Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юрислингвистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашник Наталья, Неймарк Мария, Киселева Елена

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузов. Анализируются отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «профессиональная идентичность», предлагается авторское определение профессиональной идентичности. Обосновывается, что важным условием формирования профессиональной идентичности студентов-юристов является их включение в реальную профессиональную деятельность, взаимодействие с представителями различных юридических профессий и лицами, заинтересованными в получении правовой помощи. Такая организация учебного процесса позволяет изучить особенности деятельности при исполнении обязанностей по различным юридическим специальностям, что способствует становлению профессиональной идентичности. Основные этапы становления профессиональной идентичности приходятся на период обучения в вузе, важную роль при этом играет именно практическая подготовка студентов как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. На основе анализа нормативных правовых актов предлагается вариант реализации практической подготовки студентов, позволяющий изучить содержание различных юридических специальностей. Отмечается, что учебный процесс, организованный подобным образом, поможет студентам выбрать предпочтительные варианты юридической деятельности, что в итоге будет способствовать успешной профессиональной реализации. Установлено, что усиление практико-ориентированной части образовательного процесса в вузах позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в период обучения и степенью эффективности их последующей профессиональной идентичности как важного условия правильного выбора сферы профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашник Наталья, Неймарк Мария, Киселева Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL IDENTITY: CONCEPT AND SIGNIFICANCE FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF EDUCATION OF LAW STUDENTS

The article deals with the problem of forming the professional identity of law students. Domestic and foreign approaches to the definition of the concept of "professional identity" are analyzed, the authors’ definition of professional identity is proposed. It is justified that an important condition for the formation of the professional identity of law students is their inclusion in real professional activities, interaction with representatives of various legal professions and persons interested in obtaining legal assistance. This organization of the educational process allows you to study the peculiarities of activity in the performance of duties in various legal specialties, which contributes to the formation of professional identity. The main stages of the development of professional identity fall on the period of study at the university, while practical training of students plays an important role, as a form of organizing educational process when mastering of ;the educational program happens in the invironment where students perform certain types of work related to future professional work and aimed at the formation, consolidation, development of practical skills and competencies in the profile of the corresponding educational program. Based on the analysis of normative legal acts, an option is proposed to implement practice-based training of students, which allows you to study the content of various legal specialties. It is noted that such development of the educational process will allow students to choose preferred options for legal work, which will ultimately contribute to successful professional growth. It was established that strengthening the practical-oriented part of the educational process in universities will eliminate the existing systemic gap between the level of qualifications of students during study and the degree of effectiveness of their subsequent professional identity as an important condition for the correct choice of the professional sphere.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

Юрислингвистика

Legs! Linguistics, 2021, 21, 14-19, doi: https://doi.org/10.14258/leglini202mi03

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА УДК 378.147+34, ББК 74.480.276.4+67, ГРНТИ 14.35.07 (10.01.33), КОД ВАК 5.1.1.

Профессиональная идентичность: понятие и значение для повышения эффективности образования студентов

юридических вузов

Н.И. Калашник1, М.А. Неймарк2, Е.В. Киселева3

Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: 1nat.kalashnik@gmail.com: 2neymark.m@mail.ru: 3elenvik@inbox.ru

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузов. Анализируются отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «профессиональная идентичность», предлагается авторское определение профессиональной идентичности. Обосновывается, что важным условием формирования профессиональной идентичности студентов-юристов является их включение в реальную профессиональную деятельность, взаимодействие с представителями различных юридических профессий и лицами, заинтересованными в получении правовой помощи. Такая организация учебного процесса позволяет изучить особенности деятельности при исполнении обязанностей по различным юридическим специальностям, что способствует становлению профессиональной идентичности. Основные этапы становления профессиональной идентичности приходятся на период обучения в вузе, важную роль при этом играет именно практическая подготовка студентов как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. На основе анализа нормативных правовых актов предлагается вариант реализации практической подготовки студентов, позволяющий изучить содержание различных юридических специальностей. Отмечается, что учебный процесс, организованный подобным образом, поможет студентам выбрать предпочтительные варианты юридической деятельности, что в итоге будет способствовать успешной профессиональной реализации. Установлено, что усиление практико-ориентированной части образовательного процесса в вузах позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в период обучения и степенью эффективности их последующей профессиональной идентичности как важного условия правильного выбора сферы профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, образовательный процесс, профессиональное сообщество, юридическое образование.

