Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЙ ОФИС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТНЫЙ ОФИС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ОФИСА / ФУНКЦИИ ПРОЕКТНОГО ОФИСА / ФОРМЫ ПРОЕКТНОГО ОФИСА / КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

В статье представлены результаты исследования, которое провел центр сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО ЧИРПО по вопросу актуализации профессиональными образовательными организациями Челябинской области методологии проектно-ориентированного управления, в частности, работы проектного офиса. Рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования. Сделан обзор форм и основных функций проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами. Показаны существующие типы его организации, а также основные этапы работ по созданию проектного офиса в образовательной организации. Приводятся результаты изучения практического опыта создания и функционирования проектных офисов в отдельных профессиональных образовательных организациях Челябинской области, показавшие, что проектные офисы, будучи уникальным явлением для каждой отдельной взятой организации, решают свой набор задач, обладают разной ответственностью, занимают различное место в структуре организации, имеют свои внутренние схемы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OFFICE AS A TOOL FOR THE IMPLEMENTATION OF PROJECT-ORIENTED MANAGEMENT IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the results of a study conducted by the Center for Comparative Pedagogy and Innovation of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development on the issue of updating the project-oriented management methodology by professional educational organizations of the Chelyabinsk region, in particular, the work of the project office. The concept of a project office and some practical aspects of its creation and functioning are considered. An overview of the forms and main functions of the project office as an element of the corporate project management system is made. The existing types of its organization are shown, as well as the main stages of work on the creation of a project office in an educational organization. The results of studying the practical experience of creating and functioning of project offices in individual professional educational organizations of the Chelyabinsk region are presented, which showed that project offices, being a unique phenomenon for each individual organization taken, solve their own set of tasks, have different responsibilities, occupy a different place in the structure of the organization, have their internal schemes of work.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЙ ОФИС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

10. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, osnovnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). ConsultantPlus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (accessed: 16.07.2021). (In Russian)

Молчанов Сергей Григорьевич, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет»; профессор кафедры развития образовательной системы ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Molchanov Sergey Grigorievich, Professor of the Department of Theory, Methodology and Management of Preschool Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University; Professor of the Department of Development of the Educational System, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

Сведения для цитирования: Суйкова, О. А. Проектный офис как инструмент реализации проектно-ориентирован-ного управления в профессиональной образовательной организации / О. А. Суйкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 77-84.

УДК 377 ББК 74.479

проектный офис как инструмент реализации проектно-ориентированного управления

в профессиональной образовательной организации

О. А. Суйкова

В статье представлены результаты исследования, которое провел центр сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО ЧИРПО по вопросу актуализации профессиональными образовательными организациями Челябинской области методологии проектно-ориентированно-го управления, в частности, работы проектного офиса. Рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования. Сделан обзор форм и основных функций проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами. Показаны существующие типы его организации, а также основные этапы работ по созданию проектного офиса в образовательной организации. Приводятся результаты изучения практического опыта создания и функционирования проектных офисов в отдельных профессиональных образовательных организациях Челябинской области, показавшие, что проектные офисы, будучи уникальным явлением для каждой отдельной взятой организации, решают свой набор задач, обладают разной ответственностью, занимают различное место в структуре организации, имеют свои внутренние схемы работы.

Ключевые слова/ проектное управление, проектный офис, организация проектного офиса, функции проектного офиса, формы проектного офиса, корпоративная система управления проектами.

Ускорение технического прогресса, рост конкуренции во всех сферах экономики, непрерывные усложнения и рост потребностей общества приводят к неизбежной интеграции науки

и производства и возникновению новых, более эффективных форм их взаимодействия. Происходит активизация инновационной деятельности во всех областях и сферах деятельности

и актуализация методологии проектного управления как наиболее эффективного и продуктивного способа оптимизации различных процессов, в том числе и процессов управления.

Исследования современных методологов проектного управления показывают, что в последнее время популярность набирают гибкие методы управления проектами, и одним из таких популярных явлений практики проектного управления является проектный офис [1].

