Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация как механизм обеспечения социосетевой безопасности личности в сетевом коммуникативном пространстве'

Профессиональная адаптация как механизм обеспечения социосетевой безопасности личности в сетевом коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
85
18
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIAL SECURITY / СОЦИОСЕТЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SOCIO-NETWORK SECURITY / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / NETWORK COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL CULTURE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫБОР / INFORMATION SELECTION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мкртчян Любовь Мухамедовна

Развитие сетевого коммуникативного пространства обусловливает трансформацию труда и актуализирует проблему занятости как основного индикатора социальной безопасности. В связи с этим в статье рассматривается один из механизмов обеспечения социальной безопасности личности как культурной цели развития общества эффективная профессиональная адаптация, требования к которой во многом определяются умением владеть информационными сетевыми технологиями, наличием профессиональной и информационной культур, способностью к самообразованию. В свою очередь, социальная безопасность в современных условиях приобретает черты социосетевой безопасности личности как устойчивого состояния защищенности личности от негативных воздействий сетевой коммуникации, которые могут модифицировать поведение человека, его ценностные, смысловые, профессиональные ориентации и дезориентировать в информационном пространстве. Поэтому в статье анализируется взаимосвязь профессиональной адаптации с профессиональной культурой, которая в условиях сетевой коммуникации определяется спецификой деятельности сетевых профессиональных сообществ, транслирующих определенные ценностные установки и модели поведения, а также с уровнем информационной культуры, требующей от человека не только систематизированных знаний, умений, навыков в области информационных технологий, но и способности к критическому мышлению, что обеспечивает целесообразный отбор информации, противостояние сетевым рискам и угрозам, возможность использовать сетевую коммуникацию как адаптивный ресурс в процессе самообразования.

PROFESSIONAL ADAPTATION AS A MECHANISM FOR SOCIO- NETWORK SECURITY OF THE PERSON IN THE NETWORK COMMUNICATION SPACE

The development of a network communicative space causes the transformation of labor and actualizes the problem of employment as the main indicator of social security. In this regard, the article considers one of the mechanisms ensuring social security of the person as the cultural development of society and the ability to create and maintain a system of values ​​and professional orientations of the person effective professional adaptation, requirements to which are largely determined by the ability to manage information network technologies, professional and informational culture, the ability to self-education. In its turn, social security in modern conditions acquires the features of socio-network security as a stable state of human security and protection from the negative effects of network communications, which can modify the behavior of a person, his values, and professional orientations and mislead him in the information space. Therefore, this article analyzes the relationship of professional adaptation and professional culture which in the context of network communication is determined by specific activities of the network professional communities, propagating certain values and behaviors. The level of information culture requires from individuals not only systematic knowledge and skills in information technology, but also the ability to think critically, to provide appropriate selection of information, to oppose network risks and threats, to use the communication network as an adaptive resource in the process of self-education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация как механизм обеспечения социосетевой безопасности личности в сетевом коммуникативном пространстве»

УДК 304.2

МКРТЧЯН Любовь Мухамедовна, соискатель кафедры философии

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИОСЕТЕВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СЕТЕВОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Развитие сетевого коммуникативного пространства обусловливает трансформацию труда и актуализирует проблему занятости как основного индикатора социальной безопасности. В связи с этим в статье рассматривается один из механизмов обеспечения социальной безопасности личности как культурной цели развития общества -эффективная профессиональная адаптация, требования к которой во многом определяются умением владеть информационными сетевыми технологиями, наличием профессиональной и информационной культур, способностью к самообразованию. В свою очередь, социальная безопасность в современных условиях приобретает черты со-циосетевой безопасности личности как устойчивого состояния защищенности личности от негативных воздействий сетевой коммуникации, которые могут модифицировать поведение человека, его ценностные, смысловые, профессиональные ориентации и дезориентировать в информационном пространстве. Поэтому в статье анализируется взаимосвязь профессиональной адаптации с профессиональной культурой, которая в условиях сетевой коммуникации определяется спецификой деятельности сетевых профессиональных сообществ, транслирующих определенные ценностные установки и модели поведения, а также с уровнем информационной культуры, требующей от человека не только систематизированных знаний, умений, навыков в области информационных технологий, но и способности к критическому мышлению, что обеспечивает целесообразный отбор информации, противостояние сетевым рискам и угрозам, возможность использовать сетевую коммуникацию как адаптивный ресурс в процессе самообразования.

