ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
Бабанов Сергей Анатольевич
доктор медицинских наук, доцент Самарский государственный медицинский университет
СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»
Статья посвящена проблеме преодоления профессионального стресса; представлены результаты изучения синдрома «эмоционального выгорания» среди различных профессиональных групп, в том числе врачей, среднего медицинского персонала и студентов-медиков.
Ключевые слова: стресс, факторы профессионального стресса, психосоматические расстройства, «синдром выгорания».
Проблема профессионального стресса особенно остро заявила о себе в на. стоящее время. Несомненно, что в современном постиндустриальном обществе меняется отношение людей к работе: теряется уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и, одновременно, глобализации со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда.
Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [1, с. 4—11].
Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте. Выявляются тревога, депрессия, синдром «эмоционального выгорания», психосоматические расстройства, зависимость от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и прочие психактивные вещества.). Так, по нашим данным, на употребление алкоголя указывают 81,39% опрошенных врачей, 85,89% средних медицинских работников, 79,75% студен-тов-медиков (при этом 33,27% студентов употребляют слабоалкогольные напитки (пиво, алкогольные коктейли) более 1 раза в неделю) [2].
На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского Союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
Синдром «эмоционального выгорания» («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные)). В большой степени это характерно и для медиков-управленцев (Мальцев В.Н., 1992; Амиров Н.Х., 2005).
Первые работы по этой проблеме появились в 70-е годы в США. Американский психолог и психиатр Х. Френденбергер (H. Frendenberger), работавший в альтернативной службе медицинской помощи, в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой —«burnout» (выгорание).
Социальный психолог Кристина Маслач (Maslac К., 1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия
по отношению к клиентам или пациентам. Позднее К. Кондо (Condo С.) определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Р. Кочюнас дает определение «синдрому сгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки».
По В.В. Бойко (1999), «эмоциональное выгорание» - «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия». Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. По Т.В. Фор-манюк, «синдром эмоционального выгорания» -«специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» (учителей, психологов, психиатров и т.п.). При этом для уточнения списка людей, подверженных профессиональному выгоранию, автор использует исследования А.С. Шафрановой (1924) по классификации профессий на основе «преобладания присутствия творческого начала». В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания отнесен к рубрике Z73 -«стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».
Согласно «Списку профессиональных заболеваний», утвержденному приказом .№90 МЗ и МП РФ от 14.03.1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», в отечественной профпатологии рассматриваются профессиональные неврозы медицинских работников, определяющиеся как психогенные функциональные расстройства психических (преимущественно эмоционально-волевых) и нейровегетативных функций при сохранении у больного достаточно правильного понимания и критической оценки симптоматики, себя и окружающего с негрубым нарушением социальной адаптации (Михалев С.В., 2007; Бунькова К.М., 2008), что, по нашему мнению, идентично синдрому «профессионального выгорания».
Эпидемиология и факторы риска. Основной причиной синдрома «эмоционального выгорания» считается психологическое, душевное переутомление. К профессиональным факторам риска относят прежде всего «помогающие», альтруистические профессии: врачей, особенно оказывающих психиатрическую, ургентную или паллиативную помощь (онкологи, врачи хосписов), работающих с тяжелыми, агрессивными или суицидальными больными, пациентами с наркотической или алкогольной зависимостью, а также учителей, психологов, священнослужителей, социальных работников, пожарных и спасателей, сотрудников правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы. Среди медицинских работников наиболее подвержены синдрому «эмоционального выгорания» те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определенным этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др. [2; 3].
По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень.
Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Психолог Х. Френден-бергер описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома «эмоционального выгора-
ния», а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим «выгоранию», относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.
Купер и Маршалл исследовали источники стресса работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы:
1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
1.1. перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным;
1.2. плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;
1.3. дефицит времени (когда все время что-то не успеваешь сделать);
1.4. необходимость самостоятельного принятия решения.
2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
2.1. ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;
2.2. ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;
2.3. ответственно сть за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;
2.4. слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;
2.5. малая степень участия в принятии решений в организации.
