Научная статья на тему 'Профессиональная автобиография: способы самопрезентации молодых ученых'

Профессиональная автобиография: способы самопрезентации молодых ученых Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
936
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЯ / AUTOBIOGRAPHY / ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / DRAMATURGICAL APPROACH / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Форрат Наталья Владимировна

В статье представлены результаты исследования автобиографий молодых российских гуманитариев, присланных в качестве заявок на участие в Школе молодого автора (тренинге по написанию научных текстов). Основной теоретической рамкой исследования является драматургический подход И. Гофмана, в рамках которого автобиографии рассматриваются как акт взаимодействия между конкурсантом и отборочной комиссией. Предполагается, что авторы текстов пытаются создать в них такой образ идеального конкурсанта, который ожидает от них отборочная комиссия. В статье выделяются образы официального ученого, деятельного человека, ученого, увлеченного наукой, и уникальной личности, а также описывается, с помощью каких приемов авторам удается создать то или иное впечатление о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGY OF SCIENCE

The article represents the results of the research of the autobiographies (resumes) by the young Russian scholars sent attached to applications for the School of Younger Author (a training of academic writing). The dramaturgical approach of E. Goffman is used as the main theoretical frame of the research; accordingly the autobiographies are considered to be an act of interaction between the applicant and the selection committee. The assumption is that the authors of the studied texts attempt to construct the image of the perfect applicant to be selected. The article describes the images of an official scholar, an active personality, a dedicated scholar and a unique bright personality as well as the techniques used for their construction.

Текст научной работы на тему «Профессиональная автобиография: способы самопрезентации молодых ученых»

АНТРОПОЛОГИЯ НАУКИ

Н.В. Форрат

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОБИОГРАФИЯ: СПОСОБЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В статье представлены результаты исследования автобиографий молодых российских гуманитариев, присланных в качестве заявок на участие в Школе молодого автора (тренинге по написанию научных текстов). Основной теоретической рамкой исследования является драматургический подход И. Гофмана, в рамках которого автобиографии рассматриваются как акт взаимодействия между конкурсантом и отборочной комиссией. Предполагается, что авторы текстов пытаются создать в них такой образ идеального конкурсанта, который ожидает от них отборочная комиссия. В статье выделяются образы официального ученого, деятельного человека, ученого, увлеченного наукой, и уникальной личности, а также описывается, с помощью каких приемов авторам удается создать то или иное впечатление о себе.

На протяжении последнего десятилетия появилось множество стажировок, школ, грантов, доступных российским ученым. Зарубежные и российские благотворительные фонды осуществляют финансовую поддержку перспективных проектов на конкурсной основе, как это уже давно принято в зарубежных странах. В связи с этим необходимой компонентой успеха в современной науке становится умение побеждать в конкурентной борьбе, выгодно представить себя потенциальному спонсору. Проблема самопрезентации стала важной для ученого и, судя по всему, будет оставаться таковой еще долгое время.

Данная статья посвящена описанию результатов исследования* автобиографий (резюме) молодых российских ученых. Целью исследования было выделение и описание различных способов самопрезентации, используемых в этих текстах. Последние являются частью заявки на Школу молодого автора, кото-

* Автор выражает благодарность Центру независимых социологических исследований, в творческой атмосфере которого проводилось данное исследование, и Фонду Форда, оказавшему финансовую поддержку стажировке автора в ЦНСИ.

рую проводил в 2002-2003 г. ОИИЦ «Вестник Евразии»*. Школа была нацелена на обучение студентов-старшекурсников, аспирантов и молодык преподавателей до 30 лет написанию и редактированию научного текста.

Никаких стандартов для написания автобиографий задано не быто, оно стимулировалось лишь общей информацией о мероприятии и следующей фразой в информационном письме: «Отбор участников осуществляется на основе следующих документов: 1) резюме (краткая автобиография и список печатный работ, если таковые имеются)...». Круг людей, которые могли подавать заявки на участие в Школе, быт достаточно широким: никаких дополнительных требований, кроме дисциплинарной принадлежности (социальные и гуманитарные науки) и возраста, не предъявлялось.

В силу этих обстоятельств заявки приходили самые разнообразные по форме и содержанию. Весь массив автобиографий уже достаточно велик — их около 500. Их авторы представляют самые разные города от Юга России до Дальнего Востока. Большинство автобиографий не превышают в объеме одной страницы, однако их количество, территориальный охват и специфика конкурса (широкие дисциплинарные рамки и предельно простая процедура оформления заявки) позволяют утверждать, что авторами этих текстов являются самые разные молодые ученые**, а следовательно, данный массив автобиографий может дать достаточно полное представление о качественном разнообразии подобных автобиографий.

