Научная статья на тему 'ПРОЕКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОРИСКОВ (СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КЕЙС)'

ПРОЕКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОРИСКОВ (СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КЕЙС) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
28
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геориски / этнокультурная и этнополитческая сфера / власть / политика / публичное управление / Северный Кавказ / этническая идентичность / успехи и проблемы национальной политики / диссонансы публичного управления / geopolitical risk / ethno-cultural and ethno-political sphere / power / politics / public administration / North Caucasus / ethnic identity / successes and problems of national politics / dissonances of public administration
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аствацатурова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОРИСКОВ (СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КЕЙС)»

Аствацатурова М.А.

д.полит.н., профессор, Пятигорский государственный университет

ПРОЕКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОРИСКОВ

(СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КЕЙС)

Ключевые слова: геориски, этнокультурная и этнополитческая сфера, власть, политика, публичное управление, Северный Кавказ, этническая идентичность, успехи и проблемы национальной политики, диссонансы публичного управления.

Keywords: geopolitical risk, ethno-cultural and ethno-political sphere, power, politics, public administration, North Caucasus, ethnic identity, successes andproblems of national politics, dissonances of public administration.

Современное политическое пространство и современное политическое время имеет явные свойства масштабного транзита, причем не столько внутригосударственного и внутристранового, сколько межгосударственного и геополитического1. Мировой экономический, социальный, политический, а также и мировоззренческий и морально-нравственный кризис, который разворачивается с начала 2010-х гг. в разных формах и проявлениях, проникает все больше и все глубже практически во все сферы жизнедеятельности общества. Нарастают распри между центрами силы и транснациональными корпорациями как экономическими, так и политическими, происходит отказ от прежних межгосударственных договоренностей, обострение межстрановых противоречий, замедление экономического роста, сужение социальных обязательств власти перед обществом. Назовем также и многие иные современные геориски - террористические и экстремистские акции, конфликты и гибридные войны, военные операции и угрозы применения силы, применение Интернет и кибератак, использование биологического и климатического оружия - которые мощно вторгаются во внутренние состояния государств, прямо угрожая их суверенитету2. Указанные процессы выводят на авансцену качество профессиональной политики, профессионального применения власти и публичного управления3, которые призваны нейтрализовать вторжение геополитических угроз во внутреннюю жизнь страны и общества.

Отметим, что в каждой стране и в каждом общенациональном сообществе геориски имеют свои опасные проекции, которые «устремляются» в наиболее уязвимые сферы. Непосредственными и опосредованными результатами влияния георисков на внутреннее состояние государства и общества, а также, что крайне важно, на отношения между государством и обществом могут быть следующие процессы:

- разбалансирование существующей политической системы и политического режима;

- использование общественных активистов в интересах третьих и недружественных стран;

- разрушение традиционных моделей взаимодействия власти и граждан;

- ухудшение социального самочувствия и социального настроения населения;

- подрыв доверия граждан власти, снижение авторитета власти, а также доверия граждан друг другу;

- обострение хронических социальных противоречий, находящихся в управляемом инерционном состоянии и т.д.

Среди сфер, которые являются весьма чуткими к воздействию извне, выделим сферу межэтнических отношений в их организационно-институциональных этнокультурных и этнополитических формах, которые нашли широкое распространение в современной России4. Этнокультурное и этнополитическое самоопределение, которое осуществляют этнические сообщества и граждане современной России, имеет: 1) традиционную историко-культурную основу; 2) инновационную политико-правовую платформу.

Общее российское пространство полиэтничности и поликультурности сегментировано по регионам, которые сложились в результате исторических и политических событий и которые в той или иной степени детерминировали современную этнокультурную и этнополитическую сферу публичного управления5. Его цели зафиксированы в ряде

1 См.: Итоги Первого Московского политологического форума в Президентской академии совместно с РАПН и АПН «Политическая наука сегодня: междисциплинарные подходы» / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Москва. 15-16 апреля 2022 г. - https://www.rapn.ru/in.php?part=5&gr=69&d=6199

2 Путин заявил о непростой международной ситуации. РИА новости. 23.02.2022 г. - https://ria.ru/20220223/situatsiya-1774470274.html

3 Недяк И. Л. Концептуализация власти в современном научном дискурсе господства // Полис. - М., 2022. - № 1. - С. 136-149.