3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
3.1. взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
3.2. трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
4. Факторы, связанные с деловой карьерой:
4.1. два основных стрессогенных фактора -профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
4.2. статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
4.3. отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);
4.4. несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
5.1. неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
5.2. ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
6. Внеорганизационные источники стрессов:
6.1. основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с “подводными камнями” семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую;
6.2. мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п.;
6.3. различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие.
Обращает на себя внимание тот факт, что в последнее время «синдром выгорания» выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (компьютерные специалисты: программисты, системные администраторы).
Психосоматический статус и диагностика. В настоящее время выделяют около более ста психосоматических симптомов и феноменов, так или иначе связанных с синдромом «эмоционального выгорания». Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует синдрому «эмоционального выгорания». При синдроме хронической усталости пациентов беспокоит прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле.
Известно, что развитию синдрома «эмоционального выгорания», предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о собственных потребностях, нуждах, с ней не связанных, затем наступает первый признак - истощение, определяю-
щееся как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, которую профессионалы, испытывающие «выгорание», используют как попытку справиться с эмоциональными стрессовыми агентами на работе. В крайних проявлениях работающего человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к профессиональным контактам, к больным, студентам, ученикам, они воспринимаются как неодушевленные предметы, само присутствие которых порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках «выгорания». Люди не видят дальнейших перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, аритмии.
Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущения фрустрации, беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив, увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены), преобладание чувства одиночества.
Поведенческие симптомы: рабочее время больше 45 часов в неделю, во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; малая физическая нагрузка, употребление табака, алкоголя, лекарств, импульсивное эмоциональное поведение.
Интеллектуальное состояние: уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уве-
личение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, увеличение предпочтения шаблонам, рутине, безразличие к новшествам, нововведениям, отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы.
Социальные симптомы: отсутствие времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, ограничение социальных контактов работой, скудные взаимоотношения с другими как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств - от возникновения развития артериальной гипертензии до инфарктов и инсультов. E. Maher в своем перечне указывает на различные симптомы, способные быть объединенными в одну группу: аддик-тивное поведение (злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, а также переедание или голодание). А.Р. Назмутдинов расширяет список вариантов аддикции - прежде всего среди нефармакологических - при синдроме «эмоционального сгорания»: азартное поведение, работоголизм, реже - другие формы аддик-ций (например, уход в религию).
Особенности «синдрома выгорания» у представителей некоторых профессий. Согласно концепции возникновения и развития стресса, разработанной канадским физиологом Г ансом Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.). Количество стресс-реакций возрастает по «принципу ускорения», когда уже развившаяся стресс-реакция приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и «принципу заразительности», весьма выраженному в производственных коллективах.
В связи с этим синдром эмоционального выгорания характерен для представителей коммуникативных профессий: врачи, медицинский персонал, учителя, психологи, представители различных сервисных профессий, руководители-менед-
жеры. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию указанных специалистов.
Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания) (оригинальные исследования саратовского проф-патолога А.Д Трубецкова, 1999); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные («организационный стресс»).
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. «Выгорание» может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому «выгоранию» в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.
Возникновению синдрома «эмоционального выгорания» способствует молодой возраст, отсутствие жизненного и практического опыта. Провоцировать «синдром выгорания» могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены медицинские работники, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Так, настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и деонто-логических норм, особенно со стороны администрации, а также ревность коллег и даже вполне
законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста слишком много сил тратить на сдерживание негативных эмоций.
Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания: 1-й - «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й - «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й - «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением. Так, согласно исследованиям русского физиолога И. П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.
Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома «эмоционального выгорания», так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании профессионального «выгорания». В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.
Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося профессионального «выгорания» возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Профессиональная деятельность работника социальной сферы, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.
В значительной степени подвержены развитию профессионального выгорания педагоги (в том числе и преподаватели медицинских вузов). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического «выгорания» достаточно высока.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и «выгоранию». Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога и преподавателя. Нарастающее чувство
неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического «выгорания».
К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию профессионального «выгорания», помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.
