Научная статья на тему 'Проекты развития в системе стратегического управления'

Проекты развития в системе стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
156
16
Поделиться
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / TOP-PRIORITY PROJECTS AND PROGRAMS / PROJECT-BASED APPROACH / DEVELOPMENT PROJECTS / STRATEGIC DEVELOPMENT / DEVELOPMENT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Переверзева Валентина Викторовна, Юрьева Татьяна Владимировна

Эффективное управление развитием обеспечивает конкурентоспособность и лидерство в современном мире Организация системы управления развитием является важной проблемой, оказывающей существенное влияние на решение многих актуальных социально-экономических вопросов В настоящее время управление развитием наиболее результативно осуществляется на основе проектного подхода, ориентированного на достижение конкретных результатов в условиях ограниченных ресурсов Существуют различные виды проектов и программ В условиях инновационной экономики особое место занимают проекты развития, приоритетные проекты и программы, неразрывно связанные со стратегическим развитием Рассматривается структура приоритетно ориентированного управления на основе проектного подхода, механизм взаимодействия между целями стратегического развития, приоритетными направлениями развития, а также конкретными приоритетными проектами и программами Показано, что проектный подход требует создания особой организационной структуры, осуществляющей управление проектами и программами (например, проектный офис) Дальнейшее совершенствование механизма управления приоритетными проектами и программами предполагает их более тесную увязку со стратегией развития, обоснованность выбора приоритетов, усиление взаимодействия с бюджетными процессами, повышение роли проектных инструментов Особую значимость имеет определение цели приоритетных проектов и программ, конечного результата и критериев его достижения, умение управлять изменениями в процессе реализации такого рода проектов и программ Эффективное управление проектами, особенно приоритетными проектами и программами, невозможно без квалифицированных специалистов, обладающих современными компетенциями в области проектного управления, которые включают как элементы поведенческой (лидерство, этика), контекстуальной (ориентация на проект, финансы), так и технической компетентности (требования и цели проекта, заинтересованные стороны, риски) Важно наличие эффективной системы мотивации специалистов в области управления проектами на конечный результат

Development Project in the System of Strategic Management

In the present-day effective development management supports competitive power. Organization of the development management system is very important issue, which effects on current social and economic decisions. These days’ development management works effectively on project-based approach, which is oriented to specific results in the resource constrained environment There are different types of projects and programs. In the innovation economy development projects, top-priority projects and programs are important and inextricably connected with strategic development. The top-oriented management structure is considered on project-based approach, collaborative mechanism among targets of strategic development, top lines of development and top projects and programs. It is shown, that project-based approach asks for special organization structure, which performs project and program management (project office etc ) Further development of top project and program management mechanism suppose close association with the development strategy, explicability of prioritizing, reinforcement of cooperation with budget process, rise of project tools. The most important is to define the goals of top projects and programs, project deliverable and achievement criteria, ability of change management in such projects and programs. Effective project management, especially top project and program, expects skilled personnel with up to time competences in project management Personal competences of this stuff should comprise behavioral (leadership, ethics, etc.), contextual (project orientation, finances, etc.) and technological abilities (requirements and targets of the project, concerned parties, risks, etc ) Effective personnel motivation system in project management in the net result is significant

Текст научной работы на тему «Проекты развития в системе стратегического управления»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Т.В. Юрьева В.В. Переверзева

УДК 338 .24 . 01

Проекты развития в системе стратегического управления

Эффективное управление развитием обеспечивает конкурентоспособность и лидерство в современном мире. Организация системы управления развитием является важной проблемой, оказывающей существенное влияние на решение многих актуальных социально-экономических вопросов . В настоящее время управление развитием наиболее результативно осуществляется на основе проектного подхода, ориентированного на достижение конкретных результатов в условиях ограниченных ресурсов