4 Зорин В.Ю., Каменских М.С. Этнополитическая ситуация в России: современное развитие и основные мегатренды // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. - № 1. - С. 1-17.

5 Аствацатурова М.А. Этнокультурная и этнополитическая безопасность сообществ Северо-Кавказского федерального округа: неизменная актуальность и современная актуализация // Векторы развития современной конфликтологии: сборник материалов IV Всероссийского конфликтологического научно-практического форума (Ростов-на-Дону, 4-5 декабря 2020 г.) / Отв. ред. В.Н. Гурба, С. А. Мартиросян. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2020. - С. 18-22.

нормативно-правовых и политико-доктринальных документов постсоветской России, среди которых общую значимость имеют Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г., Федеральный закон «О национально-культурной автономии» 1996 г., «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» 1996 г., которые имели пионерский характер. Впервые в политико-управленческой практике центра власти - в данном случае федерального центра - государство официально заявило о своей позиции в сфере управления межэтническими отношениями и предложило народам, этническим группам легитимные условия для оформления их этнокультурных и этно-политических интересов.

Интенции отмеченных политических и нормативно-правовых документов нашли дальнейшее развитие в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» 2012 г., новая редакция которой принята указом Президента РФ в 2018 г. и процесс обновления которой продолжается1. Этот политико-доктринальный документ имеет глобальную значимость для российского многонационального народа в силу поставленной цели - сохранения этнокультурного многообразия и в то же время упрочения единства гражданской российской нации. Данная цель имеет непреходящую ценность, которая приобретает новые качества в современных сложнейших условиях противостояния России беспрецедентному санкционному давлению и разворачивающейся «культуры отмены России».

Привлекательность идеи российского культурного и политического единства поддерживается Российским государством в пределах федеративного устройства с использованием национально-государственного и административно-территориального принципов образования субъектов. Эти принципы реализованы в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) в пределах одного края (Ставропольского) и шести республик (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня)2. Жители СКФО, как и жители других регионов страны становятся носителями идеи российской гражданской идентичности, прежде всего, в ее историко-культурном,

3

морально-нравственном выражении .

Идея гражданского единства при всеобщей необходимости и современной исключительной оправданности с учетом внешних угроз имеет дифференцированное восприятие и воплощение на Северном Кавказе, в том числе, и в силу жёсткой новейшей этнополитической истории региона. Состоявшиеся в 90-х - 2000-х гг. этнические конфликты с элементами гражданской войны и террористические угрозы, большие человеческие потери, распады социумов, обусловили многие современные социальные и политические результаты4.

Северокавказские сообщества разочаровались в идеях сепаратизма и одностороннего суверенитета, убедились в нецелесообразности и вредоносности центробежных тенденций, угрожающих единству российской нации и суверенитету Российского государства, которое составлено многими народами. С 2010-х гг. происходит реинтеграция северокавказского сообщества, отождествление его интересов с интересами государства, с теми целями, которые ставит Президент РФ В. Путин не только как глава государства, но и как национальный лидер, имеющий существенный авторитет, проявляющий политическую решимость и политическую волю в отстаивании приоритетов России и Русского мира на международной арене5.

Современное состояние северокавказского сообщества - результат здравомыслия народов, которые в коллективном формате осмыслили возможности этнокультурного и этнополитического самоопределения в рамках общей российской культуры и общей российской политики. В то же время важным фактором современного стабильного и перспективного состояния этнокультурной и этнополитической сферы является публичное управление, которое осуществляется в субъектах РФ Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Обобщая многие ранее сделанные собственные исследовательские изыскания и экспертные наблюдения ученых Северного Кавказа, укажем на некоторые очевидные оптимальные факторы публичного управления в субъектах РФ СКФО, а именно:

