Научная статья на тему 'Профессионализация личности в постиндустриальном обществе на основе содействия профессиональному саморазвитию'

Профессионализация личности в постиндустриальном обществе на основе содействия профессиональному саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY PROFESSIONALIZATION / TRAINING / UNIVERSITY LECTURER / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / FACILITATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Т. А.

The urgency of the problem of the professionalisation of personality in a postindustrial society. Addressing professionalization personality suggested by promoting professional self-development of university teachers. Analysis of pedagogical theory and practice with respect to problems of professional self-development of university teachers revealed a number of contradictions in the socio-pedagogical, scientific-theoretical and methodological aspect. Scheme to promote professional self-development of university teachers is presented as a unity of four components: to promote; subject of assistance; subject of assistance; facilitate the process. Proved that this system includes facilitating all major aspects on which you need to pay special attention when working on the problem focused professionalization personality. Particular attention is paid to promoting professional self-development levels of university teachers organizational, group, personal and professional self-development methods to promote: passive, reactive, active, proactive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalization of the individual in post-industrial society through the promotion of professional self-development

The urgency of the problem of the professionalisation of personality in a postindustrial society. Addressing professionalization personality suggested by promoting professional self-development of university teachers. Analysis of pedagogical theory and practice with respect to problems of professional self-development of university teachers revealed a number of contradictions in the socio-pedagogical, scientific-theoretical and methodological aspect. Scheme to promote professional self-development of university teachers is presented as a unity of four components: to promote; subject of assistance; subject of assistance; facilitate the process. Proved that this system includes facilitating all major aspects on which you need to pay special attention when working on the problem focused professionalization personality. Particular attention is paid to promoting professional self-development levels of university teachers organizational, group, personal and professional self-development methods to promote: passive, reactive, active, proactive.

Текст научной работы на тему «Профессионализация личности в постиндустриальном обществе на основе содействия профессиональному саморазвитию»

УДК 378. 046.4

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ НА ОСНОВЕ СОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Т.А. Вековцева,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Аннотация. Обоснована актуальность проблемы профессионализации личности в постиндустриальном обществе. Решение проблемы профессионализации личности предложено на основе содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза. Анализ педагогической теории и практики относительно проблемы профессионального саморазвития преподавателя вуза позволил выявить ряд противоречий в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспекте. Система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена как единство четырех компонентов: объект содействия; предмет содействия; субъект содействия; процесс содействия. Обоснована, что данная система содействия включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионализации личности. Особое внимание уделено уровням содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза - организационный, групповой, личностный и методам содействия профессиональному саморазвитию: пассивные, реактивные, активные, проактивные.

Ключевые слова: профессионализация личности, повышение квалификации, преподаватель вуза, профессиональное саморазвитие, система содействия.

Professionalization of the individual in post-industrial society through the promotion of professional self-development

T. A. Vekovtseva

Ph.D. in Art history, assistant professor of the department «Marketing communications», South-Ural state university

Abstract. The urgency of the problem of the professionalisation of personality in a postindustrial society. Addressing professionalization personality suggested by promoting professional self-development of

university teachers. Analysis of pedagogical theory and practice with respect to problems of professional self-development of university teachers revealed a number of contradictions in the socio-pedagogical, scientific-theoretical and methodological aspect. Scheme to promote professional self-development of university teachers is presented as a unity of four components: to promote; subject of assistance; subject of assistance; facilitate the process. Proved that this system includes facilitating all major aspects on which you need to pay special attention when working on the problem focused professionalization personality. Particular attention is paid to promoting professional self-development levels of university teachers - organizational, group, personal and professional self-development methods to promote: passive, reactive, active, proactive.

Keywords: personality professionalization, training, university lecturer, professional self-development, facilitation system.

Введение. В современных социокультурных условиях, которые определяются постоянными динамичными переменами, особое значение приобретают проблемы, связанные с подготовкой специалистов, адекватных по своему профессиональному уровню сложности решаемых обществом задач. В этой связи необходимо иначе взглянуть на проблему профессионализации личности, которая связана не только с освоением профессиональных норм и стандартов, но и с процессом профессионального саморазвития. Особую роль в данном аспекте играет проблема профессионализации преподавателя вуза.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой достаточно сложный процесс, осуществление которого в реальной педагогической практике предполагает определенную поддержку и/или совместную деятельность нескольких субъектов [1; 2 и др.]. Иными словами речь идет о содействии профессиональному саморазвитию преподавателя вуза.

Методы. Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что проблема содействия саморазвитию преподавателя вуза является на сегодняшний день недостаточно изученной. В частности, в практической деятельности системы внутривузовского повышения квалификации и институтов повышения квалификации педагогических работников отсутствуют апробированные и действующие методики, модели, условия реализации процесса профессионального саморазвития преподавателя.

