Научная статья на тему 'Профессионализация государственных и муниципальных служащих в символическом контексте'

Профессионализация государственных и муниципальных служащих в символическом контексте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ТРИАДА / FIGURATIVE AND SYMBOLIC PERCEPTIONS / SYMBOLIC CREATIVITY / PERSONAL MEANING / SYMBOLIC TRIAD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бакланов Павел Анатольевич

В статье представлены методический инструментарий и результаты социологического исследования степени включения в личностно-смысловую сферу государственных и муниципальных служащих категорий (понятий) «служба» и «профессия». Теоретической основой для проведения социологического исследования выступили понимание содержания профессионализации как социального явления и социологическая трактовка «символа». Результаты исследования раскрывают содержание социопрофессиональной солидарности респондентов по отношению к категориям «служба» и «профессия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalisation of public and municipal officials in symbolic context

The article presents methodological tools and results of the community study of the degree of inclusion of "service "and "profession " categories (concepts) in personal and conceptual field of public and municipal officials. The understanding of the content of professionalisation as a social phenomenon, and the sociological interpretation of "symbol" served as a theoretical basis for the sociological study. The survey of respondents was carried out according to the method (test) of "appraesentatio " relations -TSA (Transsymbolic analysis). The survey involved 602 respondents. The results of the study reveal the content of social and professional solidarity of the respondents to the "service" and "profession" categories (concepts). The findings and conclusions reflect answers to topical issues of public and municipal management and HR policy.

Текст научной работы на тему «Профессионализация государственных и муниципальных служащих в символическом контексте»

УДК 35.08

Бакланов П.А.

Профессионализация государственных и муниципальных служащих в символическом контексте

В статье представлены методический инструментарий и результаты социологического исследования степени включения в личностно-смысловую сферу государственных и муниципальных служащих категорий (понятий) «служба» и «профессия». Теоретической основой для проведения социологического исследования выступили понимание содержания профессионализации как социального явления и социологическая трактовка «символа». Результаты исследования раскрывают содержание социопрофессиональной солидарности респондентов по отношению к категориям «служба» и «профессия».

Ключевые слова: образно-символические представления, символотворчество, личностный смысл, символическая триада.

Образно -символические представления

Несмотря на фантастические темпы развития науки и техники, связанные с глобальной информатизацией общества, феномен символического в его уникальности и универсальности не утратил своего значения для человечества. В тоже время в работах отечественных исследователей символического сознания все чаще указывается на то, что в становлении сознания современного человека функции символа, являющегося специфическим средством отношения человека к миру, недооцениваются (см., в частности работу Н.В. Кулагиной [1]).

Предметное разнообразие исследований проблематики символов сопровождается накоплением научных фактов, свидетельствующих о том, что феномен символического является средством гармонизации и структурообразующей сущностью системы отношений человека к миру и мира к человеку, а также инструментом социального управления.

Термин «символическое» традиционно употребляют в смысле «воображаемое» [2, с. 17]. В психоанализе данный феномен выступает как язык, «с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира» [3, с. 183].

В отечественной социологии отсутствует единое мнение о механизмах возникновения символов и логики их существования в социальных (профессиональных) группах и сообществах. В данной связи, конвенциональную социологическую трактовку «символа» О.А. Кармадонова, которая впервые в отечественной социологической литературе была представлена в начале XXI века [4], можно рассматривать в качестве базиса методологических перспектив в прикладной сфере социологического анализа феномена символического. О.А. Кармадоновым «символ» определяется как «обобщенное представление о ком-либо, о чем-либо, основанное на интеллектуальном и витальном опыте индивида и/или общности, заключающее в себе способ выражения, результат выражения и образ переживания» [4, с. 146].

Взаимодействие человека с объектами реальной действительности сопровождается возникновением в его сознании символических образов (продукты образносимволического мышления). Они аккумулируют в себе представления (знания) индивида об объекте реальной действительности (продукты логического мышления), ос-

нованные на его личностном опыте, и образ выражения «отношения к нему» [5, с. 90] (личностно-смысловое представление индивида об объекте внимания).

Согласно О.А. Кармадонову, «самое элементарное теоретическое обобщение эмпирического опыта» [4, с. 6] предопределяет присутствие символического.

Следовательно, возможно заключение о том, что данный феномен присутствует и в процессах индивидуальной профессионализации личности (включении человека в профессиональную деятельность).

