Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫCШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫCШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация высшего образования / цифровой университет / профессиональная этика / профессиональная деятельность / статус профессии / digitalization / digital transformation of higher education / digital university / professional ethics / professional activity / profession status

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

Цель статьи – выявление значения профессиональной этики преподавателя высшей школы в контексте цифровизации образования. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в цифровой образовательной среде определены этические основания норм, которые могут стать основополагающими для профессиональной этики преподавателя. Показано, что цифровая трансформация существенно расширяет профессиональные обязанности преподавателя и обозначает его новые роли, что влечет за собой множество трудностей, этических проблем, рисков и в целом преобразует статус профессии. Автор делает вывод о том, что профессиональная этика содействует эффективности и результативности образовательного процесса в условиях цифровизации, в связи с чем, необходимо осуществление профессиональноэтического регулирования деятельности преподавателя в цифровой среде университета посредством кодификации норм профессионального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ETHICS OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

The purpose of the article is to identify the importance of professional ethics of a higher school teacher in the context of digitalization of education. The novelty of the research lies in the fact that, based on the analysis of the professional activities of the teaching staff in the digital educational environment, the ethical foundations of norms that can become fundamental for the professional ethics of a teacher are determined. The article shows that digital transformation significantly expands the professional responsibilities of a teacher and designates his/her new roles, which entails many difficulties, ethical problems, risks and in general transforms the status of the profession. The author concludes that professional ethics contributes to the effectiveness and efficiency of the educational process in the context of digitalization, therefore, it is necessary to implement professional and ethical regulation of teacher's activities in the digital university environment through the codification of professional behavior standards.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫCШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Актуальные проблемы цифровицации информационного общества

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЬЮШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Цель статьи - выявление значения профессиональной этики преподавателя высшей школы в контексте цифровизации образования. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в цифровой образовательной среде определены этические основания норм, которые могут стать основополагающими для профессиональной этики преподавателя. Показано, что цифровая трансформация существенно расширяет профессиональные обязанности преподавателя и обозначает его новые роли, что влечет за собой множество трудностей, этических проблем, рисков и в целом преобразует статус профессии. Автор делает вывод о том, что профессиональная этика содействует эффективности и результативности образовательного процесса в условиях цифровизации, в связи с чем, необходимо осуществление профессионально-этического регулирования деятельности преподавателя в цифровой среде университета посредством кодификации норм профессионального поведения.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация высшего образования, цифровой университет, профессиональная этика, профессиональная деятельность, статус профессии.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

PROFESSIONAL ETHICS OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF

DIGITALIZATION OF EDUCATION

The purpose of the article is to identify the importance of professional ethics of a higher school teacher in the context of digitalization of education. The novelty of the research lies in the fact that, based on the analysis of the professional activities of the teaching staff in the digital educational environment, the ethical foundations of norms that can become fundamental for the professional ethics of a teacher are determined. The article shows that digital transformation significantly expands the professional responsibilities of a teacher and designates his/her new roles, which entails many difficulties, ethical problems, risks and in general transforms the status of the profession. The author concludes that professional ethics contributes to the effectiveness and efficiency of the educational process in the context of digitalization, therefore, it is necessary to implement professional and ethical regulation of teacher's activities in the digital university environment through the codification of professional behavior standards.

Keywords: digitalization, digital transformation of higher education, digital university, professional ethics, professional activity, profession status.

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -1 -53-60

Актуальность исследования. Цифровизация высшего образования, обусловленная становлением цифрового общества и развитием инновационной экономики, трансформирует не только образовательный и административно-хозяйственный процессы университета, но и профессиональное поведение ключевого актора обучения будущих специалистов - преподавателя высшей школы. Речь идет не только о всестороннем преобразовании деятельности преподавателя на основе инновационного потенциала digital-технологий и цифровой среды, но так же об изменении его обязанностей, классифицирующихся в соответствии с концептуальными вопросами: «чему учить?» - «как учить?» - «как оценивать?» [3, с. 31]. Цифровая образовательная среда, с одной стороны, дает новые возможности для содержательной работы в плане интеллектуального и нравственного развития преподавателя, а так же для его непрерывного совершенствования «как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения» [10]. Однако, с другой стороны, сокращает пространство этики образования и предоставляет условия, которые вполне могут затруднить и исказить реализацию профессионального долга, чести и достоинства; ответственного исполнения своих обязанностей; осуществление справедливости и т.д., что в целом выступает триггером множества этических проблем и рисков. В этой связи, становится актуальным рассмотрение вопроса трансформации профессиональной деятельности, а так же роли и статуса преподавателя в условиях цифровизации.

