Научная статья на тему 'Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях'

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1430
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОГРАММА / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / JOB DESCRIPTION CARD / OCCUPATIONS IN DEMAND / VET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серова Лариса Михайловна, Сигова Светлана Владимировна, Мазаева Кира Андреевна, Федорова Евгения Александровна

В статье представлены существующие в отечественной и зарубежной практике способы и формы публичного представления информации о профессиях. Рассматривается профессиограмма как инструмент эффективного информирования населения о профессиях и их перспективах на рынке труда. Предлагается авторская трактовка понятия «профессиограмма» и усовершенствованный ее формат и архитектура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Серова Лариса Михайловна, Сигова Светлана Владимировна, Мазаева Кира Андреевна, Федорова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Job Description Card as a Tool for Informing about Demanded Occupations

The authors examine actual tools and forms of information dissemination about occupations on the labour market. The article deals with job description card as a tool for effective information dissemination about occupations and their perspectives on the labour market. The authors’ view on «job description card» concept, both new form and content are presented.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях»

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Л.М. Серова

К.А. Мазаева

Е.А. Федорова

УДК 331.548

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

В статье представлены существующие в отечественной и зарубежной практике способы и формы публичного представления информации о профессиях. Рассматривается профессиограмма как инструмент эффективного информирования населения о профессиях и их перспективах на рынке труда. Предлагается авторская трактовка понятия «профессиограмма» и усовершенствованный ее формат и архитектура.

Ключевые слова: профессиограмма, рынок труда, система профессионального образования.

Введение

Одной из причин сохраняющихся диспропорций в функционировании рынка труда и системы профессионального образования является неэффективное информирование населения о спросе и предложении рабочей силы на рынке труда в регионах России. Различные категории населения, стоящие на пороге выбора профессии или находящиеся в поиске работы, не обладают необходимой информацией для профессионального выбора. Безработные, абитуриенты и их родители, выпускники системы профессионального образования, трудовые мигранты не знают о востребованных в регионе профессиях, какие профессии будут востребованы через пять — десять лет и на какие предприятия в регионе можно трудоустроиться в настоящее время.

Проблема заключается в том, что многие молодые люди, выбирающие профессию или выходящие на рынок труда, имеют завышенные ожидания и нереалистичные представления о востребованности профессий, уровне заработной платы, количестве вакансий. Другими словами, существующие способы и механизмы информирования населения о рынке труда, и в частности о профессиях, недостаточно эффективны. И эта проблема осознается на самом высоком уровне власти.

Так, Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию в 2013 году [1] подчеркнул, что «нужно оказать людям

© Серова Л.М., Сигова С.В., Мазаева К.А., Федорова Е.А., 2015

138

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

информационную поддержку, включая создание общефедеральной базы вакансий, чтобы каждый человек мог увидеть, в каком регионе он может найти хорошую работу. Здесь необходим целый комплекс решений».

В настоящее время сведения о профессиях в различных открытых источниках представлены либо в избыточном, сложном для понимания населением виде, либо мало информативны. Кроме того, затруднительно найти ключевую информацию для профессионального выбора — прогноз востребованности профессии и динамику заработной платы с учетом региональной специфики.

Таким образом, наряду с созданием федеральной базы вакансий, отражающей текущую востребованность профессий, требуется создание и развитие специальных технологий целенаправленного информирования о профессиях различных категорий населения.

Публичное представление информации о рынке труда

Одним из основных препятствий на пути взаимодействия системы образования и работодателей, удовлетворения их взаимных ожиданий и кадрового обеспечения рынка труда остается информационный разрыв в системе «образовательные организации — население — рынок труда».

Функция государства состоит в регулировании процесса занятости, то есть в обеспечении максимального сближения спроса на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения, а также создания условий для функционирования бизнеса. В отечественной практике существуют три основных способа/канала информирования населения о состоянии рынка труда:

1. Личное обращение граждан в органы службы занятости населения за государственной услугой по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации.

2. Размещение статистической и аналитической информации на официальных сайтах региональных органов исполнительной власти в сфере занятости о состоянии рынка труда для неопределенного круга лиц.

3. Информационные порталы о профориентации населения, рынке труда и профессиях.