Профессионализация как социальное явление и отрасль знания

Понятие «профессионализация» было введено в научный оборот отечественными учеными в 70-е гг. прошлого века, а впервые как целостное явление в сфере воинского труда было раскрыто В.Ф. Ковалевским, предопределившим будущность профессиологии как новой научной отрасли [6]. Первоначально (в середине 80-х -начале 90-х гг. XX в.) в содержании понятия «профессионализация» отражался преимущественно психолого-педагогический смысл (овладение личностью профессионально необходимыми качествами), а на рубеже 1990-х гг. психолого-педагогическая теория профессионализации была пересмотрена с позиции социализации (формирование институтов профориентации и профотбора). Во многом генерировал эти процессы кризис в системе подготовки квалифицированных кадров.

В современном понимании профессионализация - это социальное явление, обусловленное качественными и количественными изменениями в содержании и характере труда и характеризующееся возникновением профессий и специальностей, профессиональной культуры, технологий включения человека в профессиональную деятельность, становления и развития его как профессионала [7, с. 231].

С позиции понимания профессионализации как социального явления содержание индивидуальной профессионализации (по А.И. Турчинову) представляет собой систему категорий. С определенной долей условности в такую систему составляют три подсистемы: 1) профессиональное самоопределение и профессиональная самоидентификация человека; 2) приобретение человеком профессиональных знаний, умений, навыков и опыта (достижение профессиональной готовности к выполнению трудовых функций, овладение профессией и специальностью); 3) усвоение человеком сущностных характеристик определенной профессиональной среды при овладении профессией (приобщение к профессиональной среде) [7, с. 91-92].

Очевидно, что знания о процессах профессионализации личности разнообразны и сложны по своей природе, насыщены интеллектуальными компонентами, в основе которых, наряду с другими уникальными способностями человека, образносимволическое восприятие объективной действительности. Очевидно и то, что ориентированность в процессах индивидуальной профессионализации личности в контексте образно-символических представлений их сопровождающих, а также выступающих основой для общего понимания профессионализации как социального явления, не только актуальна, но и необходима для выработки соответствующих предложений в различных сферах современной кадровой политики.

Таким образом, возможно утверждение о том, что результаты исследования профессионализации в культурно-символическом контексте позволяют сформировать более четкие понятия, представления, суждения и знания об этом многогранном социальном явлении.

Представленное выше содержание профессионализации как социального явления (по А.И. Турчинову), а также основные положения социологии символа О.А. Кармадонова [4], выступили теоретической основой для проведения социологическо-

го исследования (апрель - май 2012 г.) образно-символических представлений респондентов отдельных профессиональных сообществ о категориях (понятиях) «служба» и «профессия».

Социологическое исследование было проведено в 20 субъектах Российской Федерации 8 федеральных округов. Всего в опросе приняли участие 1427 респондентов (см. табл. 1).

Таблица 1

Состав участников социологического исследования________________

N Группы респондентов Респонденты

Количество, % от общего количества Распределение по профессиональным сообществам

1. Представители сферы профессионального образования 515 (36,1%) 415 студентов десяти вузов, 40 преподавателей вузов, 30 аспирантов (адъюнктов), 30 региональных координаторов Молодежной парламентской ассамблеи (профориенти-рованы на парламентскую гос-службу)

2. Государственные служащие 502 (35,2%) 221 гражданский служащий, 50 военнослужащих; 231 госслужащий правоохранительной службы

3. Муниципальные служащие и работ- ники бюджетной сферы 206 (14,4%) 100 муниципальных служащих, 106 работников бюджетной сферы

4. Представители малого и среднего бизнеса 204 (14,3%) 152 работника коммерческих организаций; 52 индивидуальных предпринимателя

ИТОГО: 1427

В ходе исследования особое внимание было уделено респондентам - государственным и муниципальным служащим (см. табл. 2), общее количество которых со-

ставило 602 человека (42,2% от общего числа участников опроса).

Таблица 2

___________Распределение респондентов по профессиональным сообществам__________

N Наименование профессиональных сообществ респондентов Количество респондентов В % от общего количества респондентов

1. Государственные гражданские служащие 221 37%

2. Военнослужащие 50 8%

3. Госслужащие правоохранительной службы 231 38%

4. Муниципальные служащие 100 17%

ИТОГО: 602 100%

В качестве методологических основ исследования выступили следующие гипотезы.