Ключевые слова: социальная безопасность, социосетевая безопасность, сетевая коммуникация, профессиональная адаптация, профессиональная культура, информационная культура, информационный выбор.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-151154

MKRTCHYAN Lubov Muhamedovna, Applicant for academic degree

PROFESSIONAL ADAPTATION AS A MECHANISM FOR SOCIO- NETWORK SECURITY OF THE PERSON IN THE NETWORK COMMUNICATION SPACE

The development of a network communicative space causes the transformation of labor and actualizes the problem of employment as the main indicator of social security. In this regard, the article considers one of the mechanisms ensuring social security of the person as the cultural development of society and the ability to create and maintain a system of values and professional orientations of the person - effective professional adaptation, requirements to which are largely determined by the ability to manage information network technologies, professional and informational culture, the ability to self-education. In its turn, social security in modern conditions acquires the features of socio-network security as a stable state of human security and protection from the negative effects of network communications, which can modify the behavior of a person, his values, and professional orientations and mislead him in the information space. Therefore, this article analyzes the relationship of professional adaptation and professional culture which in the context of network communication is determined by specific activities of the network professional communities, propagating certain values and behaviors. The level of information culture requires from individuals not only systematic knowledge and skills in information technology, but also the ability to think critically, to provide appropriate selection of information, to oppose network risks and threats, to use the communication network as an adaptive resource in the process of self-education.

Keywords: social security, socio-network security, network communication, professional adaptation, professional culture, information culture, information selection

Развитие сетевого коммуникативного пространства обусловливает трансформацию труда и актуализирует проблему уровня качества жизни, который, включая в себя степень занятости и реализацию способностей, стремлений и их высокую социальную оценку в обществе, является основным индикатором социальной безопасности личности. Труд в современном информационном обществе сильно модифицировался, что детерминировано высоким уровнем информатизации, тенденциями развития современной науки и техники, технологическими инновациями, что, в свою очередь, предъявляет новые требования к профессиональной адаптации человека. В России, как и в странах Европы, наблюдается парадоксальная ситуация: с одной стороны, уровень безработицы достаточно высокий, так как современный рынок труда заинтересован в квалифицированном специалисте, обладающем мобильностью, коммуникабельностью, знанием и умением владеть информационными технологиями, поэтому немалый процент трудового населения просто «не подходит» по таким критериям. С другой стороны, в настоящее время современные высшие учебные заведения ориентированы на потребности работодателя, на формирование информационных компетенций, но, выпуская большое количество бакалавров и магистров, не могут ликвидировать дефицит специалистов во многих профессиональных областях. В связи с этим важно рассмотреть проблему профессиональной адаптации как механизма обеспечения социальной безопасности личности в динамичных социокультурных условиях, обусловленных интенсивным развитием сетевой коммуникации.

