Научная статья на тему 'Профессиональная фармацевтическая периодика в России'

Профессиональная фармацевтическая периодика в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1315
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ФАРМАЦЕВТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ / ПОДПИСНЫЕ КАТАЛОГИ / PERIODICALS / PHARMACEUTICALS / INFORMATION PRODUCTS / PHARMACEUTICAL TERMS / SUBSCRIPTION CATALOGS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ежова Т. В.

Профессиональные периодические издания являются важным источником информации для специалистов фармацевтического профиля. Они обеспечивают накопление, хранение и передачу сведений о научно-практических результатах, достигнутых в фармацевтической отрасли на данный момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PHARMACEUTICAL PERIODICALS IN RUSSIA

Professional periodicals are an important source of information for professional pharmacists which help to accumulate, keep and share information on research results and practical studies in the pharmaceutical industry today.

Текст научной работы на тему «Профессиональная фармацевтическая периодика в России»

48 РШЩЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

Т.В.ЕЖОВА, к.ф.н., доцент кафедры управления и экономики фармации, Ярославская ГМА

Профессиональная

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ

Профессиональные периодические издания являются важным источником информации для специалистов фармацевтического профиля. Они обеспечивают накопление, хранение и передачу сведений о научно-практических результатах, достигнутых в фармацевтической отрасли на данный момент.

Ключевые слова: периодические издания, фармацевтика, информационный продукт, фармацевтические термины, подписные каталоги

Изучение информационных потребностей фармспециалистов, проведенное методом анкетирования сотрудников 40 аптек г. Ярославля (всего 138 анкет), установило, что периодические издания читают 100% респондентов, хотя удовлетворены ими только 75% [1]. Периодические издания являются, по сути, информационными продуктами (ИП), которые составляют значимую часть информационного ресурса фармацевтических организаций [3]. В связи с актуальностью проблемы совершенствования этого ресурса нами было проведено исследование рынка профильных периодических изданий РФ. Исследование проводилось методом контент-анализа материалов, полученных по трем каналам информации: + подписные каталоги почтовых служб: 1) агентства «Роспечать», 2) объединенный каталог «Пресса России», 3) каталог российской прессы «Почта России»; + поисковые Интернет-системы; « опрос специалистов аптек. Материалами для исследования послужили 12 подписных каталогов за 5 лет (2000, 2002, 2004, 2008, 2012 гг.), 24 Интернет-сайта, где размещены периодические издания, а также результаты опроса сотрудников 40 аптек г. Ярославля. Сбор и обработка материалов сопровождались формированием автоматизированной базы данных (БД) «Рынок фармацевтических периодических изданий РФ» в программе MS-Excel-2003.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БД

На 1 этапе был проведен отбор изданий методом контент-анализа подписных каталогов по наличию в названии профес-

сиональных фармацевтических терминов «аптека», «фармация», «провизор», «рецепт», «лекарство» или однокоренных слов. В результате за 5 лет было найдено 25 изданий (табл. 1). На 2 этапе исследования был проведен опрос специалистов аптек, в результате которого было выявлено 15 периодических изданий, читаемых респондентами [2].

Из этих 15 изданий 8 были выявлены впервые, при этом 3 из них не относились к изданиям фармацевтического профиля. Из 5 новых фармацевтических изданий 3 были найдены в каталогах — это журналы «Ремедиум», «Медицинская техника» и «Consilium Provisurum», а 2 издания распространялись бесплатно — это «Леди Вита» и «Вести от Протека».

На 3 этапе формирования БД был произведен поиск в сети Интернет в системах Yandex и Google по ключевым словам: «фармацевтические периодические издания», «периодические издания фармацевтического профиля», «фармацевтические журналы и газеты», «медицинские периодические издания», «корпоративные издания фармацевтических фирм». Несмотря на то что по каждому ключевому слову было выявлено порядка 5 изданий, всего было найдено 15 Интернет-сайтов, где размещены периодические издания фармацевтического профиля, в т.ч. 9 дополнительных ИП, 2 из которых были обнаружены по названию в подписных каталогах. Таким образом, всего в каталогах было найдено 30 периодических изданий, в поисковых Интернет-системах — 15. На 4 этапе нами был произведен дальнейший поиск в сети Интернет изданий по

Key words: periodicals, pharmaceuticals, information products, pharmaceutical terms, subscription catalogs

Professional periodicals are an important source of information for professional pharmacists which help to accumulate, keep and share information on research results and practical studies in the pharmaceutical industry today.

T.V. EZHOVA, PhD, Associate Professor of Management and Economics of Pharmacy, Yaroslavl State Medical Academy. PROFESSIONAL PHARMACEUTICAL PERIODICALS IN RUSSIA.