Исследуемые тексты не являются автобиографиями в традиционном смысле слова. Это скорее профессиональные резюме, хотя и это название применимо далеко не ко всем из них. Стилевое и содержательное разнообразие этих текстов затрудняет подбор адекватного термина для их обозначения и одновременно обуславливает тот исследовательский интерес, который они представляют. Именно разнообразием материала обусловлен выбор для данного исследования качественной стратегии анализа: формализация столь разных текстов рисковала бы выродиться в построение чересчур сложных квазинаучны« моделей. В дальнейшем мы будем говорить об автобиографиях или резюме, помня об условности этих названий и уделяя внимание качественным различиям между отдельными категориями текстов.

Текст и ситуация: теоретическая рамка и методология исследования

Исследуемые автобиографии будут здесь рассматриваться как акт взаимодействия между конкурсантами и отборочной комиссией. Это нельзя назвать взаимодействием «лицом к лицу», т. к. оно опосредовано текстами. Со стороны организаторов Школы таким текстом является информационное письмо, со стороны конкурсантов — их тезисы и автобиографии. Однако это опосредованное

* Идея исследования принадлежит Сергею Алексеевичу Панарину, директору ОИИЦ, который неоднократно занимался отбором претендентов на участие в Школе.

** Здесь и далее под молодыми учеными будут пониматься студенты-старшекурсники, аспиранты и преподаватели до 30 лет, которые имели право участвовать в конкурсе на Школу молодого автора.

взаимодействие так же основано на определении ситуации* его участниками, как и взаимодействие непосредственное. В данном случае ситуацию определяет образ** идеального конкурсанта, имеющийся и у авторов текстов, и у тех, кто эти тексты оценивает. Каждая автобиография является попыткой конструирования такого образа, который соответствовал бы ожиданиям отборочной комиссии. И каждый конкурсант вынужден сам для себя определять, на какие ожидания он должен ориентироваться. В его распоряжении есть лишь информационное письмо о Школе и собственные представления о сложившихся в науке институциональных нормах.

Описанные предпосылки обусловили и выбор теоретической рамки для данного исследования: в качестве таковой выступает драматургический подход Гофмана. Представление себя другим — это именно та задача, которую пытаются решить авторы резюме. Им необходимо избрать удачную роль и убедительно ее исполнить. В данном случае понятия, применяемые Гофманом (например, самовыражение, исполнение роли, управление впечатлением), помогают раскрыть характер связи текста и ситуации, его обусловившей.

Выбор этой теории может показаться неожиданным, т. к. основное внимание Гофман уделял не словам, а действиям. В самом начале своей работы «Представление себя другим в повседневной жизни» он разделает два аспекта самовыражения: «произвольное самовыражение, которым он [человек — Н.Ф.] дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя» (Гофман 2000: 33). Первое включает в себя вербальное общение, второе —широкий круг действий, которыми оно сопровождается. При этом Гофман говорит, что «такое различение значимо лишь первоначально», т. к. проигрывание роли и управление впечатлением может осуществляться в рамках обоих аспектов. В своей работе Гофман разбирает в основном второй аспект взаимодействия, однако нам ничто не мешает попытаться применить его идеи к анализу вербальной компоненты взаимодействия, которой являются тексты автобиографий***.

Еще одной особенностью изучаемой ситуации взаимодействия, помимо опос-редованности текстами, является ее «одноактность». Текст заявки (тезисов и автобиографии) — единственное средство общения с отборочной комиссией на данном этапе. Гофман говорит о значимости «информации, которой индивид первоначально обладает или которую приобретает о своих соучастниках, ибо именно на базе этой исходной информации индивид начинает определять ситуацию и выстраивать свою линию ответных действий» (Гофман 2000: 42). В данном

* Впервые это понятие ввел У. Томас: «Ситуация включает три вида данных: 1) объективные условия...; 2) предшествующие установки индивида или группы...; 3) определение ситуации, т. е. более или менее ясную концепцию условий и осознание установок» (Томас, Знанецкий 1996: 352).

* * Термин «образ» будет употребляться в данной статье по аналогии с термином «роль». Роль предполагает процесс проигрывания и ситуативную коррекцию поведения. Образ, в свою очередь, отличается от роли большей статичностью и целостностью, а потому лучше подходит для использования при анализе текстов.

*** О применении драматургического подхода Гофмана к исследованию текстов см., напр., (Miller), где идеи Гофмана применяются для анализа самопрезентации людей на домашних страницах в Интернете.

случае значимость этой информации возрастает многократно, т. к. именно от нее зависит достижение цели конкурсантом — попадание в число победителей. Автобиография же является тем средством, с помощью которого он может заявить о себе, как о «лице определенного рода», тем самым предъявляя другим «некое моральное требование оценивать его и обращаться с ним так, как имеют право ожидать люди его категории» (Гофман 2000: 44) Таким образом, в дальнейшем мы будем исходить из предположения, что в автобиографиях авторы пыгтались по возможности выстроить образ идеального конкурсанта, каким они его видят.