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 58305-2018. Система менеджмента проектной деятельности. Проектный офис) трактует проектный офис как временную или постоянную организационную единицу, создающую условия для повышения эффективности проектной деятельности, обеспечения целесообразности и результативности компонентов проектной деятельности [2].

Кроме того, понятие «проектный офис» определено в международном «Своде знаний по управлению проектом» (Project Management Body of Knowledge, PMBOK), который разработан и опубликован всемирной некоммерческой профессиональной организацией — Институтом управления проектами (Project Management Institute, PMI) — в США и признан большинством стран. Там понятие «проектный офис» описывается как некая организационная структура, призванная решать задачи стандартизации и упорядочивания всех процессов, связанных с реализацией нового замысла, а также позволяющая обмениваться методологиями, инструментами и ресурсами [3].

Ученые Ульяновского государственного университета определяют проектный офис как подразделение, отвечающее за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в организации, планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по программам/проектам [4].

Международный стандарт PMBOK (5-я редакция) отмечает большое разнообразие форм и функций проектного офиса, которое до сегодняшнего дня все еще не подвержено классификации. Такое разнообразие во многом связано с адаптивной сущностью проектного управления. В этом не только сложность применения данной формы управления, но и интрига творческого подхода к формированию проектного офиса, благодаря которому решение вопросов адаптации образовательного процесса к постоянным изменениям потребностей общества становится

уникальным, динамичным и результативным. Адаптивный менеджмент основан на гибком компенсаторном регулировании и управлении внутренними противоречиями. Его эффективность косвенно подтверждается еще и тем, что PMI включил итеративные и адаптивные практики в последнее издание PMBOK [4].

По определению, данному в социологическом энциклопедическом словаре, адаптация — это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды [5]. Адаптивность — это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем больше развиты элементы и подсистемы цивилизации в рассматриваемый период ее развития, тем более сильной будет потребность в эффективных средствах для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов.

В связи с этим организации адаптируют свои формы управления под те обстоятельства, которые им диктует постоянная динамика социальной ситуации, новые требования к результатам обучения и воспитания, и создают условия для решения основных проблем, возникающих в период адаптации. Необходимость быстрого и результативного реагирования на изменения требований ставит организации в ситуацию поиска современных результативных форм управления. Проектно-ориентированная методология предлагает такую форму в виде проектного офиса, который, несмотря на формализацию своей технологии организации через Национальный стандарт (ГОСТ Р 58305-2018), позволяет организациям творчески подходить и к архитектуре своего проектного офиса, и к его содержательной роли, и к организации.

Центром сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее — ГБУ ДПО ЧИРПО) было проведено исследование по вопросу актуализации методологии проектного управления в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО) Челябинской области. Исследование показало, что на сегодняшний день, несмотря на популярность тренда «проектный офис» и явные преимущества проектного управления, для подавляющего большинства ПОО Челябинской области управление средствами проектного офиса — это инновация. На официальных сайтах ПОО проектные офисы как структурные единицы системы управления не представлены.

Однако некоторые организации уже начинают переходить на новую форму управления — проектно-ориентированную. Именно проектно-ориентированная идеология развития помогает организации постоянно изменять свой облик, обновлять стратегическое видение, формулировать новую миссию, наращивать потенциальные возможности за счет: диверсификации и управления ресурсами; внедрения новых технологий; развития нового типа корпоративной культуры; освоения новых форм неформального и ин-формального развития сотрудников организации.

Преимущества технологии проектного управления привлекают все большее количество поклонников этой методологии. Кроме того, проектный офис является определенным культурным явлением — носителем и создателем уникальной проектной культуры каждой отдельно взятой организации.

Следует ожидать, что современный руководитель образовательной организации, который стремится к лидерству в педагогическом сообществе, обеспечит своей организации условия для проектного творчества. Методология проектного управления позволяет руководителю получить уникальный результат; разрешает быть свободным в принятии решений инновационного обновления образовательного процесса; обеспечивает интересную профессиональную и достойную жизнь коллектива сотрудников в атмосфере проектного творчества. Именно такой директор, невзирая на все преодолимые и непреодолимые препятствия, будет считать эту идеологию своей.