Процессы индивидуальной профессионализации личности сопряжены с возникновением в сознании индивида образно-символических представлений об избранной им профессии (виде профессиональной деятельности).

Такие символические образы объединяют в себе представления (знания) о соответствующем виде профессиональной деятельности, основанные на личностном опыте индивида, и образ выражения отношения к нему (личностно-смысловое представление индивида о профессии). Содержание таких процессов О.А. Кармадонов определяет как процессы «символотворчества» [4, с. 137 - 144].

Согласно О.А. Кармадонову, в результате «процесса символотворчества» у индивида формируется «символ-предел» - обобщенное представление о ком-либо, о чем-либо - конечная символическая триада: 1. Когнитивный символ (К-символ), посредством которого происходит наречение предметов, процессов и явлений окружающего, реального или предполагаемого (существительное). 2. Аффективный символ (А-символ), отражающий свойства и качества предмета (явления, факта), как морфологического, так и содержательного порядка (прилагательное). 3. Деятельностный символ (Д-символ), который «отражает связи и взаимодействия, в которые вступают между собой предметы, процессы и явления» (глагол) [4, с. 148 - 149].

В качестве практического инструментария исследования представлений участников опроса (символических триад) о категориях (понятиях) «служба» и «профессия» выступил метод (тест) аппрезентационных отношений О.А. Кармадонова - ТСА (Транссимволический анализ) [4, с. 227-233], который можно рассматривать как практический инструментарий социологического поиска объемного и многомерного характера представлений респондентов (о ком-либо, о чем-либо), а также определенных участков смысловых составляющих таких представлений респондентов (о ком-либо, о чем-либо).

Для достижения цели социологического исследования респондентам было предложено ответить на вопросы (или закончить предложения) следующего характера: «Служба - это (что?)» (реконструкция когнитивного символа - существительное); «Служба - какая?» (реконструкция аффективного символа - прилагательное); «Служба - делает что?» (реконструкция деятельностного символа - глагол). Соответственно: «Профессия - это (что?)»; «Профессия - какая?»; «Профессия - делает что?».

Степень включения в личностно-смысловую сферу государственных и муниципальных служащих категорий (понятий) «служба» и «профессия»

Человек познает мир с помощью языка (системы знаков), который «служит средством человеческого мышления, самовыражения и общения» [8, с. 105], а также «является особой реальностью произрастания человека как личности» [8, с. 108]. Субъективное отношение человека к тому, что он выражает с помощью языковых знаков, В.С. Мухина определяет как «личностный смысл» [8, с. 183].

Общеизвестно, что отсутствие знаний об объекте внимания, а также первый и/или недостаточный интеллектуальный (жизненный) опыт взаимодействия с ним существенно ограничивают возможности индивида выразить словами свое отношение к объекту внимания.

Таким образом, в качестве объекта анализа может рассматриваться количество респондентов различных профессиональных сообществ, которые представили полные ответы на предложенные вопросы, испытали отдельные трудности при выражении своего отношения к категориям (понятиям) «служба» и «профессия», а также не

приняли участие в опросе. По мнению автора, результаты такого сравнительного анализа отражают степень включения в личностно-смысловую сферу участников опроса категорий (понятий) «служба» (см. табл. 3) и «профессия» (см. табл. 4).

Таблица 3

Степень включения в личностно-смысловую сферу участников опроса категории (понятия) «служба»

№ Наименование про фессиональных сообществ (групп) респондентов Коли- чество участ- ников опроса Степень участия респондентов в опросе Общее количество распонден-тов, ответивших на вопросы

Представили полные ответы Представили неполные ответы Не ответили на вопросы

(в процентах от количества респондентов в группе)

1. Муниципальные 100 82 8 10 90

служащие (82%) (8%) (10%) (90%)

2. Военнослужащие 50 43 (86%) нет 7 (14%) 43 (86%)

3. Гражданские 221 168 19 34 187

служащие (76%) (9%) (15%) (85%)

4. Г осслужащие 231 155 19 57 174

правоохрани- (67%) (8%) (25%) (75%)

тельной службы

ИТОГО: 602 448 46 108 494

(74%) (8%) (18%) (82%)

В таблице 3 профессиональные сообщества респондентов распределены по рейтинговым позициям, отражающим степень включения категории (понятия) «служба» в личностно-смысловую сферу их членов.

