Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЯ "АКВАКУЛЬТУРА" К ТРУДУ'

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЯ "АКВАКУЛЬТУРА" К ТРУДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ППФП / СТУДЕНТЫ / "АКВАКУЛЬТУРА" / ПЛАВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадыров Ш.Ш.

Мақолада “Аквакултура” соҳасидаги мутахассислар учун профессиограммани тузишнинг ўзига хос хусусиятлари, ҳамда мутахассисларин тайёрлаш сифатини баҳолашда етакчи модел сифати профессиограммани интеграллаштирилиши кўриб чиқилган. Ўтқазилган тадқиқотнинг мақсади бу профессиограмма орқали касбий муҳим сифатларни ривожлантириш учун фойдаланиш мумкин бўлган спорт турларини аниқлаш ва ушбу спорт турларининг алоҳида бўлган элементларини КАЖТ комплексларига киритиш.В статье рассмотрены вопросы специфики составления профессиограммы для специалистов профиля «Аквакультура». Интегрированные профессиограммы как ведущие модели оценки качества подготовки специалистов используются для развития профессионально важных качеств и внедрение отдельных элементов этих видов спорта в комплексы ППФП.The article deals with the specifics of compiling a professiogram for specialists in the field of “Aquaculture”, integrating a professiogram as a leading model for assessing the quality of training of specialists. The purpose of the study is to determine, by means of a professiogram, sports that can be used to develop professionally important qualities and the introduction of individual elements of these sports into professional applied physical training complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЯ "АКВАКУЛЬТУРА" К ТРУДУ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

шаклланмаганлиги аникланган булиб, улар 10 ойлик анъанавий машгулотлар давомида ^ам яккол кузга ташланувчи узгариш динамикаси билан фаркланма-ганлиги кузатилди.

Хулоса килиб шуни таъкидлаш жоизки, курашчи-лар билан утказиладиган анъанавий машгулотларда умумий жисмоний машклар ^ам, махсус жисмоний машклар ^ам, биринчидан, максадли ва табака-лаштирилган тартибда кулланилмайди, иккинчидан, машкларнинг такрорланиш сони ёки ^ажми, уларни бажариш вакти, айникса уларнинг самарадорлиги жиддий назорат килинмайди, агар спортчиларга берилаётган юкламанинг хажми ва самарадорли-ги мураббий томонидан назоратга олинса албатта спортчиларнинг мусобакалардаги натижалари ^ам юкори булади. Ушбу маколада белбогли курашчи-та-лабаларнинг умумий ва махсус жисмоний тайёргар-лигини укув йили давомида усиш суръати кузатувга олинди. Масалан: турникда тортилиш (марта) 66 кг. вазн тоифасидаги курашчиларники 1.4 мартагача 73 кг. вазн тоифасидаги курашчиларник эса 1.9 мартагача усганлигини, 50 кг. ли манекенни 10 с. ичида унг тизза ёрдамида кутариб ташлаш сони 66 кг. вазн тоифасидаги курашчиларники 10 ойдан сунг 1,8 мар-тага 73 кг. вазн тоифасидаги курашчиларники эса 1,1 мартага усганлигини, кушпояда кулларни букиш-ё-

зишда 66 кг. вазн тоифасидаги курашчиларда укув йили бошидагига нисбатан 3,5 мартага, 73 кг. вазн тоифасидаги курашчиларда 2,9 мартача усганлигини, 30 м. га югуриш тезлиги эса 66 кг. вазн тоифасидаги курашчиларда укув йили бошидагига нисбатан 0,8 сонияга 73 кг. вазн тоифасидаги курашчиларда эса 0,9 сонияга усганлигини алохида этироф этиш мумкин.

Адабиётлар:

1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2020 йил 30 октябрдаги "Сорлом турмуш тарзини кенг тадбиы этиш ва оммавий спортни янада ривожлантириш чора-тадбирлари туррисида"ги ПФ-6099 - сон фармони.

2. Алиев И.Б. Кураш билан шурулланувчи талаба-спортчиларни машрулот юкламаларининг оптимал нисбатлари. / Пед.фан.номзодлик дисс., Т., 2012. - 30 б.

3. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. Киев, Олимпийская литература, 2004. - 223с.

4. Каримов У.Р., Ишмухамедов Т.Р. Совершенствование ско-ростно-силовой подготовки квалифицированных курашистов. Ж.: "Фан-спортга", Т., 2015, №2.

5. Керимов Ф.А. Спорт кураши назарияси ва услубияти: Дарслик. - Т., 2001. - 285 б.

6. Лях В.И., Садовский Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. - Москва, 1999. - №5. - С. 40-46.

7. Мирзакулов Ш.А. Методика совершенствования специальной физической подготовки борцов в поясной борьбе. / В сб. Междуна-родн.научно-практ.конф.: "Современные проблемы физ-ры и спорта", II часть. Ташкент, 2015, - С.81-82.

