Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
УДК 343.221.51 https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/70
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОРРУПЦИИ
©Смирнова А. К., ORCID: 0000-0002-8638-3019, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected]
PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS IN THE PREVENTION OF CORRUPTION
©Smirnova A., ORCID: 0000-0002-8638-3019, Moscow State University of psychology and education, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. Коррупция представляет собой серьезную угрозу как для общества, так и для государства в целом. В эпоху Новейшего времени, когда организация жизнедеятельности общества вышла на качественно новый уровень, необходимо понимать, что данная проблема приобрела серьезный характер. Коррупция серьезно может пошатнуть демократические основы как в регионах, так и всецело в государстве. Именно поэтому данной проблематике посвящено большое количество исследований, авторы которых пытаются найти реальное решение вопроса с коррупцией. В статье рассматривается важность использования и распространения этических принципов и ценностей среди граждан и должностных лиц в современном мире. Взаимосвязь коррупции и этических возможностей государственных служащих прослеживается уже достаточное количество времени. В статье рассмотрены достоинства и недостатки использования различных этических кодексов служебного поведения, а также проанализированы результаты исследования на тему коррупции как в мире, так и в пределах нашей страны.
Abstract. Corruption is a serious threat both to society and to the state as a whole. In the era of modern times, when the organization of the life of society has reached a qualitatively new level, it is necessary to understand that this problem has become serious. Corruption can seriously shake the democratic foundations both in the regions and in the whole state. That is why a large number of studies are devoted to this issue, the authors of which are trying to find a real solution to the issue of corruption. The article discusses the importance of using and disseminating ethical principles and values among citizens and officials in the modern world. The relationship between corruption and the ethical capabilities of civil servants has been traced for a sufficient amount of time. The article discusses the advantages and disadvantages of using various ethical codes of official conduct, as well as analyzes the results of a study on corruption both in the world and within our country.
Ключевые слова: этика, государственный служащий, должностное лицо, кодекс этики служебного поведения, этические нормы, коррупция.
Keywords: ethics, civil servant, official, code of ethics of official behavior, ethical norms, corruption.
Коррупционные действия в деятельности органов государственного управления подрывают доверие граждан. Поэтому поведение государственных гражданских служащих должно соответствовать этическим нормам, принятым в обществе, а также специализированным правилам для их профессиональной деятельности. У чиновников складываются особые, специфические отношения с гражданами. Они являются прямыми представителями интересов общества. Соответственно, осуществляя свою деятельность, они
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
так или иначе оказывают влияние на права и свободы граждан. Когда во главу интересов ставится человек, его права и свободы, необходимо действовать четко, по правилам, согласно нормам морали [1].
Опыт борьбы с коррупцией в мире показывает, что в этом процессе нормативно-правовые акты закладывает основу, фундамент. Но для того чтобы построить комплексную, рабочую систему, необходимо также прибегать к моральной составляющей. Важно сформировать у общества и государственных гражданских служащих нетерпимость к использованию своего служебного положения в своих личных целях, для своей выгоды.
В связи с этим в конце 20 века развитые и развивающиеся страны начали разрабатывать и принимать различные этические кодексы служебного поведения [2]. Они являются очень важным инструментом в сдерживании коррупции и поощрении добросовестного исполнения своей работы. В кодексах излагаются незыблемые ценности и принципы, которые государственные служащие должны поддерживать и воспитывать в себе и своих коллегах. Важно отметить, что в этических кодексах правила соответствуют не только общепринятым нормам морали в обществе, но и тем, что приняты в конкретной профессиональной деятельности (в данном случае — для госслужащих). Данные кодексы дополняют систему законодательных актов, которые подразумевают определенные санкции против правонарушителей в системе государственной службы.
Также многие исследователи говорят, что кодексы этики являются важным инструментом для внедрения принципов правильного служебного поведения. Так граждане четко понимают свои права по отношению к органам государственной власти, знают, какого поведения от них необходимо ожидать. Также этические кодексы служат неким ориентиром для самих государственных гражданских служащих в отношениях с общественностью. Эта взаимосвязь тем самым порождает открытый и эффективный диалог между государством и обществом [3]. Хочется отметить, что для того, чтобы этические кодексы работали более эффективно, необходимо также иметь таких специалистов в области государственной службы, которые бы соответствовали необходимым квалификационным характеристикам, а также высокому профессионализму.
Исследование было проведено на основе теоретического анализа и обобщения научной литературы, анализа Европейского кодекса надлежащего административного поведения, а также на основе оценки результатов опроса ВЦИОМ и исследования фонда «Национальные ресурсы образования» и Российское общества «Знание».
