Научная статья на тему 'Профайлинг в обеспечении безопасности авиационных транспортных узлов: особенности использования и подготовка специалистов'

Профайлинг в обеспечении безопасности авиационных транспортных узлов: особенности использования и подготовка специалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФАЙЛИНГ / ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ВНЕШНОСТИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПАССАЖИРЫ / СТРУКТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / PROFILING / SUSPICIOUS SIGNS OF APPEARANCE / AIRCRAFT TRANSPORT / CLASSIFICATION / PASSENGERS / STRUCTURE OF SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Любовь Михайловна

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе современные методологические положения о выявлении потенциальных преступников по подозрительным признакам их внешности, особенно при воздушных перевозках пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаева Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profiling in securing aircraft transport points: specificities of experts’ employing and training

Current problems of securing transport points including modern methodical situation in detecting potential offenders according to suspicious signs of their appearance, especially while aircraft passenger transportations, are examined.

Текст научной работы на тему «Профайлинг в обеспечении безопасности авиационных транспортных узлов: особенности использования и подготовка специалистов»

 ф ■

ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА ИСАЕВА,

доктор юридических наук, кандидат биологических наук, начальник отдела ФГКУ «ВНИИ МВД России»

ПРОФАЙЛИНГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности, в том числе современные методологические положения о выявлении потенциальных преступников по подозрительным признакам их внешности, особенно при воздушных перевозках пассажиров.

Ключевые слова: профайлинг, подозрительные признаки внешности, воздушный транспорт, классификация, пассажиры, структура безопасности.

L.M. Isaeva, DSc (Law), PhD (Biology), Center Head Russia Ml FPOI National Research Institute; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: (495) 915-18-37.

Profiling in securing aircraft transport points: specificities of experts' employing and training.

Current problems of securing transport points including modern methodical situation in detecting potential offenders according to suspicious signs of their appearance, especially while aircraft passenger transportations, are examined.

Key words: profiling, suspicious signs of appearance, aircraft transport, classification, passengers, structure of security.

Транспортные узлы традиционно являются наиболее уязвимыми для актов незаконного вмешательства. Это объясняется такими специфическими особенностями, как большая протяженность транспортных магистралей, огромное количество опасных объектов транспортной инфраструктуры, обслуживание большого потока пассажиров и грузов, различные формы собственности объектов инфраструктуры и транспортных средств.

Помимо традиционных террористических угроз (взрыва, захвата и т.п.), нужно помнить и о так называемых криминальных угрозах, поскольку транспортные системы являются средством передвижения, в том числе и для людей, несущих угрозу общественному порядку и безопасности. Отдельным направлением выступает задача выявления лиц, требующих помощи со стороны полиции.

Международная практика показывает, что все объекты транспортной инфраструктуры абсолютно защитить невозможно. Для этого потребовались бы средства, соизмеримые со стоимостью самой транспортной системы, что не может себе позволить ни одна, даже самая богатая, страна. Отсюда единственным вариантом является реализация выборочной разноуровневой защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющей минимизировать ущерб от потенциальных угроз

природного, техногенного и террористического характера. Однако разработка такой оптимальной системы является сложной научно-практической задачей, от успешного решения которой и зависит эффективность системы обеспечения транспортной безопасности. В последние годы во всем мире особое внимание уделяется принципиально новым подходам к обеспечению транспортной безопасности. Среди них широкое распространение, особенно на воздушном транспорте, получил так называемый профайлинг

Термин «профайлинг» не имеет точного перевода с английского языка. Данное слово относится к сленговой терминологии и происходит от английского «profile» - профиль. Концепция «про-файлинга» как раз и основывается на построении профиля пассажира. Основное методологическое положение заключается в том, что лица, совершившие преступление или собирающиеся его совершить, характеризуются наличием определенного набора подозрительных признаков во внешности, поведении, путевых документах и в перевозимых вещах. Изучение и систематизация данных признаков дают возможность создания «профиля» пассажира, на основании которого каждый человек может классифицироваться как неопасный или потенциально опасный. В соответствии с этим весь пассажиропоток обраба-

5 ай 5 и О и

и с

5 5 и

О <

О X 5 U С

2

и О а С О оз

111

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О <

О X 5 и с

и О а С О оз

тывается по определенной схеме, позволяющей выявить подозрительные признаки.

