Научная статья на тему 'Профессионализм против искусства в романе Иэна Макьюэна "Амстердам"'

Профессионализм против искусства в романе Иэна Макьюэна "Амстердам" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЭН МАКЬЮЭН / ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / IAN MCEWAN / ART / PROFESSIONALISM / MORAL DEGRADATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Караваева Екатерина Михайловна

Анализируются особенности взаимоотношений творческого начала и профессионализма в романе одного из крупнейших британских писателей современности И. Макьюэна «Амстердам», в котором автор обращается к теме нравственной деградации западного общества второй половины XX в. На основе изучения конфликта в произведении сделан вывод о том, что исключительное профессиональное мастерство героев определяет их нравственный выбор и парадоксальным образом приводит к творческому провалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the peculiarities of the interrelations of the creativity and the professionalisms in the novel of one of the most notorious British modern writers Ian McEwan “Amsterdam” in which the author emphasizes the theme of moral degradation of the Western society of the second half of the XX century. Based on the studying the conflict in the novel there is concluded that the distinguished professional mastery of the characters defines their moral choice and comes surprisingly to a creative failure.

Текст научной работы на тему «Профессионализм против искусства в романе Иэна Макьюэна "Амстердам"»

литературоведение

4. Белов В.И. Привычное дело // Его же. За тремя волоками: Повесть и рассказы. М.: Сов. писатель, 1968. С. 7-220.

5. Белов В.И. Привычное дело // Север. 1966. № 1. С. 7-92.

6. Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей / пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой // Его же. Сирены Титана. М.: Пресса, 1993. С. 255400.

7. Ламзина А.М. Заглавие // Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высш. шк., 1999. С. 94-107.

8. Соколова Е.И. «Привычное дело» В.И. Белова (по материалам личных архивов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения - 2013: материалы Между-нар. науч. конф. (16-17 апр. 2013 г.): в 2 ч. М.: Пашков дом, 2013. Ч. 2. С. 170-172.

9. Розанов Ю.В. Повесть В.И. Белова «Привычное дело» в зеркале литературной критики 1960-х годов // Повесть В.И. Белова «Привычное дело» как вологодский текст: моногр. Вологда, 2016. С. 11-31.

10. Рубцов Н.М. Улетели листья // Его же. Русский огонек. Стихи, переводы, воспоминания, проза, письма: в 2 т. Вологда: Вести, 1994. Т. 1.

* * *

1. Belinskij V.G. O russkoj povesti i povestyah g. Gogolya // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 1. S. 259-307.

2. Belov V.I. Privychnoe delo // Ego zhe. Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 2: Povesti i rasskazy. M.: Klassika, 2011. S. 7-126.

3. Belov V.I. Lad: ocherki o narodnoj estetike // Ego zhe. Sobranie sochinenij: v 7 t. T. 5: Ocherki. Pro-izvedeniya dlya detej. M.: Klassika, 2012. S. 7-286.

4. Belov V.I. Privychnoe delo // Ego zhe. Za tre-mya volokami: Povest' i rasskazy. M.: Sov. pisatel', 1968. S. 7-220.

5. Belov V.I. Privychnoe delo // Sever. 1966. № 1. S. 7-92.

6. Vonnegut K. Bojnya nomer pyat', ili Krestovyj pohod detej / per. s angl. R. Rajt-Kovalevoj // Ego zhe. Sireny Titana. M.: Pressa, 1993. S. 255-400.

7. Lamzina A.M. Zaglavie // Vvedenie v lite-raturovedenie: ucheb. posobie / pod red. L.V. Chernec. M.: Vyssh. shk., 1999. S. 94-107.

8. Sokolova E.I. «Privychnoe delo» V.I. Belova (po materialam lichnyh arhivov NIOR RGB) // Ru-myancevskie chteniya - 2013: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (16-17 apr. 2013 g.): v 2 ch. M.: Pashkov dom, 2013. Ch. 2. S. 170-172.