Здесь уместно быто бы задать два скептических вопроса. Первый заключается в том, насколько участники игры осознают ее правила и пытаются сознательно им следовать. Ведь на каждого конкретного конкурсанта в момент написания автобиографии могло влиять множество привходящих обстоятельств (отсутствие времени, наличие уже готового текста, написанного для других целей, и т. п.). Нас, однако, не интересует вопрос осознанности своих действий участниками игры и их истинных мотивов. Важно, что их тексты воспринимаются отборочной комиссией «как если бы индивид передавал конкретное впечатление» (Гофман 2000: 38). Читая текст автобиографии, присланной на конкурс, мы предполагаем, что человек стремится пройти отбор, прилагает усилия для представления себя в положительном свете* и старается донести информацию, которая создала бы о нем впечатление как о перспективном участнике Школы. Гофман говорит, что исходя из подобной ориентации на эффект воздействия «можно принять функциональный или прагматический подход» (Гофман 2000: 38), т. е. рассматривать действия человека как рациональные, даже если они заданы другими факторами (традицией, групповыми нормами и т. п.). Следуя Гофману, примем предположение о рациональности действий акторов в качестве методологического допущения.

Второй скептический вопрос состоит в том, насколько широки возможности управления впечатлением и конструирования какого бы то ни было образа идеального конкурсанта в таком тексте, как автобиография. Его содержание ограничено событиями, имевшими место в жизни конкретного человека: студент-пятикурсник не может сконструировать в своей автобиографии образ академика. Тем не менее, если говорить не о фактах, а о способах их представления, то возможности управления впечатлениями читателя очень широки. Сравните, например, следующие цитаты из автобиографий**:

(1а) В 1996 году закончила среднюю общеобразовательную школу № 23 г. Самары. В том же году поступила в Самарский государственный педагогический университет (филологический факультет, очная форма обучения).

(16) С 1987 по 1997 год я имела счастье обучаться в средней общеобразовательной школе, не перегруженной каким-либо уклоном, что сделало возможным естественное развитие моих интеллектуальных пристрастий. В 1997 году поступила в Волгоградский государственный педагогический университет на филологический факультет, руководствуясь

* Гофман называет это явление идеализацией (Гофман 2000: 67).

** В целях соблюдения анонимности большинство имен и некоторые даты в цитатах изменены.

примером матери и благой целью воспитывать подрастающее поколение посредством своей далеко не благой личности.

(2а) Л.В. Таркова неоднократно принимала участие в региональных и международных научно-практических конференциях. Имеет 15 опубликованных работ.

(26) 22-25 апреля 1997 г. — участие в XXXV Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», секция Социология, подсекция Социология управления, доклад «Социокультурное обоснование деятельности человека».

Август 1997 года — участие в организации Первого Международного симпозиума «Окружающая среда — Здоровье — Развитие в Сибири» (НГУ, кафедра ЮНЕСКО)

Сентябрь 1997 — январь 1998 года — проведение исследования «Тендерный анализ молодой семьи современной России». Цель исследования — подтверждение или опровержение гипотезы, что поведение мужчин и женщин в современной молодой российской семье определяются устойчивыми гендерными стереотипами. Задачей первого этапа исследования было выявление устойчивых стереотипных образов жениха и невесты, мужа и жены. По результатам первого этапа исследования написана и опубликована статья.

В приведенных фрагментах жизненные события, на которых основывается текст, одинаковы или очень похожи. Способы же представления фактов различны, возможностей для управления впечатлениями предоставляется здесь немало. Конструируемый образ, хотя и основан в определенной степени на биографии конкретного человека, не тождественен автору. Он рождается в результате интерпретации фактов и является инструментом для достижения цели.

Перед исследованием стоят два вопроса: какой образ ученого представляется конкурсантам идеальным и конструируется в их автобиографиях; и какими способами происходит его конструирование. В качестве методологического инструмента для решения первого вопроса будет использовано понятие идеального типа М. Вебера. «Идеальный» тип, в его понимании, — это аналитический конструкт, обусловленный смысловой адекватностью, в отличие от среднего типа, имеющего эмпирически-статистическую природу (Вебер 1990). «Идеальный» тип есть предельное выражение некоторых значимых характеристик, которое не встречается в реальности, но способно служить хорошим инструментом ее познания. В дальнейшем, когда будет идти речь об образах ученых, конструируемых в автобиографиях, будут иметься в виду их «идеальные» типы. Это означает, что каждая конкретная биография чаще всего будет являться смешением различных «идеальных» типов, а не их прямым воплощением.

Для анализа способов конструирования, помимо драматургии Гофмана, будут также использоваться некоторые элементы дискурс-анализа*.

* В данном случае используется широкое понятие дискурса, представляющее его как текст + ситуация (Макаров 2003: 87).

