Научная статья на тему 'ПРОЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ'

ПРОЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PRIVATE OWNERSHIP / ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ / POST-SOVIET RUSSIA / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА / DECREE OF THE PRESIDENT / ОППОЗИЦИЯ / OPPOSITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Е.А.

Данная статья посвящена анализу проектов приватизации государственного имущества, существовавшие в России в начале 19990-х годов. Сделаны выводы о причинах победы варианта приватизации, автором которого был А.Б. Чубайс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS OF PRIVATIZATION IN RUSSIA

This paper analyzes the project of privatization of state property that existed in Russia in the early 19990's. The conclusions about the reasons for the victory privatization option, authored by AB Chubais.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ»

УДК 329

Е.А. Пахомова, к.и.н., доцент ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ПРОЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

Ключевые слова: приватизация, частная собственность, постсоветская Россия, указ

Президента, оппозиция

Данная статья посвящена анализу проектов приватизации государственного имущества, существовавшие в России в начале 19990-х годов. Сделаны выводы о причинах

победы варианта приватизации, автором которого был А.Б. Чубайс.

Нет никаких сомнений в том, что едва ли не важнейшим событием всей истории постсоветской России стала приватизация. В самом деле, именно трансформация отношений собственности явилась стержнем либеральных реформ, начатых в России в 1990-е годы. Реформа государственной собственности должна была преобразовать государственную экономику и заложить основы для функционирования рыночной системы.

Основой последней в современном мире, как известно, является многоукладная экономика с большой долей частной собственности. «Создание частной собственности в России, - заявлял в данном контексте видный отечественный реформатор А.Б. Чубайс, - это абсолютная ценность. И для достижения этой цели приходится иной раз жертвовать некоторыми экономически эффективными схемами. Такая материя как экономическая эффективность существует в режиме год, два, десять лет. Частная же собственность работает сотни, тысячи лет» [1, с. 68].

Необходимо отметить, что управленческий аспект частной собственности связан, прежде всего, с тем, что она создаёт для индивидов область пространства, в пределах которой он свободен от кого-либо, и в первую очередь - от государства, и где он сам управляет своими проявлениями - самоосуществляет свою собственную жизнь. Таким образом, частная собственность выступает своеобразной почвой, в которой вызревают «семена» свободы личности. Именно поэтому только в этой среде может появиться предприниматель как «каталактический реагент капиталистической экономики, а соответственно, и современной технологии» [9, с. 39]. Нельзя не признать, что российская приватизация и по масштабам, и объёму стоявших перед ней задач принципиально отличалась от приватизации, осуществленной в 1980-е годы в странах Запада [2, с. 13].

Имеет смысл, подобно некоторым авторам (например, Н.Ю. Лапиной) видеть начало приватизационных процессов в нашей стране ещё в 1986-1990-м годах [2, с. 14], однако, по нашему мнению, имели место лишь отдельные мероприятия, готовившие почву для перехода к буржуазным отношениям (в том числе, естественно, и к приватизационным процессам), но не начало приватизации. По сути же правовую базу для процесса приватизации заложил Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», принятый 3 июля 1991 г. В нём впервые в советской юридической практике было дано определение приватизации. В соответствии с этим законодательным актом, предметом правового регулирования при таковом признавались государственные и муниципальные предприятия, являющиеся материальной основой производства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания [2, с. 18]. Сама же приватизация определялась как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в само-

стоятельные предприятия. Приватизировать предполагалось также оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий, доли государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ[7, с. 5-6].

Закон предписывал осуществить разработку трехлетней государственной программы приватизации, которая должна была быть организована Государственным Комитетом РСФСР по управлению государственным имуществом. В то время пост председателя Госкомимущества РСФСР занимал М. Малей, который разработал свою концепцию программы приватизации. Она предусматривала первоначальное безвозмездное распределение 70% государственного имущества (без стоимости земли) среди 150 миллионов жителей РСФСР. Каждому из них должен был быть выдан именной приватизационный чек на 14000 условных балансовых рублей. Предполагались проведение акционирования приватизируемых предприятий, затем продажа акций населению за чеки, организация рынка акций и последующая их продажа за деньги на фондовых биржах. Должна была быть проведена также рыночная переоценка приватизируемых предприятий. Продажа именного чека была запрещена. С его помощью можно было купить только акции предприятия или фонда, которые уже гражданин мог оставить себе или продать по своему усмотрению [4].