The Professional Identity: Concept and Significance for Improving the Efficiency of Education of Law Students

N. I. Kalashnik1, M. A. Neymark2, E.V. Kiseleva3

Altai State University 61 Lenina St., 656049, Barnaul, Russia

E-mail: 1nat.kalashnik@gmail.com: 2neymark.m@mail.ru: 3elenvik@inbox.ru

The article deals with the problem of forming the professional identity of law students. Domestic and foreign approaches to the definition of the concept of "professional identity" are analyzed, the authors' definition of professional identity is proposed. It is justified that an important condition for the formation of the professional identity of law students is their inclusion in real professional activities, interaction with representatives of various legal professions and persons interested in obtaining legal assistance. This organization of the educational process allows you to study the peculiarities of activity in the performance of duties in various legal specialties, which contributes to the formation of professional identity. The main stages of the development of professional identity fall on the period of study at the university, while practical training of students plays an important role, as a form of organizing educational process when mastering of the educational program happens in the invironment where students perform certain types of work related to future professional work and aimed at the formation, consolidation, development of practical skills and competencies in the profile of the corresponding educational program. Based on the analysis of normative legal acts, an option is proposed to implement practice-based training of students, which allows you to study the content of various legal specialties. It is noted that such development of the educational process will allow students to choose preferred options for legal work, which will ultimately contribute to successful professional growth. It was established that strengthening the practical-oriented part of the educational process in universities will eliminate the existing systemic gap between the level of qualifications of students during study and the degree of effectiveness of their subsequent professional identity as an important condition for the correct choice of the professional sphere.

Key words: professional identity, educational process, professional community, legal education.

Юридическое образование предоставляет возможность профессиональной реализации в различных сферах деятельности, что позволяет выпускнику вуза выбрать разнотипные юридические специальности. Успешность труда в области юриспруденции во многом зависит от правильного выбора специальности. Поэтому выпускник юридического вуза должен иметь четкое представление о личностных и профессиональных качествах, необходимых для работы по определенной юридической специальности. В связи с этим одной из задач, стоящих перед образовательными организациями, реализующими образовательные программы по направлению подготовки Юриспруденция, является формирование профессиональной идентичности студентов.

В научной литературе активно исследуются и предлагаются различные подходы к определению понятия «профессиональная идентичность». Так, Ю.П. Поваренков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, свидетельствующий о качественных и количественных особенностях принятия человеком: себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности [Поваренков 2006: 55]. Л.Б. Шнейдер понимает под профессиональной идентичностью результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [Шнейдер 2004: 54]. По мнению Т.В. Малютиной профессиональная идентичность выступает системным, динамичным многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием [Малютина 2014].

В разработке данной проблематики их поддержали и другие ученые-исследователи. В частности, следует обратить внимание на работу Грязновой Е.В., Гончарук А.Г., Блохиной М.А., которые отмечают, что единого понимания содержания и специфики понятия «профессиональная идентичность» в современной научной литературе пока не сложилось, и в психологической науке понятие «профессиональная идентичность» определяется в целом как «...ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней» [Грязнова, Гончарук, Блохина 2019: 323-324].

Анализ зарубежной научной литературы, посвященный обозначенным нами вопросам, свидетельствует о том, что зарубежные авторы также не имеют единой точки зрения о содержании понятия «профессиональная идентичность». Так, по мнению Adams K., Hean S., Sturgis P., Macleod Clark J. профессиональная идентичность определяется через отношение, ценности, знания, убеждения и навыки, которыми делятся с другими в профессиональной группе [Adams, Hean, Sturgis, Macleod 2006]. Ashby S.E., Adler J., Herbert L. акцентируют внимание на том, что развитие профессиональной идентичности - это непрерывный процесс, на который влияют несколько факторов, включая практический опыт и профессиональную социализацию. Значительная часть этого развития происходит во время учебного процесса в высшем учебном заведении [Ashby, Adler, Herbert 2016]. Профессиональная идентичность считается динамическим явлением, которое продолжает развиваться от обучения в университете до начала трудовой деятельности [Trede, Macklin 2011].

Таким образом, по нашему мнению, профессиональную идентичность можно рассматривать как отождествление себя с представителями определенной профессии (специальности), а ее формирование в период получения юридического образования как важное условие правильного выбора сферы профессиональной деятельности.

Основные этапы становления профессиональной идентичности приходятся на период обучения в вузе. Представляется, что важным условием формирования профессиональной идентичности студентов-юристов является

их включение в реальную профессиональную деятельность, взаимодействие с представителями различных юридических профессий и лицами, заинтересованными в получении правовой помощи. Такая организация учебного процесса позволяет изучить особенности деятельности при исполнении обязанностей по различным юридическим специальностям, что способствует становлению профессиональной идентичности. Важную роль при этом играет практическая подготовка студентов [Калашник, Неймарк 2018].

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение основных профессиональных образовательных программ предусматривает проведение практики обучающихся. Образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки [Федеральный закон: URL].

