Научная статья на тему 'Профессиографический и семиотический подходы к формированию профессиональной направленности студентов-программистов в процессе обучения иностранному языку'

Профессиографический и семиотический подходы к формированию профессиональной направленности студентов-программистов в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
509
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баканова М. В.

В статье рассматриваются новые подходы к формированию профессиональной направленности студентов-программистов в процессе обучения иностранному языку. В рамках профессиографического подхода анализируются различные классификации профессий, выделяются основные характеристики труда программиста и особенности его личности, влияющие на процесс обучения студентов будущих программистов иностранному языку. В рамках семиотического подхода показана взаимосвязь между двумя знаковыми системами языка иностранный язык и язык программирования, выделены их сходные элементы и определены различия в структуре. На основе выявленных характеристик проанализированных знаковых систем сделаны выводы о возможностях дисциплины «Иностранный язык» для формирования профессиональной направленности будущих программистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиографический и семиотический подходы к формированию профессиональной направленности студентов-программистов в процессе обучения иностранному языку»

ображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а так же потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось изначально исходя из отчётов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту или подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

Жизнь как таковая есть творчество. Она предстаёт как «творческая волна», и одновременно как креативный процесс - волнообразное движение на всех уровнях организации жизни. С этой позиции творчество не только прероготива человека, как считает большинство мыслителей, но феномен, пронизывающий всё сущее, всё живое. Другое дело, что смысл, содержание творчества у человека вследствие появления сознания, труда обогащается, отражая в себе всё богатство культуры, социальной жизни.

Осуществляя с помощью мозга и рук творческий процесс в его высшем антропогенном, социогенном и техногенном значении, человек приводит в движение всю «пирамиду» творческих процессов, соответствующую информационной пирамиде биологической организации. Таким образом, в любой творческий процесс вовлекается вся биогенная и вся психогенная организация организма (Субетто А. И. с. 21)

истинным и главным вознаграждением творческих усилий является глубокое психофизическое удовлетворение, которое испытывает человек при восприятии результата своего творчества. Однако это удовлетворение не продолжительно и для достижения его человек снова обращается к творчеству. Характеристиками творческой деятельности являются гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение.

Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признаётся за такими продуктами творчества, в которых вскрываются доныне неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объединяются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, а нов для ребёнка, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки сочинения стихов и песенок. Усилия учёных, изучающих творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучении творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т. е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки и культуры в целом. но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом, и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

Средством, стимулирующим у детей поисковую активность, является игра. Можно говорить о специальной «культуре игры», являющейся частью «культуры радости и счастья», «культуры красоты». Поэтому эв-демоническая и эстетическая педагогика обязательно включает в себя игровую педагогику. дальнейший рост воображения и интеллекта ребенка возможен в художественном и прикладном творчестве, которое по духу близко к игре, но обладает большими выразительными средствами и поэтому представляет ребенку большие возможности самореализации и самовыражения.

профессиографический и семиотический подходы к формированию профессиональной направленности сТУДЕНТОВ-ПРоГРАММисТОВ в процессе обучения иностранному языку

М. В. БАКАНОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики

В статье рассматриваются новые подходы к формированию профессиональной направленности студентов-про-граммистов в процессе обучения иностранному языку. В рамках профессиографического подхода анализируются различные классификации профессий, выделяются основные характеристики труда программиста и особенности его личности, влияющие на процесс обучения студентов - будущих программистов иностранному языку. В рамках семиотического подхода показана взаимосвязь между двумя знаковыми системами языка - иностранный язык и язык программирования, выделены их сходные элементы и определены различия в структуре. На основе выявленных характеристик проанализированных знаковых систем сделаны выводы о возможностях дисциплины «Иностранный язык» для формирования профессиональной направленности будущих программистов.

Основная задача профессиональных учебных му что специальность является сферой приложения

заведений - обеспечить качественную подготовку полученных знаний, в том числе и по иностранному

специалистов по определенной специальности, пото- языку.