23 октября 1991 г. на заседании Комитета по вопросам экономической реформы и собственности Верховного Совета РСФСР данная концепция была обсуждена, но не была одобрена. В ноябре 1991 г. пост Председателя Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом в ранге министра РФ занял А.Б. Чубайс, с именем которого и связывают проведённую в итоге в России приватизацию. Концепция А.Б. Чубайса, которую он сам представлял как «народную приватизацию», первоначально предусматривала выкуп части акций предприятий работниками и директорами, при этом часть акций распределялась между работниками бесплатно [5, с. 287]. Согласно схеме, разработанной Госкомимуществом России во главе с А. Чубайсом, намечались три вида приватизации. Право выбора того или иного варианта было оставлено за самими работниками. По первому варианту работники отчасти бесплатно, отчасти на льготных условиях могли приобрести чуть меньше половины акций своего предприятия. По второму варианту работники предприятий могли по закрытой подписке приобрести 51% (контрольный пакет) акций, но на более жёстких условиях [10, с. 124]. Третий вариант заключался в возможности проведения закрытой подписки [11, с. 37].

В результате 1992-1994 годы стали этапом массовой, чековой (ваучерной) приватизации. В правовом отношении исходную базу провозглашенной приватизации должны были составлять два принятых летом и осенью 1991 года закона - «О приватизации государственных и муниципальных учреждений в РСФСР» и «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Однако реальная практика приватизации отошла от этих законодательных актов и велась по иным правилам [8, с. 54]. Основной массив документов периода массовой («ваучерной») приватизации (19921994 гг.) составили Указы Президента РФ № 341 от 29 декабря 1991 г. «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»; № 66 от 29 января 1992 г. с аналогичным названием; № 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества»; № 914 от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» и некоторые другие [12, с. 25].

Никак нельзя обойти вниманием то обстоятельство, что руководство Госкомимущества (и прежде всего А.Б. Чубайс) решило проводить приватизацию форсировано, по ускоренной программе. «Обогнать время - вот главная цель наших бдений над программой приватизации», - писал один из её разработчиков П. Мостовой. Первые приватизационные документы ГКИ и команда А.Б. Чубайса пробивали стремительно. Документы готовились фантастически быстрыми темпами. Главным было преодоле-

вать противостояние министров-отраслевиков, настаивавших на необходимости учитывать специфику отраслей.

Одним из главных препятствий на пути спешного проталкивания решений по приватизации была необходимость прохождения этих документов через высший законодательный орган страны - Верховный Совет РСФСР, который в 1992 году был куда как более оппозиционно настроен к Б.Н. Ельцину и его команде, нежели в 1991 году. Этот законодательный нюанс крайне осложнял ситуацию. Для того чтобы уйти от обсуждения государственной программы приватизации в Комитетах и на сессии Верховного Совета, как этого требовал Закон «О приватизации», был найден хитроумный ход. Программу назвали «Основными положениями», а это уже позволяло обойти закон и обсуждать документ узким кругом на президиуме Верховного Совета и быстро готовить соответствующий указ президента [8, с. 54].

Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 г. было определено, что главными целями приватизации являются:

- формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

- повышение эффективности деятельности предприятий путём их приватизации;

- социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

- содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

- привлечение иностранных инвестиций;

- создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 годов [13, с. 151].

Появившиеся в обход высших законодательных органов власти первые документы создавали ситуацию недостаточной юридической чистоты всего приватизационного процесса. Особенно показательно в этом отношении было появление важнейшего Указа Б.Н. Ельцина по приватизации от 14 августа 1992г. № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». В президентском Указе говорилось о чеках («ваучерах») как документах на предъявителя. Такой вид приватизационного чека менял всю схему приватизации и характер перераспределения собственности. Свободный оборот ваучеров теперь ничем не ограничивался. Фактически Указ отменял принцип народной приватизации, провозглашенный в Законе, поскольку теперь отменялась возможность получения гражданином собственности в равных долях. Кроме того, Указ устранял условие, по которому владельцами именных приватизационных вкладов могли быть только граждане России. Отныне любой человек мог приобрести ваучеры как товар без какого-либо регулирования купли-продажи [8, с. 55]. Отметим также, что если именные приватизационные чеки давали каждому - от мала до велика - право на равную долю совокупной прибыли от всех отраслей государственного хозяйства, то ваучер изначально представлял собой для экономически полуграмотного населения нечто вроде фишки в казино, где шанс - «повезёт - не повезёт», «будешь иметь - не будешь иметь» - составлял пятьдесят на пятьдесят [3, с. 219].