Если определить профайлинг как опрос пассажиров и их психологическое сопровождение в ходе перемещения по транспортному узлу, то станет понятным, что он состоит из двух взаимодополняющих методов - метода психологического наблюдения и метода опроса (беседы), т.е., по сути, является разновидностью психодиагностики личности. Это и определяет универсальность метода, которая позволяет использовать его по многим направлениям правоохранительной деятельности, в том числе и для обеспечения безопасности практически на всех видах общественного транспорта. Однако до сих пор в литературе обсуждается только возможность его использования для выявления террористов, да и то лишь на объектах воздушного транспорта1. Это сужает его потенциал, делая неэффективным для выявления эмоционально неадекватных лиц, могущих угрожать совершением иных преступлений, самоубийствами или просто требующих помощи со стороны полиции.

Подготовка и использование специалистов (профайлеров) с целью выявления потенциально опасных пассажиров с точки зрения возможности осуществления ими террористических действий впервые были реализованы в Израиле авиакомпанией Эль-Аль (Е1 А1). Эту систему данная авиакомпания до сих пор использует во всех аэропортах мира. Например, в аэропорту Домодедово в Москве после проверки силами сотрудников авиакомпании все пассажиры Е1 А1 ожидают посадки на рейс в специальной «стерильной» зоне, отделенной от других пассажиров, где осуществляется их опрос с использованием технологий профайлинга.

Однако для эффективного использования профайлинга, помимо знания его возможностей в преодолении каждого из видов угроз транспортной безопасности, необходимо очень точно определить его место в общей структуре организации безопасности каждого транспортного узла. Лишь после того, как будет определено, кто, где и как должен использовать данную технологию, можно говорить о разработке методик, а также и о подготовке специалистов.

В Российской Федерации официально роль профайлеров отводится сотрудникам служб авиационной безопасности. Отсюда и анализ существующих российских и зарубежных методик показывает, что они направлены на работу с пассажирами после прохождения ими регистрации в зоне посадки пассажиров, т.е., по сути, они направлены исключительно на обеспечение безопасности воздушного судна. Рассмотрим их несколько подробнее.

Наиболее известны две методики подготовки

российских специалистов. Так, с целью повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников служб авиационной безопасности и выполнения требований п. 5 Директивы руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23 сентября 2004 г. № 295 «О принятии неотложных мер по противодействию терроризму на воздушном транспорте» разработана Методика выявления потенциально опасных пассажиров путем специального опроса в ходе предполетного обслуживания (профайл-метод), утвержденная руководителем Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов ГС ГА Минтранса России от 17 ноября 2003 г. В 2011 г. уже для сотрудников правоохранительных органов разработана программа повышения квалификации «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте».

Анализ приведенных методик показывает, что они:

рассчитаны исключительно на формирование компетенций, обеспечивающих оперативное распознание лиц, вынашивающих противоправные замыслы, направленные на совершение террористических актов и экстремистскую деятельность;

в своей основе имеют либо исключительно израильскую систему подготовки профайлеров (как в Методике выявления потенциально опасных пассажиров путем специального опроса в ходе предполетного обслуживания (профайл-метод)), либо самые общие подходы к идентификации личности, принятые в психологии, оперативно-розыскной деятельности, криминалистике (как в программе «Основы профайлинга в обеспечении безопасности на транспорте»).

Причем стоит еще раз подчеркнуть, что официально на сотрудников полиции не возложена обязанность работать в качестве профайлеров, а эффективность внедрения данного метода напрямую связана с изменением организационных подходов к обеспечению безопасности аэропортов. Зарубежные эксперты в данной области единодушны в том, что при разработке национальных систем подготовки профайлеров необходимо тщательно продумать их место в системе безопасности с учетом исторически сложившихся криминальных угроз, национальных и культурных традиций, а также системы организации полетов.