Процесс формирования профессиональной направленности студентов разных профессиональных профилей существенно может отличаться друг от друга в зависимости от различных факторов: например, от характера профессиональной деятельности, объекта труда, содержания труда, условий деятельности и т.д.

Так как объектом нашего исследования выступает профессиональная направленность студентов-про-граммистов, представляется целесообразным определить особенности данной профессии. для этого рассмотрим классификации профессий с целью выявления профессионально-важных качеств программиста для определения наиболее эффективных путей формирования его профессиональной направленности.

Существуют разные классификации профессии. Все профессии могут различаться по целям: гностические (эксперт, ревизор и др.; преобразующие (токарь, учитель и др.), изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.). Профессии могут различаться по средствам их осуществления: профессии ручного труда (представители ремесел), профессии машинноручного труда (машинист, водитель), профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор и др.) Профессии различаются по условиям: профессии с работой в микроклимате, близкому к комфортному (бухгалтер и др.), связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ), с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.), с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь и др.); профессии, связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда. [3, с.77].

Профессии могут классифицироваться и по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека, то есть по характеристикам субъекта труда. Так, описаны профессии, для которых необходимы определенные природные данные (быстрота реакции у водителя и др.), то есть профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, и профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека, что означает относительную профпригодность.

Авторы различают профессии по степени активности и уровню ответственности личности (Э. Ро), по профилю саморегуляции, по степени удовлетворенности человека в этой профессии, по необходимости сочетания у человека многих качеств (универсальные профессии широкого профиля или монопрофильные). Возможны классификации профессий по типу личности («профессиональный тип личности»), по характеру негативных психических качеств и деформаций личности в профессии. Возможно различение профессий в связи с известной классификацией труда: автоматический труд, полуавтоматический труд, шаблонный исполнительный труд, самостоятельный труд, свободный творческий труд, и др.

Наиболее целесообразно представляется рассмотреть типологию профессий Е. А. Климова по предмету труда [3, с.78], которую можно представить в виде таблицы.

Согласно классификации профессий по Е. А. Климову профессиональная деятельность программистов относится к типу “человек-знак”, где главным предметом труда является знак/знаковая система.

Люди, которые работают в сфере «Человек-Зна-ковая система», «создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов» [3. с.111].

К представителям данной профессии предъявляются следующие требования: умение разбираться в условных обозначениях, искусственных языковых системах. Так, основной задачей программиста является создание программы с использованием какого-либо языка программирования. При этом используется множество условных обозначений: для названия переменных, функций, процедур. Важным элементом этой профессии является познавательная деятельность, так как программист практически постоянно восполняет пробелы в знаниях, используя различную техническую документацию. К человеку предъявляется также желательное требование иметь быстрые и точные, хорошо скоординированные движения пальцев рук - для работы за клавиатурой компьютера.

В области познавательных процессов к профессионалам сферы «Человек - Знаковая система» предъявляются высокие требования к памяти: часто необходимо воспринимать и удерживать словесно-логическую информацию больших объемов, хранить множество инструкций, правил и положений.

Мотивационная сфера высококлассных программистов характеризуется высоким уровнем развития познавательной мотивации (любознательность, готовность пополнять свои знания, учиться и переучиваться, осваивать новое и т. п.), а также наличием внутренней мотивации (увлеченность самим процессом программирования, который представляет для них больший интерес, чем достижение конкретного результата).

данная профессия является творческой в том смысле, что в деятельности часто возникают нестандартные, уникальные задачи, требующие «находчивости, изобретательности, бескорыстной интеллектуальной инициативы» [3, с.112].

По мнению Е. А. Климова, для представителя профессии типа «Человек - Знаковая система» важны такие качества, как аккуратность, эмоциональная устойчивость, усидчивость, систематичность, способность строго следовать многочисленным правилам, сосредоточенно работать в условиях внешних помех, контролировать ход и правильность умственных действий .