В таблице 4 профессиональные сообщества респондентов распределены по рейтинговым позициям, отражающим степень включения категории (понятия) «профессия» в личностно-смысловую сферу их членов.

Общие рейтинговые позиции сообществ респондентов по отмеченным выше показателям включения в личностно-смысловую сферу их членов категорий (понятий) «служба» и «профессия» представлены в таблице 5.

Результаты диагностики включения в личностно-смысловую сферу респондентов различных профессиональных сообществ категорий (понятий) «служба» и «профессия» дополняют образно-символические представления (символические триады), сформировавшиеся у представителей каждой из профессиональных общностей в отношении рассматриваемых категорий (понятий).

Таблица 4

Степень включения в личностно-смысловую сферуучастников опроса категории (понятия) «профессия»

Наименование про фессиональных сообществ (групп) респондентов Коли- чество участ- ников опроса Степень участия респондентов в опросе Общее количество распонден-тов, ответивших на вопросы

Представили полные ответы Представили неполные ответы Не ответили на вопросы

(в процентах от количества респондентов в группе)

1. Муниципальные 100 78 8 14 86

служащие (78%) (8%) (14%) (86%)

2. Военнослужащие 50 37 (74%) 6 (12%) 7 (14%) 43 (86%)

3. Гражданские 221 149 35 37 184

служащие (67%) (16%) (17%) (83%)

4. Госслужащие 231 131 39 61 170

правоохрани- (57%) (17%) (27%) (74%)

тельной службы

ИТОГО: 602 395 88 119 483

(66%) (14%) (20%) (80%)

Таблица 5

Результаты диагностики включения в личностно-смысловую сферу респонден-___________тов категорий (понятий) «служба» и «профессия»________________

Категория (понятие) «служба» Рейтинговые позиции Категория (понятие) «профессия»

Муниципальные служащие 1 Муниципальные служащие

Военнослужащие 2 Военнослужащие

Гражданские служащие 3 Гражданские служащие

Госслужащие правоохранительной службы 4 Госслужащие правоохранительной службы

Образно-символические представления респондентов о категориях (понятиях) «служба» и «профессия»

Как отмечалось ранее, респонденты каждого из профессиональных сообществ представили ответы на вопросы: «Служба - это (что?)»; «Служба - какая?»; «Служба

- делает что?» (в отношении понятия (категории «служба»), а также: «Профессия -это (что?)»; «Профессия - какая?»; «Профессия - делает что?».

Индивидуальные образно-символические представления участников опроса о категориях (понятиях) «служба» и «профессия» были сгруппированы по наибольшему количеству их совпадений.

Такие обобщения в рамках групп участников опроса позволили установить характерные для каждого из профессиональных сообществ респондентов символические триады, сформировавшиеся у них в отношении категорий (понятий) «служба» (см. табл. 6) и «профессия» (см. табл. 7).

Таблица 6

Символические триады, сформировавшиеся у респондентов профессиональных со______________обществ в отношении категории (понятия) «СЛУЖБА»_______

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЛУЖБА - это что? СЛУЖБА - какая?

СЛУЖБА - что делает?

(Количество идентичных восприятий в % от общего количества образно-символических представлений респондентов)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ

РАБОТА (22%)

ИНТЕРЕСНАЯ (12%)

ОБЕСПЕЧИВАЕТ (7%)

ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

СЛУЖЕНИЕ (12%)

ВОЕННАЯ (30%)

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ (12%)

ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

РАБОТА (32%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (67%) | ДИСЦИПЛИНИРУЕТ (11%)

ГОССЛУЖАТТЩЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СЛУЖБЫ

РАБОТА (29%)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (55%) | ДИСЦИПЛИНИРУЕТ (16%)

Таблица 7

Символические триады, сформировавшиеся у респондентов профессиональных сообществ _________в отношении категории (понятия) «ПРОФЕССИЯ»________

ПРОФЕССИЯ - это что? | ПРОФЕССИЯ - какая? | ПРОФЕССИЯ - что делает?