- функционирование целевых профильных органов власти, которые ведут системную работу в соотнесении проблем межэтнических отношений с проблемами гражданского общества, общественного активизма, информационного обеспечения, конфессиональных интересов;

- распространение эффективных форм государственно-гражданского и муниципально-общественного партнерства в этнокультурной и этнополитической сфере (общественно-консультативные советы, этнические советы, советы по вопросам межэтнических отношений при главах регионов и муниципальных образований, дома национальных культур, центры дружбы, которые действуют как государственно-казенные, муниципальные учреждения);

- формирование оптимальной системы взаимодействия органов власти и управления с общественными организациями этнической направленности как с субъектами гражданского общества в его этнокультурной модели, которая

1 Указ Президента РФ от 06.12.2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666» // Кодексы и законы. Правовая навигационная система. - https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-703-06122018/

2Актуальные проблемы Северного Кавказа: сб. науч. ст. / ЦРИ ИСиР ЮФУ. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. - Вып. 97.

3 Адиев А. З. Общероссийская идентичность в Дагестане (по данным опросов 2016-2019 гг.) // Социологические исследования. - М., 2021. - № 4. - С. 136-142.

4 Аствацатурова М.А. Этнополитические заметки из дневника Северо-Кавказского федерального округа // Вопросы политологии. 2019. - Вып. 7 (47). - С. 1433-1441.

5 Путин объявил о специальной военной операции в Донбассе. - https://www.rbc.ru/politics/24/02/2022/6216f2859a79474c63

d4019b

продолжает укрепляться в новых формах, включающих социальную ответственность и общественно-значимое проектирование (в сфере образования, культурно-просветительской и музейной работы, в сфере воспитания молодежи);

- действие многочисленных национально-культурных объединений и национально-культурных автономий, фондов, обществ (региональных, зональных, местных), а также общерегиональных организаций, которые организуют комплексную работу по сохранению этнической обрядности, культуры, языка, народных праздников; памятных дат (региональные отделения Ассамблеи народов России, региональные отделения федеральных национально-культурных автономий, конгрессы и форумы народов);

- сохранение этническими сообществами традиций внутри- и межэтнического диалога на основании общечеловеческих, а также и общих северокавказских идентификационных ценностей, которые отражены в культуре, менталь-ности, социальной практике каждого из народов, каждой из этнических групп, субъективированных в северокавказском сообществе1;

- участие этнических активистов, лидеров этнических групп и национально-культурных организаций в практическом миротворчестве, в профилактике межэтнических противоречий и этнических конфликтов для сохранения социальной и политической стабильности;

- консолидация северокавказских сообществ вокруг политического и внешнеполитического курса руководства страны, патриотической российской идеи гражданской солидарности, которая соотносится в коллективных ориентирах жителей региона с идеей крепкой семьи, родственной и соседской взаимопомощи, верности ментальным устоям и этническим кодексам этики; в своем большинстве жители СКФО поддерживают вертикализацию власти и персонифицирование ее в лице В. Путина, одобряют «сильную руку» во внутренней и внешней политике;

- поддержка национально-культурными организациями и движениями решения В. Путина о проведении специальной военной операции на Украине для защиты населения Луганской и Донецкой народной республик и для демилитаризации и денацификации Украины, а также массовые акции сбора гуманитарной помощи для населения самопровозглашенных республик;

- осуществление этническими родственными, фамильными, тейповыми, диаспорными сообществами целевых весьма востребованных собственно северокавказских миротворческих практик: примирение кровников и супругов, возвращение к мирной жизни молодежи, адаптация участников конфликтов, помощь пострадавшим в террористических актах, возвращение детей и женщин, попавших в зарубежные террористические комбинаты и др.

Выделяя принципы, направления, формы и методы публичного управления в этнокультурной и этнополитиче-ской сфере в субъектах РФ СКФО, поясним прочную, на наш взгляд, неизбежную связь этнической культуры и этнической политики .