Список основных требований, предъявляемых к мышлению программистов, чаще всего включает следующие характеристики: высокий уровень развития логического мышления, способности к абстрагированию и пониманию отношений между элементами, гибкость и критичность мышления, аналитические способности, умение четко формулировать проблемы и решения, склонность к систематизации и строгому планированию своей деятельности и т. п. Наряду с вербальными признается существенная роль невербальных компонентов мышления. Важными аспектами является креативность деятельности (постоянно

Таблица

«человек - «человек - «человек - «человек - «человек -

наименование техника» человек» знаковая художественный природа»

типа система» образ»

Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-О Ч-П

Главный предмет Т ехнические Люди, группы, Условные Художественные Живые организмы,

труда в данном типе системы, коллективы знаки, шифры, образы, биологические,

профессий вещественные естественные их части, элементы, микробиологические

предметы, или искусственные свойства процессы

материалы, языки

энергия

примеры Слесарь, токарь, Официант, Программист, Маляр, Инженер-океанолог,

отдельных водитель продавец, бухгалтер, художник- лесовод,

профессиональных транспорта, медсестра, экономист, оформитель, лаборант-

специальностей радиомеханик, преподаватель, статистик, композитор, микробиолог,

инженер-технолог, юрист, психолог, переводчик, писатель, радиоэколог,

киномеханик, менеджер, врач редактор, живописец, озеленитель, биолог,

сборщик часов, чертёжник, архитектор, швея, ветеринар, медик

фрезеровщик телеграфист дизайнер

Требования Способности Эмоциональная Способность Потребность Любовь к природе,

профессии к геометрии, устойчивость, к абстрактному к самовыражению, интерес к биологии,

к человеку физике, интерес организаторские мышлению, наглядно-образное наблюдательность,

к технике, новым способности, устойчивость представление, устойчивость

механизмам, устойчивость и внимания, яркое воображение внимания,

пространственное распределение концентрация склонность склонность

воображение, внимания, внимания, к творчеству, к учёту наблюдений,

технический тактичность, переключение гибкость чувств, потребность

склад мышления, справедливость, внимания, мышления, в двигательной

склонность чуткость кратковременная трудолюбие, активности,

к практическому к состояниям и долговременная реалистический дальновидность,

труду, память других людей, память, склонность уровень притязаний инициатива и

на движения, умение владеть к обобщениям, на общественное самостоятельность

точность, собой, умение способность признание, в решении

определённость разбираться к установлению целеустремлённость конкретных

действий в человеческих закономерностей, задач, творческое

работника, взаимоотношениях, сосредоточенность, мышление

высокая умение находить усидчивость

исполнительская общий язык

дисциплина, с разными людьми,

аккуратность терпение

возникают нестандартные задачи) и познавательная активность (постоянно необходимо обращаться к технической документации, чтобы восполнить пробелы в знаниях). К этому типу относятся все специализации в профессии программиста, так как и программист, и сетевой администратор, и системный аналитик используют искусственные языки программирования для составления программ и сценариев.

Среди когнитивных показателей выделяется хорошая память и внимание. В последние годы возрастает количество исследований, посвященных анализу стилевых особенностей работы программистов. Признается, что успешность работы по составлению программ зависит не только от способностей, но и от стиля деятельности программиста.

Таким образом, люди, работающие в сфере «Человек - Знаковая система», имеют дело с созданием и переработкой текстовой (знаковой) информации.

Знак выступает основным средством передачи информации, тем «орудием», которое позволяет человеку осуществлять ее трансляцию.

Под знаком в современной семиотике (наука, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию) понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.

Язык - одна из знаковых систем. Согласно семиотическому подходу, охарактеризованному Ч. Моррисом, «язык - система знаков, сопряженных набором синтаксических, семантических и прагматических правил, на основе которых возникает феномен речи в обществе» [4, с.52].

язык - это определенная система символьного представления информации. языки делятся на две группы: естественные и искусственные. Естественные языки - это исторически сложившиеся языки национальной речи. для большинства современных языков характерно наличие устной и письменной речи. Искусственные языки - это искусственно созданные

языки для профессионального применения. Они, как правило, носят международный характер и имеют письменную форму.

