листических и ритмоинтонационных закономерностей исполняемого музыкального материала. Следовательно, необходимо повышать уровень и качество музыкально-инструментальной подготовки учащихся хореографических заведений. Предмет «Основы игры на музыкальном инструменте» носит конкретное практическое направление и призван решать эти и другие задачи. Целями данного курса являются развитие музыкальности учащихся, формирование общих и специальных музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора и повышение творческого потенциала учащихся, их эмоционального отклика на
^ Образование в сфере культуры
исполняемые музыкальные произведения.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: комплекс музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин занимает важнейшее место в процессе профессионального воспитания будущих артистов балета. При использовании комплексного подхода к обучению данные предметы способствуют обогащению духовного мира учащихся, содействуют формированию творческой личности, что в дальнейшем позволит им реализовать на театральной сцене образы высокого музыкально-хореографического содержания.
Примечания
1. Абдоков, Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии. Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве / Ю.Б. Абдоков. — М., ГИТИС, 2009.
2. Асафьев, Б. В. О балете / Б.В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1974.
3. Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром / Г.А. Безуглая. — СПб: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.
4. Ванслов, В. В. О музыке и о балете / В.В. Ванслов. — М.: Памятники исторической мысли, 2007.
5. Захаров, Р. В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. — М.: Искусство, 1976.
6. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. — М.: Искусство,1981.
^Профессиональная готовность
к саморазвитию как приоритетная общекультурная компетенция в условиях информатизации общества
О. В. Мхитарян
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье обосновано включение информационной культуры личности в процесс формирования профессиональной готовности к саморазвитию студентов-музыкантов. Приведен анализ компетенций, необходимых для творческой реализации будущих музыкантов в информационном обществе. Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональные компетенции, информационная культура личности, саморазвитие.
The article proves personal info culture integration into musical training stream. It deals with analysis of competitive needing in a musician's career in info society.
Key words: musical training, professional competitive, personal info culture, self-making.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 173-176 173
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
Наука и сфера образования теснейшим образом связаны с прогрессом информатики уже тем, что процесс познания и знание, как его результат, выступают факторами социального развития. Глобальный характер процессов информатизации заключается не только в их распространении в географическом пространстве, но и во всех социальных структурах современного общества. Творчество как деятельность по созданию, преобразованию и трансляции художественных образов и смыслов основано на фундаментальных информационных процессах, которые осуществляются в новых реалиях существования общества.
Важнейшим условием творческой и исполнительской деятельности современного музыканта является его встроенность в современную информационную среду, обеспечивающую позиционирование музыканта и реализацию его творческих замыслов. В этой ситуации особую роль приобретают общекультурные и профессиональные компетенции, включающие знания, умения и владение информационными технологиями. Учитывая, что информационные технологии и системы очень динамичны, мы можем предположить целесообразность формирования у студентов-музыкантов готовности к саморазвитию в условиях информационного общества. Данная комплексная компетенция является одним из важнейших факторов социализации и профессиональной реализации будущего музыканта.
Компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов-музыкантов в вузах культуры и искусств опирается сегодня как на теоретико-методологические изыскания ведущих специалистов в области педагогики (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.А. Вербицкий, В.И. Байденко и др.), так и нор-
мативные документы. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы, в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и др. документах называются или перечисляются виды компетентностей и компетенций, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. В частности, в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов заявлено о необходимости формирования у будущих музыкантов целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Компетентность выражается в готовности к осознанной и целенаправленной деятельности в заданных профессиональных ситуациях. Важным компонентом является не просто сумма полученных знаний и умений, а способность специалиста применять в конкретной ситуации приобретенные знания и умения. В этом случае смыслом образования становится приобретение обучаемыми опыта самостоятельного развития личностных, общекультурных и профессиональных компетенций в зависимости от условий внешней среды. Конечным результатом этого процесса становится развитие важных личностных качеств, прежде всего нравственных, формирование системы ценностей.
Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов в области музыкально-инструментального искусства, работ отечественных и зарубежных педагогов дал возможность выделить ряд ключевых компетенций, позволяющих творческой личности реализоваться в условиях неустойчивой техногенной информационной среды. Нами была предпринята попытка свести разночтения и различные подходы к данному вопросу в единый перечень соответствий:
Компетенция Зарубежный аналог Присутствие в ФГОС
Склонность и способность к непрерывному образованию Life long learning • приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии
^ Образование в сфере культуры
Компетенция Зарубежный аналог Присутствие в ФГОС
Компьютерная грамотность IT-skills • понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; • использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; • знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; • иметь навыки работы скомпьютером как средством управления информацией; • работать с традиционными носителями информации
Коммуникативная и языковая культура Literacy • свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; • уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; • владеть одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения
Гибкое и инновационное мышление Flexibility & adaptability • постоянно стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта; • проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства
Владение способами решения проблем Problem solving skills не представлено
В связи с этим можно констатировать, что современные ФГОС не полностью отвечают мировым тенденциям готовности к саморазвитию в условиях информационного общества. На наш взгляд, целесообразно корректировать эти несоответствия, расширяя комплекс формируемых компетенций для дисциплин, уже включенных в ФГОС, в частности в курсе «Современные информационные технологии».
В Московском государственном университете культуры и искусств преподавание данной дисциплины осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО преподавателями кафедры прикладной информатики. Задача развития профессиональной готовности к саморазвитию может рассматриваться как факультативная. Для формирования у студентов-музыкантов профессионально-личностных компетенций целесообразным является соблюдение педагогами-информатиками особых педа-
гогических условий:
1) содействие в осознании студентами-музыкантами требований профессии и общества к уровню и содержанию их знаний, умений, владений, а также информационной культуры музыканта как его комплексной способности к творческой самореализации и готовности к саморазвитию;
2) организация процессов осознания и принятия студентами профессиональных ценностей, воспитание ценностно-ориентированного подхода к профессиональной деятельности в информационном обществе;
3) отношение к студентам как к полноправным, активным субъектам образовательного процесса в рамках субъект-субъектного подхода.
4) выбор наиболее эффективных средств, методов, приемов и содержания педагогического процесса с учетом включенности дисциплины «Современные информационные
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 4 (48) июль-август ^
технологии» в базовую часть ООП;
5) обеспечение проблемности, иннова-ционности и разнообразия образовательного процесса;
6) учет профессионально-ценностных ориентаций студентов-музыкантов и актуализация их мотивации к саморазвитию;
7) учет эмоциональной и психологической направленности студентов-музыкантов в изучении общекультурных дисциплин.
В ходе констатирующего эксперимента, проведенного с сентября по ноябрь 2011 года, было выяснено, что 67% студентов-музыкантов слабо или средне мотивированы к изучению дисциплины «Современные информационные технологии». Это выражается в непонимании ее значимости для профессиональной деятельности современного музыканта, что выражается в недостаточно высокой успеваемости. Проведенные диагностические интервью показывают негативно окрашенное отношение к дисциплине, отвлекающей от творческого процесса. Это ставит проблему совершенствования курса, как в содержательном, так и дидактическом плане.
Преподавание информационных дисциплин тесно связано с воспитательной работой педагога в университетской аудитории. При этом формирование готовности к саморазвитию имеет ряд аспектов, выходящих за рамки заявленных в стандарте компетенций. На наш взгляд, профессиональная готовность к саморазвитию требует формирования информационной культуры
музыканта как комплексной компетентности в рамках дисциплины «Современные информационные технологии».
Информационная культура современного музыканта включает:
• знания компьютерных технологий поиска, хранения, обработки, сбора и передачи информации (музыкальной, художественной, искусствоведческой, педагогической), умение применять их на практике, в том числе при создании творческого архива современного музыканта;
• знание правовых и аксиологических норм в процессах интерпретации и трансляции музыкальной информации (в том числе авторского права, использования электронных нотных библиотек, размещения и использования музыкальной информации в Интернете);
• психологические установки как основа готовности к работе в условиях глобального информационного пространства;
• личностную мотивацию и способность к непрерывному саморазвитию.
Современный студент-музыкант должен понимать, что сформированные в системе профессионального образования компетенции не являются стабильным источником профессиональной реализации. Необходимость постоянного самосовершенствования требует от студента развития информационной культуры. Задача педагога — оказать профессиональное и личностное содействие этому процессу.
Примечания
1. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — М., 2005. — 55 с.
2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.
3. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23—30.
4. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. — С. 14—20.
5. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 073100 — «Музыкально-инструментальное искусство». Квалификация (степень) «бакалавр» / Министерство культуры РФ, Российская академия музыки им. Гнесиных.