В пояснение данной позиции подчеркнем, что ни одна значимая проблема, интересантом которой выступает народ или этническая группа, не может быть решена без целесообразной политики и без политического публичного управления. К проблемам, имеющим зримую детерминацию, обусловленную объективностью самой этнической идентичности, мы относим такие как: возможность изучения родного языка; создание условий для сохранения и отправления этноконфессиональной обрядности; обеспечение путем легитимизации статусов территорий этногенеза и статусов самих народов; сбережение этноисторического, этнокультурного, этномифологического комплексов и уважительного отношения к этническому пантеону героев; сохранение природного, ландшафтного пространства, на котором реализуются этнические промыслы, этнический профессионализм, народное творчество и др.3

Долговременный мониторинг и включённое наблюдение за публичным управлением в заявленной сфере в субъектах РФ СКФО позволяет выделить наиболее острые проблемы, требующие квалифицированного управленческого воздействия.

В этнокультурной сфере это, прежде всего, недостаточность организационных условий и управленческих усилий по:

- сохранению пространства родных языков, а также поддержанию этнической памяти народов как значимого социального и ментального комплекса, концентрирующего этнические образы прошлого, которые переходят в настоящее и в будущее народов;

- ограждению пространства традиционной материальной и нематериальной культуры, в которой воплощаются представления народов о хорошем и плохом, о радостном и горестном, о престижном и постыдном и которая противостоит чужеродному влиянию и бюрократическому нивелированию этно-образного и этно-экзистенциального мира;

- определению оптимальных управленческих и организационных форм соотнесения консервативной этнической традиции с социальной модернизацией, которая осуществляется в регионе, как и во всей России, при существенной корректировке ее принципов с традиционными ценностями российского общества, отстаивающего свой культурный и ментальный суверенитет в противостоянии пополняющимся новеллам постмодернизма.

1 Идентичности на Кавказе: от конфронтации к консолидации. Материалы международного форума кавказоведов / Отв. ред. А.В. Сериков. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2018. - 500 с.

2 Аствацатурова М.А. Государственная национальная политика РФ: базовые доктринальные принципы и текущие технологии в Северо-Кавказском федеральном округе // Университетские чтения - 2021. Материалы научно-методических чтений ПГУ. -Пятигорск, 2021. - С. 46-53.

Межэтнические отношения и религиозная ситуация накануне Всероссийской переписи населения 2020 г. в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад / Научн. конс. В.А. Тишков; отв. ред. М.А. Аствацатурова. - Москва; Пятигорск; Ставрополь, 2019. - 135 с.

В этнополитической сфере, это, прежде всего, недостаточность организационных условий и управленческих усилий по:

- обеспечению легитимности статусов и неприкосновенности территорий национально-государственного самоопределения субъектов РФ (в частности, республик) при неприемлемости изменения границ и переподчинения территорий и населенных пунктов вне правового поля и без широкой общественной экспертизы и гражданского одобрения заинтересованных субъектов северокавказской этносферы;

- гарантированию полного исполнения российского законодательства в отношении репрессированных народов, казачества, коренных народов, национальных меньшинства, мигрантов, беженцев, иных групп населения, повергшихся незаконным административным воздействиям, либо не получивших законодательно определённые социальные блага и не осуществивших свои политические права;

- признанию сохраняющихся не решенных национальных вопросов, а также не ликвидированных следствий состоявшихся конфликтов, а также следствий не обоснованных политико-властных решений в отношении конкретных народов и этнических групп;

- учету коллективных позиций и мнений этнических сообществ (оформленных в решениях этнических съездов и форумов) и их лидеров по поводу проблем и противоречий социально-экономического, территориального, политико-управленческого свойства;

- нейтрализации этнократических схем и негласной системы этнического распределения постов во власти и управлении, в манипулировании интересами и действиями этнических групп.