В зависимости от уровня управления, проектный офис в организации может быть:

- центральным/корпоративным (уровень организации);

- функциональным (уровень одного из подразделений в организации);

- проектным (создан для реализации одного замысла).

ГБУ ДПО ЧИРПО в рамках научно-методической работы дважды в год проводит постоянно действующий научно-практический семинар «Организация инновационной деятельности: от проекта до реализации» для педагогических работников системы СПО Челябинской области по самым актуальным вопросам современного образования. Семинар, проходивший в октябре 2021 года, касался вопросов реализации проектного управления средствами проектного офиса. Внедрение единой методологии, стандартов, процедур, разработанных шаблонов, методической поддержки менеджеров, управляющих

проектными офисами, подготовка аналитической и обобщенной отчетности для руководства организации — это стандартная «дорога», по которой неизбежно пойдут все организаторы проектного офиса в любой организации.

На семинаре был представлен опыт ряда ПОО — пионеров использования проектных офисов в управлении: ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» и ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» [6].

Были показаны разные архитектурные формы проектных офисов: от головных (корпоративных), объединяющих под своим руководством все структуры организации, до локальных, управляющих одним направлением (например, воспитательной работой) или отдельным проектом. Было отмечено, что создание проектного офиса помогает упорядочить проектную деятельность, повышает прозрачность и эффективность работы всех участников проектов, служит катализатором развития корпоративной системы управления проектами и способствует развитию системы в целом.

Примером корпоративной формы управления может служить проектный офис ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» [7].

Переход к проектной модели управления в ПОО потребовал создания соответствующих проектной методологии организационной и коммуникационной структур. Сегодня проектный офис помогает ПОО упорядочить проектную деятельность и повышает эффективность работы всех участников проектов. Проектный офис служит универсальным средством развития корпоративной системы управления проектами и способствует общему развитию участников проектной деятельности и в целом развитию организации.

В настоящее время структура находится на первой ступени своего развития. Запланирована реализация управленческих проектов в соответствии с основными направлениями деятельности колледжа. Назначены руководители каждого проекта, разработаны паспорта проектов, определены целевые показатели каждого проекта [7].

Опыт реализации методологии проектного управления на корпоративно-функциональном уровне в ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» показывает, что процесс становления и развития проектного офиса как элемента корпоративной структуры управления не заменяет, а дополняет управление организацией и помогает достижению

конкретных целей. Проектный офис в ПОО — это подразделение, коллегиальный орган, который централизует и структурирует управление проектами во всей организации.

Коллегиальным офис является, так как объединяет представителей всех образовательных комплексов. Координация деятельности во всех образовательных комплексах централизует управление, а единый подход для реализации всех проектов колледжа структурирует управление проектами.

Функции проектного офиса ГБПОУ «Копей-ский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова»:

- управление ресурсами, их распределение и перераспределение;

- управление зависимостями/взаимосвязями между различными проектами, программами и портфелями;

- обучение участников проектов практикам проектного управления и аттестация участников проектов;

- внедрение, адаптация и администрирование информационной системы для управления проектами, обучение пользователей;

- контроль правильности применения принятой проектной методологии, ее развитие, изучение новых и лучших практик;

- консолидация информации о текущих проектах;

- установление иерархии проектов и экспертная поддержка проектов;

- участие в работе по управлению изменениями;

- ведение базы извлеченных уроков, помощь в управлении рисками;

- управление знаниями ПОО в области проектного управления;

- разработка шаблонов проектной документации;

- аудит реализуемых проектов.

Таким образом, эмпирическим путем ПОО определила, что адаптационно-регулятивным механизмом управления становится единый проектный офис на все направления деятельности колледжа. Проектный офис продвигает и адаптирует проекты, производит подбор метода реализации каждого проекта, наполняет его ресурсами и осуществляет сопровождение реализации проекта на всем протяжении его жизненного цикла [8].

