Научная статья на тему 'Профессионализм современного учителя как концептуальная основа модернизации системы непрерывного образования'

Профессионализм современного учителя как концептуальная основа модернизации системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система непрерывного образования / модернизация / профессионализм учителя / специалист высокой культуры / continuous education system / modernization / teacher’s professionalism / specialist of high culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмеджанова Дилафруз Батыровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств у учителя в условиях модернизации системы непрерывного образования. Перечисляются педагогические концепции в теории и истории образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмеджанова Дилафруз Батыровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considered issues related to teacher’s professional qualities development in the modernization of continuous education system. It lists pedagogical concepts in the theory and history of education.

Текст научной работы на тему «Профессионализм современного учителя как концептуальная основа модернизации системы непрерывного образования»

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Б. Ахмеджанова

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональных качеств у учителя в условиях модернизации системы непрерывного образования. Перечисляются педагогические концепции в теории и истории образования.

The article considered issues related to teacher's professional qualities development in the modernization of continuous education system. It lists pedagogical concepts in the theory and history of education.

Ключевые слова: система непрерывного образования, модернизация,

профессионализм учителя, специалист высокой культуры.

Key words: continuous education system, modernization, teacher's professionalism, specialist of high culture.

Президент нашей республики И. А. Каримов в своих выступлениях неоднократно отмечал, что в xXi в. будут побеждать те страны, которые отдают приоритет интеллектуальным и духовным ценностям. В Узбекистане в качестве ответа на эти вызовы современности была разработана «Национальная программа по подготовке кадров», в которой было положено начало новой парадигме образования. На сегодняшний день гуманитарные, социокультурные аспекты этой проблемы получили довольно подробную разработку. Это необходимость освоения культурно-исторического наследия, знакомство с мировой культурой, гуманистическая ориентированность сознания, духовность как необходимое качество специалиста [2, с. 2].

Однако аспекты подготовки профессиональных качеств и навыков специалистов требуют дальнейшего совершенствования. Поэтому непрерывное образование должно предусматривать, во-первых, адресную подготовку специалистов, т. е. их подготовку по конкретным востребованным специальностям с учётом специфики реальных производств (учреждений), притом, что это должно делаться в опережающем режиме; во-вторых, необходимо, чтобы слаженно работала триада - «наука - образование - производство». У каждого из субъектов этой триады есть свои задачи, решение которых имеет принципиальное значение для её эффективного функционирования. Значит, необходимо находить организационные формы того, чтобы достижения педагогической науки в кратчайшие сроки были включены в программы образовательных учреждений.

Современное образование Узбекистана развивается стремительно в нескольких направлениях: это, прежде всего, модернизация содержания образования; разработка и внедрение современных технологий образования; обеспечение условий продуктивной субъектной самореализации обучающихся. Для решения этих задач необходимо системно и целенаправленно разрабатывать и внедрять технологии субъектной самореализации в образовательном процессе, что вызывает необходимость подготовки педагога новой формации [1, с. 60]. С учётом отмеченного должен корректироваться и процесс формирования педагогической культуры и педагогического мастер-

250

ства педагога. Как известно, мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела, это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и на каждое действие. В свою очередь знание психологии ребят проявляется в самом педагогическом действии учителя. В. А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребёнке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы». Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура ещё не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В реальном процессе профессиональное всегда выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Такое единство и есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика. Это подтверждает, в частности, изучение биографий выдающихся просветителей, педагогов и наставников разных эпох и народов (Я. А. Коменский, Юсуф Хос Ходжиб, Кейкавус, Ахмад Югнаки, Саади, Джами, Давани, Алишер Навои, Ху-сайн Воиз Кошифи, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, А. Авло-ни, В. А. Сухомлинский и др.). Именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг традиционных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики и в целом просвещение на новый уровень развития.

Вот почему наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать узкие профессиональные вопросы в самом широком философско-методологическом и социально-культурном контекстах. Так появились универсальные педагогические концепции в теории и истории образования: гуманная педагогика (Ш. А. Амонашвилли), когнитивная и

личностная педагогика (Е. А. Ямбург), научно-технократическая и гуманитарная педагогика (И. А. Колесникова) и др. Гуманитарная культура - это, прежде всего, гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Именно наличие такой культуры позволяет педагогу объективно изучать и диагностировать уровень развития обучаемых, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации. С другой стороны, благодаря данным качествам учитель становится для учащихся значимым и интересным как личность, всегда «единственным» учителем, т. е. самым дорогим человеком на всю жизнь. А система непрерывного образования - ступенькой к достижению успеха в учёбе и творческой деятельности.

251

Реализация этих мер, на наш взгляд, будет способствовать устойчивому развитию и модернизации непрерывного образования и более качественной подготовке и переподготовке педагогических кадров в современных условиях.

Список литературы

1. Андриянова В.И., Аннамуратова С.К. и др. Педагогические основы личностноориентированного обучения и воспитания в средней общеобразовательной школе: моногр. - Ташкент: Фан, 2007. - 135 с.

2. Каримов И.А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Ташкент: Узбекистан, 2008.

3. Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 51-59.

252

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.