Научная статья на тему 'Профессионал как представитель корпоративной культуры'

Профессионал как представитель корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОФИСНЫЙ РАБОТНИК / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкатова Людмила Александровна

В статье рассматриваются особенности корпоративной культуры современных офисных работников на основе внутригрупповых и индивидуально-авторских текстов. Делается вывод о глубоко пессимистичном взгляде на социальный статус и культурный облик офисных служащих как вне корпорации, так и внутри нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионал как представитель корпоративной культуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239).

Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 291-293.

Л. А. Шкатова

ПРОФЕССИОНАЛ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются особенности корпоративной культуры современных офисных работников на основе внутригрупповых и индивидуально-авторских текстов. Делается вывод о глубоко пессимистичном взгляде на социальный статус и культурный облик офисных служащих как вне корпорации, так и внутри нее.

Ключевые слова: корпоративная культура, офисный работник, внутренние и внешние коммуникации.

Известно, что профессионалы объединяются в корпорации, которые преследуют специализированные в зависимости от сферы деятельности цели и подчиняются правилам, выработанным внутри группы. Одной из таких групп, на наш взгляд, являются современные офисные работники, клерки, которые ведут делопроизводство, составляют отчеты, обслуживает внутренние и внешние коммуникации в организации. Фактически это люди разных профессий, объединенные общим по характеру трудом и прежде широко бытовавшим названием «конторские служащие» и обидной номинацией «конторские крысы». Представляемая ими корпоративная культура и в настоящее время оценивается в обществе невысоко, что проявляется в виртуальных текстах интернет-источников.

Внешнее восприятие многочисленных тружеников, занятых в офисах, не отличается оптимизмом:

Угрюмое серое многоэтажное здание, битком набитое погибшими душами, бойко стучащими по клавишам бесчисленных компьютеров, несчастными созданиями, осужденными на вечную адскую скуку от тупой, однообразной, бессмысленной работы, лишь изредка прерываемую короткими перекурами, во время которых можно перекинуться с соседями парочкой слов или услышать новый непристойный анекдот (Роджер Желязны и Роберт Шекли «Коль с Фаустом вам не повезло»).

Широко распространившееся за последнее время наименование «офисный планктон» создает нелицеприятный образ мелкого служащего:

Офисный планктон (они же «офисное быдло», «канцелярские крысы», «овощи» и т. п.; отдельная особь называется «планктонина» и всячески склоняется: «планктонины», «планктонине» и т. д.) — обширная категория неудачников, паразитирующая на рабочем классе и представляющая собой винтик в механизмах управления,

учета, бухгалтерии, финансов. Пролетариат постиндустриального мира, неспособный, впрочем, даже на функции пролетариата индустриального...

Типичный представитель офисного планктона в вакууме выглядит так: «понаехавший» в Москву, Питер или областной центр провинциал с незаконченным высшим образованием (чаще экономическим или юридическим), работающий менеджером по продажам, работе с клиентами или рекламе; в люксовом варианте — с женой схожего типа и автомобилем Ford Focus, купленным в кредит на 5+ лет с полной страховкой.

Корпоративная культура офисного планктона, или ОП, воспринимается отрицательно:

Отличительная черта ОП — взаимозаменяемость, поскольку ОП не обладает никакими полезными навыками (кроме умения перебирать бумажки, отправлять факсы и заполнять таблицы в «Экселе»), можно легко уволить одного клерка и взять на его место другого без всяких последствий для бизнеса (разве что сэкономить, если платить новому клерку меньше)...

То редкое время, в течение которого офисный планктон «работает», называется ИБД (Имитация Бурной Деятельности).

Они вечно торопятся на работу,— я видел их тысячи, с завтраком в кармане, они бегут как сумасшедшие, думая только о том, как бы попасть на поезд, в страхе, что их уволят, если они опоздают. Работают они, не вникая в дело; потом торопятся домой, боясь опоздать к обеду; вечером сидят дома, опасаясь ходить по глухим улицам; спят с женами, на которых женились не по любви, а потому, что у тех были деньжонки и они надеялись обеспечить свое жалкое существование. Жизнь их застрахована от несчастных случаев. А по воскресеньям они боятся погубить свою душу. Как будто ад создан для кроликов!

— Г Уэллс, «Война миров», 1897 г.

Не подумайте, что я злорадствую, но современное рабочее место в офисе — cubicle — даже внешне похоже на стойло крупного рогатого скота. Только вместо ленты с кормом перед мордой офисного пролетария стоит монитор, по которому этот корм показывают в диги-тальном виде. Что вырабатывается в стойле? Ответ настолько очевиден, что вошел в идиоматику самых разных языков. Человек делает деньги.

— Виктор Пелевин, «Empire V», 2006 г.

Несколько иные, но столь же нелицеприятные характеристики получают служащие более высокого уровня — менеджеры:

Идеальный «Манагер» — это существо, которое все свои жизненные силы и устремления посвящает только достижению (рабочего) результата. «Целеустремленность», «лидерство», «карьерный рост», «сверхэффективность» и другие манагерские термины из криво переведенных западных говнокнижек точно описывают суть жизнедеятельности и психологические качества существа, твердо решившего стать передовым манагером...

Целеустремленность сумасшедшего барана отличается от целеустремленности прилежного ученика. Лидерство Манагера — это умение расталкивать толпу локтями, громче всех орать и никого не слышать, напоминая вожака бабуинов. Сверхэффективность — это когда манагер заставляет всех пахать (или делать вид) согнувшись. Если это дает прирост свободного времени (пару часов) самому Манагеру, тогда все — достигнута сверхэффективность, пора получать премию! При этом наличие разума или хотя бы элементарной способности рассуждать от манагера не требуется — иначе убойная эффективность «целеустремленности» или «лидерских качеств» может свестись на нет. Деятельность манагера тем и уникальна — ее эффективность в манагерских организациях обратно пропорциональна значению айкью Манагера...

