Научная статья на тему 'Профессиональная экспертиза фундаментальных вопросов социальной фармации'

Профессиональная экспертиза фундаментальных вопросов социальной фармации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
408
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФАРМАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL PHARMACY / ACADEMICS PHARMACEUTICAL AREAS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Унгурян Лиана Михайловна, Громовик Богдан Петрович

Путем анкетного опроса проведена экспертиза относительно принципов социальной фармации, в котором приняли участие 22 университетских преподавателя фармацевтических управленческо-экономических дисциплин. Полученные результаты позволили выявить сходства и различия их осведомленности по вопросам социальной фармации, а также определить необходимость проведения дальнейших научных исследований по изучению путей развития будущей модели социальной фармации в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Унгурян Лиана Михайловна, Громовик Богдан Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional examination of the fundamental issues of social pharmacy

The examination of the fundamental issues of social pharmacy conducted. In the survey 22 teachers participated in pharmaceutical management and economic sciences. Similar and different views on the issues of social pharmacy revealed. The need for further research to explore ways of developing future models of social pharmacy in Ukraine defined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная экспертиза фундаментальных вопросов социальной фармации»

УДК 615.1:614.35

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАРМАЦИИ

Л.М. Унгурян1, Б.П. Громовик2,

1Одесский национальный медицинский университет, г. Одесса, Украина,

2Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого, г. Львов, Украина

Унгурян Лиана Михайловна - e-mail: [email protected]

Путем анкетного опроса проведена экспертиза относительно принципов социальной фармации, в котором приняли участие 22 университетских преподавателя фармацевтических управленческо-экономических дисциплин. Полученные результаты позволили выявить сходства и различия их осведомленности по вопросам социальной фармации, а также определить необходимость проведения дальнейших научных исследований по изучению путей развития будущей модели социальной фармации в Украине.

Ключевые слова: социальная фармация, преподаватели высших учебных заведений

фармацевтического направления.

The examination of the fundamental issues of social pharmacy conducted. In the survey 22 teachers participated in pharmaceutical management and economic sciences. Similar and different views on the issues of social pharmacy revealed. The need for further research to explore ways of developing future models of social pharmacy in Ukraine defined.

Key words: social pharmacy, academics pharmaceutical areas.

Введение

В последние десятилетия осуществляется трансформация фармации из составляющих социального института медицины в самостоятельный социальный институт, который, несмотря на свою медико-социальную ориентированность, глубоко затрагивает все стороны жизни человека и общества и требует основательного социологического анализа. Сосредоточение на выполнение важнейшей социальной функции - сохранение и улучшение здоровья населения в результате предоставления высококвалифицированной фармацевтической помощи, повлекло появление относительно новой научной концепции - социальной фармации (СФ).

Научный информационный поток содержит ряд публикаций, посвященных рассмотрению концептуальных вопросов СФ, ее важности в моделях фармацевтического образования и практики [1-7], а также выяснению особенностей распределения социальных ролей в фармации [8-11]. На сегодняшний день среди фармацевтической общественности сложилось определенное видение СФ как направления деятельности фармацевтического специалиста (ФС), однако мнение фармацевтического сообщества

относительно места и перспектив этого нового направления в системе отечественного здравоохранения до сих пор системно не изучалось. Вышесказанное определило цель и актуальность нашего исследования.

Цель исследования: определение степени осведомленности и изучение мнения преподавателей высших учебных заведений фармацевтического направления относительно реалий и перспектив развития СФ в Украине на современном этапе.

Материалы и методы

По специально разработанному алгоритму проведен анонимный анкетный опрос 16 преподавателей Львовского национального медицинского университета имени Данила Галицкого и 6 преподавателей Одесского национального медицинского университета, которые проводят подготовку по фармацевтическим управленческо-экономическим дисциплинам во время дипломной подготовки и первичной специализации (интернатуры) провизоров. Доля респондентов с научными степенями составила 68,1%, со званиями профессора и доцента (старшего преподавателя) - 50,0%. Их средний научно-педагогический стаж составил 14,8 года при размахе вариации от 0,5 до 37 лет.

Фармация

Исследование было самоинициированным. Конфликта интересов не наблюдалось.