Цель исследования заключается в определениизначения профессиональной этики преподавателя высшей школы в контексте цифровизации образования.

Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:

рассмотреть профессиональную деятельность преподавателя в условиях цифровой трансформации образования в высшей школе и выделить возникающие проблемы и риски;

указать основополагающие положения норм профессиональной этики преподавателя в контексте цифрового образования;

определить значение профессиональной этики преподавателя высшей школы в цифровой образовательной среде.

Методология исследования определена совокупностью следующих методов: анализ и синтез современных исследований по заявленной проблеме и нормативно-правовых актов; метод дескриптивного анализа (при описании процесса цифровизации и цифровой трансформации высшего образования); системный и диалектический методы (определены целью и задачами исследования проблемы трансформации профессиональной этики преподавателя высшей школы в условиях цифровизации образования).

Цифровизация высшего образования, являющаяся одним из основных направлений современного общественного развития, представляет собой процесс перевода из аналоговой (или очной) образовательной среды в цифровую и подразумевает: развитие и внедрение цифровых инструментов и

сервисов; «модернизацию инфраструктуры» образовательной организации; «управление данными и кадровым потенциалом» [7]. Обозначенные вызовы являются предпосылками цифровой трансформации не только указанных направлений университета, но и профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Отметим, что digital-технологии, радикально изменившие современные реалии, активно применяются в образовательном процессе университета на протяжении последних десятилетий: в законе «Об образовании в Российской Федерации» [9] прямо указана возможность реализации образовательных программ при помощи дистанционных технологий (электронная почта Email), электронного обучения (Moodle), мультимедиа, (обучающие аудио и видео) и т.п. Однако, цифровые инструменты выступали лишь вспомогательным средством достижения образовательных результатов и усовершенствования учебного процесса, и не требовали от преподавателя гибких цифровых навыков и свободного владения цифровой образовательной средой. Коренным образом ситуацию изменяет цифровая трансформация всей «архитектуры» высшей школы, предполагающая интеграцию инновационных технологий, сопровождающуюся оптимизацией содержания образования и его организации. Исходя из этого, профессиональная деятельность преподавателя, его роль и статус в образовательном процессе университета претерпевают изменения.

Использование digital-технологий, выступающих сегодня как средство реализации новой образовательной парадигмы, в основе которой «индивидуализация для каждого обучающегося образовательной траектории» [1, с. 24], во-первых, требует от профессорско-преподавательского состава навыков работы с цифровыми ресурсами и сервисами, например: «управление цифровым учебным процессом на основе педагогического менеджмента, создание различных интерактивных образовательных ресурсов, целевое мотивированное использования эффективных инструментов дистанционного обучения...» [6] и т.д. Профессиональная деятельность современного преподавателя, зависящая от умений работать в цифровой среде, взаимодействовать в социальных сетях, моделировать онлайн-курсы, размещать учебный материал в электронную оболочку и т.п., приводит к появлениюновых ролей педагога: организатор и координатор индивидуального образовательного маршрута студента; методист и разработчик авторского онлайн-контента; наставник или ментор, способствующий самоопределению обучающихся в условиях цифрового образования. Существенное расширение профессиональной деятельности и появление новых обязанностей невозможно без овладения соответствующего уровня цифровой грамотности, дающего уникальные возможности «для содержательной работы в плане развития и собственных интересов, и способностей учеников» [4, с. 67], научной и культурно-просветительской практики. Отсутствие цифровой грамотности, определяющейся как комплекс технических и когнитивных навыков, существенно снижает навигацию преподавателя в цифровой образовательной среде, что может негативным образом отразиться на уровне качества образования в целом. Ввиду этого, формирование и развитие IT-компетенций

преподавателя высшей школы должно стать основным направление программ переподготовки и курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по овладению digital-тезауруса.