Образы идеального конкурсанта, конструируемые в автобиографиях

Если попытаться упорядочить все многообразие информации, представленной в автобиографиях, можно выделить четыре образа, которые конструируются их авторами. Это образы официального ученого, деятельного человека, ученого, увлеченного наукой, и уникальной личности*. Способы конструирования этих образов иногда одинаковы, а иногда специфичны для каждого из них.

Образ официального ученого. Такой человек очень хорошо встроен в официальную науку. У него есть статус, определяющий его принадлежность к образовательному или научному учреждению, он ориентирован на постепенное его повышение. Его деятельность направлена на достижение и улучшение каких-либо официальных показателей (от среднего балла аттестата до получения ученой степени), а его успешность измеряется степенью соответствия формальным требованиям официальных учреждений (количеством публикаций, выступлений на конференциях, сдачей кандидатских минимумов и т. п.). Приведем отрывок из типичной автобиографии:

1991-1996 гг. обучение в Бурятском Государственном педагогическом институте им. Д. Банзарова, на историческом факультете. По окончании института присвоена квалификация «преподаватель истории и социально-политических дисциплин».

С 1998 г. работаю в штате Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусств. В период с ноября 1999 г. по январь 2002 г. проходила обучение в очной аспирантуре по специальности 07.00.02 Отечественная история. В декабре 2002 г. защищена диссертация по теме: «История взаимоотношений государства и религиозных конфессий в Бурятии в 19171940 гг.» в Бурятском государственном университете. Научный руководитель — д.и.н., профессор Шубин Н.П.

С февраля 2002 г. по настоящее время являюсь преподавателем кафедры истории и исторического наследия. Имею научные публикации общим объемом 17,6 п.л.

Впечатление об авторе как об успешном официальном ученом создается в такого типа биографиях через употребление стандартных бюрократических формулировок при описании фактов научной биографии, например, «утвержденная тема диссертационной работы...», «... присвоена квалификация "менеджер"», «... рекомендована ГЭКом к публикации и внедрению», «. проявляет себя как активный участник городских конференций аспирантов и молодых ученых», «принимала активное участие . , за что получила официальную благодарность». Использование таких формулировок сразу помещает конкурсанта в пространство

* Естественно, это не единственно возможная типология автобиографий. Наверняка, гораздо более очевидным является стилевое различие между советской автобиографией и западным резюме. Такая типология позволила бы сопоставить соответствующие ориентации на разные академические рынки, но она хуже применима ко всему объему данных. Разделение на советский и западный стили, равно как их соотношение с типологией, описываемой в статье, требует отдельного рассмотрения и не входит в задачи данного исследования.

институциональной науки. Впечатление усиливается, когда не только используется соответствующий стиль, но и упоминаются официальные показатели успешности обучения и научной деятельности, а также подробным образом расписываются различные формальности:

Средний балл за период обучения 4,89.

К настоящему времени сданы экзамены кандидатского минимума по философии и английскому языку (специальность 22.00.08. Социология управления).

23.10.2000 г. успешная защита кандидатской диссертации на тему: «Конкуренция как закономерность рыночной экономики и специфика ее проявления в транзитарном хозяйстве России» в региональном докторском диссертационного совете ДМ 214.231.03 при Воронежском государственном университете имени Г.Р. Державина. Получены справки о принятии к внедрению результатов научного исследования в Воронежском территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и в ВГПУ им. В.Г. Белинского на кафедре политэкономии.

При описании участия в конференциях и имеющихся публикаций также применяются формальные категории, характерные для различных бюрократических документов (межвузовский, межрегиональный, международный и т. п.):

... на студенческих научно-практических конференциях разного уровня, проходивших в 2001, 2002 гг., я сделала 8 докладов (2 — на Межвузовских конференциях, 4 — на Всероссийских, 2 — на Международных).

Описанные способы конструирования образа относятся к дискурсивным. Они управляют впечатлением читателя через использование языковых средств. Другим способом выстраивания образа официального ученого является указание на связанность конкурсанта с людьми, обладающими высоким статусом в официальной науке:

В данный момент учусь в ГУКИ на кафедре теории и истории мировой культуры (зав. кафедрой доктор философ. наук, профессор Н.С. Лебедева).

... курсовая «Молодежь 2000: начало жизненного пути, проблемы социализации» (рук. — канд. социол. н., старший науч. сотр. лаборатории социологии Института Образования взрослых РАО О.Е.Кулькова).

... участвовала в полевой части исследования (проект ИС РАН «Методология социологического анализа генеалогических и биографических данных», поддержан РФФИ). Руководил экспедицией старший научный сотрудник Института социологии В.С. Иванов.

С помощью этого приема автор приобщает себя к институционализированному научному сообществу, компенсируя свой пока еще низкий статус высоким статусом своих руководителей. Употребив термин Бурдье (Бурдье 1993), это можно назвать использованием чужого символического капитала, превращением его в капитал личный.