Анкета, по которой проводился опрос, состояла из 14 вопросов, касающихся фундаментальных вопросов СФ, и паспортной части. Применены системный и региональный подходы и методы: сбор первичной информации, предусматривающий связывание позиций людей, их взглядов на те или иные проблемы на основании их ответов на заранее подготовленные вопросы, и статистический. Обработку результатов исследования проводили с использованием электронных таблиц MS Excel.

Результаты и их обсуждение

Согласно полученным результатам проведенного анкетного опроса для всех респондентов такой термин, как «социальная фармация» (СФ), является известным. Основными источниками ознакомления с СФ было участие в одноименной интернет-конференции (Харьков, 2013) и общение с коллегами. Об этом отметили 31,8% и 27,3% опрошенных соответственно. Другими источниками такой информации были печатные периодические издания (18,2%), название одноименной кафедры (13,6%), интернет (9,1%), собственные исследования и известные научные школы (по 4,5%).

Четыре пятых опрошенных (81,8%) имела представление о концепции СФ. Относительно определения самого термина «СФ», то из десяти предложенных трактовок больше всего респондентов были склонны к трем (табл. 1), а именно к седьмой (31,8%), второй и восьмой (по 27,3%).

Круг рассматриваемых СФ вопросов достаточно широк [4]. К основным относятся восемь вопросов (таблица 2). При этом результаты профессиональной экспертизы показали, что более четверти опрошенных были не в состоянии конкретизировать основные вопросы СФ, так как была необходимость узнать больше об этой концепции. На все

основные вопросы, рассматриваемые СФ, указало чуть меньше трети респондентов (31,8%). Остальные опрошенные ответили на 7 из 8 основных вопросов. При этом определение побочного действия ЛС не было указано, а наибольшее внимание было уделено определению роли ФС в обществе (31,8%), а также организации и процессу предоставления фармацевтической помощи (22,7%).

По мнению убедительного большинства опрошенных (95,5%) изучение СФ целесообразно включить в процесс подготовки ФС. При этом формирование СФ как учебной дисциплины, по мнению более двух третьих респондентов (68,2%), должно основываться на кардинальном пересмотре содержания всех дисциплин управленческо-экономического направления с целью устранения дублирования отдельного материала, формирования целостного, последовательного и наследственного их представления.

Более одной пятой опрошенных (22,7%) являются сторонниками необходимости учитывания некоторых вопросов СФ при подготовке ФС при полной их реализации после основательных научных исследований.

Менее одной десятой респондентов (9,1%) указали на необходимость внедрения в учебный процесс ФС социальных/поведенческих дисциплин и постепенной их трансформации в СФ. Менее одной пятой опрошенных придерживаются мнения, что СФ должна как можно быстрее быть включена в учебный процесс ФС, для чего необходимо использовать учебные планы зарубежных вузов.

СФ, по мнению трех пятых (77,3%) респондентов, должна входить в учебный план подготовки провизоров (клинических провизоров) и фармацевтов. Остальные считают, что СФ как учебная дисциплина необходима лишь провизорам (клиническим провизорам). По мнению 81,8% опрошенных, часть вопросов СФ должна преподаваться на

ТАБЛИЦА 1.

Профессиональная экспертиза распространенных трактовок понятия «социальная фармация»

№ п.п. Социальная фармация как научная концепция: Источник Доля, %

1. формирует компромисс между финансовыми (получением максимальной выгоды от реализуемых лекарственных средств - ЛС) и профессиональными (достижения максимального терапевтического эффекта и минимальных проявлений неблагоприятного воздействия от применения ЛС у пациента) интересами ФС [6] 9,1

2. фокусируется на роли ЛС на уровне личности, группы (организации) и общества, и роли ФС в области здравоохранения, а также охватывает различные направления - от опыта и восприятия ЛС пациентом до национальной и международной лекарственной (фармацевтической) политики [2] 27,3

3. включает в себя правовые, этические, экономические, политические, социальные, коммуникативные и психологические аспекты в оценке ЛС с целью содействия их безопасному и рациональному использованию [1] 4,5

4. основывается на совокупности соответствующих фармацевтических практик Унгурян Л.М. 4,5