На примере конкретного этического кодекса разберем, какие именно ценности в нем содержатся и какими принципами должны руководствоваться государственные служащие. Для этого рассмотрим European Code of Good Administrative Behavior (Европейский кодекс надлежащего административного поведения). Кодекс был принят 6 сентября 2001 года Европейским парламентом. Можно сказать, что основополагающим документом, на основе которого был создан данный кодекс, является Хартия Европейского союза по правам человека (а конкретнее — ст. 41 «Право на хорошее управление»). Европейский кодекс надлежащего административного поведения содержит 27 статей, содержащие административные и этические принципы, которые необходимо развивать в работе государственных органах власти Европейского Союза.
Итак, в первых трех статьях содержатся общие положения, в которых объясняются основные понятия и их правоприменение, а также на кого конкретно распространяются изложенные принципы. В ст. 4-16 содержатся принципы, которыми должны
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
руководствоваться государственные служащие в Европейском союзе при взаимодействии с общественностью. Некоторые из них:
1. Законность (должностные лица во время осуществления своей деятельности должны руководствоваться законом, а также следовать правилам, которые приняты в законодательстве Европейского Союза).
2. Отсутствие дискриминации (должностные лица должны обеспечить соблюдение принципа равного обращения, а также недопустима любая необоснованная дискриминация по отношению к представителям общества по различным основаниям).
3. Пропорциональность (применяемые меры в отношении граждан и их интересов должны соответствовать запросу и преследуемой цели; также важно соблюдать баланс между частными и общественными интересами).
4. Отсутствие злоупотребления властью (должностные лица должны осуществлять свои полномочия исключительно в соответствии с законом и предусмотренными положениями, а их действия должны быть замотивированы общественными интересами).
5. Беспристрастность, справедливость и независимость (государственным служащим нельзя совершать действия, которые могут нанести ущерб интересам граждан, а также поведение должностных лиц не должно зависеть от какого-либо давления извне, будь то политического, личного, семейного, финансового и т.д.).
6. Объективность (При принятии каких-либо решений, государственный служащий должен проанализировать все аспекты и дать им объективную оценку).
7. Вежливость (Государственные служащие должны вести себя по отношению к гражданам вежливо, корректно, доступно, также необходимо быть максимально полезным и стараться как можно более полно отвечать на запросы общественности).
Далее в ст. 13-20 рассматриваются правила и принципы, которые устанавливают, как государственным гражданским служащим необходимо работать с обращениями и заявлениями граждан. В ст. 21-24 содержатся положении об информации, ее конфиденциальности, доступности и хранении. Ст. 25-27 — это заключительные положения Европейского кодекса надлежащего административного поведения (1).
Как можно заметить, названные принципы и ценности являются довольно таки стандартными. Данный кодекс включает в себя общие нормы, которые касаются государственных служащих и должностных лиц. Все положения основывается на законности, справедливости, беспристрастности, независимости и прозрачности. Все это — основа для всех существующих этических кодексов для государственных служащих.
Применительно к Российской Федерации также существует некоторое количество этических кодексов для регулирования служебного поведения государственных гражданских служащих. Основным из них является «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». В нем также закреплены принципы профессиональной служебной этики, которыми должны руководствоваться государственные служащие в нашей стране.
Как уже было выяснено, этические кодексы безусловно играют важную роль в настоящее время. Однако эффективность их применения на практике до сих пор остается спорной. С одной стороны, эти официальные документы являются ориентирами в деятельности государственных служащих, помогающими решать профессиональные вопросы и давать рекомендации о том, как справляться со сложными ситуациями, возникающими на почве этических вопросов. С другой стороны, кодексы часто подвергаются критике и упрекаются в своей неэффективности. Очень часто реализация
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
возвышаемых ценностей и принципов носит неоднородный характер, что говорит о том, что вклад с борьбой с коррупцией является незначительным.
Для чего тогда они создаются в таком количестве по всему миру? Вероятнее всего для того, чтобы создавать видимость борьбы с коррупцией в глазах общественности, мировых сообществ и средств массовой информации. Также одним из основных недостатков применения кодексов этики является то, что они представляют собой довольно таки слабый метод по предотвращению коррупции, в отличие от закона. Это говорит о том, что этические нормы относительно неустойчивы к их нарушению. Важно, чтобы между государством и общественностью была атмосфера доверия, чтобы тем самым обеспечивалось соблюдение принципов кодекса. Это доверие, в свою очередь, зависит от множества факторов.