В соответствии с законодательством [2, 3, 4], информирование населения о рынке труда осуществляется при личном обращении граждан в органы службы занятости населения. Предоставляемая информация о положении на рынке труда включает в себя следующие сведения:

1) основные показатели, характеризующие состояние рынка труда в субъекте Российской Федерации:

— уровни общей и регистрируемой безработицы;

— коэффициент напряженности на рынке труда;

— численность граждан, состоящих на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных;

139

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

— потребность работодателей в работниках, в том числе по видам экономической деятельности;

2) динамика основных показателей, характеризующих состояние рынка труда в субъекте Российской Федерации, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года;

3) перечень наиболее востребованных профессий (специальностей) на рынке труда субъекта Российской Федерации с указанием средней заработной платы;

4) иная информация и аналитические материалы, характеризующие особенности рынка труда в субъекте Российской Федерации.

Перечисленная информация представлена на официальных сайтах органов государственной власти в сфере труда и занятости.

Кроме того, информация о профессиях и рынке труда содержится в статистических сборниках, а также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Однако для осуществления обоснованного профессионального выбора населением (школьниками, безработными, трудовыми мигрантами, студентами и выпускниками системы профессионального образования) требуется компетентный анализ этой информации.

Так, Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) содержит порядка 7000 профессий, а вообще в мире насчитывают около 40000 профессий, при этом выпускники школ и системы профессионального образования, по опыту специалистов по профориентации, как правило, владеют информацией о 10—20 профессиях, и то — только общей — о сущности профессии [5].

Для населения информация представлена в избыточном и малоинформативном виде. В некоторых источниках отражены только сущность и содержание профессии, что является недостаточным для выбора профессии. Другие источники содержат до 180 характеристик в описании профессии, что представляет сложность для компетентного анализа информации.

Альтернативой данному каналу распространения информации о профессиях выступают информационные интернет-порталы по профориентации населения, о рынке труда и профессиях, на которых, как правило, информация представлена в доступном и привлекательном виде. Кроме того, сведения о профессиях размещаются с достаточно подробным описанием истории и сущности профессии, функциональных обязанностей работника и требований к его подготовке.

Так, среди наиболее известных отечественных web-ресурсов с представлением информации о профессиях можно выделить сайты «Атлас профессий» [6], «Электронный музей профессий» [7], «Мой ориентир» (Профориентационный портал для обучающихся Московской области) [8], «Профориентационный навигатор» Департамента труда и занятости Тюменской области [9].

140

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

Аналогичные web-ресурсы существуют за рубежом. Среди них наиболее известными являются Occupational Outlook Handbook BLS (США) [10], National Observatory for Employmentand Training (Чехия) [11], EU Skills Panorama (EUSP) [12]. Перечисленные ресурсы также представляют достаточно подробное описание содержания профессий за рубежом. При этом они включают сведения о прогнозе востребованности профессий и динамике заработной платы, что является важными факторами при выборе профессии индивидами.

Несмотря на разнообразие источников информации о профессиях на рынке труда, в России информирование населения остается достаточно слабым и неэффективным, о чем свидетельствуют показатели мониторинга трудоустройства выпускников, проводимого Минобрнауки России. Так, последние пять лет ежегодная доля нетрудоустроенных выпускников в течение первого года после выпуска сохраняется достаточно высокой — на уровне 7—8% [13]. Кроме того, согласно результатам опроса работодателей мониторинга трудоустройства выпускников, по отдельным специальностям и направлениям подготовки наблюдается сравнительно низкий уровень трудоустройства по специальности: «Образование и педагогика» — 52%, «Экономика и управление» — 44%, «Гуманитарные науки» — 51%.

Для преодоления указанных выше недостатков и их негативных последствий необходимо решить задачу по созданию специального инструмента максимально эффективного информирования о профессиях для облегчения карьерного выбора пути школьниками, абитуриентами и взрослым населением.

На сегодняшний день основным способом описания профессии служит профессиограмма, к которой обращаются при выборе профессии. Профессиограмма представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику [14].

Известно, что выбор профессии должен осуществляться не только по предпочтениям индивида и его психическим особенностям, но и учитывать социально-экономическую ситуацию в регионе. В связи с этим предлагается новый подход к трактовке профессиограммы, ее форме и содержанию.

Профессиограмма

Профессиограмма — это документ, содержащий описание в «дружественном» для конечного пользователя виде сущности профессии и содержания профессионального труда, требований к подготовке работника, а также показатели востребованности и уровня заработной платы данной профессии на региональном рынке труда.