Например, в основе израильской концепции профайлинга лежит установка на то, что каждый пассажир может оказаться террористом, а каждый предмет - взрывным устройством или оружием и т.д.; поэтому все мероприятия, проводимые в рамках рассматриваемой технологии, призваны подтвердить или опровергнуть данное

112

ф ■

утверждение. Причем речь идет именно о пассажирах, как прилетающих в страну, так и вылетающих из нее. Иные лица в зону интереса не входят, поэтому сам опрос происходит уже после или в момент регистрации на рейс в «стерильной» зоне. В современной практике правоохранительных органов Российской Федерации неприемлемо отношение к гражданину как к потенциальному преступнику. Уже исходя из этого израильские методики не подходят для нас.

Кроме того, учитывая, что первые террористические акты в мире были направлены на захват воздушных судов или их подрыв, использование профайлинга исключительно в отношении пассажиров, желающих войти на борт самолета, было вполне обоснованно. Иллюстрацией могут служить следующие террористические акты: захват 11 ноября 2000 г. российского самолета Ту-154 чеченским террористом во время рейса по маршруту Махачкала - Москва; захват в Стамбуле (Турция) 15-16 марта 2001 г. российского самолета Ту-154 Внуковских авиалиний, вылетавшего в Москву, тремя чеченскими террористами; подрывы самолетов Ту-154 и Ту-134 24 августа 2004 г. в воздухе над Тульской и Ростовской областями, осуществленные террористками-смер-тницами.

Однако в последние годы особую важность приобретает безопасность не столько воздушных судов, сколько зданий самих аэропортов, стоянок около них, так как именно на них направлены преступные замыслы. Данная тенденция наблюдается с 2006 г. Например, взрыв бомбы 30 декабря 2006 г. на парковке аэропорта Мадрида баскскими сепаратистами; подрыв 8 сентября 2009 г. террористом-смертником заминированного автомобиля, который стоял у международного аэропорта Кабула; теракт 24 января 2011 г. в Москве в аэропорту Домодедово, осуществленный с помощью взрыва, совершенного террористом-смертником в зале международных прилетов.

Очевидно, следует менять и методики профайлинга, так как речь идет уже не о контроле в зоне прилета или отлета, а о контроле всей территории аэропорта. Это требует перестройки всей системы организации безопасности и перераспределения функций профайлеров, что невозможно в рамках израильской системы организации безопасности.

Методики профайлинга должны учитывать соблюдение следующих принципов обеспечения безопасности транспортных узлов:

охрана мест наибольшего скопления людей;

учет физической возможности организации контроля за потоком пассажиров и провожающих,

позволяющего установить технические средства, а также проверять их документы и уточнять в ходе опроса цель посещения транспортного узла;

охрана мест наиболее вероятного совершения преступлений или реализации угроз самоубийств с учетом особенностей данного транспортного узла и существующих мировых тенденций;

вынесение мест специалистов-профайлеров на периметр транспортного узла, что даст возможность расширить зону скрининга пассажиров, распространив ее на встречающих и провожающих их лиц, а также лиц, зашедших на территорию транспортного узла по иным причинам;

организация безопасности за счет проведения профайлинга одновременно силами служб безопасности и полиции, что включает совместную работу в одной группе с распределением ролей.

Однако, несмотря на это, до сих пор особенностью приведенных выше российских методик подготовки профайлеров является именно работа с пассажирами в зоне прилета и вылета. Это позволяет обезопасить территорию страны и воздушные суда от террористов иных государств (так называемой внешней угрозы). Для Израиля, где и сформировался данный подход, этого достаточно, но, исходя из анализа динамики террористических актов, приведенной выше, а также основ деятельности российских правоохранительных органов, совсем недостаточно для России.

Это требует разработки новых алгоритмов ведения опроса профайлерами, рассчитанных не только на пассажиров, но и на провожающих и встречающих их граждан, а значит, и принципиально новых методик.

При этом особого внимания заслуживает и тот факт, что угрозу безопасности транспортного узла представляют не только террористические акты, но и любые антисоциальные проявления. Одновременно согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г «О полиции» (ст. 1) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. При этом согласно ст. 2 упомянутого Закона среди направлений деятельности полиции имеются такие, как: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонаруше-

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О <

О X 5 и с

и О а С О оз

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О <

О X 5 и с

и О а С О оз

ний; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах. Очевидно, что профайлинг не может применяться полицией исключительно для выявления террористических угроз. Его применение должно быть более широким и помогать решению всех служебных задач полиции.