Диссонансы публичного управления в этнокультурной и этнополитической сфере СКФО имеют множественные причины и детерминанты1. Они во многом обусловлены экономическими и социальными причинами, так как инфраструктурное экономическое и социальное состояние регионов СКФО оставляет желать много лучшего. В субъектах СКФО отмечается низкий уровень жизни, низкие заработные платы, безработица, крайне слабая результативность инвестиционных проектов, узость бизнес- и предпринимательского сектора. Как показали выводы, сделанные председателем Правительства РФ М. Мишустиным по результатам поездки по Северному Кавказу в апреле 2021 г., развитие СКФО идет неудовлетворительными темпами. Так, не решаются задачи производственного характера, не созданы сферы и зоны плотного рынка труда а также новые банки рабочих мест, не пополняются ряды постоянно занятых в сфере производства и крупных сельскохозяйственных комплексов, не развиваются в должном темпе и качестве сферы туризма, рекреации, курорта и отдыха2. Закономерно, что все эти проблемы проецируются в этнокультурную и этно-политическую сферу и усиливают объективную конкуренцию и даже противостояние этнических групп в стремлении обеспечить себя экономическими и социальными благами.

Обобщающие соображения

Позволим себе актуализировать перечисленные проблемы и противоречия этнокультурной и этнополитической сферы, которые остаются рельефными на Северном Кавказе, несмотря на общую стабилизацию и на успехи публичного управления по реализации государственной национальной политики РФ.

Выразим убеждение, что именно национальная политика должна обеспечиваться управлением с максимально высоким цензом публичности. При этом под публичностью управления мы понимаем не его «явочную открытость задним числом», когда население ставится перед фактом принятия и соответственной необходимости исполнения политического решения или законодательного акта. Здесь не только уместны, но и необходимы широкие общественные консультации, переговоры и договоренности по поводу чувствительных решений и проектов, которые напрямую затрагивают культурные, социальные, экономические, территориальные, политические интересы этнических групп.

Подчеркнем, что именно политика в этнокультурной и этнополитической сфере должна быть максимально открытой, релевантной, достоверной и оперативной, отвечающей запросам этнических субъектов северокавказского пространства, как впрочем, и всякого иного. Любое игнорирование мнения народов, пренебрежение их проблемами, циничный уход от понимания противоречий этнической детерминации и даже этнической интерпретации грозит возмущением региональных и местных этнополитических систем, которое неоднократно происходило на Северном Кавказе, распространяясь далее в иные регионы России.

Отметим в ключе предположения, что общественное мнение этнических сообществ по поводу проблем культуры и проблем политики должно быть оформлено и институировано в соответствии с законодательством и политическом курсом РФ, однако с учетом региональных и местных особенностей. Здесь на первый план этнокультурных и этнополитических деклараций выходят активисты - лидеры общественного мнения, референтные лица, которые в наиболее концентрированной форме способны формулировать интересы этнического коллектива и представлять эти интересы власти и во власти (представительные органы местного самоуправления, законодательные органы субъектов РФ - думы, народные собрания, парламенты, а также и органы федерального уровня - Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ).

1 Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Гриценко Г.Д., Иванова С.Ю., Шульга М.М. Консолидирующие тренды и исторические травмы в северокавказском научном дискурсе // Материалы заседания Научно-экспертного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений «Актуальная историко-культурная и этническая тематика в учебно-научном и общественно-политическом дискурсе Северного Кавказа» 24 марта 2021 г. // Архив автора.

Мишустин: программа развития Северного Кавказа не принесла результатов. Мишустин заявил, что программа развития Северного Кавказа не дала ощутимых результатов // РИА Новости. 15.06. 2021 г. - https://ria.ru/20210615/programma-1737056575. html

Учитывая это, задачами публичного управления является не нивелирование этнического активизма, не снижение этногруппового субъективирования, не дисциплинирование гражданского общества, а проникновение в обстоятельства, причины, факторы, триггеры этнической жизни региональных этнических конгломератов. Тенденции, проблемы, инциденты публичного управления в этнокультурной и этнополитической сфере СКФО целесообразно рассматривать в контексте общей социальной, экономической и политической эволюции региона, как и общероссийской эволюции, которая сегодня весьма сложна и проблематична. При этом в ходе публичного управления чрезвычайно важно мотивировать северокавказские сообщества не только на сохранение традиционных историко-культурных, общественно-политических, социально-ментальных ценностей, но и на освоение новых социокультурных и политико-деятельностных практик, которые необходимы для количественной и качественной динамики жизненных трендов этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.