Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АСПИРАНТУРА ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ В РОССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АСПИРАНТУРА ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аспирантура / практико-ориентированные аспирантские программы / взаимодействие университетов и рынков труда / наукоемкие отрасли экономики / doctoral education / practice-oriented doctoral programs / collaboration universities and labor markets / science intensive sectors of the economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходеева Н. А.

Современная российская аспирантура ориентирована на подготовку кадров для науки и высшей школы. При организации и проектировании аспирантских программ университеты, как правило, не учитывают профессиональные планы и потребности аспирантов, нацеленных на карьеры в наукоемких отраслях экономики. В настоящей работе приведены первые результаты исследования диссертационных работ и карьерных треков выпускников аспирантуры в области технических наук, нацеленного на выявление: 1) доли выпускников аспирантур — кандидатов технических наук, трудоустроенных за пределами академического сектора; 2) масштабов распространенности диссертаций, тематика которых связана с профессиональной деятельностью их авторов; 3) реальных практик подготовки диссертаций при взаимодействии университетов и предприятий-работодателей. Полученные данные актуализируют дискуссию о востребованности и необходимости институционализации в России целевых практико-ориентированных аспирантских программ, основанных на взаимодействии университетов и индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DOCTORATES FOR SCIENCEINTENSIVE SECTORS OF THE ECONOMY: ASSESSMENT OF DEMAND IN RUSSIA

Modern Russian doctoral education is focused on training of personnel for science and higher education. When organizing and designing doctoral programs, universities, as a rule, do not take into consideration the professional plans and needs of postgraduate students aimed at careers in science-intensive sectors of the economy. This paper presents the first results of a study of dissertations and career paths of doctoral graduates in the field of technical science, aimed at identifying: 1) the proportion of graduates — candidates of technical sciences, employed outside the academic sector; 2) the extent of prevalence of dissertations, the topics of which are related to the professional activities of their authors; 3) real practices for the preparation of dissertations in the interaction of universities and employers. The obtained data update the discussion about the demand and the need of institutionalization of targeted practice-oriented doctoral programs in Russia based on collaboration universities and industry.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АСПИРАНТУРА ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ В РОССИИ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

H.А.Ходеева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 20-27. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 20-27.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-20-27

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АСПИРАНТУРА ДЛЯ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ: ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ В РОССИИ

Надежда Александровна Ходеева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, nadya_hodeeva@mail.ru

Аннотация. Современная российская аспирантура ориентирована на подготовку кадров для науки и высшей школы. При организации и проектировании аспирантских программ университеты, как правило, не учитывают профессиональные планы и потребности аспирантов, нацеленных на карьеры в наукоемких отраслях экономики. В настоящей работе приведены первые результаты исследования диссертационных работ и карьерных треков выпускников аспирантуры в области технических наук, нацеленного на выявление: 1) доли выпускников аспирантур — кандидатов технических наук, трудоустроенных за пределами академического сектора; 2) масштабов распространенности диссертаций, тематика которых связана с профессиональной деятельностью их авторов; 3) реальных практик подготовки диссертаций при взаимодействии университетов и предприятий-работодателей. Полученные данные актуализируют дискуссию о востребованности и необходимости институци-онализации в России целевых практико-ориенти-рованных аспирантских программ, основанных на

© Ходеева Н. А., 2022 20

взаимодействии университетов и индустрии.

Ключевые слова: аспирантура, практико-ориентированные аспирантские программы, взаимодействие университетов и рынков труда, наукоемкие отрасли экономики

Для цитирования: Ходеева Н. А. Профессиональная аспирантура для наукоемких отраслей экономики: оценка востребованности в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 20-27. аок10.24412/2224-0772-2022-86-20-27

Original article

PROFESSIONAL DOCTORATES FOR SCIENCE-INTENSIVE SECTORS OF THE ECONOMY: ASSESSMENT OF DEMAND IN RUSSIA

Nadezhda A. Khodeeva

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN), Nizhny Novgorod, Russia, nadya_hodeeva@mail.ru