Таким образом, при конструировании образа официального ученого автор демонстрирует максимальную включенность в науку как систему статусов, должностей, общеприняты« и документально зафиксированный показателей успешности. Впечатление об этой включенности создается не столько за счет солидны« статусов и больших заслуг, т. к. молодые ученые пока их не имеют, сколько с помощью дискурсивных средств. Использование определенного языка задает контекст восприятия фактов автобиографии — пространство институционализированной науки. Косвенным образом дискурс дает представление и о намерениях, жизненных планах автора, демонстрируя его ориентированность на официальную академическую карьеру.

Образ деятельного человека. Главное для такого человека — не обладание статусом и не улучшение официальны« показателей, а его практическая деятельность. Этот человек никогда не сидит без дела, он активен, причем его активность носит публичный характер. Для него важен достигнутый результат, который не обязательно измеряется стандартными показателями, но с необходимостью является полезным для его профессионального развития. Профессионализм понимается деятельным человеком достаточно широко: это и знания, непосредственно касающиеся его сферы, и личные качества, необходимые для карьерного роста, и общая социальная компетентность, способствующая более эффективной реализации личностного потенциала. Сфера деятельности этого человека не ограничивается наукой. Она охватывает и околонаучные области, которые непосредственно связаны с публичной сферой и социальным заказом.

Акцентирование результата деятельности в противоположность ее процессу является одним из механизмов конструирования этого образа. Авторы описывают факты автобиографии через указание на полученный в итоге результат: различные дипломы и сертификаты, призовые места на олимпиадах, победы в интеллектуальны« играх («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»), публикации по итогам конференций, овладение различными навыками, успешную реализацию различного рода проектов, успехи собственных учеников и т. п. Даже если автор указывает на событие, результат которого не оформлен должным образом, как, например, диплом, сертификат, звание лауреата и т. п., впечатление подведенного итога достигается через использование глаголов совершенного вида:

В 2000 г. провел собственное социологическое исследование, возглавив группу студентов младших курсов. Разработал анкету, координировал действия анкетеров, обобщил данные, написал анализ.

Принимаю активное участие в различных научных конференциях:

— приняла участие и выступила с тремя докладами на Итоговых научных конференциях АГПУ в 2001 г., 2002 г. и опубликовала тезисы;

— приняла участие и выступила с докладом на региональной научно-практической конференции «Молодежь и выборы» (г. Астрахань, 2001 г.) и опубликовала тезисы;

— приняла участие и выступила с научным докладом на Втором международном конгрессе студентов, молодых ученых и специалистов «Молодежь и наука — третье тысячелетие» (г. Москва, 2002 г.) и опубликовала тезисы;

— приняла участие и выступила с сообщением на Областной моло-

дежной научно-практической конференции «Молодежь. Политика. Выборы.» (г. Астрахань, 2002 г.) и опубликовала тезисы;

Ориентированность на результат выражается авторами не только через описание деятельности, но и указанием на соответствующие черты характера:

Мои сильные стороны: ответственный, собранный, энергичный. Люблю работать на результат, способен к интенсивной работе.

Самостоятельность, настойчивость, трудолюбие, усердие, целеустремленность позволили окончить названный вуз с отличием. За успехи в учебе была отмечена стипендией совета факультета.

Ценность конкретных практических дел для автора, создающего образ деятельного человека, демонстрируется через описание подробностей событий (точных дат и мест проведения конференций, названия докладов, проектов и т. п.):

14.09 - 25.11.2000 г. Стажировка в Московской Высшей Школе Социальных и Экономических Наук Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ по итогам конкурса Федеральной Целевой Программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2001 гг.», имеющей статус президентской программы, по направлению 1.5 «Поддержка обучения и стажировок наиболее способных студентов и аспирантов в ведущих научных центрах» (решение Совета ФЦП «ИНТЕГРАЦИЯ» от 12.03.2000 г.)

Является соавтором учебно-методического пособия «Введение учащихся 7-8 классов в правовую сферу общеобразовательного процесса» (пособие апробировано в школе № 5, № 14, № 16, № 28, № 48, летнем образовательно-оздоровительном лагере для детей «Пост №1» и имеет положительные отзывы).

На 39 Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», посвященной 70-летию академика В.А. Коптюга, которая проходила в городе Новосибирске 9-13 апреля 2001 г., представленный мною доклад был признан одним из лучших и отмечен дипломом первой степени.

Описание деталей создает ощущение реальности и значимости события. Оно вместе с указанием на результат действий говорит о реализации целей конкурсанта в прошлом и тем самым служит подтверждением серьезности его будущих намерений.

Как уже отмечалось, деятельный человек отличается широтой своей активности. Он не только участвует в научных проектах и мероприятиях, но и уделяет внимание публичной сфере. В связи с этим особую важность имеет указание на связь его деятельности с актуальными для общества проблемами:

В 1998 г. явилась инициатором создания на историко-философском факультете студенческого клуба «Континент», который занимался разработкой геополитических проблем, проблем европейской интеграции и взаимоотношений России и НАТО.