Результаты, проведенного в данном аспекте констатирующего эксперимента реальной педагогической практики, свидетельствуют о том, что в результате опроса преподавателей вузов получены следующие данные: более 30% опрошенных испытывают трудности при анализе собственной профессиональной деятельности, более 40% преподавателей отмечают трудности в профессиональном саморазвитии, а именно трудности связанные:

- с развитием творческого мышления,

- освоением новых педагогических и информационных технологий,

- внедрением инноваций в образовательный процесс и научную деятельность,

- с самосовершенствованием своей профессиональной деятельности и

др.

Анализ педагогической теории и практики относительно проблемы профессионального саморазвития преподавателя вуза позволил выявить ряд противоречий в социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом аспекте.

В частности, социально-педагогический аспект противоречий определяется между постоянно возрастающими требованиями общества и государства к уровню профессионализма преподавателя вуза и сложившейся на сегодняшний день системой внутривузовского повышения квалификации, которая в свою очередь не в полной мере ориентирована на осуществление содействия преподавателям в профессиональном саморазвитии [3 и др.].

Научно-теоретический аспект противоречий прослеживается между необходимостью подробного, фундаментального теоретического обоснования процесса содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и недостаточной разработанностью и обоснованностью соответствующего содержания, процесса организации и средств, содействующих профессиональному саморазвитию преподавателя.

Научно-методический аспект противоречий проявляется между необходимостью повышения эффективности и совершенствования процесса содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и отсутствием полноценного методического обеспечения данного процесса.

С учетом выявленных противоречий, можно констатировать о существовании актуальной проблемы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза.

Термин «содействие» означает деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности [4].

В нашем исследовании содействие рассматривается с позиции совместной деятельности нескольких субъектов. В частности, это совместная деятельность может осуществляться преподавателями институты повышения квалификации педагогических работников, преподавателями центра дополнительного профессионального образования и профессорско-преподавательским составом вуза.

Соответствующая деятельность направлена на построение, осознание и прохождение индивидуальной траектории профессионального саморазвития преподавателя вуза и достижения максимально возможного уровня профессиональной деятельности.

На основе анализа научных статей и монографических исследований [1; 2; 5 и др.] уточнено содержание понятия «содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза». В частности данное понятие включает в себя:

- планирование, организацию педагогической поддержки;

- оказание информационной, методической и аналитико-коррекционной помощи преподавателю;

- мотивацию и стимулирование его профессионального развития и саморазвития.

Кроме того, выявлено, что содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза образует «совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым компонентам» [5]. Такая совокупность в традиционном понимании называется системой, которая активно вошла в педагогику с развитием в науке системного движения, инициаторами которого были Л. Фон Берталанфи, К. Боулдинг, Дж. Ван Гиг, М. Месарович и др. ученые.

Кроме того, система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представлена нами как единство четырех компонентов:

- объект содействия (имеет структуру и динамику саморазвития);

- предмет содействия (связан с определенными областями процесса профессионального саморазвития);

- субъект содействия (выполняет различные функции на определенном уровне содействия);

- процесс содействия (осуществляется с помощью соответствующих методов).

Охарактеризуем подробнее систему содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза.

Объект содействия представляет собой личность преподавателя вуза, который имеет соответствующий квалификационный уровень (например, доцент - третий уровень, профессор - четвертый и т.д.), который отражает структуру объекта.

Также объект содействия имеет определенную динамику саморазвития, которая проявляется в поведении преподавателя вуза в процессе профессионального саморазвития и отражает:

- мотивы, состояние внутренних движущих сил,

- систему знаний о профессиональном саморазвитии и соответствующих методах,

- умения проектировать процесс своего профессионального саморазвития;

- ценности и отношение к профессиональному саморазвитию как к способу профессионального и карьерного роста отстаивания собственной точки зрения;

- способность самооценки и управления собственным профессиональным саморазвитием [6].

Предметом содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза являются функциональные профессиональной деятельности педагога:

- диагностика личностных и профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава вуза;

- индивидуальное планирование профессионального саморазвития преподавателя;

- адаптация преподавателя вуза к постоянно меняющимся и повышающимся требованиям со стороны общества и государственных образовательных стандартов;

- тренировка умений необходимых для профессионального саморазвития преподавателя вуза;

- коучинг (наставничество, тьюторство) [6; 7; 8], обеспечивающие консультации по вопросам профессионального саморазвития преподавателя вуза и др.

Субъект системы педагогического содействия - это система внутриву-зовского повышения квалификации, центры дополнительного профессионального образования, институты повышения квалификации педагогических работников, профессиональные ассоциации и клубные объединения преподавателей вузов и другие профессиональные организации педагогических работников, имеющие разнообразные функции и уровень содействия.

В частности, охарактеризуем три основных уровня содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза - это организационный, групповой и личностный.

На организационном уровне содействие проявляется в комплексном подходе к процессу саморазвития всего профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. На данном уровне создаются педагогические условия, направленные на максимальное саморазвитие преподавателей.

На групповом уровне содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза направлено выявление имеющихся профессиональных склонностей и способностей каждого члена объединенной группы преподавателей, развитие умений совместной профессиональной деятельности.