Уникальностью системы управления данной ПОО является то, что, объединив два уровня управления — корпоративный и функциональный, ГБПОУ «Копейский политехнический

колледж им. С. В. Хохрякова» решает задачи мультипроектного управления, т. е. управления сразу несколькими программами, проектами или портфелями проектов разных уровней сложности и протяженности. Функциональная многозадачность и оперативный обмен информацией между структурами позволяет вести полноценное качественное коллегиальное управление организацией.

Это еще раз подтверждает, что адаптивность проектного менеджмента основана на гибком компенсаторном регулировании и управлении внутренними противоречиями.

Примером офиса, созданного для реализации одного замысла — управления портфелем проектов, объединяющим три проекта, — может служить проектный офис ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж». Аргументы, которые направили организацию на применение проектной методологии управления, в основном заключались в следующем:

- высокая результативность технологии проектного управления при внедрении новых процессов в условиях внешних изменений;

- возможность эффективного решения задач при ограниченности ресурсов;

- необходимость рационального подхода в распределении ресурсов;

- нацеленность на получение уникального результата;

- наличие определенных временных рамок (начало и окончание);

- наличие взаимосвязи с процессами других проектов;

- возможность привлечения персонала с разным функционалом;

- повышение качества кадрового потенциала организации.

Сложность внедрения новшества в ПОО выразилась в нерешительности педагогического коллектива. В ответ на это проектной группой была разработана система мотивации педагогических работников, которая позволяла решить и материальные, и моральные вопросы активизации проектной деятельности педагогов.

Основанием выбора уровня прогнозируемых результатов (стратегической цели и задач) стал кропотливый предпроектный анализ (SWOT-анализ), определивший основные реперы, оттолкнувшись от которых, ПОО наполнила портфель конкретными проектами, стратегически и тактически важными для развития ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж». Так родился проект по обеспечению соответствия материально-технической базы ПОО,

реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, современным требованиям — «Человек. Профессионализм. Качество» [9].

Таким образом, на примере организации проектных офисов разного уровня в ПОО Челябинской области было установлено, что в применении к образовательным системам проектный офис позволяет:

- активизировать в полную силу человеческие интеллектуальные ресурсы, так как включается творческая компонента сознания человека, его скрытый творческий потенциал;

- применять современные автоматизированные системы управления процессами;

- оптимизировать различные процессы в организации;

- взаимодействовать с партнерами из других сфер экономики и социального пространства, задействовать максимум сфер полезной деятельности;

- использовать принципы проектного управления при решении самых разнообразных задач современного образования.

Открытие проектного офиса в ПОО приносит ряд преимуществ в процесс управления. Это:

- правильная расстановка приоритетов и сокращение количества инициатив, не соответствующих стратегическому или инновационному направлению развития образовательной организации;

- концентрация сил и ресурсов на самых перспективных проектах;

- прозрачное разделение полномочий и ответственности за полученные результаты;

- стандартизация всех процессов;

- точный учет и более рациональное использование имеющихся ресурсов;

- эффективный контроль за ходом всех работ;

- улучшение коммуникации между всеми участниками проектной деятельности в частности и всего образовательного процесса в целом;

- оптимизация ведения документации и доступа к требуемой информации;

- повышение профессионального уровня сотрудников;

- существенное снижение затрат на управление проектами;

- наличие независимого и объективного источника информации о состоянии дел внутри проекта;

- обеспечение надлежащего уровня согласованности проектов и их реализация в соответствии со стратегией компании.

В организации проектного офиса не существует универсальных решений. Структура проектного офиса зависит от специфики самой ПОО, ее организационной структуры, стиля и методов корпоративного управления, содержания и масштаба проектов и т. д.