9. Rozanov Yu.V. Povest' V.I. Belova «Privychnoe delo» v zerkale literaturnoj kritiki 1960-h godov // Povest' V.I. Belova «Privychnoe delo» kak vologod-skij tekst: monogr. Vologda, 2016. S. 11-31.

10. Rubcov N.M. Uleteli list'ya // Ego zhe. Russkij ogonek. Stihi, perevody, vospominaniya, proza, pis'ma: v 2 t. Vologda: Vesti, 1994. T. 1.

О Караваева Е.М., 2019

Title complex of the short story "An Ordinary Affair" by V.I. Belov

The article deals with the title complex of the short story "An Ordinary Affair" by V.I. Belov including the title of the story, the description of its genre, the numeration of the chapters and the titles of their parts. The approach allows to present the title complex of the short story as a collaborating system in the context of which there are specified and emphasized the sense dominants of the story and there is revealed the author's interest to the ontological issues.

Key words: V.I. Belov, the short story "An Ordinary Affair", title complex, title, list of contents.

(Статья поступила в редакцию 09.09.2019)

Е.М. КАРАВАЕВА (Москва)

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРОТИВ ИСКУССТВА В РОМАНЕ ИЭНА МАКЬЮЭНА «АМСТЕРДАМ»

Анализируются особенности взаимоотношений творческого начала и профессионализма в романе одного из крупнейших британских писателей современности И. Макьюэна «Амстердам», в котором автор обращается к теме нравственной деградации западного общества второй половины XX в. На основе изучения конфликта в произведении сделан вывод о том, что исключительное профессиональное мастерство героев определяет их нравственный выбор и парадоксальным образом приводит к творческому провалу.

Ключевые слова: Иэн Макьюэн, искусство, профессионализм, нравственная деградация.

Творчество Иэна Макьюэна, одного из крупнейших британских писателей современности, вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди работ, посвященных раннему творчеству писателя, можно выделить исследования К. Райана (1994) и Дж. Слейя (1996), рассматривающих нравственные категории добра и зла в романах Макьюэна. Роман «Амстердам» (1998), при-

известия вгпу. филологические науки

несший автору Букеровскую премию, вызвал новую волну интереса к писателю. В начале XXI в. появляется целый ряд исследований, посвященных анализу проблематики творчества Макьюэна, например работы Д. Малкол-ма (2002), П. Чайлдаз (2005) и Д. Хеда (2007). Из недавних исследований стоит отметить работу К. Нейбпора Mind Presentation in Ian McEwan's Fiction (2017), в которой автор рассматривает проблематику рациональности в романах «Амстердам» (1998), «Искупление» (2003) и «На берегу» (2007). Заслуживает внимание исследование Т. Доброгожа Family and Relationships in Ian McEwan's Fiction: Between Fantasy and Desire (2018), которое охватывает 40 лет творческой биографии Макьюэна, начиная с его первых рассказов, опубликованных в 1975 г., вплоть до романа «В скорлупе» (2016). Особый интерес литературоведа вызывает художественное воплощение личных и семейных отношений в прозе Макьюэна.

Российские литературоведы также обращаются к анализу творчества Макьюэна после выхода романа «Амстердам». Большинство критических работ, посвященных роману, рассматривают этическую дилемму, стоящую перед главными героями. определяя жанр произведения как «сатирическая повесть», Л. За-лесова-Докторова считает, что «основной темой романа является исследование моральной деградации общества и заката идеализма 1960-х годов» [3, с. 31]. Похожего мнения придерживается и Е. Касаткина, отмечая, что Ма-кьюэн «обнаружил основной механизм распада личности и вскрыл корни лицемерия, не потрудившись облечь механизм в кожух, а выставив его в разрезе» [4, с. 196]. Интересны замечания исследователя по поводу организации романа, изящно имитирующего музыкальную композицию. Е. Брежнева и Б. Проскурин рассматривают произведение Макьюэ-на в контексте постмодернистских тенденций. По мнению исследователей, в романе произошло «объединение реалистического тезиса с постмодернистским антитезисом» [2, с. 72]. Среди недавних работ можно отметить статьи Ю. Шаниной и В. Беклемышевой. Анализируя особенности развития конфликта в романе, Ю. Шанина делает вывод, что «решение экзистенциальных проблем современной европейской цивилизацией становится в произведении источником социально-критического пафоса» [6, с. 210]. В. Беклемышева подвергает анализу «константу психической нормы с точки зрения героев романа, а также влияние, оказываемое