Во-вторых, в условиях цифровизации высшего образования, обязанностью преподавателя, в соответствии с первым концептуальным вопросом «чему учить?», является сохранение его автономии, академической свободы и созидательной деятельности. Digital-технологии, например, онлайн-курсы, онлайн-тренажеры, искусственный интеллект, вполне могут ограничить право выбора использования тех или иных методов и форм работы в цифровой образовательной среде. Например, являясь разработчиком уникального, авторского онлайн-курса, преподаватель может столкнуться с бюрократическими стандартами и требованиями, ограничивающими его видение направления размещения контента в электронную оболочку. Инноватизация и стандартизация образовательного процесса, а также утрата преподавателем свободного осуществления планирования и проведения учебных занятий, превращает его в «оператора цифрового образовательного взаимодействия», выполняющего задачи «преимущественно технического характера» [8, 10], которые ставит перед ним университет, инновационная экономика и цифровое общество. Оператор или «тьютор» цифрового образования теряет возможность «живого» взаимодействия со студенческой аудиторией, а, следовательно, утрачивает воспитательную компоненту и перспективы трансляции норм и ценностей профессиональной этики, что ведет к дегуманизации образования и как следствие социума в целом. Кроме того, теряет свой общественный статус профессия преподавателя высшей школы, в силу того, что его функции вполне заменяемы «умными машинами» и искусственным интеллектом: «ключевым фактором для получения новой профессии будет самообучение с минимальным привлечением преподавателей к образовательному процессу» [2]. Отметим, что замена преподавателя «цифрой» вполне может привести к сокращению профессорско-преподавательского состава, в том случае, если свести профессиональную деятельность исключительно к алгоритмизации и роботизации и снизить роль реального общения ключевых акторов системы высшего образования -преподавателя и студентов. Вместе с тем, самостоятельное выполнение онлайн-заданий и усвоение знаний, умений и навыков без контроля со стороны преподавателя доступно не каждому обучающемуся в силу недостаточной самомотивации и отсутствия способностей к самоорганизации и самообразованию.

В-третьих, основываясь на втором вопросе «как учить?», задача преподавателя высшей школы, осуществляющего профессиональную деятельность в цифровой образовательной среде, заключается в сохранении «...межличностного контакта между ним и студентами; ... локализованности преподавания; соблюдение этических границ при использовании образовательной аналитики» [3, с. 31]. Совместный поиск истины, производство знания и создание контекстов для его многократного рождения путем дискурса и рефлексии, культивирование нравственных ценностей,

сосредоточенные в таком явлении как «дисциплина ума и дисциплина урока -как две неотделимые друг от друга составляющие образовательного процесса» [5, с. 55] - являются основным фактором воздействия на личностно-профессиональное становление будущих специалистов. В условиях цифровизации высшего образования это видится возможным лишь благодаря созидательному использованию digital-технологий, направленному на модернизацию методики преподавания, а также принятию новых ценностных установок: равенство в освоении инноваций, желание развиваться в интеллектуальном, нравственном и технологическом плане, взаимное доверие и когнитивное соучастие, совместная содержательная работа в цифровой среде.

В-четвертых, концептуальный вопрос «как оценивать?» качество полученных в цифровой среде знаний, обуславливает поиск «способов формирования культуры академической честности и этически обоснованных методов наблюдения за выполнением отчетных заданий [3, с. 31]. Оставаться честным, беспристрастным и справедливым в оценке студенческой успеваемости, затрудняет основанная на алгоритмах и программировании система онлайн-прокторинга: лишенная моральной рефлексии и морального выбора, делает за человека исключительно техническое решение. А также формализационная система ценностей, превалирующая над традиционной системой ценностей профессиональной этики и подменяющая статистическими данными «профессиональную практику, когда ученик обретает мастерство, глядя на действия учителя» [4, с. 66].