Существуют различные виды проектов и программ . В условиях инновационной экономики особое место занимают проекты развития, приоритетные проекты и программы, неразрывно связанные со стратегическим развитием Рассматривается структура приоритетно ориентированного управления на основе проектного подхода, механизм взаимодействия между целями стратегического развития, приоритетными направлениями развития, а также конкретными приоритетными проектами и программами . Показано, что проектный подход требует создания особой организационной структуры, осуществляющей управление проектами и программами (например, проектный офис) . Дальнейшее совершенствование механизма управления приоритетными проектами и программами предполагает их более тесную увязку со стратегией развития, обоснованность выбора приоритетов, усиление взаимодействия с бюджетными процессами, повышение роли проектных инструментов Особую значимость имеет определение цели приоритетных проектов и программ, конечного результата и критериев его достижения, умение управлять изменениями в процессе реализации такого рода проектов и программ Эффективное управление проектами, особенно приоритетными проектами и программами, невозможно без квалифицированных специалистов, обладающих современными компетенциями в области проектного управления, которые включают как элементы поведенческой (лидерство, этика), контекстуальной (ориентация на проект, финансы), так и технической компетентности (требования и цели проекта, заинтересованные стороны, риски) Важно наличие эффективной системы мотивации специалистов в области управления проектами на конечный результат Ключевые слова: приоритетные проекты и программы, проектная деятельность, проектный подход, проекты развития, стратегическое развитие, управление развитием

Концепция управления развитием

В современном мире постоянным изменениям подвержены товары и услуги, мы наблюдаем

© Переверзева В . В . , Юрьева Т. В . , 2017

стремительное развитие технологий, процессы формирования новых компаний и реорганизации уже существующих, совершенствование профессиональных и личностных компетенций персонала . В условиях непрерывных изменений организации, регионы, государства не могут существовать не развиваясь

Постоянное развитие становится важнейшей предпосылкой сохранения любой социально-экономической системы. Достижение успеха, усиление конкурентных преимуществ организации, города, региона, страны в целом невозможно без постоянного совершенствования и развития

Развитие же означает трансформацию социальных и экономических свойств того или иного объекта, образование у него новых признаков, формирование новых структурных подразделений Развитие социальной-экономической системы происходит через такие процессы, как рост, расширение, улучшение, совершенствование. Как правило, оно сопровождается определенными изменениями, затрагивающими не только количественные, но и качественные характеристики, причем они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности человека . Можно выделить такие виды трансформаций, как технические, нормативно-правовые, политические, экономические, социальные, экологические, организационные

Концепция развития тесно связана со стратегической целью, а также комплексом задач, необходимых для ее достижения . Таким образом, социально-экономические системы развиваются путем постановки и реализации определенных целей и задач В связи с этим большое значение имеет правильная постановка целей и задач, выбор инструментов и технологий, необходимых для их реализации . Если цели выбраны правильно и получены ожидаемые результаты, можно сделать вывод, что объект управления имеет прогрессивную тенденцию развития . Например, позитивные трансформации в экономической и социальной сферах на макроэкономическом уровне способствуют ускорению темпов экономического роста, валового внутреннего продукта, снижению уровня инфляции и безработицы, оптимизации структуры государственного бюджета и платежного баланса На уровне хозяйствующего субъекта экономики прогрессивные модификации оцениваются посредством изменения совокупности таких показателей, как прибыль, издержки производства, производительность труда, фондоотдача, эффективность производства. Следует отметить, что в последнее время в центре внимания находятся не только экономические, но в первую очередь социальные аспекты развития

В конце XX века и особенно на рубеже XX и XXI веков в результате усиления роли инновационных, социальных и иных факторов общественного развития концепция развития трансформировалась в теорию ускоренного развития социально-экономической системы Данный подход сделал актуальной постановку таких целей, как ускоренное развитие национальной экономики в целом, некоторых отраслей и регионов, а также

отдельных организаций и работников Все это потребовало существенной модификации системы управления, все большей ее ориентации на управление развитием [1] .