этой константой и интерпретацией героев на развитие сюжета и финал романа» [1, с. 111].

В данной статье мы проанализируем художественное воплощение взаимоотношений творческого начала и профессионального мастерства в романе. Главные герои - композитор Клайв Линли и главный редактор газеты Вернон Холлидей - исключительно рациональные люди, привыкшие слушать голос разума. Рациональность - обязательное условие для их профессионального успеха: Холли-дею необходимо руководить большим коллективом газеты и обеспечивать высокий тираж; линли - сочинять хорошую музыку. Когда каждый из них сталкивается с ситуацией, выходящей за рамки обыденного и требующей не столько рационального, сколько эмоционального подхода, герои терпят нравственное поражение.

Линли, известный и признанный композитор, с готовностью откликается на просьбу создать «Симфонию тысячелетия», хотя кокетливо и называет это «бюрократическим вторжением в его творческую жизнь» (с. 18)*. Считая симфонию делом всей своей жизни, Линли верит, что она будет достойным ответом критикам, называющим его «архиконсервативным» и «отсталым», и сделает его имя бессмертным: «И когда уляжется волнение премьеры, отгремят проводы тысячелетия, погаснут фейерверки, закончатся записи, - еще долго потом эта неотразимая мелодия будет звучать как элегия отошедшему веку» (с. 20).

Приступив к работе над симфонией в Лондоне, Линли неожиданно оказывается в растерянности. В поисках вдохновения герой отправляется в Озерный край - место силы английских художников и поэтов. Красивые пейзажи вызывают у Линли ощущение волшебства и ненадолго его успокаивают. однако поездка оказывается пустой тратой времени: Линли обнаруживает, что выгорел как композитор. Первые симптомы усталости появляются еще в начале романа. На похоронах подруги Молли пожилая дама рассказывает Линли о своей внучке, разучившей его сонатину для экзамена, и сама мысль о том, что «его музыку играют дети, слегка угнетала» (с. 10). Когда министр иностранных дел признается, что его жена знает некоторые произведения Линли для пианино, композитор чувствует себя «прирученным и домашним» (с. 49).

* Цитаты из романа И. Макьюэн «Амстердам» приводятся по источнику [5] с указанием страниц в круглых скобках.

Пытаясь завершить работу над «Симфонией тысячелетия», Линли замахивается на невозможное: его произведение должно превзойти «Оду к радости» Бетховена и оставить о композиторе славу в веках: «Возвышенную возложил он на себя миссию, высокую поставил цель. Бетховен» (с. 49). Макьюэн подводит читателя к мысли, что Линли обладает истинным талантом, и такая задача ему под силу. Выстраивая финал мелодии, Линли постоянно обращается к своим прежним темам, полагаясь на профессиональное мастерство и опыт. Возможно, именно эта ошибка «обходится ему так дорого» [9, р. 135].

Однако создание бессмертных классических творений требует жертв: в минуту наивысшего вдохновения в Озерном крае Лин-ли становится невольным свидетелем грубой ссоры между мужчиной и женщиной. Он понимает, что должен вмешаться и заступиться за женщину, но все его мысли поглощены музыкой: «Что бы ни происходило между ними, первой мыслью Клайва, вспыхнувшей, как неоновая вывеска, было: Меня тут нет» (с. 50). Признавая, что потерял вдохновение и концентрацию, Линли покидает Озерный край и возвращается в Лондон. При этом он с легкостью находит оправдание своему невмешательству: «.. .если бы он подошел к ним, решающий момент его жизни был бы упущен. Мелодия не пережила бы психической суматохи... Его как бы не было там. Его там не было. Он был в своей музыке. Его судьба, их судьба, разные дороги. Вот - его дело, и оно нелегкое, и он ни у кого не просит помощи» (с. 50).