Следует разработать такую методику выявления потенциально опасных лиц путем специального опроса, которая, объединив все возможности профайлинга в выявлении таких лиц, позволит сотрудникам службы безопасности и полиции повысить уровень обеспечения мер транспортной безопасности. Она (методика) должна быть предназначена для выявления потенциально опасных пассажиров и иных лиц, посетивших транспортный узел, с целью предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного узла, включая угрозы самоубийством, а также повышения эффективности деятельности полиции в выявлении пассажиров, требующих особого внимания правоохранительных органов.

Необходимо учитывать, что профайлинг является методом системного экспресс-анализа конкретной совокупности идентификационных признаков (вербальных и невербальных), динамических поведенческих реакций объекта. Его эффективность определяют следующие факторы: разработка единой методики; использование специальной техники (досмотровой, криминалистической и др.);

наличие специальных баз данных и оперативной информации правоохранительных структур;

знание сотрудниками служб безопасности и полиции особенностей криминогенной ситуации и этнопсихологических особенностей поведения (реакций) пассажира;

постоянное осуществление процедур контрнаблюдения (стоянка, зал ожидания и т.п.); высокий уровень подготовки профайлера. При этом особые требования должны быть предъявлены к подготовке профайлеров. Несмотря на то, что израильские системы профайлинга неактуальны для Российской Федерации, опыт системы подготовки профайлеров может быть очень полезен. Профессионализм человека как специалиста-профайлера не связан с его местом в общей системе организации безопасности. Если неправильно организовать работу специалиста, он будет бесполезен, но это не значит, что он плохой специалист. В ходе профайлинга всегда осуществляется экспресс-диагностика конкретного человека (группы людей) по методу «мозаичной картины», выстраиваемой из фрагментов

условно достоверной информации. Суть его заключается в следующем: на основании исходной информации определяются дифференциальные диагностические признаки по схеме: «человек -документ - артефакт - стереотип поведения (реакция)». В результате выявляется потенциально опасное лицо, в отношении которого необходимо проводить активные мероприятия (блокировка, задержание), или эмоционально выделяющийся человек, требующий помощи полиции.

В Израиле профайлер - это человек, прошедший специальное обучение, но оно достаточно краткое по времени и основывается не на базовом психологическом образовании, а на личностных качествах. В большинстве случаев профайлеры - это студенты, отслужившие в войсках, причем предпочтение отдается лицам, участвовавшим в военных действиях. Отбор и обучение происходят в несколько этапов.

Подготовка профайлера занимает в среднем 2-3 недели (2-3 курса) и включает в себя изучение теории профайлинга, прохождение тестовых испытаний, а также деловые игры, тренинги и практику. После обучения профайлер приступает к самостоятельной работе под контролем непосредственных начальников. С определенной периодичностью они проходят переобучение, «освежение памяти» - занятия по закреплению и улучшению навыков.

Необходимо отметить, что эта методика уже больше 20 лет имеет опыт успешного практического применения в мире и вполне может быть использована в России.

В отличие от Израиля в России в качестве специалиста-профайлера воспринимают исключительно дипломированного психолога. Но международный опыт показывает, что это не обязательно.

Профайлинг - это довольно специфическая форма деятельности, соединяющая в себе различные отрасли гуманитарных знаний, таких как, например, география, искусство, история и др. Поэтому желательным для профайлера будет наличие высшего или неоконченного высшего образования.

Базовое психологическое образование не обязательно, хотя знания в соответствующей области - не лишние. Однако их можно получить и за более короткий срок, чем обучение в институте. При этом прослеживается взаимосвязь между личными особенностями человека, интересом к пониманию природы человеческих эмоций и успешной работой в качестве профайлера. Настаивать же на обязательном психологическом образовании для профайлера не совсем правильно, так как в содержании данной деятель-

114

ф ■

ности психологической составляющей не более четверти.