Как видим, профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава в контексте цифровой трансформации образования высшей школы претерпевает изменения, влекущие за собой этические проблемы и риски, что обуславливает необходимость разработки норм профессиональной этики преподавателя в условиях цифровизации. На наш взгляд, основополагающими положениями должны быть:

• исполнение своих обязанностей в цифровой образовательной среде в соответствии с профессиональным долгом, заключающимся в творческом подходе к труду через освоение digital-технологий, стремлении к пополнению профессиональных знаний, интеллектуальном и нравственном развитии, что в совокупности способно усилить содержательный аспект преподавания;

• уважение чести и достоинства студентов и других участников образовательного процесса, проявляющееся в отказе от какого-либо унижающего обращения в цифровой среде;

• соблюдение справедливости в оценке успеваемости студентов, качества полученными ими знаний, умений и навыков посредством цифровых ресурсов и сервисов;

• соблюдение ответственности при разработке авторских онлайн-курсов, цифровых методических пособий, размещении в электронную оболочку учебно-образовательного контента;

• проявление тактичности и внимательного отношения к студентам и коллегам в цифровой образовательной среде;

• соблюдение равенства прав и свобод человека, а так же проявление толерантности и уважения к традициям при выполнении профессиональных обязанностей в онлайн-формате;

• избегать конфликтных ситуаций, способных нанести вред деловой репутации самого преподавателя, коллег и университета;

• соблюдать правила речевого и письменного этикета при взаимодействии со студентами и коллегами в электронном формате;

• придерживаться делового стиля в одежде при взаимодействии со студентами и коллегами в формате видеоконференцсвязи.

Указанные положения норм профессиональной этики преподавателя в контексте цифровизации образования не изменяют их сущности: опосредованные «цифрой» они являются отражением и продолжением норм и ценностей профессиональной этики в традиционном понимании.

Выводы. Процесс цифровизации высшего образования, в котором сложным образом переплетаются технологические возможности, социально-экономические мотивы и инновации педагогической практики, преобразует профессиональную деятельность преподавателя, с целью повышения результативности обучения будущих специалистов в цифровом университете. Вместе с тем, происходит расширение его профессиональных обязанностей и появление новых ролей, что обуславливает возникновение этических проблем и рисков, и в целом трансформацию профессионального статуса преподавателя высшей школы. Совершенствование профессионально-этического регулирования деятельности преподавателя в цифровой среде университета является необходимым компонентом цифровой трансформации высшего образования, и требует своего оформления в виде кодификации норм профессионального поведения, содействующих эффективности образовательного процесса в условиях цифровизации.

Литература

1. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общ. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 с.

2. Дорохина Р. В., Лаврёнов С. В. Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. 2021. № 2. С. 118-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-problemy-tsifrovizatsii-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 20.03.2023)

3. Прокофьев А. В. Этика профессора в цифровом университете // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 31-53.

4. Скворцов А. А. Этика в цифровом образовании: как «Любовь к дальнему» развивает «Любовь к ближнему // Ведомости прикладной этики. 2021. №57. С. 64-73.

5. Согомонов А. Ю. Цифровой университет в информационном обществе: этические аспекты текущей трансформации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 48-63.

6. Стеблецова И. С., Гейцман Л. Э. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса // Технологии в образовании : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конференции. Новосибирск: СУПК, 2021. С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46187244 (дата обращения: 20.03.2023)

7. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : офиц. сайт / Минобрнауки России. М., 2021. URL: https://minobmauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtuj w.pdf (дата обращения: 20.03.2023).

8. Сычев А. А. Будущее университетского образования в условиях цифровизации // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 9-16.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) : принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года// Гарант : сайт. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 20.03.2023).

10. Шамсутдинова И. И. Трансформация статуса и роли преподавателя вуза в условиях цифровизации (на примере КФУ) // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021. № 1 (48). С. 95-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-statusa-i-roli-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-tsifrovizatsii-na-primere-kfu (дата обращения: 20.03.2023).