Включение практик в образовательные программы подготовки юристов различных специальностей способствует формированию компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, позволяет студенту-юристу оценить уровень его подготовки к осуществлению профессиональной деятельности и определиться с возможной сферой трудоустройства.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (утв. приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1011) предусматривает, что обучающиеся проходят учебную и производственную практики [ФГОС ВО 40.03.01: URL].

Аналогичные виды практик содержат Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (утв. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 18 августа 2020 г. N 1058 (с изменениями и дополнениями N 1456 от 26.11.2020)) [ФГОС ВО 40.05.04: URL], а также Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (утв. приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. N 1138 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности" (с изменениями и дополнениями N 1456 от 26.11.2020)) [ФГОС ВО 40.05.01: URL].

Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [Федеральный закон: URL].

Согласно пункту 7 Положения о практической подготовке обучающихся, утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59778) практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [Положение о практической подготовке: URL].

П. 3 данного Положения устанавливает, что практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, так и в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (профильных организациях), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией [Положение о практической подготовке: URL].

Таким образом, местом прохождения практической подготовки студентов, получающих юридическое образование, могут быть либо профильные организации, либо структурные подразделения образовательной организации. Профильными следует считать организации, в процессе функционирования которых имеет место осуществление деятельности, на который (которые) ориентирована соответствующая программа подготовки юриста.

Профильность организации определяется в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, направленностью образовательной программы с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Профильность может иметь как вид деятельности организации в целом, так и деятельности в рамках структурных подразделений организации (юридический отдел, отдел кадров и т. д.) или отдельных специалистов [Письмо Минобр России: URL].

К числу таких организаций для подготовки юристов, полагаем, можно отнести органы государственной власти и местного самоуправления, суды разных уровней и компетенций, органы внутренних дел, прокуратуры и Следственного комитета РФ, адвокатские образования, юридические консультации, нотариальные конторы (частнопрактикующих нотариусов), государственные или негосударственные (коммерческие) организации, имеющие в своей структуре юридические отделы или должность юриста), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг.

Прохождение студентами практической подготовки в указанных организациях позволяет составить представление о направлениях деятельности определенного органа власти, организации, установить взаимодействие с

практикующими юристами, определить личностные и профессиональные качества, необходимые для выполнения определенной работы, что, в целом, способствует формированию профессиональной идентичности будущего выпускника.

Учебная и (или) производственная практики также могут проводиться в структурных подразделениях образовательной организации, предназначенных для проведения практической подготовки. Выбор структурного подразделения в качестве места прохождения практики осуществляется самой образовательной организацией. Полагаем, формированию профессиональной идентичности будет способствовать направление студентов на практику в такие структурные подразделения образовательной организации, где созданы условия для решения реальных практических задач в рамках исполнения различных видов юридической деятельности.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами (п.1). Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (п. 2 ст. 27) [Федеральный закон: URL].

Законодательство предусматривает возможность создания образовательной организацией структурных подразделений, ориентированных на практическую подготовку обучающихся.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» образовательные организации высшего образования могут создавать юридические клиники. Одной из целей создания таких клиник является формирование у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи (п. 1). Юридические клиники могут оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (п. 4). В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования (п. 5) [Федеральный закон: URL].

Так как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет образовательным организациям право самостоятельно формировать свою структуру, в целях осуществления практической подготовки обучающихся на юридических факультетах (институтах) могут быть созданы и иные структурные подразделения, оказывающие различные юридические услуги. Это могут быть центры правовой помощи, оказывающие на платной основе юридические услуги гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, центры примирительных процедур (медиации), офисы правовой экспертизы и другие.

Образовательные организации, осуществляющие практическую подготовку юристов, создают базовые кафедры в судебных органах, адвокатских палатах, органах исполнительной власти и в иных организациях, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. Деятельность таких кафедр направлена на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, включая возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности. Прохождение практики в обозначенных структурных подразделениях способствует изучению различных сфер юридической деятельности, формирует опыт выполнения работы по различным юридическим специальностям, способствует становлению профессиональной идентичности.

Юридические специальности отличаются содержанием деятельности, спецификой исполнения обязанностей, требуют различных личностных и профессиональных качеств. Формированию профессиональной идентичности способствует такая организация образовательного процесса, при которой студенты взаимодействуют с представителями профессионального сообщества и лицами, нуждающимися в получении правовой помощи. Возможность активного общения с профессионалами может иметь место при надлежащей организации практики студентов. Прохождение практики в органах власти и организациях, где осуществляют профессиональную деятельность юристы, в структурных подразделениях образовательной организации, ориентированных на практическую подготовку студентов, позволяет будущим выпускникам в реальных условиях изучить содержание различных юридических специальностей. Такая организация образовательного процесса предоставляет студенту возможность идентифицировать себя с определенным профессиональным сообществом и сделать правильный выбор будущей сферы деятельности.