Иностранный язык, являясь, как и язык программирования, также знаковой системой, входит в группу естественных языков, который отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью. Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках. В свою очередь, языки программирования характеризуются четкостью правил и однозначным соответствием смысла и формы. Знаки искусственных языков могут сами составлять тексты или включаться в состав письменных текстов на естественном языке.

Естественный язык отличается значительно большей гибкостью, открытостью и динамичностью. Он применим для описания любых ситуаций, в том числе тех, которые ещё не были объектом описания с помощью данного языка.

Естественный язык позволяет говорящему порождать новые и при этом понятные для собеседника знаки, а также использовать существующие знаки в новых значениях, что невозможно в искусственных языках.

Естественный язык известен в рамках всего национального общества, а не только узкому кругу специалистов. Он быстрее приспосабливается к многообразным потребностям межличностного взаимодействия людей и потому является основным и в целом незаменимым средством человеческого общения.

Естественный язык людей является самой полной и совершенной из всех систем общения. другие знаковые системы, созданные человеком воплощают лишь некоторые из свойств естественного языка. Эти системы могут значительно усиливать язык и превосходить его в каком-либо одном или нескольких отношениях, но одновременно уступать ему в других [5, с.136].

язык программирования входит в группу искусственных языков.

Искусственные языки - знаковые системы, создаваемые для использования в тех областях, где применение естественного языка менее эффективно или невозможно. Искусственные языки различают по специализации и назначению, а также по степени сходства с естественными языками.

Неспециализированные искусственные языки -как правило, общего назначения. Например: эсперанто.

Специализированные искусственные языки - языки символические - языки науки (математики, химии и др.), языки программирования (в частном случае языки управления базами данных). Общим признаком специализированных искусственных языков является формально метод их описания путем задания алфавита (словаря), правил образования и преобразования выражений (формул) и семантики, т.е. способа содержательной интерпретации выражений. В данном случае они называются формальными. В них реализуется ограниченное число функций естественного языка, но в то же время они выполняют функции, не свойственные естественному языку (например, служить средс-

твом логического вывода). Число таких языков увеличивается во многом за счет языков программирования, которые обладают свойством саморазвития.

для формальных языков характерна принадлежность к ограниченной предметной области (математика, химия, музыка, программирование и пр.). Назначение формального языка - адекватное описание системы понятий и отношений, свойственных для данной предметной области.

Формальный язык - это язык знаков, формул, схем, предназначенных для управления работой компьютерных систем. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются. язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.

В рамках семиотического подхода и логики нашего исследования определения важных для исследования терминов будут звучать, как:

язык программирования - это знаковая система для планирования поведения исполнителя (в частности, компьютера) [2, с.385].

Программа (в теоретическом программировании) -это объект, выраженный на формальном языке, обладающий определённой информационной и логической структурой и подлежащий исполнению на автоматическом устройстве.

С любым языком (естественным или искусственным) связаны следующие понятия: алфавит - множество используемых символов; синтаксис - правила записи языковых конструкций (текста на языке); семантика - смысловая сторона языковых конструкций; прагматика - практические последствия применения текста на данном языке.

Функциональная природа естественного и искусственного языков практически одинакова: язык -средство общения, он позволяет передавать и получать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания. для обоих видов языка свойственны и такие функции: хранить информацию, перерабатывать информацию, быть средством познания, т. к. «язык является знаковой информационной системой».

Кроме этого, с лингвистической точки зрения, каждый язык программирования, равно как и «естественный язык» (русский, английский и т. д.) имеет алфавит, словарный запас, свои грамматику и синтаксис, а также семантику.

Таким образом, мы видим, что язык является объектом изучения для многих дисциплин. Естественно, в этот перечень входят также иностранный язык и программирование. для дисциплины «Иностранный язык» язык - главный объект изучения, с его струк-

турой, функционированием, развитием, действием в речи. Информатика и программирование же изучают язык как средство переработки и выдачи информации.

