https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.13.73.021
УДК 352/354
Шпиро Лаура Артуровна
преподаватель кафедры государственной политики и государственного управления, Кубанский государственный университет l.shpiro7@mail.ru Laura A. Shpiro
Lecturer of the Department of Public Policy and Public Administration, Kuban State University
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)1
PROJECT APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF TERRITORIES (CASE OF THE KRASNODAR TERRITORY)
Аннотация. В статье описаны практики реализации проектного подхода в муниципальных образованиях Краснодарского края. Отмечается, что применение проектного подхода направлено на решение социально-экономических проблем территорий, развитие пространств в муниципальных образованиях. Проекты сформированы в три группы: региональные проекты в структуре федеральных и национальных проектов РФ, реализуемые в муниципальных образованиях; проекты инициативного бюджетирования, отражающие взаимодействие государственного и местного уровня; социальные проекты, направленные на решение социально значимых проблем определенных социальных групп, формирование конструктивной социальной активности в рамках грантовых конкурсов. В завершение публикации делается вывод о том, что внедрение проектного подхода в практику муниципального управления ориентировано на достижение конкретных результатов для конкретных целевых групп с интеграцией жителей муниципальных образований в процессы принятия решений. Однако, выделяется ряд ограничений, связанных с
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Кубанского научного фонда № 22-18-20059 «Политика развития сельских территорий Краснодарского края: потенциал нематериальных ресурсов», https://rscf.ru/proj ect/22-18-20059/
компетентностной составляющей команд проектов и информационным сопровождением.
Ключевые слова: проектное управление, развитие территорий, национальные проекты РФ, инициативное бюджетирование, гражданские инициативы, некоммерческие организации, социальное проектирование, Краснодарский край
Abstract. The author describes practices of implementing the project approach in the municipalities of the Krasnodar Territory. The use of the project approach is aimed at solving the socio-economic problems of the territories and the development of spaces in municipalities. Projects are classified into three groups: regional projects in the structure of federal and national projects of the Russian Federation (implemented in municipalities); initiative budgeting projects reflecting the interaction between the state and local levels; social projects aimed at solving socially significant problems of certain social groups, the formation of constructive social activity within the framework of grant contests. The author concludes that the inclusion of the project approach in the practice of municipal government focused on achieving specific results for specific target groups with the integration of municipal residents in decision-making processes. However, there are some restrictions related to the competence component of project teams and information support.
Keywords: project management, development of the territories, national projects of the Russian Federation, initiative budgeting, civil initiatives, non-profit organizations, social design, Krasnodar Territory
Введение.
Применение проектного подхода обусловлено национальной повесткой РФ, отраженной в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в котором определены стратегические цели развития РФ. На уровне местных сообществ проектный подход выступает одним из инструментов развития муниципальных образований, решения социально-экономических проблем территорий. Кроме того, закрепленные в Указе Президента от 04.02.2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» показатели требуют эффективных решений на уровне муниципальных образований, которые могут быть реализованы с применением проектного подхода.
Проектный подход может выступать механизмом интеграции в систему публичного управления нематериальных ресурсов развития территорий, к
которым ученые относят человеческий потенциал, локальную идентичность, сетевые ресурсы как социальный капитал, социально-психологические ресурсы, институты развития [1, с. 148]. Проектные инициативы на местном уровне отражают консолидированную позицию местных сообществ в решении проблем территорий.
Теоретические рамки исследования.
Применение проектного подхода как способа реализации и достижения стратегических задач государства основывается на парадигме «нового государственного менеджмента» (New Public Management). Административные реформы, проводимые в «духе» «нового государственного менеджмента» в ряде стран (в особенности англосаксонских - Великобритании, Новой Зеландии, Австралии) в 80-х годах прошлого столетия, представляли собой сочетание технологий частного сектора и нового отношения государственной власти к участию в реализации государственных решений институтов гражданского общества. Ключевой целью реформ являлось изменение технологий реализации функций государства, в основе которых эффективность, гибкость, прозрачность, а также взаимодействие с гражданами, являющимися получателями государственных услуг [2].
Концептуальной основой теории принято считать статью К. Худа (1991), в которой выделяются основные характеристики новых принципов государственного управления:
- практическое профессиональное управление; четкие стандарты и показатели эффективности; большой упор на контроль;
- переход к разукрупнению единиц государственного сектора; переход к большей конкуренции в государственном секторе;
- упор на стили управления в частном секторе;
- акцент на большей дисциплине и экономии в использовании ресурсов
[3].
Реализация проектов в современной системе публичного управления РФ основывается на достижении конкретных результатов в определенной временной рамке, мониторинге показателей эффективности, экономии бюджетных средств и формировании уникальных команд проектов с определенным набором компетенций.
Практики реализации проектного подхода на локальном уровне (опыт Краснодарского края).
Институциональная структура проектной деятельности в системе государственного управления РФ представлена следующими органами: основным субъектом проектной деятельности выступает Правительство РФ.
