Научная статья на тему 'Профессионализм учителя как явление педагогической культуры'

Профессионализм учителя как явление педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм учителя как явление педагогической культуры»

вой и многим другим за большую организаторскую работу по подготовке и проведению научно-практической конференции и личное участие в ней.

УДК 378+39

В. А. Сластенин РЫЦАРЬ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Он был старше меня всего на каких-то четыре года. Но уже смолоду, будучи студентом Горно-Алтайского педагогического училища, я воспринимал его как гигантскую, недосягаемую фигуру не только местного, но и общероссийского значения. Именно с его слов я узнал о таких понятиях, как наука, история, историография, этнография, социология, национальная политика и культура. Элегантный, красивый, европейски образованный, предупредительный и застенчивый - таким впервые предстал передо мной еще совсем юный, но обретающий большую внутреннюю силу П. Е. Тадыев. И образ этот всегда жил со мной и по сию пору сохраняется в моей памяти.

Павел Егорович Тадыев был из породы бескомпромиссных людей, которых мы называем настоящими. А настоящим людям, как известно, жить намного труднее, чем ненастоящим, потому что настоящие создают, борются, ищут, находят, теряют, ошибаются, поднимаются и снова идут вперед.

Пафос научного творчества П. Е. Тадыева- социальная и этническая история алтайцев. Под руководством лауреата Государственной премии профессора Л. П. Потапова он впервые в мировой науке исследовал закономерности формирования алтайской нации. В основу его работы были положены обширные историко-архивные изыскания, материалы этнографических экспедиций и наблюдений. Самый молодой и, наверное, самый талантливый из алтайцев, обучавшихся на ойротском отделении МГПИ им. В. И. Ленина (С. С. Суразаков, С. С. Каташ и др.), он первым дерзнул обратиться к многотрудной и увлекательной судьбе народа, маленького по численности, но безмерно богатого по своим творческим взлетам и духовным потенциям.

Человек глубоких и разносторонних знаний, научных идей, оригинальных теоретических обобщений и новаторских социальных решений, П. Е. Тадыев оставил нам в наследие великолепные труды по алтаеведе-

нию. Труды эти имеют не только непреходящее самостоятельное значение, но и прокладывают путь в ранее мало известные или невостребованные области научного знания. В них сформулированы фундаментальные представления о социально-психологических основаниях алтайского национального характера, этнической идентичности алтайцев. Вот почему П. Е. Тадыева по справедливости можно назвать рыцарем этнической социологии и психологии.

Талант - удел тяжкий, дар редкостный, неоднократно умноженный на изнуряющую, забирающую все душевные и физические силы работу. Такой удел и такой дар, видимо, был отпущен Павлу Егоровичу Богом. Но подвиг его жизни носит рукотворный характер.

Все более и более уходят в прошлое годы земного бытия П. Е. Тадыева. Но вживе сохраняются часы и минуты общения с ним. В его доверительной интонации и спокойной неторопливости всегда угадывались значительность, внутренняя свобода, рожденная в убежденности собственной гражданской позиции. В определенном смысле он был единственным среди многих, как всякий человек, сумевший в каждом своем слове оставаться самим собой. Он всегда виделся мне не только как ученый, но прежде всего как человек, как личность, как индивидуальность.

Павел Егорович Тадыев, его жизнь и творческое наследие - важнейшее социокультурное достояние России и Горного Алтая.

УДК 13+159.9

Н. Ф. Копыто в СМЫСЛ ЖИЗНИ ПОСТИГАЯ И СЛОВОМ, И ДЕЛОМ

Родился Павел Егорович Тадыев в с. Александровке, что в Майминском районе. После учебы в школе Павел поступил в подготовительный класс педагогического училища. Нелегко приходилось мальчишке без отца, которого в 1937 г. арестовали, а через год его не стало.

Решающую роль в судьбе Павла Тадыева сыграла острая нехватка учителей в школах. Открытие учительского института в Горно-Алтайске откладывалось на неопределенный срок. А 14 июня 1941 г. было принято решение властей «Об организации Ойротского национального отделения при Бийском учительском институте». Из 35 человек сформировали группу, в которую вошли выпускники педучилища, рабфака и средних школ. Руководителем этого отделения и преподавателем алтайского языка и литературы был назначен А. Г. Шабураков.

Но с началом Великой Отечественной войны из группы в армию призвали Николая Алекова, Василия Чичинова, Сазона Суразакова, Василия Шебалина, Михаила Тадыева, Алексея Бабаева и руководителя отделения А. Г. Шабуракова. Вскоре в Горно-Алтайск был эвакуирован Московский пединститут имени К. Либкнехта, при котором в 1941 г. по инициативе Н. А. Баскакова открыли ойротское отделение. Выдающийся ученый и стал его руководителем. В 1945 г. состоялся первый, самый малочисленный выпуск студентов. Среди них были Г. А. Альчина, Н. Н. Суразакова, Л. В. Бере-гошева и П. Е. Тадыев.

Вернувшись домой из Москвы (в 1943 г. пединститут вновь переехал туда), Павел Егорович начал свою трудовую биографию, но уже в следующем году, 1947-м, он поступил в аспирантуру Института этнографии Академии наук СССР. В 1951 г. была закончена учеба, успешно защищена диссертация. П. Е. Тадыеву присвоили ученую степень кандидата исторических наук. Весь его трудовой стаж можно условно разделить на две части: работа заведующим сектором истории и директором в Научно-исследовательском институте алтаистики им. С. С. Суразакова; а в пединституте - преподавателем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.