Социальная безопасность как культурная цель развития общества достигается за счет эффективной деятельности социальных институтов, способности приспосабливаться к изменяющимся условиям общества риска, создавать и сохранять систему ценностных и профессиональных ориентаций личности, которые образуют содержательную основу мотивации ее поведения, самореализации в поле профессиональной деятельности. М. Кастельс, характеризуя черты современной экономики, отмечает: во-первых, производство знания и процессов управленческой информации определяет производительность и конкурентоспособность всех экономических единиц - от фирм до целых стран; во-вторых, это глобальная экономика; в-третьих, новая экономика характеризуется сетевыми предприятиями. В рамках новой экономики выделяется два вида труда: «самопрогрессирующий» тип труда и общий. Первый требует способности к самоподготовке, самопроектированию и самостоятельному выдвижению целей. Второй - труд зависимый и внешне определяемый [3]. Очевидно, что в современной социокультурной ситуации наиболее востребованным является первый тип труда, который также определяется уровнем эффективности профессиональной адаптации личности. Под профессиональной адаптацией понимается «многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных компонентов» [1]. В связи с этим основными факторами, определяющими степень профессиональной адаптации, являются цели, содержание и технологии профессиональной деятельности, уровень адаптационного потенциала, обусловленного психофизиологическими особенностями человека, способность к самоменеджменту. Пространство сетевой коммуникации представляет собой часть инфраструктуры рынка труда, инструмент труда и источник рабочих мест, в связи с чем профессиональная адаптация обусловливается умением владеть информационными сетевыми технологиями, наличием информационной культуры, определяющей рациональность и критичность информационного отбора, способностью принимать культурные правила и нормы сетевых профессиональных сообществ. В свою очередь, социальная безопасность в условиях сетевой коммуникации приобретает черты со-циосетевой безопасности личности как способность не только эффективно адаптироваться к новым видам деятельности, но и сохранять ценностные, смысловые и профессиональные ориентации в ситуациях противостояния реальным или потенциальным сетевым рискам и угрозам нарушения целостности и самоорганизации личности. Отправным моментом в данном аспекте является профессиональная ориентация, которая формирует профессиональные и ценностные ориентиры личности, вырабатывает навыки информационного отбора в пространстве сетевой коммуникации, что в свою очередь увеличивает степень социосетевой безопасности. В данном процессе важно уметь использовать сетевые технологии, например, для поиска вакансий, прохождения тестов на профессиональную ориентацию, повышения квалификации в дистанционном формате и т.п., также способность личности к непрерывному образованию. «Участники интернет-занятости высокообразованны, мобильны и исповедуют отличные от традиционно занятых коллег трудовые ценности (индивидуально-информационные в отличие от коллективно-нормативных)» [4]. Эффективная профессиональная адаптация является механизмом обеспечения социосетевой безопасности личности также в том случае, если развивается профессиональная и информационная культуры, способность к самообразованию, что определяет устойчивое состояние человека в условиях неоднородного влияния сетевого коммуникативного пространства. Профессиональная культура, определяемая спецификой профессиональной деятельности и профессионального сообщества, представляет собой совокупность специальных теоретических знаний и практических умений и навыков, связанных с конкретным видом деятельности, также набор норм, правил и моделей поведения людей-профессионалов. «Культура организации - это паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения проблем» [5, с. 31]. Профессиональная культура в условиях сетевой коммуникации во многом обусловлена культурой сетевых профессиональных сообществ, которые являются трансляторами определенных ценностных установок и моделей поведения, предоставляют уникальную возможность пользователям самореализовываться и повышать свою компетентность. Например, педагогические сетевые сообщества способствуют развитию мобильности и доступности электронных образовательных ресурсов в целях улучшения качества преподавания дисциплин и использования интерактивных методов обучения, информационно-методической поддержки, способствующей профессиональной адаптации и профессиональному росту. В связи с чем в сети