Существ, населяющих офисы и КОСЯЩИХ под манагеров (потому что в ВУЗе колледже изучали «Менеджмент» и что-то там еще), вслед -ствие их схожести с манагерами по форме рабочей одежды (халстуки) и некоторым тупорылым замашкам (разговоры по телефону), часто путают с настоящими «махровыми» манагерами...

Однако восприятие служащих внутри и вне корпорации различается. Именно в языковых конструкциях формулируется и передается назначение и смысл выполняемых сотрудниками действий, их настроений, устремлений.

Для анализа мы использовали различные интернет-источники, отражающие мировосприятие офисных работников как наиболее массовой категории современных служащих.

Внутрикорпоративные интернет-тексты мы распределили по следующим тематическим группам:

1. Отношение к работе:

Двадцать восемь часов в сутки Я готов ответ искать

Как поменьше мне работать,

Да побольше получать!

Шутки про офис

Ученые установили причину вымирания динозавров: маленькая зарплата, работа без отпусков, сверхурочные задержки в офисе!

Есть простой и оригинальный способ не ходить на работу: Ночуй на работе!

Коллега, помни: одна минута смеха сокращает рабочий день ровно на минуту!

Хорошие менеджеры заставляют работать других, плохие — работают сами.

Людям некогда зарабатывать деньги, онира-ботают.

2. Межличностные отношения:

Дружище, если начальство требует невыполнимого — не выполняй!!!

Есть на свете один офис Я туда попасть бы рад Там работники у власти На начальников кричат!

Портят, бедным, настроенье Не дают пить чай с печеньем И оклад не повышают...

Может, вместе помечтаем!? Внутрифирменные афоризмы:

Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся собаки.

Как ты к людям, так и они к тебе.

Все офисные сотрудники произошли от Адама и Евы.

А начальство произошло от обезьяны!

3. Советы, пожелания:

«У меня отличная работа, удобное рабочее место, классный босс!» — повторяй эту фразу каждый день по сорок раз. Говорят, аутотренинг помогает!

Знаешь, все грешники жарятся в аду. Но это не самое страшное...

Самое страшное то, что они жарятся без обедов, перекуров, выходных и отпусков! Желаем тебе хорошо работать!

Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и жалеть.

Люди учатся на своих ошибках (на чужих делают карьеру).

Сперва завизируй, потом импровизируй.

Будь крутым, и ты непобедим

Чем выше поднимаешься, тем больнее падать.

4. Наблюдения:

Сытый проверяющий не становится добрее, но становится ленивее.

Сам себя не продашь — никто тебя не купит.

У принятых на работу по блату даже лестница по службе эскалатор.

Докладная записка пишется не для того, чтобы информировать ее адресата, а для того, чтобы защитить ее автора.

На работу человека принимают по профессиональным знаниям, а увольняют по личным качествам.

Рост компании из центра страны в регионы — традиция, а из регионов в Москву — амбиции.

Проанализированные нами материалы, помещенные на интернет-сайтах, свидетельствуют

о низком социальном статусе мелких служащих, о негативном характере сложившегося в интернет-сообществе образа «офисного планктона» и о становлении корпоративной культуры современных канцелярских работников, проявляющейся в языковом сознании чиновников. Поскольку организационная культура формируется различными группами сотрудников, изучение языкового сознания профессионалов должно быть продолжено с целью установления его влияния на эффективность работы организации.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 293-298.

Т. Б. Щепанская

ДИАЛОГИ С ВЕЩАМИ: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПАРТНЕРА В РАМКАХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируется особая разновидность текстов, функционирующих в профессиональной среде и связанных с осмыслением материальных объектов, на которые направлена деятельность. В центре внимания автора — диалоги водителей с автомобилем. Дается социологический и культурологический комментарий подобного взаимодействия.

Ключевые слова: профессиональный водитель, коммуникация, автокоммуникация, инструментальная деятельность, конструирование виртуального партнера, рамка социальной коммуникации.

В этой статье обратим внимание на ряд ситуаций, когда инструментальная деятельность (взаимодействие человека с техническим средством — автомобилем, компьютером и др.) дискурсивно реконструируется в коммуникативную: человек вступает в «разговор» с техническим средством. Ограничимся рассмотрением материалов, относящихся к одному виду таких средств — автомобилю.

Приведем отрывок из интервью с водителем петербургского такси. На вопрос, есть ли у таксистов особые отношения со своим автомобилем, он ответил, несколько замявшись: «Ну, у каждого по-своему. Такое — не будешь же при всех. Я тоже стараюсь: сажусь в машину — её поглажу. Бывает такое — это, видимо, по-разному бывает — бывает, и разговариваешь... трудно, она не заводится — а ехать надо. Тогда прибе-

гаешь к этому [способу.— Т. Щ] : с ней разговариваешь: «Золотко, ну чо ты делаешь? Ехать-то надо!» — у каждого по-своему, здесь как-то вот так...» (ПМА 2005: 1 — Водитель такси, ок. 35 лет, 2005 г.)1.

О разговорах со своим автомобилем пишут и участники автомобильных форумов: «А у меня вошло в привычку... садясь в свою машинку говорить ей вслух ПРИВЕТИК:) А перед началом поездки всегда говорить С БОГОМ:) А когда не хочет заводиться... говорю ПОЖАЛУЙСТА... и заводится... А так часто когда один в салоне раз-

1 Здесь и далее в ссылках на полевые материалы в скобках дается указание на источник: ПМА — полевые материалы автора; далее — краткие сведения об информанте: пол, возраст, место и год записи. Если место записи не указано, то речь идет о Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.