В профессии «программист» роль иностранного языка постепенно начинает играть одну из лидирующих, так как все языки программирования, являющиеся средством работы программиста, основаны на лингвограмматических конструкциях английского языка, от уровня владения которым зависит быстрота запоминания и истолкования вновь осваиваемых конструкций языков программирования. Кроме этого, у программиста, владеющего английским языком, улучшается реакция общения с операционной системой в процессе интерактивного диалога; намного быстрее решается проблемы отладки и редактирования программы, быстрее осознается процесс реакции системы на ошибочные ситуации и многие другие, чисто профессиональные аспекты деятельности программиста [1, с.56].

Следовательно, знание программистом иностранного языка становится неотъемлемым атрибутом профессионализма специалиста.

Программисту нужен язык в двух аспектах: для быстрой адаптации программных продуктов и как методическое средство написания самих программ [1, с.67]. Программа создается в соответствии с алгоритмом, который представляет собой последовательность команд (морфология), каждая команда записывается в соответствии с определенными правилами машинного языка (семантика), каждая команда представляет собой набор символов - знаков английского языка, вследствие чего английский язык является главным звеном для написания программного продукта, так как правильно построенные фразы существенно сокращают время отладки программы.

Принимая во внимание, что все языки программирования и большинство программного обеспечения создано англоговорящими разработчиками, были сделаны предположения о значимости английского языка при построении синтаксических конструкций формальных языков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При исследовании данного предположения выявлено, что помехой к быстрой адаптации и внедрению программных продуктов и новых технологий является недостаточный уровень профессиональной коммуникативной компетентности программистов, который выражается в неготовности автоматически использовать английский язык как средство получения и трансформации новых знаний.

достаточный уровень профессионально-коммуникативной компетенции предполагает наличие у студентов совокупности языковых знаний и навыков, коммуникативных умений по видам иноязычной речевой деятельности на основе профессиональной лексики (по истории изобретения компьютеров, архитектуре вычислительных систем, проектированию информационных систем и т. д.), а также знаний социокультурной и социолингвистической специфики страны изучаемого языка, которые необходимы для эффективного осуществления профессиональной деятельности в условиях межкультурного сотрудничества.

Поэтому, для формирования их профессиональной компетентности представляется необходимым изучение не только специальных предметов, но и английского языка, так как для них образующим фактором является «язык».

Вышесказанное свидетельствует, что изучение иностранных языков студентами-программистами должно быть связано именно со спецификой выбранного ими труда (компьютерное программирование) и объекта труда (знак).

Из этого следует, что обучение иностранному языку в целях формирования профессиональной направленности будет тем успешнее и эффективнее, чем в большей степени оно будет строиться с учетом особенностей выбранной ими профессиональной деятельности и опираться на их профессиональный опыт. Отсюда можно сделать вывод, что максимального эффекта в обучении иностранному языку программистов можно достичь через использование средств новых информационных технологий, в частности компьютерных технологий.

список литературы

1. Гудкова С. А. Проектирование и реализация технологии формирования профессиональной компетентности программистов при обучении иностранному языку в колледже. Дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 210 с.

2. Кауфман В. Ш. Языки программирования. Концепции и принципы. М.: Радио и связь, 1993. 432 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 304 с.

4. Моррис У. Основания теории знаков // Семиотика / под ред. Ю.Степанова. М., 1983 С. 25-41.

5. Степанов Ю. С. Язык и метод. М., 1998. 52 с.

применение новых информационных технологий анализа информации в сфере образования

А. А. ГУДКОВ Пензенский государственный университет кафедра «Системы автоматизации проектирования»

В статье рассматриваются передовые технологии анализа данных, включающие концепцию хранилищ данных, технологии оперативного и интеллектуального анализа информации. Предлагается применение этих технологий для поддержки принятия решений в области образования, приводятся соответствующие примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.