Таким образом, «народная» приватизация изначально была в определённой мере обречена на отсутствие социальной справедливости. Опыт приватизации в странах со схожими механизмами государственного регулирования национальной экономики показал, что социальной справедливости в распределительном процессе добиться было просто невозможно. Самой социально справедливой мерой была бы эффективная продажа собственности. Получается, что авторы программы, а, в последствии, и законодатель, «обманывались» относительно как организационно-экономических, так и

нормативно-правовых условий формирования предпосылок начала функционирования в России экономической системы рыночного типа [12, с. 25].

Отчасти прав был академик Н. Петраков, писавший следующее: «Наш ваучер -государственная ценная бумага, номиналом в 10 тыс., оказался очень странным. Его нельзя было отнести в банк и продать государству обратно по номиналу, а спекулянту у метро - можно, но не за 10, а за 5, 3 и даже 2 тыс., которые при тогдашней гиперинфляции сразу превращались в копейки. А собранные таким образом ваучеры шли на выкуп целых отраслей. Спекулятивная скупка дала бешеные барыши разработчикам этой блестящей финансовой махинации» [6, с. 12].

Список литературы:

[1] Горланов Г.В. Формирование конструктивной философии российского бизнеса: проблемы и перспективы / Г.В. Горланов, Н.Г. Деханова // Социология власти. - 2003. - № 6. - С. 68.

[2] Лапина Н.Ю. Российская приватизация: история, динамика, результаты / Н.Ю. Лапина // Приватизация в России и других странах СНГ. Сборник обзоров /Отв. ред. В.А.Виноградов. -М.: ИНИОН РАН, 2003. - С. 13.

[3] Луценко А.В. Утерянный шанс России? / А.В. Луценко //Известия Томского политехнического университета. - 2005. - Т. 308. - № 3. - С. 219.

[4] Малей М. Три периода приватизации: по Явлинскому, по Малею и по Чубайсу / М. Малей // Независимая газета. - 1993. - 10 сент. - С. 3.

[5] Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики [Пер. с англ.] / Андреас Ослунд. - М.: Республика, 1996. - С. 287.

[6] Петраков Н. Деспотия демократии / Н. Петраков // Россия и мусульманский мир. - 2005. -№ 8. - С. 12.

[7] Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России: сборник документов. - М.: Республика, 1992. - С. 5-6.

[8] Разуваева Н.Н. Приватизация в России: национальные особенности / Н.Н. Разуваева // Вестник ВЭГУ (Уфа). - 2009. - № 4. - С. 54.

[9] Рохмистров М.С. Государство и собственность: управленческие конструкции взаимодействия / М.С. Рохмистров // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. -№ 10. - С. 39.

[10] Согрин В. Политическая история современной России / В. Согрин. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 124.

[11] Тарасова Е.А. Разработка и начало реализации программы ваучерной приватизации в Российской Федерации / Е.А. Тарасова // Альманах современной науки и образования (Тамбов). -2011. - № 11. - С. 37

[12] Фёдорова О.Г. Бедность «бедных реформ» в России как реальность (правовые и институциональные последствия ваучерной приватизации 1992-1994 гг.) / О.Г. Фёдорова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 3. - С. 25.

[13] Шнайдер Н.И. Приватизация в оценках населения и экспертов / Н.И. Шнайдер // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 317. - С. 151.

PROJECTS OF PRIVATIZATION IN RUSSIA

E.A. Pakhomova

Keywords: privatization, private ownership, post-Soviet Russia, a decree of the President, the opposition

This paper analyzes the project ofprivatization of state property that existed in Russia in the early 19990's. The conclusions about the reasons for the victory privatization option, authored by AB Chubais.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.