На личностном уровне содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза осуществляется с помощью:

- комплексной диагностики сильных и слабых сторон личности;

- разработки индивидуальной программы личного и профессионального саморазвития;

- консультирования по сложным профессиональным вопросам и др.

Субъект содействия профессиональному саморазвитию преподавателя

вуза на определенном уровне выполняет различные функции. В качестве функций содействия обычно выделяют коррекцию, формирование, развитие и поддержание необходимых знаний, умений и навыков профессионального саморазвития.

Процесс содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза как правило осуществляется с помощью ряда методов. Не останавливаясь подробно на описании методов профессионального саморазвития преподавателя вуза отметим, что методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза можно разделить на:

- пассивные,

- реактивные,

- активные,

- проактивные [8].

Пассивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза направлены на обеспечение процесса профессионального саморазвития необходимой информационной базой.

Реактивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза представляют собой определенную реакцию на соответствующие воздействия внешнего или внутреннего характера, т.е. применяются в ответ на возникшие проблемы.

Активные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза позволяют активно реагировать на новые, нестандартные ситуации.

Проактивные методы содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза имеют целью прогнозировать возможные сценарии процесса профессионального саморазвития, упреждая негативные последствия.

Заключение. Таким образом, описанная система содействия профессиональному саморазвитию преподавателя вуза включает все основные аспекты, на которые требуется обратить особое внимание при целенаправленной работе над проблемой профессионального саморазвития преподавателя.

В заключении отметим, что одной из наиболее конструктивных, быстро действующих форм содействия преподавателям в профессиональном саморазвитии является организация их участия в деятельности профессиональных ассоциаций преподавателей вузов. Данная деятельность направлена на содействие профессиональному саморазвитию преподавателя вуза и стимулирует преподавателей к новым достижениям. Стимулами профессионального саморазвития преподавателя вуза являются различные методы, приемы и средства.

Библиографический список

1. Маркова, О. И. Профессиональное саморазвитие педагога / О. И. Маркова. - К.: Вища школа, 2004. - 172 с.

2. Минюрова, С. А. Саморазвитие человека в профессии: монография / С. А. Минюрова. -Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. - 290 с.

3. Моложавенко, В. Л. Внутривузовская система контроля качества образовательной деятельности в университетском комплексе / В. Л. Моложавенко // Актуальные вопросы современного образования: кол. монография. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - С. 353-374.

4. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - М., 2002. -

180 с.

5. Калнинш, Л. М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе / Л. М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3(22). -С.248-251.

6. Подповетная, Ю. В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя вуза / Ю. В. Подповетная // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). -2011. - Т.8. -№ 4. - С. 51-60.

7. Круглова, И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дисс... канд. пед. наук / И. В. Круглова. - М., 2007. - 178 с.

8. Резанович, И. В. Методология развития профессионального мастерства менеджера:

монография / И. В. Резанович. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. - 2005. - 256 с.

9. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. -2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

10. Фурсов, А. Л. Особенности социализации молодежи в постиндустриальном обществе / А. Л. Фурсов // Молодежь в постиндустриальном обществе: Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 25 декабря 2012 г. - Саратов-Дюссельдорф: Изд-во Пресс-лицей, -2013 - С. 148-154.

References

1. Markov, O. I. Teacher professional self-development. - Kiev, 2004. - Р. 172. (in Russian).

2. Minyurova, S. A. Self-development rights in the profession: monograph. - Ekaterinburg, 2006. -Р. 290. (in Russian).

3. Molozhavenko, V. L. Intrahigh quality control system of educational activities in the university complex // Actual problems of modern education: count. monograph. - Tyumen, 2010. - Р. 353-374. (in Russian).

4. Bim-Bad, B. M. Pedagogical encyclopedia. - Moscow, 2002. -Р. 180.

5. Kalninsh, L. M. Theoretical model of self-development teachers in vocational and dynamic system // The world of science, culture and education. - 2010. - №3 (22). - P. 248-251. (in Russian).

6. Podpovetnаyа, U. V. Methods of scientific and methodological culture of university teachers // Current research on social issues (e-zine). - 2011. - V.8. - № 4. - Р. 51-60. (in Russian).

7. Kruglov, I. V. Mentoring as a condition of professional formation of young teacher: diss ... cand. ped. sciences. - Moscow, 2007. - P. 178. (in Russian).

8. Rezanovich, I. V. Methodology for the Development of Vocational Excellence Manager: monograph. - Chelyabinsk: Izd-vo SUSU. - 2005. - 256p. (in Russian).

9. Fursov, A. L. Professional'naja orientacija s pozicij mezhdisiplinarnogo podhoda: problemy i perspektivy issledovanija / A. L. Fursov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. - N 8. - P. 467-471. - ISSN 1999-2300 (in Russian)

10. Fursov, A. L. Osobennosti socializacii molodezhi v postindustrial'nom obshhestve / A. L. Fursov // Molodezh' v postindustrial'nom obshhestve: Sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Saratov, 25 dekabrja 2012 g. - Saratov-Djussel'dorf: Izd-vo Press-licej, - 2013 - P. 148154. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.