В целом это повышение вероятности успеха в широком диапазоне различных проектных направлений для обеспечения на выходе ожидаемых ценностей и измеримых результатов. Ценностями, которые мировое сообщество специалистов по управлению проектами определило как наиболее важные, являются: ответственность, уважение, справедливость и честность в выполнении своей работы.

Опыт применения ПОО проектно-ориен-тированной методологии управления выделяет творческую составляющую работы проектного офиса как одну из самых адаптационно-регулятивных. Каждая организация может самостоятельно аккумулировать, оптимизировать, развивать функции своего офиса в зависимости от своих потребностей, ресурсов и амбиций. Творческий подход к конструированию и реализации функций обусловливает уникальность решений и результатов работы проектного офиса в каждой отдельно взятой организации.

При одновременном внедрении нескольких инициатив необходимо учитывать их взаимовлияние, чтобы не допустить сбоев в ресурсном обеспечении и предусмотреть непересекаемость проектных магистралей. Проектный офис помогает выстроить иерархию проектов, правильно и прозрачно распределить ресурсы и контролировать протекание процессов [10].

Проектный офис в ПОО не занимается непосредственно реализацией проектов. Проекты управляющего офиса касаются лишь разработки и развития процессов и инструментов управления проектами, внедрением новых инструментов и систем, обучением и тренингами. Однако внутри проектного офиса происходит постоянное «регулировочное движение»: обмен информацией, перераспределение интеллектуальных ресурсов, контроль соблюдения методологии, сбор различной полезной для опыта информации (например, составляется банк рисков проектов). Сотрудники проектного офиса по требованию иногда проводят проверки проектов, участвуют в принятии решений по проектам в качестве экспертов, анализируют риски проектов и их текущее состояние. Офис управления проектами выступает как «дом» для всех консультантов по проектному управлению в профессиональной образовательной организации [11].

Опыт ПОО Челябинской области позволил выявить, что наибольшей сложностью в деятельности проектного офиса оказалось следование одной методологии, которая покрывала бы значительное количество различных проектов и инициатив самого разнообразного размера, содержания и сложности. С одной стороны, ключом к успеху выступало обеспечение единого и последовательного формата, системы документации и инструментов. С другой стороны, методология должна была позволять адаптироваться и масштабироваться. Модель «один размер подходит всем» не может быть использована. Данное обстоятельство как нельзя лучше показывает, что как сама методология проектного управления, так и функции и организационная роль проектного офиса являются адаптивными феноменами, которые должны быть согласованы со стратегическими целями ПОО и ее программой развития, параметрами

ее проектов и их окружения. Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы не уйти в сторону от стратегических целей развития организации и решения ключевых задач современного образования.

Таким образом, изучив тематические источники, проанализировав опыт функционирования проектных офисов в ПОО Челябинской области, можно констатировать, что система управления проектами — мощное средство и метод решения самых разнообразных образовательных задач, а проектный офис — одно из наиболее продуктивных средств реализации проектной методологии управления. Нельзя однозначно советовать те или иные методы управления проектами или создания проектного офиса. Методы — это детали конструктора, и задача менеджера (руководителя) собрать из деталей систему, которая подойдет именно для этой организации, именно здесь и сейчас.

Библиографический список

1. Кокшаров, А. Р. Анализ состояния проектного управления в реалиях российского бизнеса / А. Р. Кокшаров // Российское предпринимательство. — 2019. — Т. 20. — № 1. — С. 71-86.

2. ГОСТ Р 58305-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Система менеджмента проектной деятельности. Проектный офис // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт].—2021. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200161839 (дата обращения: 28.10.2021).

3. Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBOK). — URL: https://biconsult.ru/files/datavault/PMBOK-6th-Edition-Ru.pdf (дата обращения: 19.10.2021).

4. Управление проектами : учеб. пособие / сост. Н. М. Цыцарова ; Ульян. гос. тех. ун-т. — Ульяновск : УлГТУ, 2021. — 105 с. — ISBN 978-5-9795-2085-8. — URL: http://venec.ulstu.ru/lib/ disk/2021/21.pdf (дата обращения: 28.10.2021).

5. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. — Москва : НОРМА М., 2001. — 488 с. — ISBN 5-89123-162-Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Организация инновационной деятельности: от проекта до реализации. Проектный офис как инструмент оптимизации образовательного процесса // Челябинский институт развития профессионального образования : [офиц. сайт]. — 2021. — URL: http://chirpo. ru/novosti-instituta/1281-26-oktyabrya-2021-goda-v-gbu-dpo-chirpo-sostoyalsya-oblastnoj-postoyanno-dejstvuyushhij-nauchno-prakticheskij-seminar-%C2%ABorganizacziya-innovaczionnoj-deyatelnosti-ot-proekta-do-realizaczii%C2%BB#cut (дата обращения: 02.11.2021).

7. Проектный офис в структуре деятельности Магнитогорского педагогического колледжа. — URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWme XnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ% 3D%3D%3A%2F%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D 0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&name=%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0% BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&nosw=1 (дата обращения: 02.11.2021).

8. Проектный офис как инструмент оптимизации управления образовательной средой ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова». — URL: https://docs.yandex. ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaR chJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%90%D0 %BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20 %D0%A1.%D0%9A..pptx&name=%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B 2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%D0%9A..pptx (дата обращения: 04.11.2021).

9. Функционирование проектного офиса для реализации проектов развития в ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-pub lic%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpU nCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D

0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%A1..pptx&name=%D0%94%D1 %83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B00/o200/oD0%9E.%D0%A1.. pptx&nosw=1 (дата обращения: 04.11.2021).

10. Султанов, И. А. Организация офиса управления проектами / И. А. Султанов // Projectimo : [сайт]. — 2021. — URL: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-ofis.html (дата обращения: 07.10.2021).

11. Функционирование проектных офисов // Центр проектного менеджмента : [сайт]. — 2021. — URL: https://pm.center/upload/iMock/a4d/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4 %D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%200/oD00/oBF0/oD0%BE%D1% 81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D 0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0 %B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD0/oD10/o8B%D1%85%20 %D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf (дата обращения: 07.10.2021).

For citation: Suikova, O. A. Project office as a tool for the implementation of project-oriented management in a professional educational organization / O. A. Suikova // Innovative development of vocational education. — 2021. — .№ 4 (32). — P. 77-84.

project office as a tool for the implementation of project-oriented management in a professional educational organization

O. A. Suikova

The article presents the results of a study conducted by the Center for Comparative Pedagogy and Innovation of the Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development on the issue of updating the project-oriented management methodology by professional educational organizations of the Chelyabinsk region, in particular, the work of the project office. The concept of a project office and some practical aspects of its creation and functioning are considered. An overview of the forms and main functions of the project office as an element of the corporate project management system is made. The existing types of its organization are shown, as well as the main stages of work on the creation of a project office in an educational organization. The results of studying the practical experience of creating and functioning of project offices in individual professional educational organizations of the Chelyabinsk region are presented, which showed that project offices, being a unique phenomenon for each individual organization taken, solve their own set of tasks, have different responsibilities, occupy a different place in the structure of the organization, have their internal schemes of work.

Key words: project management, project office, project office organization, project office functions, project office forms, corporate project management system.

References

1. Koksharov A. R. Analiz sostojanija proektnogo upravlenija v realijah rossijskogo bizne-sa [Analysis of the state of project management in the realities of Russian business], Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2019, Vol. 20, no. 1, pp. 71-86. (In Russian)

2. GOST R 58305-2018. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Sistema menedzhmenta proektnoj dejatel'nosti. Proektnyj ofis. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumen-tov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/1200161839 (accessed: 28.10.2021). (In Russian)

3. Rukovodstvo k svodu znanij po upravleniju proektom (Rukovodstvo PMBOK), available at: https://biconsult.ru/files/datavault/PMBOK-6th-Edition-Ru.pdf (accessed: 19.10.2021). (In Russian)