141

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

Таким образом, новизной в представленном подходе является: 1) расширение трактовки профессиограммы за счет включения ключевых характеристик профессии: текущего и перспективного спроса на профессию на рынке труда, динамики и прогноза средней заработной платы, перечисления основных работодателей региона, нуждающихся в работниках данной профессии; 2) представление информации о профессии в понятном и наглядном виде, с использованием инфографики без избыточной текстовой информации, что делает доступным анализ и интерпретацию для обычных пользователей.

Предлагаемая концепция профессиограммы отличается от тех, что существуют на сегодняшний день. Основные компоненты представлены на примере профессиограммы для профессии оператора станков с ЧПУ, где отражены все основные характеристики.

1 — описание профессии

2 — степень востребованности на рынке труда

3 — прогноз востребованности профессии

4 — уровень заработной платы

Рисунок 1. Лицевая сторона примера профессиограммы для рабочей профессии «Оператор станка с ЧПУ» на рынке труда города Москвы

142

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

5 — квалификационные требования

6 — образовательные специальности

7 — образовательные организации

8 — основные работодатели

Рисунок 2. Оборотная сторона примера профессиограммы для рабочей профессии «Оператор станка с ЧПУ» на рынке труда города Москвы

Помимо содержательной части, важным является и формат представления информации о профессиях и рынке труда. Для удобства, понятности и наглядности информации важно, чтобы она обладала всеми характеристиками «дружественного» представления. Среди них следует отметить такие, как наличие видео и/или фото о профессии, инфографическое представление данных без избыточной и малоинформативной текстовой информации.

Инфографика — это визуальное представление информации, комбинирование дизайна, текста и анализа одновременно. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и четко. Инфографика способна не только организовать большие объемы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и в пространстве, а также продемонстрировать тенденции. Среди преимуществ

143

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

инфографического представления информации — яркость и привлекательность, понятность и наглядность, облегчение восприятия, запоминаемость и т.д.

Таким образом, преимуществом предлагаемых профессиограмм в отличие от существующих аналогов (ранее перечисленных отечественных и зарубежных интернет-ресурсов) является:

1) инфографическое представление основных данных без избыточной и малоинформативной текстовой информации;

2) научно обоснованные экономические показатели профессии (прогноз востребованности профессий, динамика заработной платы и др.).

В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа предлагаемой концепции профессиограммы и ранее перечисленных отечественных и зарубежных аналогов по представлению информации о профессиях на рынке труда.

Таблица 1

Сравнительный анализ источников информации о профессиях.

Аналоги и предлагаемый новый подход к про-фессиограмме Параметры сравнения

Описание профессии, требований к компетенциям для работы по профессии Наличие прогноза востребованности профессий и динамики заработной платы Ориентация на потребности конкретных работодателей и образовательные организации/ учет региональной специфики Сведения о востребованно-сти профессии в текущий момент «Дружественное» представление для конечного пользователя с элементами инфографики

«Атлас профессий» + - + - -

«Электронный музей професссий» + - - - -

«Мой ориентир» + - + - +

«Профориентационный навигатор» + - + + -

Occupational Outlook Handbook BLS (США) + + + + -

National Observatory for Employment and Training (Чехия) + + + + -

Профессиограмма, разработанная авторами + + + + +

144

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

Как видно из таблицы, на известных отечественных интернет-ресурсах о рынке труда, профессиях и профориентации информация о профессиях представлена в текстовом формате с минимальным количеством инфографики и практически не отражает социально-экономические показатели профессии, ее востребованность и перспективы.

Таким образом, наряду с общим информированием о ситуации на рынке труда в регионе и в России в целом, требуется просвещение населения о профессиях регионального рынка труда и популяризация востребованных профессий. Важным механизмом осуществления этой работы среди населения становится профессиограмма и предлагаемый ее формат и содержание.

Пользователи профессиограмм

Выделяются две группы профессиограмм пользователей по критерию информирования:

1) те, кому необходимо рассказать «о себе» — «поставщики» информации;

2) те, кто нуждается в этой информации.

Как отмечалось ранее, взаимодействие на рынке труда осуществляется между основными институтами: рынок труда в лице работодателей, образовательные организации и органы исполнительной власти в сфере труда и занятости. В условиях увеличения конкуренции на рынке образовательных услуг перед образовательными организациями ставится задача не только качественного образования, но и задача эффективного информирования о своих услугах. Информирование важно с точки зрения возможностей и объемов финансирования за счет средств бюджета, престижа, репутации и известности образовательной организации, привлечения высококвалифицированных педагогических кадров и т.д.