их названиям, который позволил найти еще 9 Интернет-сайтов. В результате общая БД составила 42 периодических фармацевтических издания (табл. 2). На 5 этапе было произведено заполнение полей БД: название ИП, издающая организация, год основания издания, тип издания, формат, число страниц, рекламная информация, периодичность выхода, наличие в каталоге, цена. Изучение сайтов позволило заполнить такие поля БД, как адрес сайта, наличие архива номеров, тип архива, возможность его копирования. Контент-анализ содержания журналов и газет позволил заполнить поле «тематика» БД и разделить издания по данному критерию на 5 категорий. Анализ ИП по цене и заполнение поля БД «Ценовая категория» позволил выявить 4 типа ИП. Таким образом, в БД вошли сведения о 42 периодических изданиях фармацевтического профиля, в т.ч. о 24 сайтах.

• АНАЛИЗ КАНАЛОВ ИНФОРМАЦИИ О РЫНКЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Результаты сравнительного анализа информативности трех каналов информа-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ

РЕМШШМ 49

таблиц^Г 1 Результаты поиска фармацевтических периодических изданий в подписных каталогах по ключевым словам

№ Фармацев- Тип

п/п тический термин Название периодического издания издания

1.1. Аптека Аптека Журнал

1.2. Аптекарь. Объемный взгляд на профессию Журнал

1.3. Аптечный бизнес Журнал

1.4. Московские аптеки Газета

1.5. Новая аптека Журнал

1.6. Российские аптеки Журнал

2.1. Фармация Вестник фармации Журнал

2.2. Фарматека Журнал

2.3. Фармацевтическая промышленность Журнал

2.4. Фармацевтические технологии и упаковка Журнал

2.5. Фармацевтический бюллетень Журнал

2.6. Фармацевтические ведомости Журнал

2.7. Фармацевтический вестник Газета

2.8. Фармацевтический менеджмент Журнал

2.9. Фармацевтическое обозрение Журнал

2.10. Фармацевтическое обозрение. Нормативные акты и комментарии Журнал

2.11. Фармация Журнал

2.12. Фарм-курьер Журнал

2.13. Фармпрепараты: клинические испытания и практика Журнал

2.14. Нормативные документы в фармации и здравоохранении Журнал

2.15. Парафармацевтика Журнал

2.16. Экономический вестник фармации Журнал

3.1. Провизор Провизор Журнал

4.1. Рецепт Рецепт Журнал

5.1. Лекарство Новые лекарства Журнал

ции о рынке фармацевтических периодических изданий представлены в таблице 2.

Из таблицы видно, что наиболее информативными являются подписные каталоги — с их помощью было найдено 71,4% периодических изданий, вошедших в БД. Количественный анализ БД по подписным каталогам почтовых служб показал, что за 5 лет общее количество представленных в них профильных изданий составило 30 наименований, однако ежегодно в них фигурировало лишь 11—17 изданий, или 36,7—56,7% (табл. 3). Это свидетельствует о недостаточном уровне информативности данного канала передачи информации. Анализ отдельных каталогов показал, что наиболее информативным из них является каталог агентства «Роспечать», содержащий сведения о 11—15 изданиях ежегодно (в среднем о 12,6 ИП). Таким образом, анализ каналов информации о периодических изданиях фармацевтического профиля по критерию «информативность» позволил установить, что ни один из них не дает 100%-ного результата, а это свидетельствует о необходимости использования фармацевтическими организациями разных путей поиска информации о профильных изданиях. Было установлено, что использование ресурсов сети Интернет предоставляет специалистам АО более широкие возможности поиска: БД по сети Интернет в 1,9 раза шире, чем в среднем по каталогу Агентства «Роспечать» и в 2,4 раза боль-

таблиц^2 Сравнительный анализ информативности каналов информации о рынке фармацевтических периодических изданий

№ п/п Название канала информации Найдено впервые Число изданий

изданий сайтов Всего %

1. Подписные каталоги 25 1 30 71,4

2. Опрос специалистов аптек 8 - 15 35,7

3. Поисковые системы Интернет: поиск по типу издания 9 15 15 35,7

4. Поисковые системы Интернет: поиск по названию издания - 9 24 57,1

Число ИП в общей БД: 42 24 42 100

таблицХэ Анализ информативности подписных каталогов почтовых служб

Годы Общая БД Название подписного каталога

Абс. % Роспечать Пресса России Почта России

2000 11 36,7 11 9 -

2002 13 43,3 11 11 -

2004 16 53,3 12 12 -

2008 17 56,7 15 11 11

2012 14 46,7 14 8 9

Среднее число изданий 14,2 12,6 10,2 10

Численность БД за 5 лет 30 100

50 2оТ2 РШШццм

МЕНЕДЖМЕНТ

таблиц^4 Шкала ценовых категорий фармацевтических периодических изданий по подписным каталогам

№ Уровень Ценовые категории (руб.)