5. фокусируется на реализации ЛС и предоставлении информации по их применению, учитывая психологические и поведенческие аспекты взаимодействия между ФС и пациентом [7] 0

6. изучает ЛС из социальных, научных и гуманистических позиций [4] 9,1

7. термин, интегрирующий все аспекты фармацевтической науки и практики, их взаимосвязь с условиями жизни и окружающей средой, с комплексом социальных, психологических, экологических факторов, поскольку определяет науку об общественном здоровье, его зависимость от указанных факторов и комплекс научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих минимизацию влияния негативных, неблагоприятных факторов [5] 31,8

8. теоретическая основа организации фармацевтического обеспечения, т.е. системы государственных и общественных мер правового, организационного, социально-экономического, научного, культурно-образовательного, санитарно-эпидемиологического, медицинского, технического и иного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности, обеспечение благоприятных для здоровья условий труда и быта, гармоничного физического и психического развития человека [5] 27,3

9. изучает социальные проблемы в фармации и фармацевтические проблемы в обществе и других науках [5] 4,5

10. изучает социальное значение терапевтического и нетерапевтического использования фармацевтических препаратов с точки зрения индивидуального и группового поведения лиц и социальных систем, существующих между ними [3] 0

Фармация

ТАБЛИЦА 2.

Оценивание основных вопросов социальной фармации

№ п.п. Основные вопросы, рассматриваемые социальной фармацией Доля, %

1. Определение информации и ее влияние на использование ЛС 9,1

2. Определение побочного действия ЛС 0,0

3. Определение роли ФС в обществе 31,8

4. Влияние введения новых ЛС на здоровье населения и экономику страны 9,1

5. Влияние законодательства на разработку новых ЛС 4,5

6. Влияние уровня подготовки и наличия специалистов на здоровье населения 9,1

7. Комплаентность пациента 9,1

8. Организация и процесс предоставления фармацевтической помощи 22,7

9. Все указанные выше вопросы 31,8

10. Конкретизировать основные вопросы социальной фармации не в состоянии, поскольку необходимо узнать больше об этой концепции 27,3

дипломном, другая - на последипломном этапе подготовки ФС. Поровну (по 9,1%) высказались за необходимость преподавания СФ только на дипломном этапе либо на последипломном этапе подготовки ФС.

О перспективности СФ в Украине засвидетельствовало 86,4% респондентов.

В современном обществе в лечебном процессе участвуют три основных субъекта: первым социальным субъектом является пациент, вторым - врач (медицинский работник), третьим - ФС. С целью более глубокого изучения осведомленности респондентов им было предложено определить роль этих субъектов в СФ. Как видно из данных рисунка, опрошенные не проявили единодушия по этим вопросам. Однако большинство респондентов указали:

- на ключевую (59,1%) и командную (22,7%) роль ФС в СФ;

- на поддерживающую (45,5%) и командную (22,7%) роль врача в СФ;

- на поддерживающую (50,0 5) и пассивную (31,8%) роль медсестры в СФ;

- на ключевую (40,9%) и особенную (31,3%) роль пациента в СФ.

Полученные результаты профессиональной экспертизы, по нашому мнению, свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей научной работы в этом направлении и в перспективе изучения путей развития будущей модели СФ в Украине.

Заключение

Проведение статистического анализа результатов анкетного опроса университетских преподавателей фармацевтических управленческо-экономических дисциплин позволило выявить сходства и различия их осведомленности по вопросам СФ, а также определить необходимость проведения дальнейших научных исследований по изучению путей развития будущей модели СФ в Украине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гойдин ЯА Взаимоотношение представителей и потребителей фармацевтических услуг на рынке лекарств: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. Волгоград. 2QQ5. 26 с.

Hoydyn Y.A. Vzaimootnoshenie predstavitelei i potrebitelei farmacevticheskih uslug na rynke lekarstv: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Volgograd. 2005. 26 s.

2.Кузьменко Я.Г. Распределение социальных ролей в современной фармации : автореф. дисс. . канд. социол. наук. Волгоград. 2QQ4. 24 с.

Kuz'menko Ja.G. Raspredelenie social'nyh rolei v sovremennoi farmacii : avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Volgograd. 2004. 24 s.