Международное движение против коррупции Transparency International каждый год проводит исследование по выявлению уровня нетерпимости к коррупции в государственном секторе. По итогам их исследования за 2021 год Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 136 место из 180 возможных. Это говорит о том, что в нашей стране достаточно высокий уровень восприятия коррупции. Государства, у которых самые лучшие результаты в данном показателе — это страны Европы, Канада, Япония, Австралия и США (2).
Хотелось бы также обратиться к исследованию о коррупции в обществе, проведенному в 2018 году среди граждан России Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По результатам опроса население считает, что наиболее коррумпированными сферами в нашей стране являются ГИБДД, медицина, полиция, ЖКХ, суды и прокуратура. А также почти четверть населения считает, что все российское общество пронизано коррупцией и ее последствиями. Как можно заметить, в данной статистике представлены именно те сферы, с которыми сталкивается каждый в нашей стране (3). Таким образом у общества уже сложилось отрицательное представление о деятельности государственных органах власти в целом.
Также обратимся к социологическому исследованию, которое провел в 2018 году фонд «Национальные ресурсы образования» и Российское общество «Знание». В результате исследования было выявлено, что большинство граждан крайне негативно относятся к коррупции. Также отмечается, что чиновники, олигархи, органы охраны правопорядка, а также сами граждане — основные участники общественных процессов, которые наносят наибольший коррупционный вред государству и обществу. Еще одним важным результатом данного исследования являются полученные данные о том, что большинство россиян считает, что «победить» коррупцию в стране возможно, используя такие методы борьбы как конфискация имущества преступников по коррупционным делам, их арест, увольнение с работы, широкое освещение преступлений в средствах массовой информации, а также просветительскую работу (4). То есть можно утверждать, что общество выступает за распространение и прививание этических ценностей среди населения, а также представителей государственной власти.
В заключение хотелось бы отметить некоторые умозаключения по данному вопросу. В связи с децентрализацией власти, с делегированием государственных полномочий важно качество работы региональных и местных структур, а также их этическое отражение. Поэтому наравне с административно-правовыми нормами и их совершенствованием, необходимо разрабатывать и распространять этические правила и стандарты служебного поведения, которые будут едины как для федерального уровня власти, так и для регионального и местного. В совокупности со всеми существующими мерами по противодействию коррупции будет снижаться риск ее распространения, а также будет
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №5. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/78
повышаться доверие граждан к органам государственной власти. С точки зрения этического просвещения общества и государственных служащих необходимо: распространять действие принятых этических правил на всех лиц, которые так или иначе участвуют в предоставлении услуг от лица государства; совершенствовать систему цифровизации государственных услуг для того, чтобы обеспечить наибольшую прозрачность деятельности должностных лиц; а также важно защищать лиц, которые сообщают сведения о разоблачении случаев коррупционного характера, чтобы население не боялось последствий таких действий.
Источники:
(1). Code of Good Administrative Behavior and complain^. https://clck.ru/h3Gf9
(2). Россия в Индексе восприятия коррупции - 2021. https://clck.ru/h3Ggf
(3). Коррупция в России: мониторинг. https://wciom.ru/analytical-reviews/
(4). Коррупция в цифрах. https://clck.ru/h3Ghb
Список литературы:
1. Максименко А. А., Дейнека О. С., Крылова Д. В., Духанина Л. Н. Отношение россиян к коррупции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 4. С. 407-428. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.404
2. Сергеева Т. А., Савченко И. А. Проблема имиджа государственных служащих в России // Вестник университета. 2020. №5. С. 32-40. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-5-32-40
3. Юрченко О. В. Особенности этики государственного служащего // Modern Science. 2021. № 5-3. С. 453-455.
References:
1. Maksimenko, A. A., Deineka, O. S., Krylova, D. V., Dukhanina, L. N. (2020). The attitude of Russians to the disease. Bulletin of St. Petersburg University, 13, (4), 407-428. (in Russian). https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.404
2. Sergeeva, T. A., Savchenko, I. A. (2020). The problem of the image of civil servants in Russia. Bulletin of the University, 5, 32-40. (in Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-5-32-40
2. Yurchenko, O. V. (2021). Features of the ethics of a civil servant. Modern Science, (5-3), 453-455. (in Russian)
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 04.04.2022 г. 08.04.2022 г.
Ссылка для цитирования:
Смирнова А. К. Профессиональная этика государственных служащих в предотвращении коррупции // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 561-565. https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/70
Cite as (APA):
Smirnova, A. (2022). Professional Ethics of Civil Servants in the Prevention of Corruption. Bulletin of Science and Practice, 8(5), 561-565. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/78/70
® I