Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты'

Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12957
2019
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИТЯЗАНИЯ / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / PRETENTION / SELF-CONCEPTION / EVALUATIVE BEARINGS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна

Статья содержит анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной идентичности. Дается теоретическое обоснование структуре и компонентам профессиональной идентичности с опорой на представление о ней как структурном образовании, состоящем из компонентов: уровня притязания, самооценки, ценности и ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional identity, its structure and components

The article contains the analysis of home psychological pedagogical literature on the problem of professional identity. It gives the theoretical explanation of structure and components of professional identity. There is a support of its imagination as a structural formation consisting of the following components: a level of pretention, self-conception, values and responsibility.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты»

УДК 159.923.2

Т. В. МАЛЮТИНА

Омская государственная медицинская академия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ

Статья содержит анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной идентичности.

Дается теоретическое обоснование структуре и компонентам профессиональной идентичности с опорой на представление о ней как структурном образовании, состоящем из компонентов: уровня притязания, самооценки, ценности и ответственности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, притязания, самооценка, ценностные ориентации, ответственность.

В современной литературе по психологии выделяются два основных вида идентичности: личностная (персональная) и социальная. Вопрос о соотношении этих двух понятий, рассматриваемый в работах В. С. Агеева, Н. В. Антоновой, Г. Брейку-элл, И. Гофман, Н. Л. Ивановой, А. Тэдшфела, является достаточно сложным. С одной стороны, это два различных вида идентичности, с другой — личностная идентичность сопровождает представления человека о групповой принадлежности и в этом смысле является необходимым элементом социальной идентичности.

На сегодняшний день в психологии выделяют различные типы социальной идентичности: религиозную, этническую, половую и ряд других. По мнению Ю. П. Поваренкова, «выделение профессиональной идентичности является закономерным процессом последовательной дифференциации понятия «идентичность», поскольку в основе данного процесса лежит специфика ее элементов» [1 с. 54].

Психологические исследования профессиональной идентичности, ведущиеся в рамках отечественной психологии, представляют собой неоднородный пласт работ. Можно отметить, что авторы исследований, посвященных изучению профессиональной идентичности, рассматривают различные содержательные компоненты данного феномена.

Анализируя подходы к проблеме идентичности зарубежных авторов, можно полагать, что основания для выделения профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия вытекают из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Данный анализ в своих работах провёл Ю. П. Поварёнков. Подтверждение возможности выделения профессиональной идентичности, как самостоятельного понятия, отражено в работах А. Ватермана. Им выделено четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности в которую он включил — выбор профессии и профессионального пути [1].

Важно отметить, что при анализе профессиональной идентичности Ю. П. Поварёнков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенно-

стях принятия человеком: себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности [1].

Э. Ф. Зеер определяет профессиональную идентичность через понятие профессионального «образа Я». Е. А. Климов рассматривает профессиональную идентичность в контексте проблематики профессионального самосознания [2].

Одной из наиболее разработанных концепций профессиональной идентичности является работа Л. Б. Шнайдер [3], в которой раскрыты структуры, генезиса, динамика профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, по мнению автора, — «это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определённости» [3 с. 103].

В работах К. А. Альбухановой-Славской [4], раскрывается подход к типологии идентичности на основе таких сложных явлениях как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни). Данный автор, достаточно подробно описывает типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии: самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности; выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства; самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей; самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности.

Профессиональная идентичность, в концепции профессиогенеза Е. П. Ермолаевой, рассматривается как компонент личной идентичности, которая обеспечивает успешное профессиональное развитие человека. По мнению автора, профессиональная

идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функцию [5].

Е. П. Ермолаева считает, что «профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [5].

Н. Л. Иванова в своих работах рассматривает профессиональную идентичность как вид социальной идентичности. По мнению этого автора, профессиональная идентичность «формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии и отличия их как таковых, она связана с общей информационной основой деятельности, а также с целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения». В структуру идентичности раскрываются когнитивный, мотивационный и ценностный компоненты [6].

Проблема становления профессиональной идентичности у студентов раскрывается в работах Т. В. Мищенко, Е. Е. Трандиной, Е. Н. Кирьяновой, О. В. Денисовой, Ю. А. Кумыриной, Ю. П. Пова-рёнкова.

Резюмируя взгляды отечественных психологов на проблему формирования профессиональной идентичности, можно отметить, что профессиональная идентичность выступает системным, динамичным, многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием.

В своей работе мы выделили структуру и компоненты профессиональной идентичности. Необходимо отметить, что феномен профессиональной идентичности в отечественных исследованиях опирается на принципы системности и структурности психических явлений. В связи с этим важно определить, какими специфическими особенностями характеризуется становление профессиональной идентичности и какие личностные особенности выступают в качестве его детерминант.

Обратимся к взглядам некоторых исследователей относительно того, как происходит становление профессиональной идентичности и какие психические процессы в этом задействуются. Некоторые авторы рассматривают профессиональную идентичность как процесс профессионального развития человека, связанный с профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой, профессиональной направленностью, которая включает в себя удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

Другие исследователи полагают, что профессиональная идентичность — это свойство личности, выражающееся во взаимосвязи когнитивных, мо-тивационных и ценностных личностных характеристик.