Сосредоточенность Линли на собственной личности и потакание тщеславию делают его неспособным не только к сочувствию и самопожертвованию, но и обрекают на творческий провал. Линли уезжает в Амстердам на репетицию с полным осознанием своей неудачи и с ужасом ожидает премьеры. Симфония Линли так и не будет исполнена на публике, поскольку музыканты откажутся ее играть, ссылаясь на то, что «мелодия в конце - бесстыдно списана с бетховенской "Оды к радости", с разницей в одну-две ноты» (с. 54).

В отличие от друга, Вернон Холлидей, кажется, настолько далек от искусства, что когда один из сотрудников газеты предлагает опубликовать заметку о выставке керамики, Хол-лидей с пренебрежением отвергает эту идею. Холлидей неплохо ориентируется в мире искусства, но оно оставляет его совершенно равнодушным. Будучи профессионалом, он знает, что сплетни о знаменитостях или яркая сен-

сация гораздо больше способствуют увеличению тиража газеты. Подобно Линли, Холли-дей также ставит перед собой амбициозную задачу - повлиять на политическую жизнь и, возможно, даже на ход истории в Британии. Он полагает, что предстоящий сенсационный выпуск его газеты, в котором будут опубликованы провокационные фотографии министра иностранных дел, обречен стать «классикой. однажды его будут изучать в школах журналистики» (с. 11).

Холлидей не менее тщеславен, чем его друг композитор, и жаждет всеобщего признания: «Он чувствовал себя значительным и милосердным, возможно, немного жестоким, но по большому счету добродетельным, способным в одиночку противостоять течению, понимающим больше своих современников, знающим, что он фактически определяет судьбу страны и готов нести эту ответственность» (с. 11). Холлидей, однако, решает обсудить свой план с Линли. Для журналиста фотографии являются средством пошатнуть положение министра, высмеять его и в конечном счете сместить с поста. В свою очередь, Линли как истинный творец видит в них определенную художественную ценность. Признавая, что фотографии нелепы, он отдает должное артистическому вкусу фотографа. Линли также чувствует необходимость высказаться и делится с другом рассказом о происшествии в Озерном крае. Оба ведут себя крайне эмоционально, настаивая на своей правоте. Линли даже начинает обвинять друга в том, что тот помешал ему сосредоточиться на симфонии. Исключительный эгоцентризм Линли заставляет его возлагать ответственность за собственную неудачу на внешние обстоятельства. Холлидея также ждет разочарование - сенсационное разоблачение становится очередной грязной сплетней, а Вернон лишается не только признания коллег, но и должности.

В финале героев настигает расплата. Воспользовавшись соглашением, которое они заключили в начале романа (если один из них впадет в состояние беспамятства и перестанет себя контролировать, другой обязуется отвезти его в Амстердам и совершить процедуру эвтаназии), они убивают друг друга, полагая, что профессиональные провалы подобны смертельной болезни.

Профессиональное мастерство играет с героями злую шутку: каждый поступает так, как того требует профессия, будь то сочинение музыки или издание газеты. Линли, считающий себя утонченным художником и эстетом, кото-

известия вгпу. филологические науки

рого привлекает красота, ощущает себя выше условностей, в том числе выше морали или добродетели. В свою очередь Холлидей, прикрываясь демократическими лозунгами, стремится лишь повысить тираж и прибыль своей газеты. в конце концов именно исключительные профессиональные навыки героев приводят их не только к нравственному, но и к творческому провалу. Эгоцентризм и тщеславие оказываются выше отпущенных им талантов, и искусство от этого, безусловно, не выигрывает.

