Научная статья на тему 'Проектный метод в преподавании русского языка как иностранного в российском педагогическом вузе: к проблеме формирования открытого образовательного пространства'

Проектный метод в преподавании русского языка как иностранного в российском педагогическом вузе: к проблеме формирования открытого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
68
19
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Каслова А. А., Шебалов Р. Ю.

В статье обосновываются преимущества проектного метода обучения русскому языку как иностранному, поскольку этот метод способствует повышению мотивации к изучению, реализации личностного подхода к обучению и созданию ситуации «погружения» в проблему.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Каслова А.А., Шебалов Р.Ю.,

METHOD OF PROJECTS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY: TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF OPEN EDUCATIONAL SPACE

The advantages of the method of projects in teaching Russian as a foreign language are proved in the article, as this method stimulates motivation, it realizes person-oriented approach and creates situation of “immersion” into the problem.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проектный метод в преподавании русского языка как иностранного в российском педагогическом вузе: к проблеме формирования открытого образовательного пространства»

УДК 372.881.161.1

ББК Ч-48-951.6 ГСНТИ 16.31.51 КОД ВАК 10.02.19, 13.00.02

Каслова А.А., Шебалов Р.Ю.

Екатеринбург, Россия

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В РОССИЙСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ:

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье обосновываются преимущества проектного метода обучения русскому языку как иностранному, поскольку этот метод способствует повышению мотивации к изучению, реализации личностного подхода к обучению и созданию ситуации «погружения» в проблему.

Ключевые слова: методические приемы, технологии обучения, метод проектов.

Kaslova A.A., Shebalov R.Y.

Ekaterinburg, Russia

METHOD OF PROJECTS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN RUSSIAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY: TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF OPEN EDUCATIONAL SPACE

Abstract. The advantages of the method of projects in teaching Russian as a foreign language are proved in the article, as this method stimulates motivation, it realizes person-oriented approach and creates situation of “immersion ” into the problem.

Key words: method, technologies of teaching, method ofprojects.

Развитие международного сотрудничества и стратегического партнерства стран-членов ШОС на современном этапе все сильнее определяет необходимость расширения транснациональных контактов между гражданскими институтами этих государств. В этом смысле основная роль по формированию меж-культурного взаимодействия между странами отводится их национальным системам образования. Стремление к созданию единого образовательного пространства - один из основополагающих факторов дальнейшего усиления интеграционных процессов на евразийской территории.

Русский язык как одно из официальных средств коммуникации государств-членов ШОС является мощным средством организации и управления информационными потоками между этими странами, средством формирования адекватного представления иностранцев о специфике культуры и национального менталитета россиян. Именно поэтому обучение русскому языку должно решить не только проблему понимания представителями стран ШОС друг друга и адекватной (культурносообразной) интерпретации значимых смыслов, но и стать стратегической задачей расширения коммуникативной среды, в рамках которой реализуются многочисленные контакты между этими странами.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Обширный репертуар методических приемов и технологий обучения русскому языку как иностранному позволяет добиться решения этих задач разными способами, однако, учитывая необходимость моделирования процесса «непосредственного включения» обучающихся в ситуацию межкультурного диалога, целесообразно выделить метод проектов как один из ведущих. Данный метод, как известно, «предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути» [Полат 1995: 25].

Проектный метод позволяет добиться не только повышения мотивации к изучению нового материала, реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, но и смоделировать ситуацию «погружения» в проблему, что особенно важно при обучении национальному языку как неродному. В этом случае обучаемые находят тот или иной вариант ее решения, исходя из собственного, актуального для них на данном этапе изучения языка, лингвокультурного опыта, что может стать мощным стимулом как для обобщения этого опыта и его систематизации в сознании обучаемого, так и для поиска новой информации по проектной проблеме и соответственно обогащения опыта силами уже самого студента. Таким образом, метод проектов становится способом «расширения сознания» обучаемого, когда знакомство с новой для него социо- и национально-культурной ре-

альностью происходит в ходе проблематизации определенных аспектов пребывания внутри этой реальности.

Особую значимость при изучении неродного языка данный метод приобретает еще и в силу специфики самого материала, т.к. язык с его множественностью форм, значений и вариантов интерпретации смыслов является своеобразным «эквивалентом» нелинейного характера окружающей действительности, в которой не существует готовых ответов на заранее сформулированные вопросы.

В то же время проектный метод предоставляет возможность освоить в неродном языке (и соответственно неродной культуре) те семантические доминанты, которые обычно остаются за рамками традиционного вузовского курса, - национально-культурные стереотипы, социально значимые константы отношения к действительности и/или поведения. Так, например, традиционные представления о русских как гостеприимных, хлебосольных хозяевах могут быть восприняты неоднозначно представителями культур, для которых такое бытовое поведение не характерно. Изучение материала о традиционной культуре русских национальных праздников, имеющих языческую и/или христианскую основу, может оказаться «результативным» для уровня официально-деловой коммуникации, однако вряд ли такая информация будет полезной в случае непосредственного неформального общения представителей различных культур. Соответственно реализация проекта по моделированию ситуации организации и проведения «типового» русского праздника (Новый год, Масленица, 9 Мая и др.) в ходе изучения темы «Праздники в России» поможет иностранным студентам не только преодолеть культурный барьер, но и интериоризировать культурную информацию, составляющую их основу.

Реализация метода проектов в преподавании русского языка как иностранного предполагает создание в вузе социокультурной обучающей среды, важными параметрами которой, в частности, являются: наличие научных традиций в области методики преподавания языков, институциализированных в виде научных школ, научно-методических исследований в соответствующей области; регулярное проведение научных и научнопрактических конференций, семинаров по проблемам обучения иностранным языкам; международные контакты, связанные с обучением зарубежных студентов, а также стажировками ведущих преподавателей вуза за границей; установка преподава-

тельского и административного корпуса вуза на понимание значимости реализации образовательного процесса в вузе в его полноте (сосредоточенность не только на передаче знаний, формированию профессионально значимых умений и навыков, но и на воспитании «культурно сообразной» личности). Данные параметры как нельзя лучше соответствуют основным критериям открытого образовательного пространства, характерным для современных педагогических вузов России.

Модернизация высшего профессионального образования в нашей стране связана, в том числе, и с изменением отношения всех заинтересованных сторон (общества, государства, бизнес-сообщества, зарубежных партнеров и др.) к результатам образовательного процесса. На первый план вышла необходимость подготовки специалиста, способного не только к эксплуатации суммы переданных ему знаний, но и к поиску новой информации, самостоятельной ее обработке и интерпретации и продуцированию идей, имеющих перспективу практического применения. Эта цель может быть, в частности, достигнута через организацию обучения в вузе по принципу инновационной деятельности, развитие у обучаемых соответствующих компетенций и расширение международных образовательных контактов.

Последовательное внедрение проектного метода в практику преподавания русского языка как иностранного позволяет расширить количество информационных образовательных каналов и предоставляет возможность гибкого управления ими, исходя из требований современной социокультурной и геополитической ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Полат Е.С. Как рождается проект. - М., 1995.

© Каслова А.А., Шебалов Р.Ю., 2009