Для определения личностных характеристик, влияющих на становление профессиональной идентичности, обратимся к категории «активность» личности, разрабатываемой в настоящее время отечественными психологами в рамках субъектно-де-ятельностного подхода.

В понимании К. А. Абульхановой-Славской «активность» выступает в качестве многомерной категории, раскрывающей индивидуально-личностный

уровень осуществления деятельности, общения, познания. Как определяет автор, посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. В качестве личностных характеристик, которые подтверждают существование у человека активности, она выделяет: притязания, способности, намерения, направленность, интересы [7].

По мнению В. И. Осёдло, профессиональная идентичность соответствует уровню внутренней активности, то есть проявляется в личностной значимости профессиональной активности для человека и может быть выявлена через сознательно-обеспечивающие профессионально-диференцирующие признаки. Профессия выступает социально-объективной составляющей профессионального континуума активности личности, профготовность возникает как формальная реальность, а профидентичность — как неформальная, смысловая, субъективная реальность [8, с. 231-232].

На наш взгляд, при изучении профессиональной идентичности, особое внимание стоит уделить притязаниям как личностной характеристики, которые опираются на его представления о внешних и внутренних возможностях субъекта деятельности, притязания на определенный социальный, общественный статус.

На основе притязаний очерчивается определенный контур активности. Также они включают не только предметную, но и ценностную связь личности с действительностью и побуждают к осуществлению деятельности, той, которая отвечает этим притязаниям.

Понятие притязаний ввел в психологию К. Левин, а экспериментальное изучение уровня притязаний осуществлял Ф. Хоппе [9]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, притязания выступают как более обобщенный и глобальный механизм личности, чем ее мотивы, так как мотив является структурным составляющим деятельности, а притязания — это составляющие личностной активности. «Притязания, отличаясь от мотива, включают в себя мотивацию достижения; при этом их соотношение также может быть разносторонним и противоречивым. Притязая на много, человек может не иметь сильной мотивации достижения, и, наоборот, имея мотивацию, он не обладает большими притязаниями [7, с. 120].

В концепции профессионального становления Ю. П. Поварёнкова, одним из параметров, которые можно использовать для оценки уровня сформи-рованности профессиональной идентичности выступает отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу, т.е. реальная и прогнозируемая профессиональная самооценка. Данный процесс идентификации, описывается в рамках когнитивного подхода к развитию идентичности. В основе данного подхода лежит представление о становлении профессиональной идентичности, как результате проецирования реальной профессиональной Я-концепции субъекта на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями является основанием для обретения чувства профессиональной идентичности и основанием для её последующего развития.

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джеймс. Автор видит в самооценке только удовлетворенность субъекта собой или же, наоборот, неудовлетворенность собой [10].

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в контексте изучения самосознания как один из аспектов последнего наряду с такими понятиями, как «Я-концепция», «самоотношение», «самоприятие», «чувство собственной ценности», «самоуважение», «самоэффективность», «доверие к себе», «осознание себя», «взгляд на себя», «образ себя», «удовлетворенность собой» и т.д.

При изучении профессиональной идентичности, на наш взгляд, необходимо учитывать оценку себя, как Я — реального и стремления к Я — идеальному, как профессионала.

Качественные и количественные особенности принятия человеком: системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности, еще один критерий показателя сформирован-ности профессиональной идентичности [1].

Данный процесс идентификации, описывается в рамках ценностного подхода к развитию идентичности. Становление профессиональной идентичности при таком понимании заключается в проецировании собственной системы профессиональных ценностей и позиций на представление о ценностях и позициях, которые, по мнению субъекта, характерны для конкретной профессиональной общности.

На основе сопоставления ценностей происходит принятие решения об уровне сформированности профессиональной идентичности. На основе же принятия ценностей профессиональной общности и их сопоставления с индивидуальными происходит корректировка и развитие последних. Этот аспект оценки профессиональной идентичности разработан в меньшей степени.

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности [5].

Определяя личностную характеристику, влияющую на становление профессиональной идентичности, обратимся к ответственности.

Ответственность в психологии изучается в рамках различных теорий и направлений. Д. А. Леонтьев отмечает, что ответственность зрелой личности представляет собой внутреннюю регуляцию, опосредованную ценностными ориентирами [11]. По мнению представителей экзистенциальной психологии, ответственность личности за собственные действия рассматривается как важный стимул разрешения возникающих в процессе жизни проблем [12, 13].

В контексте жизнедеятельности личности ответственность исследовали такие ученые, как Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, морально-нравственный аспект этой проблемы нашел отражение в трудах А. И. Ореховского, социально-психологическое направление исследования ответственности нашло отражение в трудах К. Маздыбаева. По мнению

Л. И. Дементий, ответственность есть жизненное новообразование и способность личности [14].

Анализируя их работы, мы определили ответственность, как качество личности, проявляющее способность к саморегуляции на основе осознания себя, как субъекта выполнения деятельности.