Усиление практико-ориентированной части образовательного процесса в вузах позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в период обучения и степенью эффективности последующей профессиональной идентичности как важного условия правильного выбора сферы профессиональной деятельности для выпускников юридических вузов.

Литература

Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Блохина М.А. Проблема определения понятия «профессиональная идентичность» в психологии / Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т.8. - № 3(28). - C. 323-325. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты / Омский научный вестник. - 2014. -№ 5(132). - C. 149-152.

Калашник Н.И., Неймарк М.А. Практика студентов юридических вузов как форма практико-ориентированной модели обучения / Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2018. - № 4 (8). - C. 36-39.

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Сибирский психологический журнал. - 2006. - №24. - C. 53-58.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 (в ред. от 02.07.2021 г.) / Собрание законодательства. - 2012. - № 53 (Ч.1). - Ст.7598.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74607104/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 18 августа 2020 г. N 1058 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74617454/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. N 1138 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74636676/

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 30.10.2020 N МН-5/20730 "О направлении вопросов-ответов" (вместе с "Вопросами-ответами в части правового регулирования практической подготовки обучающихся"). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 366723/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ Trede F., Macklin R., Bridges D. Professional identity development: a review of higher education literature / Studies in Higher Education. - 2011. - Vol. 37. - Pp. 365-384.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12191964/

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М., 2004.

Adams K., Hean S., Sturgis P., Macleod Clark J. Investigating the factors influencing professional identity of first year health

and social care students / Learning in Health and Social Care. - 2006. - Pp. 55-68.

Ashby S.E., Adler J., Herbert L. An exploratory international study into occupational therapy students' perceptions of professional identity / Australian Occupational Therapy Journal. - 2016. Vol. 63. - Pp. 233-243.

References

Adams, K., Hean, S., Sturgis, P., Macleod, Clark, J. (2006). Investigating the influencing professional identity of first year health and social care students. Learning in Health and Social Care, 2006, 55-68.

Ashby, S.E., Adler, J, Herbert, L. (2016). An exploratory international study into occupational therapy' perceptions of professional identity. Australian Occupational Therapy Journal, 63, 223-43.

Gryaznova, E.V., Goncharuk, A.G., Blokhina, M.A. (2019). The problem of definition of the concept "professional identity" in

psychology. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 8, 3(28), 323-325 (in Russian).

Malyutina, T.V. (2014). Professional Identity, its Structure and Components. Omsk Scientific Vestnik, 5(132), 149-152. (in

Russian).

Kalashnik, N.I., Neimark, M.A. (2018). Practice of law students as a form of practice-oriented model of teaching. Legal thought in education, science and practice, 4 (8), 36-39 (in Russian).

Povarenkov, Yu.P. (2006). Psychological content of professional identity. Siberian psychological journal, 24, 53-58 (in Russian).

On education in the Russian Federation: federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (date of access: 04.10.2021) / Legislative Assembly. - 2012. - No. 53 (Ch.1). - Article 7598. (in Russian).

Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 13, 2020 No. 1011 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Undergraduate in the Field of Training 40.03.01 Jurisprudence" (with Amendments and Additions). URL: https://base.garant.ru/74607104/ (in Russian).

The order of the Ministry of science and the higher education of the Russian Federation of August 18, 2020 N 1058 "About the approval of federal state educational standard of the higher education - a specialist programme in 40.05.04 Judicial and public prosecutor's activity" (with changes and additions). URL: https://base.garant.ru/74617454/ (in Russian). The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 31, 2020 N 1138 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Specialty 40.05.01 Legal Support of National Security" (with amendments and additions). URL: https://base.garant.ru/74636676/ (in Russian).

The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.08.2020 No. 885/390 "On practical training of students" (Registered 11.09.2020 No. 59778). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/ (in Russian).

The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation from 30.10.2020 N MN-5/20730 "On sending questions-answers" (together with "Questions-answers regarding the legal regulation of practical training of students"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366723/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01 961/ (in Russian).

Trede, F., Macklin, R., Bridges, D. (2011). Professional identity development: a review of higher education literature. Studies in Higher Education, 37, 365-84.

The Federal Law of November 21, 2011 N 324-FZ "On Free Legal Assistance in the Russian Federation" (with amendments and additions). URL: https://base.garant.ru/12191964/ (in Russian).

Schneider, L.B. (2004). Professional identity: theory, experiment, training: a textbook. Moscow (in Russian).

Citation:

Калашник Н.И., Неймарк М.А., Киселева Е.В. О понятии «профессиональная идентичность» и повышении эффективности юридического профессионального образования // Юрислингвистика. - 2021. - 21. - С. 14-19.

Kalashnik, N.I. Neymark, M.A. Kiseleva, E.V. (2021). The Professional Identity: Concept and Significance for Improving the Efficiency of Education of Law Students. Legal Linguistics, 21,14-19. LM^^Hlhis work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.