Научная статья на тему 'Проектный подход как инструмент управления социально-экономическим развитием региона'

Проектный подход как инструмент управления социально-экономическим развитием региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
325
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФЛАГМАНСКИЙ ПРОЕКТ / REGIONAL ECONOMY / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / GOVERNMENT REGULATION / PROJECT APPROACH / TARGETED PROGRAM PLANNING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT STRATEGY / FLAGSHIP PROJECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хабекиров Батал Тагирович

В статье обозначена необходимость совершенствования системы управления социально-экономическим развитием регионов на основе инновационных подходов, способных дать дополнительный импульс к ускоренному развитию регионов. Одним из эффективных методов повышения результативности региональной социально-экономической политики является проектное управление, имеющее ряд преимуществ и доказавшее свою эффективность в условиях жестких сроков реализации проектов и ограниченности ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хабекиров Батал Тагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH AS A TOOL FOR MANAGING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article outlines the need to improve the system for managing the socio-economic development of regions based on innovative approaches that can give an additional impetus to the accelerated development of regions. One of the effective methods for increasing the effectiveness of regional socio-economic policies is project management, which has a number of advantages and has proven its effectiveness in the context of tight project implementation times and limited resources.

Текст научной работы на тему «Проектный подход как инструмент управления социально-экономическим развитием региона»

УДК 332.145

ББК 65.049

Х 12

Б.Т. Хабекиров,

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва. Тел.: +7 (996) 970-00-01, e-mail: habekirov777@gmail.com

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обозначена необходимость совершенствования системы управления социально-экономическим развитием регионов на основе инновационных подходов, способных дать дополнительный импульс к ускоренному развитию регионов. Одним из эффективных методов повышения результативности региональной социально-экономической политики является проектное управление, имеющее ряд преимуществ и доказавшее свою эффективность в условиях жестких сроков реализации проектов и ограниченности ресурсов.

Ключевые слова: региональная экономика, социально-экономическое развитие, государственное регулирование, проектный подход, программно-целевое планирование, стратегия социально-экономического развития, флагманский проект.

B.T. Khabekirov,

Post-Graduate Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. Ph.: +7 (996) 970-00-01, e-mail: habekirov777@gmail.com

PROJECT APPROACH AS A TOOL FOR MANAGING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Abstract. The article outlines the need to improve the system for managing the socioeconomic development of regions based on innovative approaches that can give an additional impetus to the accelerated development of regions. One of the effective methods for increasing the effectiveness of regional socio-economic policies is project management, which has a number of advantages and has proven its effectiveness in the context of tight project implementation times and limited resources.

Keywords: regional economy, socio-economic development, government regulation, project approach, targeted program planning, socio-economic development strategy, flagship project.

В современных условиях цифровой трансформации российской экономики возникает объективная необходимость совершенствования системы управления социально-экономическим развитием регионов на основе инновационных подходов и модернизации отраслевого развития с целью формирования конкурентных преимуществ, способных дать дополнительный

импульс к ускоренному развитию регионов [1].

Модернизация российской экономики невозможна без внедрения современных инструментов управления региональным развитием на основе поддержки территорий опережающего развития, формирования межотраслевых промышленных кластеров, способных наладить выпуск инновационной высокотехнологичной

продукции, а также реализацию крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов.

Учитывая необходимость модер-низационных процессов в экономике и ограниченность финансовых, трудовых, материально-технических и других видов ресурсов, повышается внимание к проблеме поиска действенных инструментов управления социально-экономическим развитием региона, повышения эффективности проводимой региональной экономической политики.

Одним из эффективных методов повышения результативности региональной социально-экономической политики является проектное управление, имеющее ряд особенностей и отличий от управления регионами на основе программно-целевого подхода.

Проектное управление на региональном уровне представляет собой один из инструментов региональной экономической политики, заключающийся в определении приоритетов, постановке целей развития региона, а также разработке конкретных задач и мероприятий, направленных на их достижение, на основе имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) с учетом сроков реализации проекта.

К основным преимуществам применения проектного управления в социально-экономическом развитии регионов относят следующие: сокращение сроков достижения поставленных целей; повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении ограниченных ресурсов; развитие государственно-частного партнерства за счет усиления взаимодействия региональных органов власти с бизнес-сообществом.

На рис. 1 представлены концептуальные основы проектного управления, состоящие из целей его применения и принципов реализации данного инструмента региональной экономической политики [2].

Использование проектного подхода в процессе управления социально-экономическим развитием региона является целесообразным при условии четкой постановки приоритетных целей, реализация которых

ограничена сроками исполнения и имеющимися ресурсами. При реализации проекта проводится оценка вклада каждого субъекта проектной деятельности, осуществляется оптимизация процессов управления с целью обеспечения эффективного взаимодействия между региональными органами власти и частным бизнесом [3, 4].