п/п Годы роста цен Относительно дешевые (С) Средние по цене (В) Относительно дорогие (А)

1. 2000 - < 500 500—1000 1000—1500

2. 2002 - < 640 640—1280 1280—1920

3. 2004 1,7 < 860 860—1720 1720—2580

4. 2008 1,7 < 1500 1500—3000 3000—4500

5. 2012 1,5 < 2200 2200—4400 4400—6600

таблицДз Анализ БД по каталогам по параметру «доступность

по цене» в разрезе тематики периодических изданий

Усл. Всего Ценовая категория

Тематика обозна- Относи- Средние Относи-

издания чения Абс. % тельно дорогие (А) по цене (В) тельно дешевые (С)

Организация работы АО АО 5 16,7 1 1 3

Фармацевтический менеджмент ФМ 11 36,7 2 3 6

Фармацевтический рынок ФР 5 16,7 2 2 1

Фармацевтическое производство ФП 2 6,7 - - 2

Информация о товарах аптечного ассортимента ТА 7 23,3 1 3 3

Итого: 30 100 6 9 15

таблицД6 Анализ фармацевтических периодических изданий на рынке РФ по параметру «доступность по цене» в 2012 г.

Ценовая категория Стоимость за полугодие Число изданий на рынке

Абс. %

Относительно дорогие Более 4400 руб. 3 14,3

Средние по цене 2200—4400 руб. 6 28,6

Относительно дешевые Менее 2200 руб. 7 33,3

Распространяющиеся бесплатно 0 руб. 5 23,8

Итого: 21 100

ше ежегодной БД по каталогам «Пресса России» и «Почта России». 24 периодических издания — а это 57,1% — имеют представительства в сети Интернет, что увеличивает возможности по расширению внутреннего информационного ресурса фармацевтических организаций. Кроме того, они могут использовать информационные ресурсы медицинских библиотек. Таким образом, в информационный ресурс фармацевтических организаций входят 42 профессиональных периодических издания, более половины которых (57,1%) имеют представительство в сети Интернет, поэтому Интернет-технологии можно использовать при поиске и изучении информации, опубликованной в периодических изданиях по фармации.

• ОЦЕНКА ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ КАК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

Оценка проводилась по двум критериям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) доступность; 2) информативность. Критерий «доступность» подразумевал два параметра: 1) доступность по цене;

2) доступность в сети Интернет. Доступность в Интернете оценивалась по показателям: 1) наличие адреса в сети Интернет; 2) наличие архива публикаций; 3) тип архива (полнотекстовый или дайджест); 4) возможность копирования информации.

Информативность была оценена по тематике изданий и ее востребованности у сотрудников аптек. Тематика изданий была определена путем анализа рекламных материалов каталогов и Интернет-сайтов. Анализ периодических изданий по параметру «доступность по цене» проводился на основе анализа цен по подписным каталогам за 5 лет.

Методика оценки предполагала выделение трех типов ИП по ценовой категории: 1) относительно дорогие (А); 2) средние по цене (В); 3) относительно дешевые (С). Методика расчета шкалы оценки заключалась в делении максимальной цены на число категорий, т.е. 3, в результате чего определялся размер интервала для начальной категории (относительно дешевые), который затем умножался на порядковый номер уровня (2 и 3).

Анализ позволил установить, что цены в разных каталогах на одно и то же изда-

ние различаются. Расчет ценовой шкалы проводился по каталожным ценам, при этом за основу брались цены в самом дорогом каталоге, каким мог быть или Объединенный каталог «Пресса России», или каталог российской прессы «Почта России».

Для анализа роста цен был определен уровень роста цен за каждые 4 года как

отношение длин интервалов, например:

1) Длина интервала за 2008 г. Длина интервала за 2004 г.

2) Длина интервала за 2012 г. Длина интервала за 2008 г.

