_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 377.5
Г.Л. Абдулгалимов, д.п.н., доцент. М.А. Иванова
аспирант.
Московский педагогический государственный университет
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ТЕХНИКОВ-ЛОГИСТОВ К
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ
Аннотация
В статье рассматриваются проблема, противоречия и суть профессиональной готовности будущих техников к использованию средств ИКТ при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте.
Ключевые слова
Среднее профессиональное образование, обучение к использованию ИКТ, ИКТ в профессиональной деятельности логиста.
В современных условиях информатизации общества весьма актуальной является проблема формирования готовности будущих специалистов среднего звена к использованию средств ИКТ в своей профессиональной деятельности в транспортно-логистической сфере и исследования в этой области сегодня востребованы и являются своевременными. Анализ современного состояния использования ИКТ при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте показал, что при подготовке будущих специалистов необходимо учитывать особенности транспортно-логистических предприятий и организаций (от малого бизнеса до межгосударственных транспортных корпораций), а также особенности программного обеспечения для различных видов транспорта.
Актуальность проведенного нами исследования определяется:
- несовершенством учебно-методического обеспечения и отсутствием методики обучения будущих техников к использованию ИКТ при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте;
- недостаточностью подготовки обучающихся на производственной практике (по профилю специальности);
- необходимостью соответствия профессионального образования профессиональным стандартам и положениям международного движения WorldSkills Russia и формирования тех компетенций, в рамках которых происходит подготовка специалистов среднего звена.
Цель исследования: разработать и обосновать теоретические основания и методические подходы к формированию готовности будущего техника к использованию информационных и коммуникационных технологий при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте.
Готовность к использованию ИКТ, при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте будем понимать, как результат подготовленности будущего специалиста среднего звена в области знаний реализации возможностей профессионально-ориентированных ИКТ при организации и управлении транспортом при изучении АСУ и ИОПП; в области умений планирования, внедрения и сопровождения информационных систем создание, моделирование и проектирование современных отраслевых систем управления на автомобильном транспорте и специализированных программных продуктов; в области практического опыта применения профессионального программного обеспечения в транспортно-логистической отрасли; в области моделирования при помощи компьютера архитектуры конфигурации транспортных сетей и расчета расстояния, реализации возможностей ИКТ при решении задач в области транспортной логистики.
Таким образом, следует отметить, что процессы разработки соответствующих профессиональных программных продуктов и внедрения современных отраслевых технологий в сфере управления и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
организации перевозок на автомобильным транспортом развиваются с каждым годом всё интенсивнее, а разработки учебно-методического обеспечения процесса преподавания ИТ-дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (СПО) в сфере автомобильного транспорта не имеют должного отражения, в том числе в рамках формирования готовности будущих техников к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
Очевидны следующие противоречия между:
• современным состоянием подготовки будущих специалистов среднего звена, не коррелируемой должным образом с требованиями работодателей, характеризующейся консерватизмом в разработке содержания учебных курсов, фрагментарным применением отдельных видов программного обеспечения, примитивизмом контрольно-оценочных материалов, не мотивированной на повышение, развитие профессиональных компетенций, и необходимостью разработки теоретико-методической базы мотивированного обучения для формирования знаний, умений в области решения профессиональных задач с использованием отраслевого программного обеспечения при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте адекватно современному уровню развития транспортно-логистической отрасли а также динамично меняющимся требованиям работодателей;
• между методическими подходами к подготовке будущих техников по управлению и организации перевозок на автомобильном транспорте, не обеспечивающими применение средств автоматизации при управлении, при решении профессиональных задач конкретной производственной области, при осуществлении самостоятельной учебной деятельности с использованием ИКТ при усвоении теоретического материала, при выполнении практических работ, не ориентированными на осуществление самоконтроля результатов учебной деятельности, и необходимостью разработки педагогических условий, структуры, содержания обучения, методических рекомендаций по формированию готовности техника к использованию информационных, коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в транспортно-логистической отрасли.
Указанные противоречия и определяют проблему исследования, которая основана на несоответствии современного состояния подготовки специалистов среднего звена в области использовании ИКТ, не предоставляющей теоретической базы для их использования при решении производственных задач, и необходимостью создания методической базы формирования готовности будущих техников к применению ИКТ в профессиональной деятельности при управлении и организации перевозок на автомобильном транспорте, адекватно современному уровню развития транспортно-логистической отрасли и требованиями работодателей.
Список использованной литературы:
1. Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А. Подготовка будущих техников к использованию средств ИКТ для решения профессиональных задач. //Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4. № 4. С. 33-36.
2. ФГОС СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам). Мин. обр. и науки РФ Приказ от 22 апреля 2014 г. №376.
3. Abdulgalimov G.L. Progress of information society in Russia and deficit of staff potential. Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 8. С. 494-496.
4. Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. - М.: МАДИ, 2014. - 204 с.
5. Абдулгалимов Г.Л. Некоторые аспекты оптимизации кадрового потенциала информационного общества. Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 151-154.
6. Abdulgalimov G.L. A new model of Russian professional education. World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 7. С. 826-829.
7. Абдулгалимов Г. Грани информатизации учебного процесса школы. Народное образование. 2008. № 7. С. 217-222.
© Абдулгалимов Г.Л., Иванова М.А., 2016.