В настоящее время прогрессивная структура управления содержит элементы, обеспечивающие как управление функционированием, так и управление развитием

Управление функционированием включает в себя устойчивый круг задач и затрагивает прежде всего операционную деятельность, направленную на процесс производства повторяющихся товаров, работ и услуг, поддержание уровня инфраструктуры, деловой среды (организации, города, региона) и их оптимизацию. Управление функционированием осуществляется на циклической, постоянно повторяющейся основе. Таким образом, функциональная деятельность не прекращается после достижения текущих целей и может быть дополнена новыми директивами, исходя из стратегических планов организации В то же время существует ограниченная изменчивость условий и ситуаций, управление осуществляется на основе стабильных организационных структур Результативность управления функционированием оценивается на основе достижения промежуточных функциональных результатов

Управление функционированием реализуется посредством лиц, выполняющих управляющую роль в основной области деятельности Ответственность таких лиц ограничена утвержденными функциями, например, в области научных исследований и разработок, проектирования, производства, технического обслуживания В компаниях такого рода управленцы именуются операционными менеджерами, их полномочия определяются структурой управления

Каждый объект управления, как правило, можно подразделить на более мелкие объекты, которыми также надо управлять на уровне функционирования и на уровне развития Например, любая организация осуществляет управление не только функционированием производства (управление закупками, поставками, резервами), но и его развитием (управление инновационными технологиями, создание новых товаров и услуг) Так, задачей региональных и муниципальных органов управления прежде всего является обеспечение бесперебойной работы объектов жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социального обеспечения Вместе с тем население регионов и городов постоянно нуждается в предоставлении общественных товаров и услуг все более широкого ассортимента, более высокого качества, что возможно обеспечить, используя только систему управления развитием региона или города На макроэкономическом уровне необходимо управление функционированием национальной экономики в целом, а также управление ее развитием

В условиях непрерывных изменений, обостряющейся конкуренции субъекты экономики вынуждены разрабатывать новые стратегии развития . Это приводит к определенной модификации структуры видов управленческой деятельности, а именно к уменьшению доли администрирования и увеличению части, связанной с развитием . Такая трансформация структуры управленческой деятельности, усиление ее инновационной составляющей генерирует востребованность специалистов, обладающих личностными и профессиональными компетенциями, позволяющими обеспечить ускоренное развитие. Именно поэтому каждый работник должен оцениваться прежде всего с учетом его личного вклада в развитие организации, региона, города В таких условиях характерными чертами работников становятся стратегическое мышление, инновационность, открытость, способность работать в команде. Подобный подход в свою очередь формирует и новый тип лидера, способного постоянно развиваться, создавать эффективную систему мотивации персонала к совершенствованию знаний, умений и навыков

Можно выделить следующие основные этапы в процессе управления развитием:

♦ формирование миссии;

♦ определение целей и задач;

♦ разработка стратегии;

♦ планирование развития;

♦ нахождение соответствующего лидера .

Управление развитием осуществляется исходя из имеющихся целей и задач, а также с учетом постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды Управление развитием имеет стратегический характер и включает в себя преимущественно нерутинную деятельность Важнейшим экономическим ресурсом системы управления развитием является информация, позволяющая во многом обеспечить стратегические преимущества

На практике управление развитием реализуется посредством конкретных форм . Среди них можно выделить стратегическое планирование, развитие культуры организации, организационной структуры, мониторинг

В последнее время управление развитием на различных уровнях администрирования наиболее эффективно осуществляется на основе проектного подхода, включающего специфические принципы и технологии Проектная деятельность нацелена на достижение запланированных результатов в течение определенного отрезка времени Посредством проектов осуществляется реализация стратегии развития, повышение эффективности экономической деятельности, обновление продукции, технологии производства и управления Следовательно, выполнение проектов обеспечивает достижение целей все более высокого порядка, конкурентоспособности и результативности любой социально-экономической системы [7] .