4. Upravlenie proektami: uchebnoe posobie [Project Management: Tutorial]. Ed. N. M. Cycaro-va . Ul'yanovsk, UlGTU, 2021, 105 p., ISBN 978-5-9795-2085-8, available at: http://venec.ulstu.ru/lib/ disk/2021/21.pdf (accessed: 28.10.2021). (In Russian)

5. Sociologicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Sociological encyclopedic dictionary]. Ed. G. V. Osipov. Moscow, NORMA M., 2001, 488 p., ISBN 5-89123-162-H. (In Russian)

6. Organizacija innovacionnoj dejatel'nosti: ot proekta do realizacii. Proektnyj ofis kak instrument op-timizacii obrazovatel'nogo processa. Cheljabinskij institut razvitija professional'nogo obrazovanija, 2021, available at: http://chirpo.ru/novosti-instituta/1281-26-oktyabrya-2021-goda-v-gbu-dpo-chirpo-sostoyal-sya-oblastnoj-postoyanno-dejstvuyushhij-nauchno-prakticheskij-seminar-%C2%ABorganizacziya-inno-vaczionnoj-deyatelnosti-ot-proekta-do-realizaczii%C2%BB#cut (accessed: 02.11.2021). (In Russian)

7. Proektnyj ofis v strukture dejatel'nosti Magnitogorskogo pedagogicheskogo kolledzha, available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvl qoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D% 3D%3A%2F%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&name=%D0%9B%D0%B5%D1%83%D1%88%D0%BA% D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%AE..pptx&nosw=1 (accessed: 02.11.2021). (In Russian)

8. Proektnyj ofis kak instrument optimizacii upravlenija obrazovatel'noj sredoj GBPOU «Kopejskij politehnicheskij kolledzh im. S. V. Hohrjakova», available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdA ONpUnCZipxMrZMrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0% B5%D0% BB%D0%BE%D0%B2% D1 %81 %D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%D0%9A..ppt x&name=%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA% D0%B0%D1%8F%20%D0%A1.%D0%9A..pptx (accessed: 04.11.2021). (In Russian)

9. Funkcionirovanie proektnogo ofisa dlja realizacii proektov razvitija v GBPOU «Cheljabinskij professional'nyj kolledzh», available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2 F%2F5qFulMCx4N2FWmeXnvlqoGsVpkmGW9zvOwwnaRchJ7czugWCMJspdAONpUnCZipxMrZ MrpRHvcl9PkWNPWglZQ%3D%3D%3A%2F%D0%94%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0 %B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%A1..pptx&name=%D0%94%D1%83%D0%B 1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E.%D0%A1..pptx&nosw=1 (accessed: 04.11.2021). (In Russian)

10. Sultanov I. A. Organizacija ofisa upravlenija proektami [Organization of the project management office]. Projectimo, 2021, available at: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/proektnyj-ofls. html (accessed: 07.10.2021). (In Russian)

11. Funkcionirovanie proektnyh ofisov. Centr proektnogo menedzhmenta, 2021, available at: https://pm.center/upload/iblock/a4d/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D 1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE %D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0 %BE%D0%BD%D0%B8%D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20 %D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf (accessed: 07.10.2021). (In Russian)

Суйкова Ольга Александровна, начальник центра сравнительной педагогики и инноваций ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: soa@chirpo.ru

Suikova Olga Aleksandrovna, Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: soa@chirpo.ru

Сведения для цитирования: Федорова, Е. М. К вопросу о средствах профессиональной адаптации молодых педагогов / Е. М. Федорова, И. В. Веретенникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 84-90.

УДК 371 ББК 74.04

к вопросу о средствах профессиональной адаптации

молодых педагогов

Е. М. Федорова, И. В. Веретенникова

В статье рассматриваются вопросы адаптации начинающих педагогов в образовательной среде профессиональной образовательной организации. Выделены проблемы адаптации молодых педагогов. Как одно из средств адаптации показано опосредованное влияние участия лидеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.