3. Котвіцька A.A., Суріков О.О., Кубарєвата І.В., Черкашина A3., Лобова І.О. Міжнародний досвід становлення та розвитку соціальної фармації / Соціальна фармація в Україні: стан, проблеми та перспективи: матер. всеукр. наук.-практ. інтернет-конфер. Харків: Вид-во НФаУ, 2Q13. С. 29-39.

Kotvic'ka A.A., Surikov O.O., Kubarevata I.V., Cherkashina A.V., Lobova I.O. Mizhnarodnii dosvid stanovlennja ta rozvitku social'noi farmacii / Social'na farmacija v Ukraini: stan, problemi ta perspektivi: mater. vseukr. nauk.-prakt. internet-konfer. Harkiv: Vid-vo NFaU, 2013. S. 29-39.

4. Котвіцька A.A., Кубарєва І.В., Суріков О.О., Волкова A3. Соціальна фармація як складова системи фармацевтичного забезпечення населення та міждисциплінарна наука / Соціальна фармація в Україні: стан, проблеми та перспективи: матер. всеукр наук.-практ. інтернет-конференції за участю міжнародних спеціалістів. Харків: Вид-во НФаУ, 2Q13. С. 14-28.

Kotvic'ka A. A., Kubareva І. V., Surikov O. O., Volkova A. V. Social'na farmacija jak skladova sistemi farmacevtichnogo zabezpechennja naselennja ta mizhdisciplinarna nauka / Social'na farmacija v Ukraini: stan, problemi ta perspektivi: mater. vseukr nauk.-prakt. internet-konferencii za uchastyu mizhnarodnih specialists. Harkiv: Vid-vo NFaU, 2013. S. 14-28.

5. Фомичева С. H. Социальная роль представителя фармацевтических услуг как персонализированная интеграция медицины и бизнеса: автореф. дисс. . канд. мед. наук. Волгоград. 2QQ8. 24 с.

Fomicheva S. N. Social'naja rol' predstavitelja farmacevticheskih uslug kak personalizirovannaja integracija mediciny i biznesa: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Volgograd. 2008. 24 s.

6. Abrika O.S.S., Hassali1 M.A., Abduelkarem A.R. Importance of social pharmacy education in Libyan pharmacy schools: perspectives from pharmacy practitioners [Electronic resource]. J. Educ. Eval Health Prof. 2Q12. Vol. 9. Mode of access : http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC33Q9Q42/ (date of appeal: Q3.Q2.2Q14).

7. Basak S.C. Social pharmacy concept in pharmacy education [Electronic

resource]. Mode of access: http://pharmabiz.com/ArticleDetails.

aspx?aid=69533&sid=9 (date of appeal: Q3.Q2.2Q14).

8. Громовик Б.П., Унгурян Л.М. Фармацевтична логістика: фокус на допомозі пацієнту : монографія. Львів: Растр-7, 2Q13. 212 с.

Hromovyk B.P., Unhurian L.M. Farmacevtichna logistika: fokus na dopomozi pacientu : monografija. L'viv: Rastr-7, 2013. 212 s.

9. Schaefer M., Leufkens H.G.M., Harris M.F. The teaching of social pharmacy/ pharmacy administration in colleges of pharmacy with special regard to the situation in Germany. J. Soc. Admin. Pharm. 1992. Vol. 9 (4). Р. 141-148.

10. Hassali M. A., Shafie A. A., Al-Haddad M.S. et al. Social pharmacy as a field of study: the needs and challenges in global pharmacy education. Res. Social. Adm. Pharm. 2Q11. Vol. 7 (4). Р. 415-42Q.

11. Sorensen E.-W., Mount J.K., Christensen S.T. The Concept of Social Pharmacy [Electronic resource]. Thechronic ill. 2QQ3. Issue 7. Mode of access: http://www.mcppnet.org/publications/ISSUEQ7-3.pdf (date of appeal: Q3.Q2.2Q14).

ключевая (важная)

поддерживающая

пассивная (незначительная)

командная

ФС

Врач

особенна Медсестра ^“Пациент

РИС.

Роль фармацевтического специалиста, врача, медсестры и пациента в социальной фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.