Abstract. Modern Russian doctoral education is focused on training of personnel for science and higher education. When organizing and designing doctoral programs, universities, as a rule, do not take into consideration the professional plans and needs of postgraduate students aimed at careers in science-intensive sectors of the economy. This paper presents the first results of a study of dissertations and career paths of doctoral graduates in the field of technical science, aimed at identifying: 1) the proportion of graduates — candidates of technical sciences, employed outside the academic sector; 2) the extent of prevalence of dissertations, the topics of which are related to the professional activities of their authors; 3) real practices for the preparation of dissertations in the interaction of universities and employers. The obtained data update the discussion about the demand and the need of institutionalization of targeted practice-oriented doctoral programs in Russia based on collaboration universities and industry.

Keywords: doctoral education, practice-oriented doctoral programs, collaboration universities and labor markets, science intensive sectors of the economy

For citation: Khodeeva N. A. Professional doctorates for science-intensive sectors of the economy: Assessment of demand in Russia. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):20-27. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2022-86-20-27

Введение

Современный этап развития российской аспирантуры отличается фокусировкой на подготовку кадров для науки и высшей школы [2]. Вместе с тем глобальным мировым трендом является диверсификация аспирантских программ: наряду с традиционными PhD-программами, ориентированными на подготовку научных и научно-педагогических работников, многие университеты реализуют программы профессиональной (практико-ориентированной) аспирантуры. В работах [2; 3] проанализированы причины возникновения практико-ориентированных аспирантских программ, их особенности и принципиальные отличия от традиционных академических PhD-программ. Отметим три обстоятельства, представляющие особый интерес в контексте нашей работы.

Академические программы выбирают аспиранты, желающие развивать карьеру в университетской среде, в то время как профессиональные программы адресованы тем, кто нацелен на работу за пределами академического сектора (обучение рассматривается как средство для профессионального и карьерного роста [6; 7]).

Аспиранты профессиональных программ вовлечены в исследовательские проекты работодателей, поэтому их диссертационные работы связаны с реальными отраслевыми проблемами [8].

Профессиональные программы характеризуются тесным взаимовыгодным сотрудничеством университета и организации, в которой работает аспирант: в процессе диссертационного исследования решается конкретная задача организации, а университет привлекает дополнительное финансирование и расширяет контакты с профессиональным сообществом [8; 9].

В ряде работ российских авторов высказывались соображения о востребованности практико-ориентированных аспирантских программ и профессиональных ученых степеней в России [1; 2; 3; 4; 5]. Однако принятие адекватных управленческих решений должно опираться не только на экспертные оценки, но и на эмпирические данные, которые бы позволили оценить текущее состояние дел в этой области. В настоящей работе приведены первые результаты исследования диссертационных работ и карьерных треков выпускников российских аспирантур, специализирующихся в технических науках. Целью работы является проведение количественных оценок доли выпускников, трудоустроенных за пределами академического сектора; масштабов распространенности

диссертаций, тематика которых связана с профессиональной деятельностью их авторов; реальных практик подготовки диссертаций на основе взаимодействия университетов и работодателей.

Метод и данные

Для проведения исследований создана полная авторская база кандидатских диссертаций в области технических наук, защита которых состоялась в 2019 году. В ней содержится информация о периоде и форме обучения в аспирантуре, месте трудоустройства диссертантов, количестве опубликованных ими работ по теме диссертации и ряд других данных. Заполнение базы осуществлялось на основании анализа документов, размещенных в открытом доступе на портале Высшей аттестационной комиссии РФ (https://vak.minobrnauki.gov.ru) и на сайтах диссертационных советов. Анализировались следующие документы: заключение диссертационного совета о присуждении степени кандидата наук, отзыв научного руководителя и автореферат диссертации. В результате получена информация о 1 663 соискателях ученой степени, защитивших диссертации по различным научным специальностям в области технических наук. В рамках поставленной задачи проведен анализ данных о 715 соискателях, отобранных по двум критериям: 1) наличие документального подтверждения факта обучения в аспирантуре, 2) наличие информации о месте работы на момент защиты диссертации.