Более существенным требованием при отборе является обязательная проверка кандидата на должность по базам данных правоохранительных органов, так как профайлинг связан с областью безопасности и соответственно крайне нежелательным будет приток случайных людей или людей с неустойчивой психикой.

Особые требования предъявляются к самой личности профайлера. Наличие антисоциальных патологических наклонностей личности, склонность к которым можно выявить при собеседовании (тестировании), однозначно является поводом для отвода кандидатуры. К важным факторам следует отнести наличие положительной мотивации к данному виду деятельности, т.е. стремление работать именно в сфере безопасности с четким осознанием важности и ответственности выполняемых функций.

Различные нестандартные ситуации в работе профайлера, требующие быстрого решения, предполагают склонность к нестандартному мышлению и высокую скорость реакции. Для общения с пассажирами профайлеру необходимы такие коммуникативные качества, располагающие к себе собеседника, как грамотная речь, четкая дикция, приятные манеры и др. Потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций и других напряженных моментов в работе профайлера делает стрессоустойчивость профессионально значимым качеством. Именно эти качества и должны учитываться в первую очередь.

Из специфических знаний и умений профайлера следует отметить необходимость отличного владения методикой проверки перевозочных документов, что возможно лишь при совершенном знании правил оформления и защиты паспорта, авиабилета и визы пассажира. Также обязательным считается наличие определенного уровня сведений по вопросам, связанным с действующими террористическими организациями, и владение иностранным языком в объеме, необходимом для общения с пассажирами при работе на международных линиях. Однако последнее относится в большей степени к специалистам, находящимся на контроле при регистрации пассажиров.

Профайлер по роду своей деятельности должен производить общее благоприятное впечатление.

Анализ приведенных выше требований к обучению профайлера показывает, что профайлин-гу можно обучить уже работающих сотрудников авиационной и транспортной безопасности, полиции, входящих в группы досмотра, охраны, перронного контроля и т.д.; возможно формирование

групп профайлеров из специально подобранных для этой работы людей. При этом при профотборе следует учитывать те значимые социально-психологические характеристики, о которых шла речь выше, так как далеко не все обладают набором качеств, необходимых профайлеру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преимущество при отборе на данную должность должно отдаваться людям, работающим или имеющим опыт работы в правоохранительных и других силовых ведомствах.

Таким образом, практика показала, что степень защищенности транспортного объекта зависит от применения как можно более широкого спектра научно-практических методик, охватывающих различные области человеческих знаний.

На технологию профайлинга особое внимание было обращено после террористических актов в августе 2004 г. Распоряжением руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было рекомендовано ввести группы профайлинга в службы авиационной безопасности еще до 1 ноября 2004 г Этот метод уже имеет опыт применения на территории Российской Федерации и в некоторых странах СНГ например на международных рейсах в Пулково, Шереметьево и других аэропортах. Система профайлинга очень гибкая и предполагает возможность различных модификаций в соответствии с архитектурой и особенностями аэровокзального комплекса, местными условиями, спецификой угроз. В этом состоит и его достоинство, и его недостаток. Как показано в данной работе, все существующие системы профайлинга в России базируются на израильских методиках, которые созданы исходя из особенностей геополитического положения государства Израиль и неприемлемы в России.

Следует отметить, что организация профай-линга не требует особенных материальных затрат, кроме как на соответствующее обучение сотрудников, которое, как мы уже отмечали, занимает около двух-трех недель. Однако перед организацией обучения необходимо разработать саму схему организации транспортной безопасности, где профайлингу будет отведено определенное место. Это предопределит разработку методики профайлинга, которая должна войти в систему обучения специалистов.

Важно отметить, что внедрение профайлинга как еще одного из возможных аспектов обеспечения безопасности вносит существенный вклад в общую ситуацию борьбы с преступностью.

5 ай 5 и

О

и

$

И С

5 5 и

О <

О X 5 и с

и О а С О оз

1 Анисимова Н.Н. Особенности визуальной психодиагностики личности террориста. Обнаружение криминального искажения информации: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., пере-раб. / Науч. ред. Ю.Н. Демидова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.