На федеральном уровне, в рамках реализации национальных проектов РФ, органы исполнительной власти ответственны за исполнение
мероприятий федеральных проектов. На региональном уровне, реализация проектов осуществляется органами исполнительной власти при координировании регионального проектного офиса (например, в Краснодарском крае данные функции возложены на департамент организации проектной деятельности администрации Краснодарского края). Муниципальные образования являются участниками команд региональных проектов, а муниципальная составляющая региональных проектов - это всё то, что входит в вопросы местного значения, закрепленные в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проекты, реализуемые в субъектах РФ, можно разделить на три категории:
- региональные проекты в системе государственного управления, входящие в структуру федеральных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов;
- проекты инициативного бюджетирования, направленные на вовлечение граждан в бюджетный процесс и участие в принятии решений и отражающие взаимодействие государственного управления и местного самоуправления;
- проектные инициативы некоммерческих организаций в рамках участия в грантовых конкурсах (социальное проектирование, направленное на решение проблем конкретных социальных групп).
Реализуемые с 2018 года национальные проекты РФ, направлены, в том числе, на решение социально-экономических проблем территорий. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» направлен на достижение национальной цели «комфортная и безопасная среда для жизни», а показатель прироста качества городской среды является критерием оценки деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов РФ. В рамках проекта, в субъектах РФ реализуется комплекс мероприятий, на которые выделяются субсидии из федерального бюджета для софинансирования реализации государственных программ и субсидии из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на софинансирование муниципальных программ, направленных на благоустройство общественных и дворовых территорий. Причем, граждане включаются в принятие решений при определении территории для благоустройства в своем муниципальном образовании (проводится голосование по отбору общественных территорий для благоустройства (с 2021 года голосование проходит в онлайн формате)). В 2022 году во всероссийском голосовании приняло участие 10,7 млн человек.
Кроме того, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежегодно проводится Всероссийский конкурс по отбору лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в субъектах Российской Федерации в результате которого формируется Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов). В 2021 году одной из лучших практик определена реконструкция набережной «Маяк» в городе Сочи Краснодарского края, в 2022 году -практика благоустройства общественной территории парка им. Фрунзе в г. Новороссийск Краснодарского края. В 2022 году из 367 заявок в реестр лучших практик вошел 61 проект, отобранных по влиянию на улучшение качества городской среды, социальному и экономическому эффекту, инновационности, положительной оценке жителей территории [4]. Отдельный конкурс проводится для малых городов (до 200 тысяч человек) и исторических поселений, что направлено на развитие локальной экономики, создавая «точки притяжения» для жителей и потенциальных туристов.
Еще один показатель федерального проекта - Индекс качества городской среды, основывающийся на 36 индикаторах по 6 типам пространств городов (жилье, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство) и 6 факторам, формирующим среду обитания (безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность органов власти) [5]. По индексу качества городской среды крупных городов в топ-10 входят два муниципальных образования Краснодарского края - г. Сочи (235 баллов) и г. Краснодар (232 балла), занимая 5 и 8 строчку рейтинга соответственно (максимальное значение индекса - 360 баллов).
Инициативное бюджетирование - проект Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ. Проекты инициативного бюджетирования направлены на решение конкретных проблем граждан, инициированные ими на территории муниципальных образований.
В Краснодарском крае гражданские инициативы в формате инициативного бюджетирования поддерживаются с 2020 года. В 2021 году Краснодарский край стал регионом-лидером по количеству запущенных практик инициативного бюджетирования (всего 43 практики). В 2021 году в Краснодарском крае реализовано 525 проектов в рамках практик на общую сумму 33 млн рублей в 47 муниципальных образованиях (454 проекта поддержано от г. Новороссийска). Кроме того, г. Новороссийске реализуется школьное инициативное бюджетирование (в 2021 году в нем приняли 28 образовательных организаций) [6]. Одним из победителей стал проект
«Школьный музей «Дорога памяти», разработанный учащимися МБОУ СОШ № 26. Инициатива состоит в том, чтобы создать интерактивный музей для сохранения исторической памяти об односельчанах-участниках боевых действий, углубления знаний по истории. Проект направлен на формирование гражданственности и патриотизма у школьников, сохранение исторической памяти, что является актуальным в современных геополитических условиях.
Тенгинское сельское поселение Краснодарского края выделяется в реализации проектов инициативного бюджетирования тем, что вошло в топ муниципалитетов-лидеров по показателю, участвовавших в офлайн собраниях (50,3% граждан приняли участие в таких сходах в рамках проекта «Благоустройство территории Тенгинского сельского поселения» (установка МАФ «Мяч футбольный»)).
Социальное проектирование в муниципальных образованиях - это инициативные или грантовые проекты, направленные на решение социальных проблем конкретных социальных групп, формирование конструктивной социальной активности. Гранты выделяются социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в Краснодарском крае и реализующим собственные социальные проекты. В Краснодарском крае оператором социальных проектов выступает Центр развития гражданского общества, созданный по инициативе губернатора Краснодарского края В.И. Кондратьева.