(Количество идентичных восприятий в % от общего количества образно-символических представлений респондентов)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ

РАБОТА (20%)

СПЕЦИАЛЬНАЯ (12%) ОБЕСПЕЧИВАЕТ (21 %)

ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

РАБОТА (14%)

ИНТЕРЕСНАЯ (16%)

ПОМОГАЕТ (14%)

ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

ВИД (РОД) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (13%)________

ЛЮБИМАЯ (16%)

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ (11%)

ГОССЛУЖАЩИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЕ СЛУЖБЫ

РАБОТА (29%)

ИНТЕРЕСНАЯ (55%) ПОМОГАЕТ (16%)

Таким образом, символические триады, сформировавшиеся на основе индивидуальных образно-символических представлений участников опроса, можно рассматривать в качестве показателей социо-профессиональной солидарности, а также в качестве показателей коллективно-группового отношения к категориям (понятиям) «служба» и «профессия».

Результаты исследования

Результаты сравнительного анализа степени включения в личностносмысловую сферу категорий (понятий) «служба» и «профессия» государственными и муниципальными служащими (602 респондента) и всеми участниками опроса (1427 респондентов) позволяют отметить следующее.

К категории (понятию) «служба» выразил свое отношение 1191 респондент (86% от общего количества участников опроса), что на 4% превышает аналогичный показатель (в целом) в профессиональных сообществах государственных и муниципальных служащих (494 респондента - 82% от общего количества респондентов). Однако в профессиональном сообществе муниципальных служащих выразили свое отношение к категории (понятию) «служба» - 90% респондентов, в профессиональных сообществах военнослужащих - 86%, гражданских служащих - 85%, а аналогичный показатель среди госслужащих правоохранительной службы составил лишь - 75%.

К категории (понятию) «профессия» выразили свое отношение 1142 респондента, что составило 80% от общего количества участников опроса (1427 респондентов). Этот показатель равен степени включения (80%) в личностно-смысловую сферу категории (понятия) «профессия» респондентов профессиональных сообществах государственных и муниципальных служащих (482 респондента из 602 участников опроса).

Общие показатели степени включения в личностно-смысловую сферу участников опроса категории (понятия) «профессия» на 6% превышают аналогичные показатели в профессиональных сообществах муниципальных служащих (86%) и военнослужащих (86%), а также на 3% - в профессиональном сообществе гражданских служащих (83%). Тогда как результаты ответов госслужащих правоохранительной службы свидетельствуют о более низкой степени включения - 74%.

Представленные данные позволяют констатировать, что категория (понятие) «служба» прочно включена в личностно-смысловую сферу значительной части служащих муниципальных и гражданских, а также военнослужащих. Вместе с тем в современном социуме позиции государственной и муниципальной службы как профессии воспринимаются индивидами весьма условно. Об этом наглядно свидетельствуют результаты сравнительного анализа отличительных черт коллективных образно -символических представлений респондентов различных профессиональных сообществ о категориях (понятиях) «служба» и «профессия». В подавляющем большинстве участники опроса воспринимают категории (понятия) «служба» и «профессия» как «работу» (см. табл. 6, 7).

В качестве объяснения этого преимущественного акцента можно привести данные исследований Института социологии РАН, согласно которым 77% граждан России именно работу считают главным источником средств существования, способом самоутверждения, повышения собственного профессионального уровня, а также фактором, предопределяющим размеры их доходов и уровень достатка [9, с. 89]. Согласно результатам другого исследования, подавляющее большинство россиян (82%) высказывает пожелание, чтобы их труд хорошо оплачивался [10, с. 71]. Также отмечается, что данный ответ наиболее популярен среди респондентов, независимо от их пола, возраста и места жительства.

Приведенные данные находят свое отражение и в образно-символических представлениях респондентов профессионального сообщества муниципальных служащих о деятельностной составляющей как категории (понятия) «служба», так и категории (понятия) «профессия». По своей сути и содержанию они идентичны -«служба (профессия) - обеспечивает (дает доход)». Возможно, это обусловлено тем обстоятельством, что муниципальные служащие осуществляют профессиональную служебную деятельность в различных типах поселений, жители которых предъявляют различные требования в части высокого заработка. Эта тенденция отмечается в аналитическом докладе Института социологии РАН по результатам общероссийского

социологического исследования (март-апрель 2012 г.) «Русская мечта: какая она и может ли осуществиться?» [10].

Так, повышенные требования в части высокого заработка характерны в большей степени для жителей сельской местности (86,9%). Считают, что идеальная работа должна хорошо оплачиваться, жители городов с населением 100 тыс. - 250 тыс. (88%) и 250 тыс. - 500 тыс. (85,7%), и, в меньшей степени, жители городов с населением менее 100 тыс. (81,5%) человек. В то же время, признавая значимость достойной оплаты труда, жители мегаполисов менее требовательны в этом отношении (74,3%) [10, с. 72-73].