Из таблицы 4 видно, что цены увеличивались ежегодно при уровне их роста 1,7 в 2004 и 2008 гг. и 1,5 — в 2012 г. Это свидетельствует о достаточно стабиль-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА В РОССИИ

РЕМШШМ 51

таблиц^? Анализ фармацевтических периодических изданий на рынке РФ по параметру «доступность в сети Интернет»

№ п/п Показатели Значение показателя (число сайтов) Доля (%)

1. Наличие адреса в сети Интернет 24 57,1

2. Наличие архива публикаций 19 45,2

3. Тип архива

— Полнотекстовый 10 23,8

— Дайджест 9 21,4

4. Возможность копирования информации 17 40,5

Всего в БД: 42 100

ном повышении уровня цен при тенденции к замедлению роста в период после кризиса (после 2008 г.). Анализ периодических изданий, выявленных методом опроса специалистов аптек, позволил установить, что часть ИП, не входящих в каталоги, распространяется бесплатно. В связи с этим нами была добавлена четвертая категория — распространяющиеся бесплатно. Анализ периодических изданий по параметру «доступность по цене» проводился за каждый год, а затем результаты оценки сравнивались и определялась итоговая категория ИП по цене с занесением ре-

зультатов в БД. Анализ БД по подписным каталогам выявил 6 относительно дорогих, 9 средних по цене и 15 относительно дешевых изданий (табл. 5). Таким образом, на рынке фармацевтических периодических изданий преобладают относительно дешевые издания, которые составляют 50% БД по каталогам. Контент-анализ рекламных материалов фармацевтических периодических изданий позволил выделить пять главных тематических направлений: 1) организации работы АО; 2) фармацевтический менеджмент; 3) фармацевтический рынок; 4) фармацевтическое производство;

5) информация о товарах аптечного ассортимента (табл. 5). Из таблицы 5 видно, что на рынке преобладают периодические издания по фармацевтическому менеджменту (36,7%), в которых представлена преимущественно нормативно-правовая информация, являющаяся востребованной у всех субъектов фармацевтического рынка. В этой тематической категории представлены издания всех трех ценовых диапазонов при преобладании относительно дешевых изданий (6 из 11), что свидетельствует о доступности периодических изданий данной категории.

На втором месте находятся издания, информирующие о товарах аптечного ассортимента (23,3% рынка). В этой группе также представлены издания трех ценовых категорий. Сюда относятся «Медицинская техника» (категория В), «Па-рафармацевтика» и «Фарматека» (категория С).

На третьем месте находятся издания, посвященные фармацевтическому рынку и организации работы АО (по 16,7% рынка).

Самая незначительная доля рынка периодических изданий приходится на журналы, специализирующиеся на организа-

таблицХ8 БД фармацевтических периодических изданий, представленных в сети Интернет

№ Тип Тема- Ценовая Адрес Тип Возможность

п/п Название издания издания тика категория сайта апхива копирования

1. Новая аптека Ж АО В nov-ap.ru Дайджест есть

2. Российские аптеки Ж АО Н rosapteki.ru Дайджест есть

3. Фарматека Ж ТА Н pharmateca.ru Дайджест есть

4. Фармацевтический менеджмент Ж ФМ С panor.ru/journals/pharma Дайджест есть

5. Вестник Росздравнадзора Ж ФМ Н remedium.ru/public/journal Дайджест есть

6. Фармация Ж ФМ Н rusvrach.ru/journals/farmaciya Дайджест есть

7. Ремедиум Ж ФР СВ remedium-journal.ru Дайджест есть

8. Аптека Ж ТА С aptekamagazine.narod.ru Дайджест Нет

9. Аптекарь. Объемный взгляд на профессию Ж АО Н aptekarjournal.ru Дайджест Нет

10. Аптечный бизнес Ж ФР В webmed.ru/izdatelskiy_dom нет нет

11. Парафармацевтика Ж ТА Н parapharma.ru пароль

12. Фармацевтическое обозрение Ж АО Н pharmoboz.ru полный есть

13. Провизор Ж ФМ СВ provisor.com.ua полный нет

14. Фармацевтическая промышленность Ж ФП Н arfp.ru полный есть

15. Фармацевтические технологии и упаковка Ж ФП Н medbusiness.ru/5.php полный есть

16. Московские аптеки Г ФР Н mosapteki.ru полный есть

17. Фармацевтический вестник Г ФР СВ pharmvestnik.ru полный есть

52 РШШЦЦМ

МЕНЕДЖМЕНТ

таблиц^Т 9 Перечень профессиональных периодических изданий фармацевтического профиля, присутствующих в каталогах ежегодно