Список литературы

1. Беклемышева В.П. Психическая норма и ее границы в романе И. Макьюэна «Амстердам» (к проблеме изучения психологического романа на занятиях по истории зарубежной литературы XX в.) // Пед. образование в России. 2015. № 10. С. 110-114.

2. Брежнева Е., Проскурин Б.М. Повествовательные модусы и их игра в романе Иэна Макьюэна «Амстердам» // Проблемы метода и поэтики в мировой литературе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Н.С. Бочкарева. Пермь, 2005.

3. Залесова-Докторова Л. Дуэль в конце XX века [Электронный ресурс] // Звезда. 1999. № 5. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/1999/5/duel-v-koncze-hh-veka.html (дата обращения: 23.05.2019).

4. Касаткина Е. John Bull вздремнул, или Findesi и ele по-английски // Британская литература 90-х годов // Нов. мир. 2000. № 8. С. 195-200.

5. Макьюэн И. Амстердам / пер. В. Голышевой. М.: Изд-во Э, 2017.

6. Шанина Ю.А. Экзистенциальная проблематика в романе И. Макьюэна «Амстердам» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по материалам XXX Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 207-211.

7. Childs P. Ian McEwan's Endring Love (Rout-ledge Guide to Literature). N.Y.: Routledge, 2006.

8. Dobrogoszcz T. Family and Relationships in Ian McEwan's Fiction: Between Fantasy and Desire. Lanham: Rowman & Littlefield, 2018.

9. Head D. Ian McEwan. Manchester: Manchester UP, 2007.

10. Malcolm D. Understanding Ian McEwan. Columbia: University of South Carolina, 2002.

11. Nayebpour K. Mind Presentation in Ian McEwan's Fiction. Columbia University Press, 2017.

12. Ryan K. Ian McEwan (Writers and Their Work)

New Edition. Northcote House Publishers, 2018. * * *

1. Beklemysheva V.P. Psihicheskaya norma i ee granicy v romane I. Mak'yuena «Amsterdam» (k probleme izucheniya psihologicheskogo romana na zanya-tiyah po istorii zarubezhnoj literatury XX v.) // Ped. obrazovanie v Rossii. 2015. № 10. S. 110-114.

2. Brezhneva E., Proskurin B.M. Povestvovatel'nye modusy i ih igra v romane Iena Mak'yuena «Amsterdam» // Problemy metoda i poetiki v mirovoj literature: mezhvuz. sb. nauch. tr. / otv. red. N.S. Boch-kareva. Perm', 2005.

3. Zalesova-Doktorova L. Duel' v konce XX veka [Elektronnyj resurs] // Zvezda. 1999. №2 5. URL: https:// magazines.gorky.media/zvezda/1999/5/duel-v-koncze-hh-veka.html (data obrashcheniya: 23.05.2019).

4. Kasatkina E. John Bull vzdremnul, ili Findesi i ele po-anglijski // Britanskaya literatura 90-h godov // Nov. mir. 2000. № 8. S. 195-200.

5. Mak'yuen I. Amsterdam / per. V. Golyshevoj. M.: Izd-vo E, 2017.

6. Shanina Yu.A. Ekzistencial'naya problematika v romane I. Mak'yuena «Amsterdam» // V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologii: sb. st. po materialam XXX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SibAK, 2013. S. 207211.

Professionalisms vs Art in the novel "Amsterdam" by Ian McEwan

The article deals with the peculiarities of the interrelations of the creativity and the professionalisms in the novel of one of the most notorious British modern writers Ian McEwan "Amsterdam" in which the author emphasizes the theme of moral degradation of the Western society of the second half of the XX century. Based on the studying the conflict in the novel there is concluded that the distinguished professional mastery of the characters defines their moral choice and comes surprisingly to a creative failure.

Key words: Ian McEwan, art, professionalism, moral degradation.

(Статья поступила в редакцию 27.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.