Для внедрения в систему управления проектного подхода необходимо создание соответствующей организационной структуры, изменение и перестройка существующей системы управления региональным социально-экономическим развитием. Немаловажное значение также имеет разработка и утверждение нормативных документов в сфере проектного управления, поскольку без детально проработанной законодательной базы невозможно эффективное применение данного инструмента региональной экономической политики и обеспечение взаимодействия между участниками при осуществлении совместной деятельности.

Основными результатами реализации проектов могут стать конечные продукты производства, услуги или документы (нормативно-правовые документы, научно-исследовательские проекты) и др.

Важнейшим элементом организационной структуры проектного управления являются проектные офисы, целью создания которых является оказание содействия развитию социально-экономической системы региона на основе консолидации и обобщения информации о различных проектах и их инициаторах в специальных базах данных. Проектные офисы обеспечивает аккумулирование ресурсов власти, бизнеса и населения для решения задач развития территориального образования.

В процессе применения проектного управления региональные органы власти сталкиваются с определенными сложностями, для преодоления которых необходима разработка комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для использования данного подхода в управлении

Рис. 1. Концептуальные основы проектного управления в регионе

социально-экономическим развитием региона (табл. 1) [5, 6].

На современном этапе развития системы управления в российских регионах применение проектного подхода находится на начальной стадии внедрения и апробации на пилотных площадках.

Так, например, в Республике Адыгея в настоящее время реализуются несколько пилотных проектов на региональных площадках - «Бережливое правительство», «Бережливая поликлиника», «Бережливое министерство», «Бережливый вуз», «Бережливая школа», «Бережливый детский сад» и др. Целью реализации вышеназванных проектов является

оптимизация процессов в различных отраслях экономики и социальной сферы на основе исключения неэффективных временных затрат, формирование культуры бережливого производства и повышение производительности труда.

При этом в регионе проводится обучение и повышение квалификации персонала, участвующего в проектной деятельности. В Республике Адыгея разработаны документы, регламентирующие проверку компетенций служащих в вопросах проектного управления. На сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея есть раздел «Бережливое правительство»; в одном из

Таблица 1

Проблемное поле применения проектного управления

Проблемы Решения

Отсутствие организационной структуры проектного управления Организация работы проектного офиса и проектного комитета

Низкий уровень квалификации специалистов, занимающихся процессом разработки и реализации проектов - Обучение и повышение квалификации специалистов, задействованных в системе проектного управления; - Разработка эффективной системы мотивации участников проектной деятельности

Проектное управление не внедрено в систему стратегического планирования Использование проектного управления в качестве основного инструмента реализации Стратегии социально-экономического развития

Отсутствие информационной системы управления проектами Разработка комплексной автоматизированной информационной системы (программы - проекты - контракты) с целью сокращения трудозатрат и повышения скорости выполнения процесса проектного управления

Отсутствие унифицированной методологии реализации проектного управления - Определение дефиниции проектного управления, определение жизненного цикла проекта; - Определение функций и ответственности участников управления проектами, уровней полномочий и принятия решений; - Определение порядка планирования, внедрения и реализации проекта, определение участников, ответственных лиц, сроков предоставления промежуточных и итоговых отчетов

Несовершенство нормативно-правовой базы - Разработка стандартов, определяющих общие принципы реализации проекта с учетом специфики социально-экономического развития конкретной территории; - Разработка необходимых нормативно-регламентирующих документов системы управления проектами: положение о проектном офисе, положение о проектном комитете, регламент процессов управления проектами и основные шаблоны проектных документов

Низкая активность (инициативность) в реализации проектов Разработка системы мотивации участников проектной деятельности

ведущих вузов региона - Майкопском государственном технологическом университете - при поддержке ГК «Росатом» организован центр «Фабрика процессов», где успешно реализуются обучающие программы по проектной деятельности, по которым прошли подготовку госслужащие, работники системы образования и здравоохранения республики, а также специалисты из других регионов.

В целях широкого распространения проектного подхода в системе управления развитием региона необходимо: разработать методическое обеспечение управления подготовкой и реализацией проектов; создать и скоординировать деятельность вновь

созданных региональных органов власти и подразделений, обеспечивающих реализацию проектов; осуществлять регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, занятых разработкой и реализацией проектов; разработать информационную систему управления проектами; осуществить контроль процесса разработки и реализации проектов; обеспечить интеграцию всех элементов системы управления развитием региона.