В концепции профессионального развития Ю. П. Поварёнкова отмечено, что становление профессиональной идентичности носит ярко выраженный циклический характер, в эмпирическом исследовании, на примере студентов педагогического вуза были выявлены следующие формы идентичности: школьная, академическая, учебно-профессиональная и профессиональная [1].

Подводя итог, следует сказать, что в качестве детерминант становления профессиональной идентичности могут выступать притязания субъекта, которые являются выражением его потребностей, и охватывают смысловое пространство, в котором возникают конкретно-ситуативные мотивы. Также самооценка, как показатель реальной и прогнозируемой профессиональной самооценки. Также ценностные ориентации могут выступать в качестве личностных образований, оказывающих непосредственное влияние на становление профессиональной идентичности, как принятие норм и ценностей профессионального сообщества. Ответственность, проявление которой предполагает способность личности реализовать основанную на субъективных критериях деятельность.

На основе проведенного теоретического анализа для эмпирической проверки в качестве возможных личностных особенностей детерминирующий в становления профессиональной идентичности были выбраны: притязания, самооценка, ценности и ответственность личности.

Мы обосновываем это тем, что притязания личности опираются на ее представления о внешних и внутренних возможностях и включают ценност-но-мотивационную связь с действительностью. Самооценка позволяет учитывать оценку себя, как Я — реального и стремления к Я — идеальному, как профессионала. Также становление профессиональной идентичности не возможно без принятия норм и ценностей профессионального сообщества. Ответственность предполагает способность личности обеспечивать внутреннюю самостоятельность, оптимальную организацию и готовность осуществлять профессиональную деятельность.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет выделить личностные особенности, детерминирующие становление профессиональной идентичности. Это притязания, самооценка, ценности и ответственность школьной, студенческой (академической) и профессиональной идентичности. Критериями успешного процесса становления профессиональной идентичности, на наш взгляд, являются:

1. Положительная самооценка, как показатель восприятие себя, выполнение социальной роли в качестве субъекта профессиональной деятельности.

2. Уровень притязаний, как мотивированная готовность к развитию своей личности как профессионала и вхождение в профессиональное сообщество.

3. Удовлетворенность выполнением профессиональных задач.

4. Положительное отношение к выполнению профессиональной деятельности, удовлетворение потребностей.

5. Ответственность за выполнение норм и правил профессиональной деятельности, требований, предъявляемых профессией к личности профессионала.

6. Принятие норм и ценностей, характерных для профессионального сообщества.

7. Академическая успешность и успеваемость.

8. Положительное отношение к профессиональной деятельности на производственных практиках.

Библиографический список

1. Поварёнков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю. П. Поварёнков // Сборник научных трудов. — Ярославль : ЯГПУ, 2003. - С. 154-163.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2003. - 336 с.

3. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : дис. ... д-ра психол. наук / Л. Б. Шнайдер. — М., 2001. — С. 39.

4. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни ; под ред. Е. В. Шороховой. — М. : Наука, 1987. — 219 с.

5. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4. — С. 51—59.

6. Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н. Л. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. — 2004. — № 2. — С. 148 — 156.

7. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.

8. Осьодло, В. И. Психология професссионального становления офицера : моногр. / В. И. Осьодло. — Киев : Золотые Ворота, 2012. — 463 с.

9. Левин, К. Динамическая психология / К. Левин. — М. : Смысл, 2001. — 572 с.

10. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. — М., 1991. — 368 с.

11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.

12. Мэй, Р. Любовь и воля / Р. Мей ; пер. О. О. Чистякова, А. П. Хомик. — М. : Рефл-бук. — Киев : Ваклер, 1997. — 198 с.

13. Сартр, Ж. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. Сартр // Сумерки богов. — М. : Политиздат, 1989. — С. 319 — 344.

14. Дементий, Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: моногр. / Л. И. Дементий. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.

МАЛЮТИНА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Адрес для переписки: malyutina1971@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2014 г. © Т. В. Малютина

УДК 378.14

Д. А. КЛЕНИН В. А. САЛЬНИКОВ Ю. А. ЕШКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДИНАМИКИ УСПЕВАЕМОСТИ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В работе рассматривается взаимосвязь успешности обучения со свойствами личности студенток на всем протяжении процесса обучения. Выявлены более устойчивые связи черт личности, влияющих на успеваемость, а также некоторые единичные. Среди личностных факторов, существенно влияющих на успеваемость, это интеллект (абстрактность-конкретность мышления) (В), нормативность поведения (О) и самоконтроль ^3).

Ключевые слова: личностные особенности, индивидуально-ориентированный процесс обучения, успеваемость, циклы дисциплин.

Введение. Образование в сегодняшнем его состоянии всё более становится мощной созидательной силой, воспринимаемой не только как важный фактор технико- и социально-экономического развития страны, но и как ресурс, удовлетворяющий возрастающие материальные и духовные потребности личности, общества и государства. Вероятно, этим объясняется то, что в большинстве развитых

стран мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан в сторону формирования умения самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.