References

1. Dvenadtsat resheniy dlya novogo obrazovaniya : doklad TSentra strategicheskikh razrabotok i Vysshey shkoly ekonomiki [Twelve solutions for new education: report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics], ed. by Ya. I. Kuzminov, I. D. Frumin. Moscow, NIU VSHE Publ, 2018. 105 p. [inRuss.]

2. Dorokhina R. V., Lavryonov S. V. Eticheskie problemy tsifrovizatsii v sisteme obrazovaniya [Ethical Problems of Digitalization in the Education System] // VEK GLOBALIZATSII [AGE OF GLOBALIZATION]. 2021. No 2. pp. 118-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7eticheskie-problemy-tsifrovizatsii-v-sisteme-obrazovaniya (accessed: 20 March 2023) [in Russ.]

3. Prokofev A. V. Etika professora v tsifrovom universitete [Ethics of a professor at a digital university] // Vedomosti prikladnoy etiki [Semestrial Papers of Applied Ethics. University Ethics: Moral Problems of Digitalization of Education]. 2021. Issue 58. Pp. 31-53. [inRuss.]

4. Skvortsov A. A. Etika v tsifrovom obrazovanii: kak «Lyubov k dalnemu» razvivaet «Lyubov k blizhnemu [Ethics in digital education: how "Love for the far" develops "Love for the near"]. Vedomosti prikladnoy etiki [Semestrial Papers

of Applied Ethics. Digital Education and University Ethics: Are They Compatible?]. 2021. Issue 57. Pp. 64-73. [inRuss.]

5. Sogomonov A. Yu. Tsifrovoy universitet v informatsionnom obshchestve: eticheskie aspekty tekushchey transformatsii [Digital University in the Information Society: Ethical Aspects of the Current Transformation] // Vedomosti prikladnoy etiki [Semestrial Papers of Applied Ethics. Digital Education and University Ethics: Are They Compatible?]. 2021. Issue 57. Pp. 48-63. [inRuss.]

6. Stebletsova I. S., Geytsman L. E. Tsifrovaya transformatsiya prepodavatelya v usloviyakh sovremennogo obrazovatelnogo protsessa [Digital transformation of the teacher in the conditions of the modern educational process] // Tekhnologii v obrazovanii : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-metod. Konferentsii [Technologies in education: collection of materials of the International scientific and methodological conference]. Novosibirsk, SUPK Publ, 2021. Pp. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46187244 (accessed: 20 March 2023) [in Russ.]

7. Strategiya tsifrovoy transformatsii otrasli nauki i vysshego obrazovaniya [Strategy for digital transformation of the branch of science and higher education]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii // Minobrnauki Rossii [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation: official website]. Moscow, 2021. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtuj w.pdf (accessed: 20 March 2023) [in Russ.]

8. Sychev A. A. Budushchee universitetskogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii [The future of university education in the context of digitalization] // Vedomosti prikladnoy etiki [Semestrial Papers of Applied Ethics. University Ethics: Moral Problems of Digitalization of Education]. 2021. Issue 58. Pp. 9-16. [inRuss.]

9. Federalnyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redaktsiya): prinyat Gosudarstvennoy Dumoy 21 dekabrya 2012 goda : odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 goda [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-FZ (last edition): adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012] // Garant. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (accessed: 20 March 2023) [in Russ.]

10. Shamsutdinova I. I. Transformatsiya statusa i roli prepodavatelya vuza v usloviyakh tsifrovizatsii (na primere KFU) [Transformation of the Status and Role of a University Teacher in the Conditions of Digitalization (on the Example of KFU)] // Kazanskiy sotsialno-gumanitarnyy vestnik. 2021. No 1 (48). Pp. 95-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7transformatsiya-statusa-i-roli-prepodavatelya-vuza-v-usloviyah-tsifrovizatsii-na-primere-kfu(accessed: 20 March2023) [inRuss.]

Статья поступила в редакцию 28.03.2023 Статья допущена к публикации 15.04.2023

The article was received by the editorial staff28.03.2023 The article is approved for publication 15.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.