Одновременно с этим у работодателей есть потребность в инструменте популяризации востребованных профессий на предприятии/ в организации, по которым часто открываются вакансии.

С позиции государственного управления эффективное информирование общества об особенностях рынка труда и востребованных профес-сиях/рабочих местах позволяет, в свою очередь, повысить эффективность размещения и использования трудовых ресурсов в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, немаловажную роль в интеграции рынка труда и системы образования играют современные рекрутинговые агентства, а также крупные web-порталы, предоставляющие услуги по поиску вакансий.

Таким образом, у перечисленных субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг есть потребность в инструменте популяризации востребованных профессий и продвижения образовательных услуг, который способствовал бы формированию прозрачной информационной среды на рынке труда. Таким инструментом может стать профессиограмма.

145

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

Образовательные организации и органы исполнительной власти могут генерировать профессиограммы и использовать их в электронном или печатном виде в мероприятиях по привлечению и информированию абитуриентов (в образовательных организациях), по поиску и подбору кадров (на предприятиях/в организациях).

С другой стороны, «массовыми» пользователями профессиограмм являются другие категории населения, нуждающиеся в информации о рынке труда и профессиях. Среди них: абитуриенты и их родители; выпускники системы профессионального образования; безработные; мигранты; граждане, желающие сменить профиль деятельности и пройти переподготовку; преподаватели; специалисты, ведущие профориентационные мероприятия и др.

Выводы

Необходимо констатировать, что на сегодняшний день нет дефицита информации о рынке труда и системе образования. Скорее наоборот, объем неструктурированной и избыточной информации препятствует обоснованному профессиональному самоопределению населения. Очевидна проблема информационного разрыва в силу «недружественного» представления сведений о профессиях, отсутствия научно обоснованных прогнозов развития рынка труда, понятных обычным категориям населения.

В связи с этим, одним из основных источников информации о профессиях рынка труда в системе «образовательные организации — население — рынок труда» становится профессиограмма. Однако содержание и формат используемых профессиограмм не в достаточной мере отражают ключевые, с точки зрения конечного пользователя, характеристики профессии в конкретном регионе.

Для оказания эффективной информационной поддержки населения в субъектах Российской Федерации необходимо представление информации о профессиях в «дружественном» для конечного пользователя виде с указанием таких социально-экономических показателей, как прогноз востребованности профессии, динамика заработной платы, рабочие места на предприятиях и др.

Профессиограмма с точки зрения информирования населения является универсальным инструментом, так как может использоваться разными субъектами рынка труда для достижения своих целей.

Прямой результат использования профессиограмм — повышение информированности населения о востребованных профессиях и выбор наиболее перспективных профессий. Косвенный результат для экономики России в целом — увеличение занятости населения, снижение безработицы, рост доходов населения.

146

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

Литература

1. Послание Президента России Федеральному Собранию [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (Дата обращения: 20 июня 2014 года).

2. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года. № 1. Законодательная база Российской Федерации. URL: http://zakonbase.ru/ content/nav/19378 (дата обращения: 20 июня 2014 года).

3. Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2013 года. № 34н. Росминтруд. URL: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/57 (дата обращения: 20 июня 2014 года).

4. Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2007 года № 415. Российская газета. URL: http:// www.rg.ru/2014/07/09/socuslugi-dok.html (дата обращения: 20 июня 2014 года).

5. С широко закрытыми глазами — именно так сегодня выпускники школ выбирают будущую профессию [Электронный ресурс] / Пять углов. URL: http://5uglov.ru/abiturient/a_news/1903/ (Дата обращения: 17 июля 2014 года).

6. Атлас профессий [Электронный ресурс] / Атлас профессий. URL: http://atlas.rosminzdrav.ru, свободный (дата обращения: 15 июня 2014 года).

7. Электронный музей профессий [Электронный ресурс] / Электронный музей профессий. URL: http://www.profvibor.ru/, свободный (Дата обращения: 15 июня 2014 года).

8. Мой ориентир [Электронный ресурс] / Мой ориентир. URL: http:// мой-ориентир.рф (Дата обращения: 15 июня 2014 года).

9. Профориентационный навигатор [Электронный ресурс] / Занятость населения Тюменской области. URL: http://trud.admtyumen.ru/zan_to/ Professional_training/prof_navigator.htm, свободный. (дата обращения: 15 июня 2014 года).

