Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация девушек к условиям обучения в системе учебных заведений МВД'

Профессиональная адаптация девушек к условиям обучения в системе учебных заведений МВД Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация девушек к условиям обучения в системе учебных заведений МВД»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯАДАПТАЦМ АДБУШЕК К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД

Канд. юрид. наук ОЛ. Мартыненко

Университет внутренних дел МВД Украины

г. Харьков

Процессы развития современного общества расширили спектр профессий, в которых женщины стремятся реализовать свои возможности и добиться профессионального успеха. В структуре силовых ведомств также возникает ситуация, когда женщины все шире осваивают традиционно '"мужские" специальности, при этом общий удельный вес женщин в военизированных коллективах увеличивается.

Широкое привлечение женщин в органы внутренних дел имеет как положительные, так и негативные стороны.

В первую очередь необходимо считаться с тем, что возросший уровень "женской" преступности требует адекватного понимания логики совершенных преступлений и своевременной их профилактики. а значит, и использования в данном направлении преимущественно женщин-профессионалов из числа сотрудников ОВД.

Во-вторых, необходимость более тесного контакта правоохранительных органов с населением выявила тот факт, что далеко не все сотрудники из числа участковых инспекторов, оперативных работников. инспекторов патрульно-постовой службы обладают коммуникативными способностями и навыками убеждения или в состоянии разрешить спорные и конфликтные ситуации. В случаях, когда авторитет правоохранительных органов зависит от культуры общения с гражданами того или иного региона, роль женщин-сотрудников трудно переоценить.

И наконец, состояние морально-психологичес-кого климата в подразделении также во многом определяется наличием в нем людей, выполняющих роль "эмоциональной отдушины". Присутствие женщин в мужском коллективе не только повышает внутреннюю культу ру сотрудников, но и способст-

вует нейтрализации нервных срывов и стрессов, возникающих в процессе работы.

Одновременно с этим сотрудники всех звеньев сталкиваются с негативными аспектами расширения сферы деятельности женщин в системе правоохранительных органов. Это проявляется, в частности, в следующих моментах:

1. Нормативная база, регламентирующая деятельность сотрудников, слабо дифференцирует условия труда мужчин и женщин, вследствие чего возникают прецеденты уравнительного подхода к оценке эффективности труда женщин и мужчин в подразделениях ОВД.

2. Руководители структурных подразделений и служб в большинстве своем не обладают сформированными навыками управления женщинами-сотрудниками. Кроме того, в силу устоявшихся стереотипов руководители не видят необходимости в продвижении женщин по служебной лестнице. Такое положение дает основание для упреков по поводу дискриминации женщин в силовых структурах.

3. Сотрудники подразделений психологически не готовы работать в смешанном коллективе, когда женщина может выступать как равноправный коллега-специалист. Взгляд на женщину как на сотрудника с более низким социальным статусом в настоящее время доминирует в сознании мужчин и вызывает затруднения при решении оперативных задач. При этом острой проблемой являются физические возможности женщин, поскольку физическая сила женщины в среднем составляет лишь около 60% силы мужчины.

4. Требует своего подхода проблема взаимоотношений полов. которые, как отмечают специалисты в данной области исследований, не всегда могут отвечать моральным и этическим требованиям Кодекса поведения сотрудников ОВД.

5. Рад вопросов связан с необходимостью обеспечения санитарно-гигиенических условий работы, исключения "фаворитизма" со стороны руководства. когда тяжесть службы явно перекладывается на мужчин или на других женщин-сотрудников.

Изложенные положения дают основания полагать, что одним из первоочередных вопросов в подготовке же н щи н -сот рудни ко в может быть процесс их адаптации к условиям подразделений ОВД. что

позволит избежать ошибок зарубежных правоохранительных органов, где проблемы адаптации женщин вначале не ставились в разряд актуальных. Даже в США специальные программы по подготовке женщин-полицейских были разработаны только в 70-е годы, хотя на женские подразделения военной полиции изначально были возложены весьма трудные задачи, вплоть до поимки дезертиров-мужчин.

С этой целью в качестве первичного объекта исследования мы выбрали контингент девушек-курсантов. для которых вопросы первичной адаптации в мужском коллективе также являются актуальными.

Начав свое общение в вузе сразу после окончания школы, девушки вынуждены в сжатые сроки перестроить свой распорядок дня, усвоить этику служебных взаимоотношений, разработать свою линию поведения. По результатам предварительных опросов, наибольшие трудности при этом вызывают строгая дисциплина (у 60% опрошенных), необходимость соблюдения распорядка дня (у 71% опрошенных), наличие жесткой системы "начальник-подчиненный'' (у 45% опрошенных). Некоторые девушки только в условиях вуза начинают усваивать навыки ведения домашнего хозяйства и самообслуживания. Данные трудности приводят к рос-ту усталости и на пряжения, в ряде случаев — к нервным срывам и эмоциональным конфликтам.

Кроме указанных проблем, которые в целом решаются исключительно за счет самодисциплины и самовоспитания, существует круг вопросов, связанных с системой взаимоотношений. Не всегда и не все девушки находят свое место в коллективе, для многих процесс становления занимает 8-14 месяцев, при этом девушкам приходится в той или иной мерс подвергаться действию стрессовых ситуаций.

Нуждается в решении и вопрос о восприятии девушками себя гак сотрудников милиции. Особенно наглядно это проявляется в ситуациях, когда курсантки находятся за пределами учебного заведения в служебной форме. Анкетирование показало, чго у девушек в связи с подобными ситуациями чаще всего возникают конфликтные отношения с ровесниками. Как отмечают 84% опрошенных девушек, они вынуждены терпеть в отношении себя со стороны гражданской молодежи неуважение, насмешки.