Результаты и обсуждение

Карьерные траектории. Вошедшие в выборку кандидаты технических наук были разделены на шесть групп в зависимости от сферы трудоустройства (Рисунок 1). В результате анализа обнаружено, что значительная доля соискателей трудоустроена за пределами академического сектора: в среднем по выборке каждый четвертый диссертант работал в организациях частного сектора экономики в сфере НИОКР, инженерных и технологических разработок.

Поскольку отрасль технических наук является масштабной (21,3% всех кандидатских диссертаций, защищенных в 2019 году), для изучения особенностей распределений соискателей по месту работы выборка была сгруппирована по укрупненным направлениям научных специальностей. В результате анализа данных найдены различия в карьерных треках аспирантов различных тематических групп. Так, в ор-

ганизациях частного сектора экономики в сфере НИОКР, инженерных и технологических разработок трудоустроены около 35% выпускников аспирантур в группах «машиностроительные специальности», «науки о земле», «электроника, радиотехника и приборостроение», а также 25% аспирантов, завершивших обучение по группам специальностей «авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение», «металлургия и энергетика», «транспорт, строительство, архитектура», «физико-математические специальности» (Рисунок 2).

Организации частного сектора экономики в сфере НИОКР, инженерных и технологических разработок

55 %

25 %

7 %

Отраслевые государственные исследовательские институты и учреждения

Прочие организации и учреждения (органы государственной и муниципальной власти, образовательные учреждения, НКО и другие]

Прочие коммерческие организации частного сектора

Рис. 1. Распределение выпускников аспирантур — кандидатов технических наук по группам взависимостиот сферытрудоустройства

5 %

4 %

3 %

Связь темы исследования с профессиональной деятельностью. Комплексный семантический анализ темдиссертационных исследова-ний,наименованийнаучных специальностейдиссертаций,названий организацийи подразделений,в которыхработаютдиссертанты, и их должностейпоказал,что у 80%выпускников аспирантур — кандидатов технических наук, трудоустроенных в организациях частного сектора экономики в сфере НИОКР, инженерных и технологических разработок, тематика диссертации была связана с их профессиональной областью. Отметим,что в диссертационных документах 32% кандидатов технических науквыявлены данныео внедрениирезультатовдиссертационного исследования напредприятии,гдеониработают.

■ Электроника, радиотехника и приборостроение

■ Науки о земле

■ Машиностроительные специальности

■ Авиационная и ракетно-космическая техника, кораблестроение

■ Металлургия и энергетика

■ Транспорт, строительство, архитектура

■ Физико-математические специальности

■ Сельскохозяйственные специальности

■ Химические и биологические специальности

■ Информатика, вычислительная техника и управление

■ Технологии продовольственных продуктов, изделий легкой промышленности, лесного хозяйства

■ Безопасность деятельности человека

Рис. 2.Доля выпускниковаспирантуры,трудоустроенныхворганизациях частного сектораэкономикивсфере НИОКР, инженерныхи технологических разработок (в % по каждой группе научных специальностей)

Взаимодействие университетаи предприятия.Документально за-фиксировано,что 10% выпускников аспирантур в областитехнических наук, трудоустроенныхв организациях частного сектора экономики в сфереНИОКР, инженерных и технологических разработок, выполняли диссертационную работунев вузе, а на предприятиипоместу трудо-устройства.В некоторыхгруппахспециальностейэтот показатель ока-залсявыше:например,в группеспециальностей «транспорт,строитель-ство,архитектура» каждыйчетвертыйаспирант готовил диссертацию на предприятии. В авторефератах7%выпускниковаспирантуры указаны два меставыполнения работы: вуз и предприятие.