функционируют сайты: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru); Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru); Федеральная университетская компьютерная сеть России (http://www.runnet.ru), обеспечивающая образовательным учреждениям доступ к российским и мировым научно-образовательным ресурсам Интернета; Единое окно доступа к информационным ресурсам (http://window.edu.ru) и другие. Поэтому использование сети как адаптивного ресурса способствует развитию сетевого взаимодействия в профессиональной области, расширяет спектр услуг и обеспечивает рост профессиональной компетентности специалиста. Наряду с профессиональной культурой в условиях сетевого коммуникативного пространства профессиональной адаптации способствует информационная культура, которая требует от человека систематизированных знаний, умений, навыков, способности к критическому мышлению, обеспечивающих эффективный отбор информации. Знание существующих типов ресурсов сети, понимание специфики их информационного наполнения и особенностей доступа являются необходимым условием успешной и безопасной деятельности. Поэтому социосетевая безопасность личности зависит во многом от правил, которыми необходимо руководствоваться при работе с сетевым ресурсом, например, важно установить частоту его использования другими источниками, изучить информацию о компетентности и статусе автора материала с помощью поисковых систем и т.д. Навыки такого характера увеличивают востребованность на рынке труда и повышают информационную культуру пользователя, которая является показателем эффективности сетевой коммуникации и отражает способность создания, хранения, переработки, передачи, поиска и потребления информации. Высокому уровню профессиональной адаптации как механизму социосетевой безопасности также способствует самообразование, что является ключевым показателем профессионализма в современных условиях. Образованность как результат самообразования теперь напрямую связывается с самореализацией в труде, с практическим применением знаний в профессиональной сфере. «Техноцентристская модель самообразования - это способ человека адаптироваться к динамике развивающегося мира, она отвечает его экзистенциальным потребностям выживания и воспроизводит тот тип личности, который сможет приспособиться к новым социальным условиям. В данном случае самообразовательная деятельность ориентирована на конкретный практический результат, который в общем можно назвать конкурентоспособностью субъекта на рынке труда» [2]. Таким образом, механизмом обеспечения социосетевой безопасности является эффективная профессиональная адаптация, взаимосвязанная с уровнем профессиональной культуры, структурным элементом которой является информационная культура, позволяющая осуществлять информационный выбор и противостоять сетевым рискам и угрозам, использовать сетевую коммуникацию как адаптивный ресурс, активизировать способности к самообразованию, уметь самостоятельно и результативно действовать в пространстве сетевой коммуникации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А.Ж. Юревиц, В.С. Аверьянов, О.В. Виноградов и др. - СПб.: Наука, 1993.- С. 209-277.

2. Бордюгова Т.Г. Самообразование как фактор социальной адаптации личности в условиях информационного общества [Электронный ресурс] - http://do.gendocs.ru/docs/index-241816.html

3. Кастельс М. Материалы для исследовательской теории сетевого общества [Электронный ресурс] -http://christsocio.info/content/view/142/1/

4. Марков А.В. Развитие новых видов занятости на базе интернета. Дис... канд. эконом. наук. - М., 2004. -С. 4-7.

5. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2002. - С. 31.

REFERENCE

1. Adaptation to professional activity. [Adaptacija k professional'noj dejatel'nosti]. Physiology of labour activity. A.J. Jurevits, V.S. Averyanov, O.V. Vinogradov, etc.). Science, 1993. P. 209-277.

2. Bordyugova T.G. Self-education as a factor of social adaptation of personality in the conditions of information society. [Samoobrazovanie kak faktor social'noj adaptacii lichnosti v uslovijah informacionnogo obshhestva]. Available at: http://do.gendocs.ru/docs/index-241816.html

3. Castells M. The materials for an exploratory theory of the network society. [Materialy dlja issledovatel'skoj teorii setevogo obshhestva]. Available at: http://christsocio.info/content/view/142/1/

4. MarkovA.V. Development of new types of employment on the basis of the Internet. [Razvitie novyh vidov zanja-tosti na baze interneta]. Dis.cand. of economic sciences. Moscow. 2004. P. 4-7.

5. Shane E.H. Organizational culture and leadersh 2002. P. 31.

Информация об авторе

Мкртчян Любовь Мухамедовна, соискатель кафедры философии, Северо-Кавказский Федеральный университет, Ставрополь, Россия ya.aspirant2010@yandex.ru

Получена: 21.06.2015

|. [Organizacionnaja kul'tura i liderstvo]. Sankt-Peterburg: Peter,

Information about the author

Mkrtchyan Lubov Muhamedovna, Applicant for academic degree, Chair of Philosophy, North-Caucasus Federal University, Stavropol city, Russian ya.aspirant2010@yandex.ru

Received: 21.06.2015