Проектная деятельность характеризуется уникальностью создаваемых товаров, работ и услуг, обладающих определенным уровнем новизны Труд здесь осуществляется в структурах, действующих в пределах проектного цикла Для проектной работы типично преобладание инновационной деятельности, а ее результативность на основе достижения установленных конечных целей [8].

Вследствие высокой степени уникальности проектной деятельности присущ значительный уровень неопределенности и рискованности В результате полномочия руководителей проектов предусматривают ответственность за межфункциональные задачи, характеризуются неопределенностью во время возникающих изменений

Проекты развития

Проектный подход осуществляется на уровне разработки и реализации различного вида проектов и программ Однако первостепенное значение отводится проектам развития, нацеленным на повышение эффективности функционирования организации, города, региона и так далее Существует множество видов проектов развития Например, исходя из масштабов реализации, проекты развития можно подразделить на:

♦ проекты, затрагивающие развитие социально-экономической системы в целом (организация, регион, национальная экономика в целом);

♦ проекты развития отдельных сегментов социально-экономической системы (отдел, филиал, район, определенные слои населения и прочее) С учетом целей различают следующие виды проектов развития:

♦ проекты развития с прямой отдачей (строительство, выход на новый рынок);

♦ проекты развития с непрямой отдачей (маркетинговые, PR-кампании);

♦ проекты организационного развития (реорганизация и другие) [2, с . 18] . Особое место в системе проектов развития занимают так называемые приоритетные проекты, позволяющие эффективно решить наиболее актуальные социальные и экономические проблемы Приоритетные проекты неразрывно связаны со стратегией развития социально-экономической системы, их исполнение способствует достижению ее конкретных целей и задач Приоритетные проекты могут реализовываться как в частном, так и в государственном секторе экономики, ориентироваться на достижение коммерческих или общественно значимых целей В мировой практике имеется большой опыт управления приоритетными проектами на уровне государства, регионов и отдельных организаций В рамках данной статьи остановимся на механизме управления государственными приоритетными проектами в Российской Федерации .

В последнее десятилетие неоднократно предпринимались попытки реформирования системы государственного управления, направленные на обеспечение более тесной взаимосвязи между целями стратегического

развития, государственными расходами, получаемыми результатами, а также принципами и инструментами проектного подхода . В России еще в начале 2000-х годов обосновывалась необходимость внедрения программно-целевого принципа при составлении и исполнении бюджета, разработки и реализации межведомственных программ В последующем в российскую практику бюджетного планирования были введены следующие программные инструменты: долгосрочные целевые программы; ведомственные целевые программы; государственные программы; приоритетные национальные проекты; федеральная адресная инвестиционная программа и другие Однако в целом технологии проектного подхода не нашли должного отражения в стратегическом планировании и в бюджетном процессе

В целях повышения эффективности государственной социально-экономической политики, реализации целей и задач стратегии развития на основе проектного подхода Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2016 года №1248 был организован Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [6] Создание данной организационной структуры связано с необходимостью оптимизации процессов стратегического развития, их более тесной взаимосвязи с бюджетными процессами, выработки новых инструментов государственного и муниципального управления Отметим, что в связи с принятием названного выше указа были признаны утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года №1248 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» [5], Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года №651 «О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья» [4] и ряд других документов

Для эффективного решения системных проблем в области социально-экономического развития в Российской Федерации определены приоритетные направления развития . Цели и задачи каждого из них реализуются посредством конкретных проектов и программ Таким образом, разработка и реализация приоритетных проектов является инструментом достижения целей стратегического развития Взаимосвязь между целями социально-экономической политики государства, стратегии развития, приоритетными направления развития, а также конкретными приоритетными программами и проектами представлена на рисунке 1

В настоящее время в России опредено 10 приоритетных направлений социально-экономического развития, в рамках которых выполняются конкретные проекты и программы Основная часть приоритетных проектов и программ сосредоточена в сфере здравоохранения, образования, основной функцией которых является предоставление общественных благ, непосредственно связанных с качеством жизни человека В сфере образования, например, реализуются такие приоритетные проекты, как «Развитие

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ -► ГОСУДАРСТВА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ 1

ПОРТФЕЛЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Направлени е 1 Направление 2 Направление п.