Выводы

Анализ диссертационных работ и карьерных треков российских выпускников аспирантур в области технических наук показал наличие в российском контексте важнейших элементов, характеризующих программы профессиональной аспирантуры:

- значительная доля диссертантов трудоустроена в реальном секторе экономики;

35,1 35,0 34,9

26,9 26,7

- прослеживается связь тематик диссертационных исследований аспирантов с их профессиональной деятельностью и местом работы;

- выявлена практика совместной подготовки диссертации на базе вузов и предприятий-работодателей.

Полученные данные подтверждают востребованность специальных практико-ориентированных аспирантских программ и целесообразность их нормативного закрепления в России.

Список источников

1. Бедный Б. И. Об индустриальной аспирантуре (комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (21б). С. 122-124.

2. Бедный Б. И., Бекова С. К., Рыбаков Н. В. и др. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 10. С. 9-21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21.

3. Бедный Б. И., Рыбаков Н. В., Ходеева Н. А. Практико-ориентированные аспирантские программы и профессиональные степени: анализ зарубежного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 3. С. 70-81. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.028.

4. Рудской А. И., Боровков А. И., Романов П. И. и др. «Кандидат инженерии» — ученая степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 109-121.

5. Тесленко В. А., Мельников Р. М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. C. 157-167. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167.

6. Ходеева Н. А. О практико-ориентированных программах аспирантуры: анализ зарубежного опыта // Universe of university: сб. мат-лов Междунар. науч. интернет-конф., Екатеринбург, 18.05.2021. Екатеринбург: Уральский институт управления — филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021. С. 318-321.

7. Bourner T., Bowden R., Laing S. Professional Doctorates in England // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26, No. 1. Р. 65-83. DOI: 10.1080/03075070124819.

8. Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, No. 5. P. 814-825. DOI: 10.1080/03075079.2018.1438095.

9. Neumann R. Doctoral différences: Professional doctorates and PhDs compared // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. No. 2. P. 173-188.

References

1. Bednyi B. I. Ob industrial'noj aspiranture (kommentarij k stat'e) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 10 (216). S. 122-124. [In Rus].

2. Bednyi B. I., Bekova S. K., Rybakov N. V. i dr. Professional'naya aspirantura: mirovoj opyt i ros-sijskij kontekst // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021. T. 30, № 10. S. 9-21. DOI: 10.31992/0869-36172021-30-10-9-21. [In Rus].

3. Bednyi B. I., Rybakov N. V., Khodeeva N. A. Praktiko-orientirovannye aspirantskie programmy i professional'nye stepeni: analiz zarubezhnogo opyta // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2021. T. 25, № 3. S. 70-81. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.028. [In Rus].

4. Rudskoy A. I., Borovkov A. I., Romanov P. I. i dr. «Kandidat inzhenerii» — uchenaya stepen', vostrebovannaya vremenem // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 10 (216). S. 109-121. [In Rus].

5. Teslenko V. A., MelnikovR.M. Perspektivy razvitiya industrial'noj aspirantury v Rossii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. T. 29, № 5. C. 157-167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167. [In Rus].

6. Khodeeva N. A. O praktiko-orientirovannyh programmah aspirantury: analiz zarubezhnogo opyta // Universe of university: sb. mat-lov Mezhdunar. nauch. internet-konf., Ekaterinburg, 18.05.2021. Ekaterinburg: Ural'skij institut upravleniya — filial FGBOU VO «Rossijskaya akademiya narodnogo ho-zyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii», 2021. S. 318-321. [In Rus].

7. Bourner T., Bowden R., Laing S. Professional Doctorates in England // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26, No. 1. R. 65-83. DOI: 10.1080/03075070124819.

8. Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43, No. 5. P. 814-825. DOI: 10.1080/03075079.2018.1438095.

9. Neumann R. Doctoral differences: Professional doctorates and PhDs compared // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. Vol. 27. No. 2. P. 173-188.

Информация об авторе

Н.А.Ходеева — аспирант

Information about the author

N. A. Khodeeva — postgraduate student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.