. Сообщество. Управление. - 2011. - № 2. - С. 48-61.
17. Чернова Е. Б. Повышение мотивации труда государственных служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. -2009. - № 3. - С. 25-27.