Синдрому профессионального выгорания подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Существуют работы по профессиональному стрессу среди работников налоговой системы, доказано, что по мере развития стресса повышается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии).
Одной из причин развития профессионального «выгорания» является то, что во время обучения будущие специалисты имеют дело, во-первых, с красивыми лозунгами («светя другим -сгораю сам» - у медиков, «сеять разумное, доброе, вечное» - у педагогов, и т. п.). Студенты, осваивая азы и приобретая «книжные» знания, придя на рабочее место, сталкиваются с суровой, реальной клинической практикой.
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома «эмоционального выгора-
ния» у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.
Существенная роль в борьбе с синдромом «эмоционального выгорания» отводится, прежде всего, самому пациенту. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость
- определения краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию);
- достижения краткосрочных целей - успех, который повышает степень самомотивации);
- использования «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- освоения путей управления стрессом - изменения социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечения большей автономии работника; построения «мостов» между работой и домом; повышения квалификации; создания в организации благоприятного социально-психологического климата; организации спецтренингов, обучения работников приемам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования;
- профессионального развития и самосовершенствования (одним из способов предохранения от профессионального «выгорания» является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает человеку более широкое ощущение и понимание мира, нежели тому, кто существует внутри отдельного коллектива; для этого существуют различные способы - циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы);
- ухода от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания);
- поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального «выгорания» следует стараться рассчитывать и обдуманно распреде-
лять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Помните: работа - всего лишь часть жизни.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб., 1998.
2. Бабанов С.А. Образ жизни медицинских работников // Врач. - 2007. - Май (спец. выпуск).
3. КосаревВ.В., Бабанов С.А. Профессиональные заболевания медицинских работников. - Самара: Офорт, 2009. - 232 с.
4. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №1. -С. 90-101.
5. Селье Г Очерки об адаптационном синдроме. - М., 1960.
6. СкугаревскаяМ.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. -№7. - С. 3-9.
7. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often // Medical Economics. - 1988. - Vol. 75(10). -P 210-212.
8. Felton J.S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers // Occupational medicine. - 1998. - Vol. 48. - P. 237-250.
9. Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction // Advances in Psychiatric Treatment. - 2000. - Vol. 6. - P. 226-235.
10. Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work // British Medical Journal. - 1996. -Vol. 313. - P. 745-748.
11. World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. -Geneva: WHO, 1992.
УДК 378
Баранская Светлана Сергеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
pha tim a@mail. ru
ПРОБЛЕМА ЭТИМОЛОГИИ ПОНЯТИЯ «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ»
Существует большое разнообразие в подходах, определении и трактовке лояльности различными авторами, что делает создание её единой описательной модели невозможным. Вместе с тем исследование лояльности имеет большую практическую значимость для построения эффективной системы управления персоналом и представлений о развитии организации в целом.
Ключевые слова: организационная лояльность, законопослушность, преданность, верность, organizational commitment, вовлечённость в работу, вовлечённость в профессию, гражданское поведение, демонстрируемая лояльность.
Термин «лояльность» происходит от старофранцузского прилагательного «loyal» - «преданный, верный». На сегодняшний день прилагательное loyal считается устаревшим и не используется в современном французском языке.
Достоверно известно, что источником терминов для многих романских языков явился латинский язык. Во многих европейских государствах именно латынь была основным языком литературы, науки, официальных бумаг и даже религии. На латинском языке защищались диссертации, создавались научные тексты и велась переписка с иностранными специалистами. Всё это способствовало созданию международной базы научной терминологии.
Французское прилагательное «loyal» также имеет латинский корень, относящийся к юридическому термину «legalis» - «законный» (от lex -закон) [9, с. 572]. Это во многом объясняет один из подтекстов современного перевода данного термина на русский язык, где «лояльный» определяется как [4, с. 333]:
1. Держащийся формально в пределах законности, благожелательного нейтрально-корректного отношения к кому-чему-либо.
2. Верный, преданный, приверженный кому-чему-либо.
Таким образом, понятие «лояльность» в переводе на русский язык получает несколько вариантов трактовки с разными акцентами. С одной стороны, лояльность связывается с поняти-