8. Mirzаqulоv Sh.А. Ве1ЬодхУ ки^1л nаzаriyasi уа Т., 2014.

9. Мирзанов Ш.С., Ишмухамедов Т.Р. Методика силовой подготовки юных белбогли курашистов.,Ж.: "Фан-спортга", 2014.,Т., № 3., б.3-8.

Старший преподаватель Ш.Ш. КАДЫРОВ1

Филиал ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет» Ташкентская область, Узбекистан

Информация для связи с автором:

kadirovtco@mail.ru

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФИЛЯ «АКВАКУЛЬТУРА» К ТРУДУ

Annotation

отация

В статье рассмотрены вопросы специфики составления профессио-граммы для специалистов профиля «Аквакультура». Интегрированные профессиограммы как ведущие модели оценки качества подготовки специалистов используются для развития профессионально-важных качеств и внедрение отдельных элементов этих видов спорта в комплексы ППФП.

Ключевые слова: ППФП, студенты, "Аквакультура", плавание, физическое развитие, функциональное развитие.

Маколада "Аквакултура" сохасидаги мутахассислар учун профессиограммани тузишнинг узига хос хусусиятлари, хамда мутахассисларин тайёрлаш сифатини бахолашда етакчи модел сифати профессиограммани интеграллаштирилиши куриб чикилган. Утказилган тадкикотнинг максади бу профессиограмма оркали касбий мухим сифатларни ривожлантириш учун фойдаланиш мумкин булган спорт турларини аниклаш ва ушбу спорт турларининг алохида булган элементларини КАЖТ комплексларига киритиш.

Калит сузлар: КАЖТ, талабалар, "Аквакултура", сузиш, жисмоний ривожланиш, функционал ривожланиш.

The article deals with the specifics of compiling a professiogram for specialists in the field of "Aquaculture", integrating a professiogram as a leading model for assessing the quality of training of specialists. The purpose of the study is to determine, by means of a professiogram, sports that can be used to develop professionally important qualities and the introduction of individual elements of these sports into professional-applied physical training complexes.

Key words: PAPT, students, "Aquaculture", swimming, physical development, functional development

Актуальность. За последнее десятилетие значительно увеличилась тенденция к моделированию и разработке схем различного рода для наглядного представления и определения функций будущей специальности и впоследствии эффективной ор-

ганизации подготовки высококвалифицированных специалистов [2].

Из анализа существующих отечественных и зарубежных источников можно выделить основные схемы проектирования и моделирования специалистов

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

со см о см

го га

0

ю

1

различных отраслей. И так основными подходами при создании модели специалиста можно считать психограмму, профессиограмму, квалификационную характеристику, государственный стандарт, модель деятельности и т.д. [2].

Профессиограмма - документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется профессиографией. Одной из задач профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней [3].

Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией. Профессиограмма - характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Правильный выбор профессии предполагает возможно, более полное знание содержания, характера труда и отношений в процессе будущей трудовой деятельности. Одним из важнейших источников информации о профессии являются профессиограммы [2, 3].

Цель исследования посредством профессио-граммы определить виды спорта, которые могут быть использованы для развития профессионально-важных качеств и внедрение отдельных элементов этих видов спорта в комплексы ППФП.

Задачи исследования:

- разработать профессиограмму специалиста профиля «Аквакультура»;

- определить профессионально-важные качества на основании профессиограммы;

- определить виды спорта, развивающие профессионально-важные качества, которые коррелируют с профессионально-важными качествами.

Результаты исследования и их обсуждение. Квалификационная характеристика специалиста отражает специальность (специализации) и уровень квалификации. Данная характеристика может иметь вид профиля специалиста. Возможны модели специалистов узкого и широкого профиля.

Квалификационную характеристику называют еще нормативной моделью - это обобщенные требования к деятельности и личности специалиста, паспорт специалиста. Квалификационный профиль - это выражение необходимых работнику качеств в количественном выражении.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования - описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен де-

лать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. Профессионально-должностные требования содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности [1, 4].

В ходе изучения и анализа специфики данной специальности, на основании полученных данных из литературных источников, наблюдения профессиональной деятельности и выявленной модели специалиста профиля «Аквакультура» нами разработана профессиограмма специалиста данного профиля.

Профессия специалиста профиля «Аквакультура» достаточно редкая, преимущественно востребованная в научно-исследовательских центрах, в рыбоводческих компаниях, прудовых хозяйствах и добывающих предприятиях. Специалисты играют важнейшую роль и в охране окружающей среды - они оценивают локальное состояние отдельных видов рыб, выявляют опасность их исчезновения на определенных территориях, разрабатывают методы восстановления популяции. Профессия не всегда связана с продолжительными экспедициями и погружениями на глубину в несколько тысяч метров.

Специальность не менее востребована за рубежом - во всех странах, имеющих выход к морю или возможность организации разведения рыбы на своей территории. Это США, Япония, Канада, прибалтийские страны, Норвегия, Швеция и многие другие.