В школьные годы я занималась в игровом клубе «Колобки» и была главной в нашем «Воскресном клубе». Мы собирались по воскресеньям, чтобы обсудить животрепещущие вопросы о нашем клубе, городе, стране и иногда мире.

В 9 классе помимо занятий в школе вступила в Ассоциацию юных лидеров и в 10 классе была лидером движения «Тинейджеры против наркотиков и СПИДа». Как лидеру движения приходилось выступать на десятитысячной публике с призывами к борьбе с этим бичом общества.

Общественная актуальность деятельности конкурсанта придает дополнительную значимость его научным исследованиям. Они не только пополняют имеющиеся знания, но и способствуют разрешению существующих в обществе проблем. Это — еще одно свидетельство ориентированности на практику и прагматическую оценку действительности. Конструируя образ деятельного человека, авторы биографий по возможности пытаются связать тему своего научного исследования с ее общественной значимостью:

По роду деятельности приходится сталкиваться с немотивированной жестокостью подростков. Это и побудило меня написать статью, тезисы которой я Вам высылаю. Изучение данной проблемы в политологическом аспекте считаю первым этапом в более полном, криминологическом ее осмыслении.

Деятельный человек стремится не только исследовать, но и преобразовывать реальность. Его включенность в общественную деятельность свидетельствует о высокой социальной компетентности и способности найти применение своим знаниям и умениям. Наука и практика являются для такого человека взаимодополняющими областями активности:

Слова великого классика отечественной педагогики являются для меня путеводителем в моем профессиональном пути:

Учитель не должен быть только преподавателем, он исследователь, он изучает ребенка, его отношение с детьми, взрослыми, обобщает опыт и выбирает нужный прием в данной ситуации. Поэтому подготовка учителя не должна ограничиваться приобретением только научных знаний. Учителю нужно уметь вести исследовательскую работу, пройти практику в школе, участвовать в педагогических съездах и конференциях, знать об опыте лучших учителей (С.Т. Шацкий).

Характерным для деятельного человека является выщеление цели участия в конкурсе. Несмотря на то, что содержание мероприятия уже прописано в информационном письме, описываемый образ конкурсанта предполагает четкое осознание собственных целей, постановку перед собой конкретных задач, а, следовательно, и их вербализацию:

Цель: применение своих знаний и навыков в реальной деятельности. Пополнение интеллектуального багажа.

Цель: принять участие в тренинге ОИИЦ 4-8 мая 2003 г. для обучения более грамотному написанию и редактированию научных работ, публикаций и исследований; налаживания контактов с молодыми авторами,

исследователями, преподавателями; расширения кругозора в области написания исследовательских проектов.

Итак, образ идеального конкурсанта как деятельного человека конструируется как за счет дискурсивнык средств (глаголы совершенного вида в представлении результата деятельности; описание деталей, придающее реальность событиям), так и с помощью расстановки тематических акцентов (публичность и результативность деятельности, разработка общественно актуальных тем исследований и наличие четких целей участия в конкурсе). В результате создается образ социально активного ученого-преобразователя, для которого достижение поставленной цели имеет первостепенное значение.

Образ ученого, увлеченного наукой. В данном случае идеальный конкурсант представляет собой ученого, полностью поглощенного своим научным исследованием. Ддя этого человека не значимы ни официальные статусы и награды, ни какая-либо практическая деятельность, сопряженная с исследовательской. Он ориентирован на идеал чистой науки и чистого научного интереса, не подверженного влиянию внешних факторов. Им движет только собственное любопытство и стремление заполнить существующие в той или иной области знаний белые пятна.

Способы конструирования такого образа не столь разнообразны, как описанные выше. Можно выщелить два основный приема: подробное описание исследовательских разработок конкурсанта и акцентирование личной мотивации к изучению данной темы. Эти два приема могут применяться как отдельно, так и синхронно:

Его [конкурсанта — Н.Ф.] дипломная работа «Зарождение идей неоми-фологизма в немецкой историографии начала — середины XIXв.» поставила вопрос о соотношении национального мифа и германской ментальнос-ти в широком аспекте. Были привлечены материалы немецкой классической философии (Ф.В.И. Шеллинг), немецкой артистической мысли (Р. Вагнер) для обоснования нового взгляда на проблемы становления «германского духа». С ними сочетались теоретические разработки проблемы мифа, базирующиеся на работах крупнейших отечественных философов (М.К. Ма-мардашвили, А.Ф. Лосев). Продолжая работать над этой темой в аспирантуре в историческом и историографическом планах, Д.Е. Луконин подошел к необходимости осмысления материала также и в философском аспекте. <...> Его научный поиск, основанный на новом прочтении фило-софско-исторических идей Ф.В.И. Шеллинга, направлен на изучение категории «миф» в ее онтологическом основании и применении ее к осмыслению исторического процесса.