Программы Проекты Программы Проекты Программы Проекты

Проекты Проекты Проекты Проекты Проекты Проекты

Рисунок 1. Структура приоритетно ориентированного управления на основе проектного подхода

экспортного потенциала российской системы образования», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Доступное дополнительное образование для детей» и другие. Основные направления реализации приоритетных проектов и программ в Российской Федерации представлены на рисунке 2 [3].

В целях эффективного управления приоритетными проектами и программами предусмотрена определенная система управления ими, включающая федеральный проектный офис, проектные комитеты и общественно-деловые советы .

Функции Федерального проектного офиса возложены на Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации . Основной его задачей является оказание содействия органам государственной власти федерального и регионального уровня в организации эффективной проектной деятельности При этом особое внимание обращается на то, чтобы внедрение принципов и инструментов проектного управления не нарушало исполнения ими основной функциональной деятельности . Федеральный проектный офис должен выполнять следующие задачи:

♦ формирование и ведение портфеля приоритетных проектов и программ;

♦ согласование проектных предложений, паспортов и сводных планов приоритетных проектов и программ;

♦ мониторинг внедрения и функционирования системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, включая достижение показателей деятельности федеральным проектным офисом и федеральными органами исполнительной власти, а также представление в президиум Совета соответствующих отчетов и предложений;

♦ проведение с участием заинтересованных органов государственной власти оценок и иных контрольных мероприятий в отношении приоритетных проектов и программ, итогов их реализации;

♦ методическое сопровождение проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации;

Рисунок 2. Основные направления реализации приоритетных проектов

в Российской Федерации

♦ координация работы по развитию профессиональной компетентности государственных служащих в сфере проектной деятельности [3] .

Проектный комитет представляет основной орган управления реализацией приоритетного проекта или программы проектов . Проектный комитет может быть создан как для выполнения всех приоритетных проектов и программ конкретного направления стратегического развития, например, образования, так и в рамках конкретного приоритетного проекта или программы . Возглавляет проектный комитет куратор соответствующего направления или приоритетного проекта, имеющий ранг заместителя Председателя Правительства Российской Федерации . Решения, принимаемые проектным комитетом, являются обязательными для выполнения федеральными органами исполнительной власти

Основные функции проектного комитета:

♦ рассмотрение проектных предложений на очередном заседании;

♦ одобрение проектов паспортов приоритетных проектов или программы;

♦ утверждение сводного плана проекта или программы, внесение в него изменений, принятие решения о прохождении контрольных точек и этапов, контролируемых на уровне проектного комитета;

♦ координация деятельности органов исполнительной власти и участников проекта или программы в рамках реализации проекта или программы;

♦ рассмотрение информации о ходе реализации приоритетного проекта или программы, а также одобрение отчетов о реализации

проекта или программы, оценка эффективности и результативности деятельности руководителя проекта или программы [З]

Общественно-деловые советы представляют вспомогательные органы управления проектной деятельностью Эти советы участвуют в определении основных требований к результатам проектов, в приемке промежуточных и окончательных результатов, а также в мониторинге и оценке реализации проекта

На общественно-деловой совет возложено выполнение следующих функций:

♦ участие в определении основных требований к результатам проекта или программы проектов, качественных результатов и ключевых показателей эффективности;

♦ подготовка и направление проектному комитету заключения на паспорт приоритетного проекта или программы проектов;

♦ участие в приемке промежуточных и окончательных результатов проекта или программы проектов, а также в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по проекту или программе проектов;

♦ разработка рекомендаций и предложений по увеличению выгод от проекта или программы проектов, а также рекомендаций по управлению рисками [З] .