№ Название издания Издающая Тип Тематика Ценовая

п/п организация издания категория

1. Новая аптека ЗАО «МЦФЭР» Журнал АО А

2. Российские аптеки ИД «Ремедиум» Журнал АО С

3. Фармацевтическое обозрение ЗАО «Юнико» Журнал АО С

4. Фарматека ИД «Бионика» Журнал ТА С

5. Нормативные акты и комментарии ЗАО «Юнико» Журнал ФМ С

6. Фармация ИД «Русский врач» Журнал ФМ С

7. Ремедиум ИД «Ремедиум» Журнал ФР В

8. Фармацевтический вестник ИД «Бионика» Газета ФР А

ции работы фармацевтического производства (2 издания, составляющие 6,7%), при этом оба издания относятся к категории относительно дешевых. Анализ востребованности периодических изданий по тематике свидетельствует о том, что к рынку изданий для аптечного сектора можно отнести все категории, кроме журналов о фармацевтическом производстве. В совокупности их доля составляет 93,3% (40 периодических изданий), что говорит о достаточно развитом сегменте профессиональных периодических изданий для аптек. Для фармацевтических предприятий оптового сектора будут интересны все тематические категории, кроме организации работы аптек (83,3% изданий). Для оценки современного состояния рынка фармацевтических периодических изданий был проведен анализ БД по каталогам за 2012 г. (табл. 6). Из таблицы видно, что по каталогам и в Интернете было найдено 21 периодическое издание в четырех ценовых диапазонах, при незначительном преобладании относительно дешевых изданий со стоимостью подписки менее 2200 руб. К числу относительно дешевых изданий принадлежат журналы «Российские аптеки» (категория АО), «Фарматека» (ТА), «Вестник Рос-здравнадзора» (ФМ).

Самыми дорогими являются журналы «Новая аптека» (АО) и «Фармпрепараты: клинические испытания и практика» (ТА), а также газета «Фармацевтический вестник» (ФР), стоимость подписки на которые составила более 4400 руб. за полугодие.

Средними по цене оказались журналы «Ремедиум» (ФР) и «Медицинская техника» (ТА), газета «Московские аптеки» (ФР).

Кроме того, 5 изданий можно читать бесплатно. К ним относятся корпоративные газеты крупнейших фармацевтических дистрибьюторов («Вести от Протека», «Аптека-Холдинг», «Катрен», «Морон и Я»), а также Интернет-издание «Аптека On-line».

Анализ БД по параметру «доступность в сети Интернет» выявил, что 45,2% всех изданий имеют архив публикаций, что говорит о возможности использования ресурсов сети Интернет в качестве электронной библиотеки фармацевтических периодических изданий (табл. 7). Изучение архивов показало, что они представлены двумя типами: дайджест-архив (9) и полнотекстовый архив (10). Кроме того, большинство архивов можно копировать (17 из 19), т.е. изучать публикации можно в любое время и в любом виде (печатном или электронном). Полнотекстовые архивы представлены на сайтах газет («Фармацевтический вестник» и «Московские аптеки»), а также журналов, отражающих проблемы фармацевтического производства, в связи с этим их можно изучать с помощью Интернет-ресурсов (табл. 8). Наиболее востребованные (по результатам опроса сотрудников аптек [2]) журналы имеют дайджест-архив, который поз-

воляет судить о содержании издания, в связи с этим часть изданий следует получать по подписке, а часть можно изучать с помощью ресурсов медицинских библиотек.

Контент-анализ БД по годам свидетельствует, что 8 периодических изданий присутствовали в каталогах ежегодно (табл. 9) Они функционируют на рынке более 12 лет, что говорит о востребованности специалистами. Кроме того, все они представлены на сайтах, газета «Фармацевтический вестник» и журнал «Фармацевтическое обозрение» имеют полнотекстовый архив публикаций. Из таблицы 9 видно, что эти издания относятся к трем ценовым и четырем тематическим (представляющим профессиональный интерес для сотрудников аптек) категориям. Они создают представление о рынке периодической профильной периодики и предоставляют специалистам аптек возможность выбора издания по цене и тематике.

Таким образом, проведенное исследование рынка фармацевтических периодических изданий позволило разработать методические подходы к его изучению и использованию в качестве информационного ресурса фармацевтических организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежова Т.В. Анализ значимости источников профессиональной информации для работников аптек [Текст]/ Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Сборник научных работ к 60-летию ЯГМА. — Ярославль, 2004. — С. 412—416.

2. Ежова Т.В. Изучение использования информационного ресурса фармацевтических периодических изданий в аптеках г. Ярославля [Текст] / Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // 2-ой Всеросс. съезд фарм. работников, г. Сочи, 4—7 июня 2005 г: тезисы докладов. — М., 2005. — С. 174—175.

3. Ежова, Т.В. Комплексное изучение информационного обеспечения аптечных организаций [Текст] / Т.В. Ежова, Н.Е. Ставская // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. трудов Пятигорской ГФА. — Пятигорск, 2005. — Вып. 60. — С. 492—493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.