Одна из успешных практик реализации социального проекта на территории муниципальных образований - турнир «Дорогами культуры и духовности», реализованный краснодарским региональным отделением общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» в 2022-2023 годах [7]. Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1 -5 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, формирование представлений об историческом, культурном наследии Краснодарского края. Ключевое мероприятие проекта - турнир юных краеведов, включающий обучающий блок для учителей и три этапа для школьников (школьный, муниципальный и краевой), которые проходят с применением игровых технологий. Охват проекта составил более 1200 педагогов и 30 тысяч младших школьников.
Отметим, что 2022 году проведено 5 конкурсов социальных проектов различной направленности:
- грантовый конкурс для поддержки ветеранских и военно-патриотических проектов;
- конкурс, посвященный Юбилею Кубани - 85 лет;
- конкурс проектов, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания, возрождение духовно-моральных норм;
- общий грантовый конкурс для социально-значимых проектов;
- заключительный пятый грантовый конкурс 2022 года [8].
Таким образом, тематика поданных на гранты проектов может иметь различную направленность, среди которых деятельность в сфере гражданско-патриотического воспитания, охраны окружающей среды, социальная поддержка и защита граждан, благотворительная деятельность, деятельность в области образования, просвещения, науки и культуры.
Заключение.
Применение проектного подхода в муниципальных образованиях позволяет решать конкретные проблемы по «запросам» и в интересах населения, в том числе, с точки зрения субъектной позиции жителей конкретного муниципального образования и включение их в конструктивные социально-политические практики, формирование гражданской позиции. Однако отметим ряд ограничений в реализации проектов и мер по их устранению. Региональные проекты и их муниципальные части требуют сформированной проектной структуры в муниципальных образованиях и компетентных специалистов проектных команд, их готовности к изменениям. Масштабная реализация проектов инициативного бюджетирования актуализирует необходимость развития инфраструктуры сопровождения проектов на уровне субъекта РФ и муниципальных образований, включающей компетентностную и информационную составляющую (компетенции проектных команд и информационное сопровождение в сети Интернет). В части социального проектирования, является важным формирование информационной базы, содержащей эффективные успешные практики реализации проектов некоммерческими организациями в муниципальных образованиях Краснодарского края.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят
рецензирование в формате doubleblind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по их запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are reviewed in the doubleblind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература
1. Мирошниченко И.В., Морозова Е.В. Публичная политика как пространство конвертации нематериальных ресурсов в факторы развития территорий //Политическая наука. 2022. № 3. С. 144-163.
2. Гаман-Голутвина О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт //Полис. Политические исследования. 2007. № 4. С. 24-45.
3. Hood C. A. Public Management for All Seasons? // Public Administration. 1991. № 69(1). p. 3-19.
4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 266/пр «О включении в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в 2022 году в субъектах Российской Федерации и прошедших конкурсный отбор». URL: https://gorodsreda.ru/
5. Индекс качества городской среды. 2022. 60 с. URL: https://drive.google.com/file/d/1dAmCNel1E9E0uYzApIV81jdc1rHaxmXZ/view
6. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях 2021. 2022. 96 с. URL: https://minfin.gov.ru/
7. Турнир юных краеведов «Дорогами культуры и духовности» // Гранты губернатора Кубани. URL: https://grants.krasnodar.ru/projects/item/9 71
8. Грантовые конкурсы // Центр развития гражданского общества Краснодарского края. URL: https://progrants. ru/#contests
9. Тужба Э.Н. Адаптационные возможности населения Абхазии // Социологические исследования. 2010. №10 (318). С. 34-40.
Literature
1. Miroshnichenko I.V., Morozova E.V. Public policy as a space for converting intangible resources into factors of territorial development // Political science. 2022. № 3. p. 144-163.
2. Gaman-Golutvina O.V. The Changing Role of the State in the Context of the Reforms of the State Government // Polis. Political Studies. 2007. № 4. p. 24-45.
3. Hood C. A. Public Management for All Seasons? // Public Administration. 1991. № 69(1). p. 3-19.
4. Order of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation dated April 10, 2023, No. 266/pr «On inclusion in the Federal Register of best practices (projects) for improvement implemented in 2022 in the constituent entities of the Russian Federation and passed the competitive selection». URL: https://gorodsreda.ru/
5. Urban Environment Quality Index. 2022. 60 p. URL: https://drive.google.eom/file/d/1dAmCNel1E9E0uYzApIV81jdc1rHaxmXZ/view
6. Report on best practices for the initiative budgeting development in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities 2021. 2022. 96p. URL: https://minfin.gov.ru/
7. Competition of young local historians «Roads of culture and spirituality» // Grants of the Governor of Kuban. URL: https://grants.krasnodar.ru/projects/item/9 71
8. Grant contests // Center for the Development of Civil Society of the Krasnodar Territory. URL: https://progrants. ru/#contests
9. Tuzhba E.N. Adaptation opportunities of the population of Abkhazia // Sociological research. 2010. No. 10 (318). Pp. 34-40.