Основная сфера деятельности специалиста профиля «Аквакультура» это, изучение рыб, разработка оптимальных методов рыбоводства и рыболовства. Часто это рыбоохранная деятельность, восстановление популяции редких и исчезающих видов. Круг обязанностей конкретного специалиста зависит от его опыта и места работы. Так научные сотрудники более нацелены на поиск новых видов рыб, на изучение особенностей их эволюционного развития. А вот специалисты, работающие в прудовых хозяйствах, акцентируют внимание на разработке методов рационального рыбоводства.

Следует особо указать, что существенное значение для подготовки выпускников вузов к условиям будущей трудовой деятельности имеют такие типовые показатели предстоящей работы, как сфера деятельности и вид труда, важнейшие производственные операции, преобладающие типы деятельности, орудия труда, формы организации труда и др. Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры и спорта, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом производстве считается такой, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность и сохранение здоровья работающих.

Известно, что эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности. Без всестороннего

26

www.fansports.uz

№1-2023

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

глубокого знания требований, предъявляемых к той или иной профессии, физической подготовленности специалистов, невозможно качественное выполнение профессиональных обязанностей.

Эта проблема тесно связана с проблемой профес-сиограммы будущего специалиста. Профессиограмма должна составляться на основании характеристики условий и характера труда, определении комплекса требований к организму, включающих требования к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом про-фессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

При составлении профессиограммы основными компонентами считаются: направленность профессии, содержание труда, область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, профессионально важные качества, компетенции и противопоказания.

С учетом условий труда (продолжительности рабочего времени, условий производственной среды) подбираются средства физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности, трудовой активности человека и снижения профессиональных заболеваний и травматизма.

При профессиональной подготовке необходимо учитывать климатические условия регионов, в которых будут трудиться выпускники вуза.

Таблица 1

Профессиограмма специальности «Аквакультура»

Профессиональная направленность «Человек - природа»

Содержание труда Разработка научных основ расширения добычи пищевых ресурсов, организация рационального рыбного хозяйства. Проводят подводные наблюдения с помощью разных аппаратов (акваланги, батискафы, батипланы, средства подводного телевидения).

Область профессиональной деятельности Рациональное использование и охрана водных биологических ресурсов, искусственное воспроизводство, повышение экологической безопасности.

Объекты профессиональной деятельности Экосистемы естественных и искусственных водоемов, прибрежные зоны, водные биоресурсы, объекты аквакультуры.

Профессионально важные качества Любовь к природе, память, координация движений, физичекая выносливость, наблюдательность.

Компетенции

Медицинские противопоказания

- способностью к коммуникации в устной и письмен-

ной формах на русском и иностранном языках; - способностью к самоорганизации и самообразованию;

- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной

социальной и профессиональной деятельности;

- способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

- способностью использовать профессиональные знания ихтиологии, аквакультуры, охраны окружающей среды;

- способностью реализовать эффективное использо-

вание материалов, оборудования;

- готовностью к эксплуатации технологического

оборудования в аквакультуре;

- способностью участвовать в научно-исследователь-

ских работах, экспериментах;

- способностью применять современные методы научных исследований в области водных биоресурсов и аквакультуры;

- способностью самостоятельно и под научным руководством осуществлять сбор и первичную обработку

экспериментальной информации;

- готовностью к участию в выполнении проектно-и-зыскательских работ с использованием современного

оборудования.

Аллергические заболевания, бронхиальная астма, болезни, связанные с потерей сознания, нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Целенаправленное применение физических упражнений способствует решению задач прикладной подготовки к трудовой деятельности и содействует развитию профессионально важных качеств. На восстановление работоспособности оказывают значительное влияние физическая подготовленность специалистов, полученная в период обучения в вузе.

Выводы. Проведенный анализ позволили выявить связи между элементами структуры профессиограм-мы и профессионально-прикладной физической подготовкой. Базовой структурой деятельности специалиста профиля «Аквакультура» является работа на открытых и искусственных водоемах. Поэтому, основываясь на разработанную профессиограмму рекомендуется включить в процесс профессионально-прикладной физической подготовки средства и элементы плавательной подготовки и оказания первой медицинской помощи на воде.

Литература:

1. Голубева Н. А. Физическое воспитание в вузе и его роль в формировании профессиональной компетентности будущего выпускника // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. материалов Междунар. учеб.-метод. и науч.-практ. конф.: Изд-во Саратовского ГАУ, 2012. С. 66-68;

2. Валиуллина О. В., Мишунина А. Д. Психофизическая готовность студентов к профессиональной деятельности // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 250-256;

3. Вишневская Н.Л., Плахова Л.В. Профессиограмма как интегральная модель оценки пригодности персонала для обеспечения безопасности производства // Фундаментальные исследования. - 2014.

- № 8-4. - С. 801-805;

4. Матушанский Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов // Высшее образование в России.

- 2003. - С. 36-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со см о см

го га t

0 Q. W

1

с го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.