Следует заметить, что содержание образно-символических представлений о категориях (понятиях) «служба» работников коммерческих организаций (входили в состав 1427 участников опроса) тому подтверждение. Согласно результатам исследования в рассматриваемом сообществе респондентов деятельностная составляющая образно-символических представлений о «службе» раскрывается вовсе не как средство дохода, а определяется как «государственная деятельность, работа, которая дисциплинирует». Содержание же символической триады, сформировавшейся у работников коммерческих организаций в отношении категории (понятия) «профессия» («вид деятельности - любимая - развивает»), в большей степени свидетельствует о том, что опрошенные отдают предпочтение интересной работе.

Рассматривая символические триады, сложившиеся в профессиональных сообществах гражданских служащих и госслужащих правоохранительной службы в отношении категории (понятия) «служба», стоит отметить их идентичность: «работа

- государственная - дисциплинирует» (см. табл. 6). Возможно предположение, что содержание символических триад аккумулирует в себе характерные особенности профессиональной служебной деятельности в системе государственной службы.

Так, согласно результатов социологического исследования, проведенного в 2012 г. кафедрой государственной службы и кадровой политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, в качестве основ, мотивирующих персонал к эффективной работе в системе государственной гражданской службы, респондентами отмечаются: стимулирование позитивного поведения работников (отметили 44,6% респондентов); развитие самоконтроля на индивидуальном и групповом уровне (сообщили 28,5% респондентов); применение санкций за нарушение служебной дисциплины и регламентов (отметили 22,6% участников опроса) [11, с. 10].

В целом, в содержании образно-символических представлений респондентов профессиональных сообществ гражданских служащих, военнослужащих и госслужащих правоохранительной службы (см. табл. 6) о категории (понятии) «служба» находит свое отражение профессиональная направленность, вместе с тем «служба» не воспринимается ими как институт государственного управления.

Отдельный интерес представляют образно-символические представления респондентов различных профессиональных сообществ, раскрывающие личностносмысловое и коллективно-смысловое отношение к категории (понятию) «профессия»: «любимая» - отметили гражданские служащие; «интересная» - отметили военнослужащие и госслужащие правоохранительной службы; «специальная» - отметили муниципальные служащие (см. табл. 7).

Заметим, что по результатам исследований динамики отношения россиян к предпочтениям труда (проводились Институтом социологии РАН в 2003 и 2012 г.г.), в 2012 г. как и без малого десять лет назад (58 и 53% соответственно), большинство опрошенных заявило, что готово «потратить жизнь» только на интересную работу.

Примечательно, что за этот период доля сторонников такой точки зрения выросла, а сторонников противоположной - сократилась на 5% [10, с. 69]. В интересной работе в будущем (на всю жизнь) заинтересовано и большинство студенческой молодежи (70%) [10, с. 70].

Заключение

Данные исследования дают основания задуматься о проблеме поиска путей, форм и методов включения в личностно-смысловую сферу государственных и муниципальных служащих (на различных этапах их индивидуальной профессионализации) образно-символических представлений о категориях (понятиях) «служба» и «профессия». Такие представления во многом предопределяют эффективность и результативность их профессиональной служебной деятельности. В данной связи заслуживает особого внимания вывод отечественного исследователя А.Н. Леонтьева о том, что «личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания» [12, с. 153].

В качестве аргумента, свидетельствующего об актуальности данной проблемы, приведем данные социологического опроса экспертов, осуществленного автором в апреле-июне 2006 г. [13, с. 178-182]. В качестве экспертов выступили государственные гражданские служащие законодательной и исполнительной ветвей власти федерального уровня и граждане Российской Федерации, работавшие по трудовому договору в государственных органах власти, преподаватели, научные работники, аспиранты и студенты вузов г. Москвы. Всего было опрошено 307 человек (160 мужчин и 147 женщин).

Сравнительный анализ символических триад образно-символических представлений респондентов, доминирующих в результатах опросов 2006 - 2012 г.г., представлен ниже (см. табл.8,9).

Таблица 8

Символические триады, сформировавшиеся у респондентов в отношении категории (понятия) «СЛУЖБА» по результатам опросов 2006 - 2012 г.г. (в %)

Периоды исследо- вания СЛУЖБА -это что? СЛУЖБА - какая? СЛУЖБА - что делает?