Вопросы становления женщин-сотрудников ОВД, помимо указанных выше аспектов, связаны также с проблемой профессиональной деформации, которая проявляется в маскулинизации большинства женщин и росте агрессивных видов поведения. Наблюдения, проведенные нами, указывают на то, что агрессивность как черта поведения не только выражена у курсанток, но и имеет тенденцию к росту (табл. 1).

Таблица 1

Показатели агрессивного поведения у девушек 1-3 курсов, %

Вид агрессии Абитуриенты 1 курс 2 курс 3 курс

Физическая 42 46 50 60

Косвенная 46 45 61 61

Раздражительность 37 41 50 49

Негативизм 49 55 61 71

Обида 47 50 61 64

Подозрительность 41 41 49 49

Вербальная 57 55 64 64

Чувство вины 65 61 65 61

Общая агрессия 51 50 59 62

Враждебность 44 44 54 56

И хотя возросшая агрессивность у дев>тпек старших курсов не обязательно находит свое выражение в действиях или общении, но всегда присутствует на подсознательном уровне и становится пусковым механизмом при развитии конфликтных ситуаций. Одновременно растет количество девушек, у которых некоторые виды агрессивности выражены в максимальной степени (схема 1).

Схема

Количественное соотношение девушек с максимально выраженными видами агрессивности

физическая агрессия

общая агрессивность

Нам еще предстоит выяснить, является ли это следствием пассивного накопления специфической информации о формах и видах агрессии или рост агрессивности — это следствие психологической усталости во время обучения.

Что касается биологических предпосылок роста агрессивности, то ими можно считать наличие акцентуаций (крайних норм поведения) личности, имеющихся у девушек. По своему удельному весу более половины акцентуаций (53%) принадлежит "активным" типам — гипертимному (сверхактивному), истероидному и эпилептоидному, раздражительность и конфликтность которых обусловлены особенностями нервной системы.

Вторую половину (47%) составляют акцентуации "пассивного" типа —лабильного (эмоционального) и психастенического, для которых агрессия нехарактерна. Соотношение активных и пассивных типов акцентуаций на 1 и 2 курсах среди девушек-курсантов примерно одинаковое ; 1 курс — 57% "активных" и 44 % "пассивных"; 2 курс—61 и 42 % соответственно. С некоторым '"перевесом" в учебные заведения МВД чаще поступают девушки с более активным типом акцентуации, так как они более настойчивы, упорны в достижении цели, как правило, спортивны, энергичны, т. е. обладают качествами, необходимыми для того, чтобы при поступлении в вуз они победили в конкурсе.

Анализируя тенденцию изменения уровня агрессивности в процессе учебы, следует обратить внимание на рост некоторых показателей. Так, в периоде 1 по 3 курс обучения в поведении девушек растут виды физической, вербальной, общей агрессии. направленной на других. Это создает условия для развития различного рода конфликтов. Качественный анализ позволил установить, что рост показателей агрессивности происходит у всех типов акцентуаций. но в гораздо большей степени—у представителей так называемых "пассивных" типов (схема 2).

Схема 2

Динамика прироста отдельных видов агрессивности у "активных" и "пассивных" типов личности

Во многом это объясняется тем. что активным типам акцентуации гораздо легче демонстрировать агрессию, активность, энергичность — качества, поощряемые в мужской среде коллектива курсантов и в значительной степени присущие им самим. В то же время представители "пассивных" типов акцентуаций вынуждены в большей степени перестраивать себя на новый ритм жизни, развивать в себе необходимые качества, не присущие их типу характера, темпераменту. Таким образом, одинаковые условия, в которые попадают девушки разных типов акцентуаций, требуют от них адаптивных механизмов, отличающихся по интенсивности и качеству. У представителей "пассивных" типов акцентуаций процесс адаптации протекает гораздо сложнее, они сталкиваются с большим количеством фрустрирующих ситуаций, требующих от них не свойственных им качеств. Все это, в первую очередь, рождает большое внутреннее напряжение, вызывает конфликты, определяет развитие таких черт, как агрессивность, враждебность, обидчивость. Если ситуации являются фрустрирующими (каковыми могут быть необходимость соблюдения режима дня. некоторые требования дисциплины, поведение начальника и однокурсников и др.) достаточно долгое время, это создаст основу для перехода негативных качеств в разряд устойчивых .точностных черт.

Среди мер, способных повлиять на процесс адаптации, следует в первую очередь отметить необходимость регулярного проведения специальных занятий, направленных на развитие требуемых качеств в игровых, психологически безопасных условиях; обучение расслаблению, аутогенной тренировке; регулярное проведение семинаров, консультаций с психологом; направление агрессивности в социально приемлемые рамки; формирование психологически положительной атмосферы на курсе, доверительных отношений, позитивной интеграции курсантов (что осуществляется при выполнении заданий, требующих привлечения многих курсантов сразу: художественная самодеятельность, репетиции команды КВН, совместный научный проект и др.).

Мы полагаем, что разработка данного направления позволит не только свести к минимуму негативные аспекты, отмеченные выше, но и найти основные решения проблем, возникающих при деятельности женщин на должностях младшего, среднего и старшего начсостава. Результатами работы могут стать также изменения и дополнения в действующую нормативную базу, методические рекомендации и обучающие программы для отдельных категорий сотрудниц.

фижмвекия об^цикюсть гццофигегъ- общи чжждвбностъ вгросоя нэсть ■грвеовкхгть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.