Историей «Молодой гвардии» я начала заниматься четыре года назад, после поездки в Краснодон и знакомства с членом штаба «Молодой гвардии» Василием Левашовым, который рассказал о «Молодой гвардии» много нового. Переписываюсь с родственниками молодогвардейцев: братом Вани Земнухова — Александром Александровичем, племянницей Вити Третьякевича — Самариной Еленой Михайловной, братом Нины Минаевой — Владимиром Петровичем. <. > В ходе работы над данной темой были посещены все школьные музеи в Краснодоне; осуществлялась переписка со школьными музеями практически всего СНГ: школы № 312 г.

Щелково Московской области, средней шкодой № 89 из г. Сосногорска республики Коми, восьмилетней школой № 21 г. Сарапула, Удмуртской республики, <...> ; изучались подшивки газет «Слава Краснодона», «Комсомольская правда», «Луганская правда», «Молодогвардеец», «Вечерняя Уфа» и многие-многие другие.

Для ученого, увлеченного наукой, характерно специфическое обоснование цели участия в конкурсе. Оно исходит не столько из желания приобрести определенные навыки (т. е. ориентированности на результат), сколько из потребности поделиться мыслями, разработками, придать новый импульс размышлениям о своем исследовании:

Ощущаю недостаток общения и дискуссий по названным проблемам. <. > Очень хотелось бы принять участие в тренинге для молодых ученых.

Таким образом, для создания впечатления о себе как об ученом, увлеченном наукой, автор практически растворяет собственную личность в изучаемой научной проблеме. От него самого остается лишь желание изучить ее как можно подробнее и глубже. В связи с этим в автобиографию включается лишь самая необходимая информация о конкурсанте как о конкретном человеке (имя, адрес, название вуза), а основное внимание уделяется описанию «общезначимого» научного исследования.

Образ уникальной личности. Главная черта уникальной личности — значимость субъективного опыта. Такой человек пропускает все через свою душу. Он стремится к полноте и разнообразию опыта. Он открыт для коммуникации, для усвоения новой информации и новых ощущений. Уникальная личность проявляет свою активность в самых различных сферах, однако публичность деятельности здесь не важна. Главное — тот опыт, который приобретается в результате. Он должен обогащать уникальную личность, стимулировать ее дальнейшее развитие.

Конструирование образа уникальной личности начинается с описания черт характера. Они представляются как результат взаимодействия природных склонностей с внешними обстоятельствами, в которых проходила социализация человека. Вся последующая деятельность уникальной личности, как правило, непосредственно связана с ее детством, с тем, кто и каким образом повлиял на нее:

По природе своей я 100 % гуманитарий и поэтому увлекаюсь всем, что прямо или косвенно связано с этой областью. Мои способности обнаружились еще в детском саду, когда я, не умея читать абсолютно, прочитала свою любимую книгу (секрет прост — я знала её наизусть, но в то, что я читаю, поверили все, включая воспитательницу).

С детства интересуюсь изобразительным искусством. Этому способствовало и то, что с 4-5 лет я начала посещать вместе с родителями художественные музеи, и то, что в старших классах занималась в художественном кружке при Волгоградском музее изобразительных искусств. Мы бывали на выставках (в последние годы Волгоград живет насыщенной художественной жизнью), в мастерских художников, учились анализировать произведения живописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моя мать, преподаватель экономики и истории в школе, наградила меня тягой к знаниям и неудержимым побуждением «нести культуру в массы»; отец, частный предприниматель, наделил прагматическим умом и подчас холодной расчетливостью. Мне говорят, что природа сыграла со мной шутку, соединив романтический тип внешности с неженской рассудочностью, аналитическими способностями и любовью к философии культуры.

Каждое событие в жизни уникальной личности рассматривается как этап ее самореализации. Критерием успешности являются не внешние категории (формальные показатели или общественная полезность), а богатство приобретенного субъективного опыта и его влияние на дальнейшую самореализацию:

Когда мне исполнилось 18 лет (и я стала совершеннолетней), я начала свою активную деятельность в Союзе детских организаций. Здесь я смогла реализовать себя не только как исполнитель многочисленных проектов в молодежном и детском движении, но и как разработчик собственного.

В 2000 году я поступила в Университет, но это не помешало мне реализо-вывать себя, а даже помогло. На первом курсе, чтобы попробовать себя в будущей специальности, я работала в штабе одного кандидата на выборах в Государственную думу. В итоге он стал депутатом. Это была победа штаба, нашей команды, в которую я быстро вписалась и усердно работала.

Наука в биографии уникальной личности представляется очередным увлечением в череде других занятий, ей предшествовавших или ее сопровождающих. Темы научных поисков обосновываются не общественной актуальностью или пробелами в знании, а интересом, возникшим на данном этапе жизни человека. Если увлеченный наукой ученый проявлял интерес к исследованию значимой для науки темы, то для уникальной личности важность конкретного предмета изучения обосновывается субъективным интересом к нему. Кроме того, уникальную личность интересует не столько результат ее деятельности, сколько процесс:

В университете заинтересовалась социальной экологией и сейчас непосредственно занимаюсь именно этим. <...> На данном этапе, помимо учебы, являюсь членом Омской студенческой экологической инспекции (ОЭСИ), и танцую в хореографическом ансамбле ОмГУ.