(Количество идентичных восприятий в % от общего количества образно-символических представлений респондентов)

2006 г. РАБОТА (29%) ГОСУДАРСТВЕННАЯ (50%) СОХРАНЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ (16%)

2012 г. РАБОТА (29%) ГОСУДАРСТВЕННАЯ (67%) ДИСЦИПЛИНИРУЕТ (16%)

Таблица 9

Символические триады, сформировавшиеся у респондентов в отношении категории

(понятия) «ПРОФЕССИЯ» по результатам опросов (2006 - 2012 г.г., в %)

Периоды исследования ПРОФЕССИЯ -это что? ПРОФЕССИЯ -какая? ПРОФЕССИЯ -что делает?

(Количество идентичных восприятий в % от общего количества образно-символических представлений респондентов)

2006 г. ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (29%) ЛЮБАЯ (РАЗНАЯ) (19%) ОБЕСПЕЧИВЕТ МАТЕРИАЛЬНО (36%)

2012 г. РАБОТА (29%) ИНТЕРЕСНАЯ (55%) ОБЕСПЕЧИВЕТ МАТЕРИАЛЬНО (21%)

Из данных, представленных в таблице 8, следует, что в настоящее время, как и шесть лет назад, личностно-смысловое восприятие участниками опросов категории (понятия) «служба» (служба - это что?), а также образно-символические представления респондентов, раскрывающие их личностно-смысловые отношения (служба -какая?) к данной категории (понятию), практически не изменились. В тоже время наблюдается трансформация личностно-смыслового понимания респондентами предназначения службы. Так, на смену образно-символическому представлению о категории (понятии) «служба» - «сохраняет государственный строй» сформировалось образно-символическое представление - «дисциплинирует».

Данные таблицы 9 позволяют заключить, что в профессиональных сообществах государственных служащих значение материального интереса как основной составляющей профессии постепенно снижается (с 36% в 2006 г. до 21% в 2012 г.). В тоже время для госслужащих куда более важным становится то, насколько интересна их профессиональная деятельность.

По мнению автора, наметившаяся тенденция остается незамеченной в системе государственной службы. Вместе с тем очевидно, что если динамика изменения образно-символических представлений госслужащих о критериях профессиональной деятельности останется без должного внимания, то в ближайшей перспективе неминуем отток с государственной службы высококвалифицированных кадров.

О негативных последствиях такого процесса отмечают ведущие специалисты в области элитной инженерии, в которой значительное место занимают не только проблемы формирования кадров государственной и муниципальной службы, но и задачи формирования высокопрофессионального, оптимально сбалансированного и демократически ориентированного аппарата как особого источника кадров элитной сферы (см., в частности работу А.В. Понеделкова и А.М. Старостина [14]).

Автор считает необходимым привлечь внимание исследователей и практиков в сфере управления государственной и муниципальной службой к проблеме профессионального символотворчества на индивидуально-личностном и групповом уровнях.

Литература

1. Кулагина Н.В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С. 3-10.

2. Бордийяр Жан. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Пер. с франц. Н.Суслова. - Екатеринбург: У-Фрактория, 2006.

3. Фром Э. Забытый язык. - Душа человека. М.: Наука, 1985.

4. Кармадонов О.А. Социология символа. - М.: Academia, 2004.

5. Потанина Л.Т. Воспитательный потенциал образно-символического мышления // Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. №1.С. 89 - 93.

6. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. -М.: МО СССР, 1983.

7. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998. .

8. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007.

9. Тихонова Н. Е. Жизненные проблемы и материальное положение россиян: вектор изменений // Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. - М.: Весь Мир, 2011. С. 77-94.

10. О чем мечтают россияне (размышления социологов): Аналитический доклад. Научный электронный журнал «Вестник Института социологии» (доклад обнародован 14.06.2012) http://www.vestnik.isras.ru/: - М., 2012.

11. Социально-профессиональные проблемы государственной гражданской службы Российской Федерации. Материалы социологического исследования (май-июнь 2012 г.): - М.: РАНХиГС, 2012. -

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

13. Бакланов П.А. Развитие символики в современной России (социологический анализ). - Н.: РИПЭЛ, 2007.

14. Понеделков А.В., Старостин А.М. Формирование путей рекрутации административно-политических элит в современной России // Власть. 2007. №6. С. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.