Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДСЕСТРЫ КАК ОСНОВА СЕСТРИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДСЕСТРЫ КАК ОСНОВА СЕСТРИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДСЕСТРЫ / THE CODE OF ETHICS FOR NURSES / НЕЭТИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / UNETHICAL BEHAVIOR / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / СЕСТРИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / NURSING EDUCATION / IMMORALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брашован Е.А.

Рассматривается значение профессиональной этики медсестры. Представлены результаты опроса, проведенного на городской улице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL ETHICS OF A NURSE AS THE BASIS OF NURSING EDUCATION

The paper considers the professional ethics of a nurse. It is found that the necessity of teaching professional ethics is relevant and needs to be developed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДСЕСТРЫ КАК ОСНОВА СЕСТРИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ»

© Е.А. Брашован, 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА МЕДСЕСТРЫ КАК ОСНОВА СЕСТРИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Е.А. Брашован

Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования

E-mail: prk@kmmivso.com

Рассматривается значение профессиональной этики медсестры. Представлены результаты опроса, проведенного на городской улице.

Ключевые слова: профессиональная этика, этический кодекс медсестры, неэтичное поведение, гуманизм, сестринское обучение.

Вопросы образования среднего и младшего медицинского персонала с каждым годом приобретают все большую актуальность. Медицинские знания необходимы медсестре в первую очередь. Кому хочется после посещения лаборатории неделями залечивать синяки на венах в результате того, что была неправильно введена игла шприца, или долго приходить в себя после неправильной дозировки препарата (или того хуже - из-за того, что перепутаны лекарства). Но не менее важно этичное поведение медицинского работника. Вопиющие случаи абсолютно неэтичного отношения медсестры к пациенту стали пугающе частыми: инстаграм, переполненный фотографиями с хирургических и операционных столов; «шабаши» медсестер на дежурствах, запечатленные в видео и вылаженные в Интернет; сиделки, которых никак нельзя назвать помощницами немощных и нуждающихся в заботе пациентов... Этот перечень можно продолжить.

Этический кодекс медсестры содержит большое число пунктов, касающихся отношения к пациенту, к профессии. Но почему-то люди, выбравшие эту профессию, все чаще ведут себя недостойно. Ст. 1. Кодекса гласит: «Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом». Согласно ст. 3-й Кодекса, посвященной гуманному отношению к пациенту, уважению его законных прав, «медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на

52

облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний». В ст. 4 говорится: «Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию».

А что мы видим в жизни? «Медсестра Находкинской городской инфекционной больницы жестоко избила девятилетнего мальчика, в результате чего ребенок получил перелом ноги»; «В Иркутске следователи начали проверку по факту жестокого обращения с ребенком-инвалидом, после того как в Интернете появилось видео, на котором санитарка бьет четырехлетнего мальчика из детского дома, отбирает у него игрушки. Запись сделала мать одного из маленьких пациентов больницы, они лежали в соседней палате. Тычки и подзатыльники, спартанские методы лечения. Четырехлетний мальчик даже не плачет, просто не понимает, чем провинился перед медсестрой»; «Крупный скандал разгорелся в одной из больниц Хасанского района Приморского края, где медсестра во время процедуры нанесла побои 7-летней девочке, которая боялась уколов. Короткий видеоролик вопиющего инцидента сняла другая юная пациентка -6-летняя девочка (в прокуратуру запись принесла ее старшая сестра), случайно увидевшая в телефоне ребенка шокирующую видеозапись»; «В Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении бывшей медсестры госпиталя ветеранов войн. Женщину подозревают в избиении 92-летней пенсионерки. Как сообщает Следственный комитет по Санкт-Петербургу, медсестра работала в кардиологическом отделении. Уголовное дело возбуждено по статье «побои».

№ 6 2017

О аыАашшИ

И Р

Таких примеров становится все больше. Считаем, что в связи с этим необходимо преподавать будущим медсестрам профессиональную этику как наиважнейшую дисциплину. Ведь количество фото и «видеоотчетов» студентов и молодых представителей профессии заполонили социальные сети. Так, «в декабре 2015 г. в Пермском крае медики устроили фотосессию в машине скорой помощи. Судя по фотографиям, они откровенно развлекались, позируя на фоне полуголого окровавленного человека, который находился без сознания. На одном из снимков молодой врач, сидя в измазанном кровью салоне «скорой», широко улыбается и показывает пальцами знак «виктори». Девушка-медик, опубликовавшая шокирующие фото в своем Instagгam, дала краткое пояснение: «ножевое, нара местный». И далее интересуется: «Хочешь, еще красоту покажу?». Или: «в июне 2015 г. 7 студенток КГМА разместили в Интернете свои фото рядом с трупами. Оперативными работниками проведены розыскные мероприятия по факту скандального фото, распространенного в Интернете, на котором запечатлены 7 девушек, позирующих в морге рядом с трупами. В ходе разбирательства было установлено, что в данном морге проводят практические занятия студенты КГМА ИСИТО и медицинского училища, а фото поместила в Интернет девушка 1996 г. рождения, учащаяся подготовительного курса КГМА».

Мы провели опрос на улицах города, задавая следующие вопросы:

• как Вы относитесь к неэтичному поведению медработников и сталкивались ли с подобным?

• ваше отношению к неэтичным фото и видео медицинского характера в Интернете?

• что можно сделать, чтобы искоренить данную проблему?

На первый вопрос почти 80% респондентов ответили, что хотя бы раз сталкивались в больницах и поликлиниках с подобным; 70% опрошенных высказали отрицательное отношение к выкладыванию в Интернет подобных фото и видео; отвечая на 3-й вопрос, чуть более 50% респондентов высказались за штрафные санкции в отношении таких медицинских работников и их незамедлительное увольнение. Около 50% опрошенных считают, что профессиональную этику необходимо изучать уже на начальных этапах обучения. И они абсолютно правы. Обучение будущих медицинских работников следует начинать с воспитания. Необходимы программы по профессиональной этике, включающие в себя теоретические и практические занятия, причем - с обсуждением разных жизненных ситуаций. Этический кодекс медсестры должен быть изучен от «А» до «Я». На практических занятиях (к примеру, с посещением хосписов, психиатрических больниц, поликлиник) необходимо погружать студентов в среду, в которой им предстоит работать, чтобы они осознали психологическую сложность своей будущей профессии. В наших руках (в руках преподавателей) - становление и будущее сестринских кадров. И от того, насколько правильно мы сможем их воспитать, будет зависеть здоровье нации.

THE PROFESSIONAL ETHICS OF A NURSE AS THE BASIS OF NURSING EDUCATION E.A. Brashovan

Krasnodar Municipal Medical Institute of Higher Nursing Education The paper considers the professional ethics of a nurse. It is found that the necessity of teaching professional ethics is relevant and needs to be developed.

Key words: professional ethics; the code of ethics for nurses; unethical behavior, humanism, nursing education, immorality.

1ИЯ

farmatsiva

Журнал «Фармация» предлагает

руководителям фарминдустрии, сотрудникам аптек, преподавателям и студентам уникальную информацию

о проектах фармакопейных статей, научных исследованиях в области контроля качества лекарственных средств.

С журналом «Фармация» вы всегда будете в курсе самых новейших достижений фармацевтической науки

N

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «РУССКИЙ ВРАЧ»

Подписаться можно с любого месяца Подписной индекс по каталогу «Роспечать» - 71477 Подписка на электронную версию журнала на сайте www.rusvrach.ru

№ 6 2017

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.