10. Occupational Outlook Handbook [Электронный ресурс] / Bureau of labor statistics. URL: http://www.bls.gov/ooh/, свободный. (дата обращения: 15 июня 2014 года).

147

Профессиограмма как инструмент повышения информированности населения о востребованных профессиях

11. Czech future skills [Электронный ресурс] / NationalObservatoryforEmploy mentandTraining. — Электрон. дан. — URL: www.czechfutureskills.eu (дата обращения: 15 июня 2014 года)

12. EU Skills Panorama [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — URL: http://euskillspanorama.cedefop.europa.eu/AnalysingSkills/default.aspx?Anticip atingSkillsMethodID=838 (дата обращения: 15 июня 2014 года).

13. Гуртов В.А., Серова Л.М., Степусь И.С., Федорова Е.А., Мороз Д.М. Развитие системы мониторинга трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 11—23.

14. Что такое профессиограмма? [Электронный ресурс] / Профессио-граммы специалистов. URL: http://www.profigrama.ru (дата обращения: 20 июня 2014 года).

References

1. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniju (State of the Nation Address) Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825 (accessed 20 June 2014).(in Russian).

2. Postanovlenie Ministerstva truda i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 27 sentjabrja 1996 g. № 1 «Ob utverzhdenii polozhenija o professional'noj orientacii i psihologicheskoj podderzhke naselenija v Rossijskoj Federacii» (Decree of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation «About authorization of the regulation career guidance and psychological support population in Russian Federation») Available at: http://za-konbase.ru/content/nav/19378 (accessed 25 June 2014). (in Russian).

3. Postanovlenie Ministerstva truda i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 29 janvarja 2013 g. № 34n «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo standarta gosudarstvennoj uslugi po informirovaniju o polozhenii na rynke truda v subekte Rossijskoj Federacii» (Decree of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation «About authorization of the Federal State Standard of public service for informing about condition on the labour market in subject Russian Federation) Available at: http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/orders/57 (accessed 25 June 2014). (in Russian).

4. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 2007 g. № 415. «Ob utverzhdenii administrativnogo reglamen-ta predostavlenija gosudarstvennoj uslugi po informirovaniju o polozhenii na rynke truda v sub#ekte Rossijskoj Federacii» (Decree of the Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation «About authorization of the administrative procedure of public service for informing about condition on the labour market in subject Russian Federation) Available at: http:// www.rg.ru/2014/07/09/socuslugi-dok.html. (accessed 25 June 2014). (in Russian).

5. S shiroko zakrytymi glazami — imenno tak segodnja vypuskniki shkol vy-birajut budushhuju professiju (Eyes wide shut — graduates choose future

148

Профессиограмма как инструмент повышения информированности

населения о востребованных профессиях

occupation that's so) Available at: http://5uglov.ru/abiturient/a_news/1903/ (accessed 17 June 2014). (in Russian).

6. Atlas professij (Occupations atlas) Available at: http://atlas.rosminzdrav.ru (accessed 15 July 2014). (in Russian).

7. Jelektronnyj muzej professij (The online museum of occupations) Available at: http://www.profvibor.ru/ (accessed 15 June 2014). (in Russian).

8. Moj orientir (My guide) Available at: Шр://мой-ориентир.рф/ (accessed 15 June 2014).

9. Proforientacionnyj navigator Career guidance navigator) Available at: http://trud.admtyumen.ru/zan_to/Professional_training/prof_navigator.htm, свободный (accessed 15 June 2014). (in Russian).

10. Occupational Outlook Handbook. Available at: http://www.bls.gov/ooh/ (accessed 15 June 2014). (in Russian).

11. Czech future skills. Available at: www.czechfutureskills.eu (accessed 15 June 2014). (in Russian).

12. EU Skills Panorama. Available at: http://euskillspanorama.cedefop.europa.eu/ AnalysingSkills/default.aspx?AnticipatingSkillsMethodID=838 (accessed 15 June 2014). (in Russian).

13. Gurtov V.A.,Serova L.M., Stepus' I.S., Fedorova E.A., Moroz D.M. Razvitie sistemy monitoringa trudoustrojstva vypusknikov (Vysshee obrazovanie v Ros-sii) [Development of monitoring of graduates' employment (High education in Russia)]. 2014, no. 5. pp. 11-23. (in Russian).

14. Chto takoe professiogramma? [What is job description card?]. Availible at: http://www.profigrama.ru/ (accessed 20 June 2014). (in Russian).

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.