На первых курсах участвовала в КВН, ходила на занятия в вокальную студию. Став постарше, занялась непосредственно своей специальностью — участвовала в выборах. В начале в роли волонтера, затем находилась работа посерьезнее, требующая навыков и умения. Увлекалась и увлекаюсь общественными делами в общественных организациях. <...> Научная деятельность тоже не обошла меня стороной. <...> Меня всегда интересовали средства массовой информации, их деятельность, РЯ, и практику я проходила по своим интересам в 2000 г. в мэрии в соответствующем управлении, а в 2001 г. в администрации края в департаменте по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Субъективныш опыт используется как главный критерий и при описании цели участия в конкурсе. Для уникальной личности важен не результат, не приобретение навыков и даже не научная дискуссия. Главное — возможность совер-

шенствования собственной многогранной личности и самовыражение во все новых формах:

Принять участие в этом проекте для меня будет познавательно и полезно, ввиду моей будущей профессии. Я всегда готова познавать новое, неизведанное и совершенствовать собственные умения.

Участие в «Школе молодого автора» для меня: прекрасная возможность отвлечься от зарабатывания «куска хлеба» и вернуться к тому, чем всегда хотелось заниматься — к Слову.

Если образ ученого, увлеченного наукой, подразумевал личность, стремящуюся к нулю на фоне «общезначимой» научной проблемы, то последний идеальный тип демонстрирует личность, стремящуюся к бесконечности и растворяющую в себе всякую общезначимость и объективность. При конструировании этого образа из автобиографии по возможности исключаются все «стандартные» элементы, являющиеся извне заданными нормами (бюрократический, деловой или научный стили, четкие категории для описания фактов биографии, например, «опыт работы», «дипломы и сертификаты», «знания и навыки»). Впечатление о яркой, уникальной личности создается не только через содержание автобиографии, но и через ее стиль — легкий, живой, выводящий текст и его автора за общепринятые рамки.

Вместо заключения: другой взгляд на ситуацию

Выше говорилось о том, что тезис о рациональности действий авторов текстов был принят в качестве допущения в данном исследовании. Описывая образы идеальных конкурсантов, мы предполагали, что они сознательно конструируются с целью произвести то или иное впечатление на отборочную комиссию. Это упрощение позволило нам нарисовать четкие и контрастные картинки самопрезентаций молодых ученых.

Невозможно, однако, утверждать, что написание автобиографии всегда является чисто рациональным действием. В данном случае у конкурсантов было очень мало информации для оценки возможной эффективности различных автобиографий и выбора оптимального варианта, согласно схеме теории рационального выбора. Они с неизбежностью должны были исходить также из уже усвоенных моделей поведения, т. е. из собственного опыта написания текстов подобного рода. Ими в той или иной степени руководили устойчивые представления о том, «как принято» и «как допустимо» представлять себя в такой ситуации взаимодействия.

Эти устойчивые представления суть хабитус в терминологии Бурдье. Они являются принципами, «которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства» (Бурдье 1995: 18). Хабитус является объективно существующей структурой и одновременно зависит от индивида, поскольку воспроизводится через конкретные практики.

Содержание описанных образов идеального конкурсанта и способов их конструирования можно рассматривать как хабитусы, произведенные различными «классами условий существования» (Бурдье 1995: 17). Эти условия могут включать особенности научной социализации конкурсантов, нормы, принятые в их вузах и научных учреждениях, степень включенности в ситуацию научной конкуренции. Одновременно образы официального ученого, деятельного человека, ученого, увлеченного наукой, и уникальной личности можно использовать как модели индивидуальных стратегий поведения молодых ученых в профессиональной сфере. Являясь содержанием хабитуса, они могут не только задавать стандарты для написания автобиографий, но и определять приоритеты практической деятельности. Выяснить, какие условия порождают хабитусы, и как последние реализуются в жизненных стратегиях молодых ученых — задача будущих исследований.

Литература

Бурдье П. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. H.A. Шматко. M.: SocioLogos, 1993.

Бурдье П. Структуры, habitus, практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.

Вебер M. Основные социологические понятия // Вебер M. Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. M.: Прогресс, 1990.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. M.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

Макаров M.Ë. Основы теории дискурса. M.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

Томас У., Знанецкий Ф. Mетодологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. M.: Издание Mеждународного Университета Бизнеса и Управления, 1996.

Miller H. The Presentation of Self in Electronic Life: Goffman on the Internet (http:// ess.ntu.ac.uk/miller/cyberpsych/goffman.htm)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.