Проектное управление тесно взаимосвязано с программно-целевым подходом, поэтому нормативно-правовая база в сфере проектного управления должна быть взаимоувязана

с документами, определяющими стратегию развития региона. В Республике Адыгея в 2017 году к реализации были приняты 18 государственных программ в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 13 августа 2013 года № 202-р «О перечне государственных программ Республики Адыгея». Основные направления реализации государственных программ соответствуют приоритетам социально-экономического развития, определенным Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. Для реализации государственных программ Республики Адыгея в 2017 году было предусмотрено 20539,2 миллиона рублей из всех источников финансирования. Фактическое финансирование составило 20761,2 миллиона рублей, или 101,1% от планового значения [7].

Таким образом, Республика Адыгея имеет выстроенную систему государственных институтов, характеризующуюся достаточной эффективностью и высоким качеством стратегического управления. На территории Республики Адыгея осуществляется внедрение проектного управления социально-экономическим развитием региона: сформирован региональный проектный офис, пересматриваются вопросы межведомственного взаимодействия.

Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея, начиная с 2019 г. и до 2030 г., предусмотрена реализация ряда флагманских проектов в сфере развития ее экономики: «Адыгея без границ»; «Умная Адыгея»; «Развитие туристско-ре-креационного комплекса Республики Адыгея»; «Развитие «зеленой» энергетики Республики Адыгея»; «Развитие агропромышленного комплекса Республики Адыгея»; «Развитие промышленности Республики Адыгея»; «Умная торговля и логистика Республики Адыгея» и др. [8].

Таким образом, для эффективной реализации проектной деятельности в регионе перспективным подходом является распространение инструментария проектного управления на все уровни управления, разработка и реализация проектов на базе отдельных хозяйствующих субъектов, научно-образовательных организаций, учреждений, обеспечивающих функционирование социальной сферы.

Осуществление перечисленных мероприятий позволит повысить квалификацию участников проектной деятельности, а также эффективность от внедрения проектного управления; обеспечит реализацию проектов в необходимые сроки с учетом имеющихся ресурсов, что в совокупности даст дополнительный импульс к ускорению социально-экономического развития региона.

Примечания:

1. Государственное регулирование регионального развития: приоритеты и механизмы / под общ. ред. Н.Л. Красюковой, И.В. Биткиной, Н.А. Барменковой. М., 2017.

2. Бессонова Е.А., Келеш Ю.В. Методические подходы к оценке социально-экономической системы региона // Вопросы региональной экономики. 2018. № 2 (35).

С. 18-24.

3. Потенциал конкурентоспособности современной России: мезо- и микроуровневая проекция: монография / А.К. Доргушаова [и др.]. Ростов н/Д; Таганрог, 2017.

4. Ахунов Р.Р. Концептуальные основы управления региональным развитием на основе системного взаимодействия воспроизводственного потенциала и конкурентоспособности // Казанский экономический вестник. 2016. № 3 (23). С. 12-17.

5. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. № 3. С. 132-138.

6. Хамирзова С.К. Проблемы модернизации системы управления региональным развитием в современных условиях // Теоретико-методологические подходы и практические результаты социально-экономических и междисциплинарных научных исследований / Н.А. Алексеева, Д.В. Аникин, С.В. Беляева [и др.]. Самара, 2017. С. 98-109.

7. Сводный годовой доклад о ходе и оценке эффективности реализации государственных программ Республики Адыгея в 2017 году. URL: http://www.adygheya. ru/ministers/departments/ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/ strategiche/gosud/.

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/razrabot/.

References:

1. State regulation of regional development: priorities and mechanisms / ed. N.L. Kra-syukova, I.V. Bitkina, N.A. Barmenkova. M., 2017.

2. Bessonova E.A., Keles Yu.V. Methodological approaches to assessing the socioeconomic system of the region // Problemsof regional economy. 2018. No 2 (35). Pp. 18-24.

3. The competitiveness potential of modern Russia: meso- and micro-level projection: monograph / A.K. Dorgushaova [et all]. Rostov-on-Don; Taganrog, 2017.

4. Akhunov R.R. Conceptual foundations of regional development management based on systemic interaction of reproductive potential and competitiveness // Kazan Economic Bulletin. 2016. No. 3 (23). Pp. 12-17.

5. Khamirzova S.K., Kumpilova A.R. Features of the processes of regional development and management at the present stage // New technologies. 2017. No. 3. Pp. 132-138.

6. Khamirzova S.K. Problems of modernization of the regional development management system in modern conditions // Theoretical and methodological approaches and practical results of socio-economic and interdisciplinary research / N.A. Alekseeva D.V. Anikin, S.V. Belyaev [et all]. Samara, 2017. Pp. 98-109.

7. Consolidated annual report on the progress and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Republic of Adygea in 2017. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/gosud/.

8. The strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/ departments/ ministerstvo-ekonomicheskogo-razvitiya-i-torgovli/strategiche/razrabot/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.