Представители общественно-делового совета входят в состав соответствующих проектных комитетов

Дальнейшее совершенствование механизма управления приоритетными проектами и программами должно быть больше ориентировано на более тесную увязку со стратегией развития, обоснованность выбора приоритетов, усиление взаимодействия с бюджетными процессами, повышение роли проектных инструментов Особую значимость имеет формулировка цели приоритетных проектов и программ, конечного результата, понятных критериев его достижения Все это позволит более отчетливо оценить вклад конкретного приоритетного проекта в достижение или недостижение целей стратегического развития, повысить эффективность бюджетных расходов Специальное внимание должно быть уделено управлению изменениями в процессе реализации приоритетных проектов и программ, развитию механизмов обратной связи, определяющих, как результаты мониторинга и контроля используются при корректировке параметров проекта

Эффективное управление приоритетными проектами и программами, как и проектное управление в целом, невозможно без наличия специалистов, обладающих современными компетенциями в области управления проектами, а также соответствующей системы их мотивации на конечный результат С учетом требований Международной ассоциации управления проектами (International Project Management Association, IPMA) специалисты в области управления проектами должны обладать элементами

поведенческой (лидерство, творчество, этика и другие), контекстуальной (ориентация на проект, финансы, юридические аспекты проекта) и технической компетентности (требования и цели проекта, заинтересованные стороны, риски и возможности и так далее) [9]. Наличие такого рода компетенций позволит специалисту в области проектного управления эффективно управлять проектами и программами в условиях постоянных изменений . Особое значение наличие таких компетенций имеет при управлении приоритетными проектами и программами

Литература

1 . Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Новые тенденции в развитии современ-

ного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №5 . С 110-116

2 . Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами . Полный курс

МВА. М . : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. 552 с .

3 . Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стра-

тегическому развитию и приоритетным проектам Проектный офис Правительства [Электронный ресурс] . URL. : http://government.ru/ department/361/events/ (дата обращения: 24 июля 2017 года) . 4. Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2013 года №651 «О Совете при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья».

5 . Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2012 года №1248

«О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике»

6 . Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 года №306

«О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» 7. Юрьева Т.В. Управление проектами и приоритетными программами // Экономический анализ: теория и практика . 2012 . №36 . С . 23-29

8 . A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK guide) /

Project management inst. 5th ed . Newtown Square, Pa: Project management inst. , cop . 2013, 589 p.

9 . The IPMA Individual Competence Baseline 4th Version (ICB4) //International

Project Management Association URL: http://ipma world/resources/ipma-publications/icb4/ (дата обращения: 24 июля 2017 года) .

References

1 . Gaponenko A. L . , Savelieva M .V. New trends in the development of modern

management // Management in Russia and abroad, 2014. No . 5, pp. 110-116 (in Russian)

2 . Polkovnikov A.V. , Dubovik M . F. Project management. Full-time MBA course.

Moscow, ZAO Olimp-Business, 2015. 552 p. (in Russian) .

3 . Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects . Project office of the Government. Available at: http://government. ru/department/361/events/ (accessed August 24, 2017; in Russian) . 4. Decree of the President of the Russian Federation of July 27, 2013 No. 651 "On the Council under the President of the Russian Federation on Housing Policy and Increasing Housing Accessibility" (in Russian).

5 . Decree of the President of the Russian Federation of August 31, 2012

No . 1248 "On the Council under the President of the Russian Federation for the Implementation of Priority National Projects and Demographic Policy" (in Russian)

6 . Decree of the President of the Russian Federation of June 30, 2016 No . 306

"On the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects" (in Russian). 7. Yurieva T.V. Project Management and Priority Programs // Economic Analysis: Theory and Practice, 2012 . No . 36, pp. 23—29 (in Russian) .

8 . A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK guide) /

Project management inst. 5th ed. Newtown Square, PA: Project management inst. , cop . 2013. 589 p.

9 . The IPMA Individual Competence Baseline 4th Version (ICB4) // International

Project Management Association . Available at: http://ipma .world/resources/ ipma-publications/icb4/ (accessed August 24, 2017) .